В настоящее время для обозначения совокупности международно-правовых принципов и норм, определяющих законы и обычаи ведения войны ее сторонами и защиту жертв войны, чаще остальных используется понятие «международное гуманитарное право».
В отечественной и зарубежной литературе существуют различные точки зрения относительно определения международного гуманитарного права, однако одна из авторитетных формулировок понятия дана сотрудниками Международного комитета Красного Креста (МККК). Они трактуют международное гуманитарное право как установленные договорами или обычаем международные нормы, специально предназначенные для решения гуманитарных проблем, которые являются непосредственным результатом конфликтов международного или немеждународного характера, и которые, по гуманитарным соображениям, ограничивают право воюющих сторон использовать методы и средства ведения военных действий по своему выбору и защищают лиц и имущество, которые затронуты или могут быть затронуты конфликтом.
При этом международное гуманитарное право, в частности, основные международно-правовые акты - Женевские конвенции 1949 г. (общие ст. 2 и 3) и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. (ст. 1), признают две категории вооруженных конфликтов - вооруженные конфликты международного характера и вооруженные конфликты немеждународного характера.
Как отмечает Х.-П. Гассер, ориентиром разграничения между ними выступает государственная граница: война между двумя и более государствами считается международным вооруженным конфликтом, а вооруженные столкновения на территории одного государства являются немеждународными (внутренними) вооруженными конфликтами (обычно известные как гражданские войны).
В соответствии с общей ст. 2 Женевских конвенций 1949 г. положения, касающиеся вооруженных конфликтов, носящих международный характер, применяются при условии объявленной войны или иного вооруженного конфликта, который происходит между двумя или несколькими государствами, даже если одна из сторон отрицает состояние войны, а также при условии оккупации всей либо части территории государства.
Сфера применения права вооруженных конфликтов международного характера не ограничивается межгосударственными конфликтами. П. 1 ст. 4 Дополнительного протокола I уточняет, что к ситуациям, которые имеются в виду в общей ст. 2 Женевских конвенций 1949 г., относят также вооруженные конфликты, в которых народы в осуществление своего права на самоопределение ведут борьбу против колониального господства, расистских режимов и иностранной оккупации, то есть вооруженные конфликты, не имеющие международного характера и считавшиеся таковыми до 1977 г.
В свою очередь, Дополнительный протокол II (п. 1 ст. 1) сферой своего применения признает такие немеждународные вооруженные конфликты, при которых на территории государства друг другу противостоят правительство и организованные вооруженные группы, контролирующие часть территории.
При этом Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. (пп. «f» п. 2 ст. 8) применяется к тем немеждународным вооруженным конфликтам, при которых на протяжении длительного времени правительство ведет борьбу с организованными вооруженными группами или такие группы воюют друг с другом.
Общая ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. сферу своего применения толкует намного шире, подразумевая любой немеждународный вооруженный конфликт.
Из вышесказанного следует, что вооруженные конфликты немеждународного характера - это те конфликты, в которых, по крайней мере, одна из участвующих сторон не представляет правительство, а в каждом конкретном случае военные действия происходят либо между правительственными силами и одной или более вооруженными группировками, либо исключительно между такими группировками.
Итак, определение характера вооруженного конфликта - международный или немеждународный - носит важное значение для выявления норм, подлежащих применению в условиях того или иного вида вооруженного конфликта, определения статуса покровительствуемых лиц и установления эффективного правового режима их защиты. Однако, по мнению некоторых ученых, такое различие сводит на нет гуманитарную цель международного гуманитарного права в большинстве случаев вооруженных конфликтов.
Речь, в частности, о констатации наличия в международном гуманитарном праве вооруженных конфликтов «смешанной» природы (mixed conflicts), которые не укладываются в стандартные категории конфликтов, устанавливаемых гуманитарным правом, и которые практически полностью вытеснили из международных отношений вооруженные конфликты международного характера. Такие конфликты будучи по характеру внутригосударственными, в результате вмешательства иностранной стороны приобретают черты, характерные для вооруженных конфликтов международного характера. В доктрине международного права такие конфликты принято называть «интернационализированными». Некоторые ученые используют термины «интернационализированный внутренний вооруженный конфликт», «интернационализированная гражданская война».
Важно отметить, что ни Женевские конвенции 1949 г., ни Дополнительные протоколы к ним 1977 г., ни другие международно-правовые акты не содержат определения интернационализированного вооруженного конфликта, а в доктрине международного права нет однозначного толкования данного понятия.
Так, Д. Г. Стюарт считает, что термином «интернационализированный вооруженный конфликт» обозначаются вооруженные действия внутри страны, принимающие международный характер.
П. Бритс определяет интернационализированные вооруженные конфликты как конфликты, которые могли начаться как внутренние, но по причине вмешательства третьего государства или масштабности и распространенности самих конфликтов, стали конфликтами, выходящими за рамки внутренних вооруженных конфликтов.
По мнению Х.-П. Гассера, интернационализированный немеждународный вооруженный конфликт - это гражданская война, характеризующаяся вмешательством вооруженных сил иностранной державы.
Наиболее емкое толкование интернационализированного вооруженного конфликта дает С. В. Бухмин, который обозначает его как военные действия между организованными группами, которые происходят на территории какого-либо государства, при участии в конфликте вооруженных сил третьей иностранной стороны.
Итак, вооруженное вмешательство способно интернационализировать внутренний вооруженный конфликт, придав ему характер международного. Ключевым термином здесь является именно «международный характер», поскольку очевидно, что интернационализированный вооруженный конфликт, не являясь международным вооруженным конфликтом по смыслу международного гуманитарного права, носит международный характер. Иными словами, именно «международный характер» расширяет интернационализированный конфликт за рамки внутригосударственного.
Интернационализация вооруженного конфликта неразрывно связана с вопросом определения обстоятельств, способных привести к такой интернационализации. Пути, по которым немеждународные вооруженные конфликты интернационализируются, весьма разнообразны.
Обычно выделяют формальные и фактические обстоятельства, которые приводят к интернационализации конфликта. И если с определением формальных обстоятельств не возникает больших сложностей (как правило, интернационализация сопровождается признанием состояния войны или отделения от государства части его территории), то фактические обстоятельства многочисленны и часто непросты. Выделим некоторые из них.
Наиболее распространенным фактическим обстоятельством, приводящим к интернационализации вооруженного конфликта, является вмешательство государства или группы государств в немеждународный вооруженный конфликт. Другое обстоятельство, приводящее к интернационализации вооруженного конфликта, может характеризоваться вмешательством отдельных международных организаций (НАТО, ООН и другие). Среди прочих обстоятельств интернационализации называется также фактически происшедшее отделение части территории государства. Выделяют и другие обстоятельства, которые, однако, носят спорный характер.
Поскольку ни Женевские конвенции 1949 г., ни Дополнительные протоколы 1977 г. не содержат специальных положений, касающихся интернационализированных вооруженных конфликтов, правовая квалификация подобных конфликтов вынуждена опираться преимущественно на практику государств и решениях судебных органов.
Например, Д. Шиндлер исходит из того, что при интернационализированном вооруженном конфликте необходимо проводить различие между его международными и немеждународными компонентами: в зависимости от того, кто является сторонами конфликта, право, которое применяется в таких ситуациях, будет разным. Так, межгосударственные отношения должны регулироваться нормами международного вооруженного конфликта, в то время как другие сценарии подлежат регулированию нормами немеждународного вооруженного конфликта.
Всего Д. Шиндлер описывает четыре категории правоотношений, возникающих между участниками интернационализированных вооруженных конфликтов.
Так, немеждународный характер носят две категории правоотношений, то есть правоотношения между повстанцами и действующим правительством и правоотношения между повстанцами и иностранным государством, которое оказывает помощь действующему правительству. Две других категории правоотношений имеют международный характер. Это касается вооруженного конфликта между действующим правительством и государством, которое вмешивается в конфликт в интересах повстанцев, и вооруженного конфликта между двумя государствами, которые вмешиваются в конфликт в поддержку разных сторон гражданской войны.
При этом Д. Шиндлер отмечает, что недостаток такой фрагментарной концепции применения международного гуманитарного права в том, что применяются различные нормы в зависимости от того, какая из сторон вооруженного конфликта участвует в нем.
Х.-П. Гассер, сетуя на то, что до сих пор право не дополнено специальными нормами, которые учитывали бы интернационализированные вооруженные конфликты, говорит о том, что приходиться довольствоваться соображениями целесообразности, согласно которым нужно применять нормы, подходящие к каждому типу взаимоотношений между находящимися в конфликте сторонами (выделяя при этом такие же категории взаимоотношений, что и Д. Шиндлер).
По мнению Х.-П. Гассера, подробно правовая позиция выглядит следующим образом:
- в отношениях между правительством и повстанцами применяются ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. и положения Дополнительного протоколаП;
- в отношениях между правительством и третьим государством, вмешивающимся вконфликт на стороне повстанцев, применяется право международных вооруженных конфликтов;
- в отношениях между государством, которое вмешивается в конфликт на стороне правительства, и повстанцами применяются ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. и положения Дополнительного протокола II;
- в отношениях между государствами, которые вмешиваются в конфликт по разные стороны, должно соблюдаться право международных вооруженных конфликтов.
К такому же фрагментарному применению международного гуманитарного права пришел Международный Суд ООН по делу «О военной и военизированной деятельности в Никарагуа и против Никарагуа», где недвусмысленно было признано, что конфликт между США и Никарагуа был международным, и применяться в этом случае соответственно должно право международных конфликтов, но в то же время конфликт носил внутренний характер между силами «контрас» и правительством Никарагуа, где применимо право немеждународных конфликтов, то есть общая ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительный протокол II (п. 219).
Аналогичным образом Международный трибунал по бывшей Югославии в решении по делу Кордича и Черкеза (п. 320) счел, что международный характер вооруженного конфликта, разворачивающегося на одной части территории государства, не обязательно влечет за собой интернационализацию внутреннего конфликта, имеющего место в другой части его территории. Соответственно и право, применимое к этим ситуациям, - различно.
Однако, по мнению С. Вите, в результате применения такого дифференцированного подхода возникают некоторые практические проблемы. Например, при вооруженном конфликте, где существует союз иностранных правительственных сил и повстанцев, он задается следующими вопросами:
- Какой статус следует предоставить гражданским лицам, которые захвачены иностранными силами, а затем переданы местной группировке?
- Должны ли применяться по отношению к таким лицам соответствующие нормы Женевской конвенции IV или же нормы права немеждународных вооруженных конфликтов?
- Должны ли применяться различные своды норм в зависимости от того, были ли эти лица арестованы иностранными силами или же непосредственно местной группировкой?
В свете таких трудностей многие ученые высказываются в пользу адаптации международного гуманитарного права для применения к немеждународным вооруженным конфликтам с иностранным вмешательством, требуя, чтобы нормы международного вооруженного конфликта применялись ко всем случаям, когда иностранное государство предпринимает действия в пользу одной из сторон в конфликте.
Данный подход заслуживает внимания. Э. Давид считает это приемлемым, поскольку начиная с того момента, когда иностранное вмешательство достигает уровня, способного оказывать решающее влияние на продолжение конфликта, разграничение международного и немеждународного конфликта становится искусственным.
Хотя такой «глобальный» подход является положительным как с практической, так и с гуманитарной точки зрения, он находится в противоречии с тем обстоятельством, что международное сообщество отклонило предложение МККК о принятии в Дополнительном протоколе I четкого положения о применении международного гуманитарного права во всем объеме в случае немеждународного вооруженного конфликта с вмешательством иностранных войск, а также с тем, что в судебной практике принято склоняться к фрагментарному применению международного гуманитарного права.
Тем не менее, «глобальный» подход к применению международного гуманитарного права в интернационализированных вооруженных конфликтах является полностью оправданным, поскольку возникающие в интернационализированных конфликтах проблемы схожи по своему характеру с проблемами, возникающими в ходе международных вооруженных конфликтов. В этой связи представляется необходимым дальнейшие усилия по кодификации норм, направленных на применимость всего международного гуманитарного права к интернационализированным вооруженным конфликтам.
Резюмируя, необходимо сказать, что фрагментарный или «смешанный» подход к применению международного гуманитарного права в интернационализированных вооруженных конфликтах теоретически приемлем, однако на практике трудно реализуем. При этом «глобальный» подход видится эффективным с практической точки зрения, но юридически пока никак не оформлен.
НИКОЛАЕВ Андрей Михайлович
доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов
АЛТУХОВ Алексей Владимирович
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов.