В настоящее время сирийское государство стремится выстроить эффективную систему центрального и местного управления, в сложных для страны условиях найти оптимальную модель организации государственной власти.
На этом пути встречается ряд трудностей и препятствий, которые не позволяют реализовать управленческие концепции и ввести в действие все правовые институты и нормы, обеспечивающие функционирование местной власти. Пока не накоплен успешный опыт организации власти на местах, не проанализировано влияние реформы 2011 г. на изменение взаимоотношений представителей государства и местного управления.
Система местной администрации, под управлением которой находится все население Сирии, строится в соответствии с принципами народовластия и децентрализации власти. Основы территориальной организация страны установлены в ст. 130 Конституции: «Сирия состоит из административных единиц, а закон устанавливает их количество, границы, полномочия и степень, в которой они могут пользоваться статусом юридического лица, финансовой и административной независимостью». Статья 131 Сирийской Конституции 2012 г. регулирует отношения между административными единицами и центральной властью, определяет полномочия местных советов, их финансовые доходы и расходы, виды контроля над их работой.
В соответствии с Конституцией Сирии принят Закон № 107 2011 г. «О местной администрации», реализация которого привела к серьезным преобразованиям местного управления.
Во-первых, курс на содействие децентрализации видоизменил избирательную систему. Председателей и депутатов местных советов стали избирать на всех уровнях.
Во-вторых, в административных единицах значительно сократились сроки прохождения административных процедур за счет расширения компетенции местных администраций и передачи им полномочий министерств, ведомств и государственных учреждений, а также создания центров обслуживания граждан.
В-третьих, закон привел к совершенствованию институциональной структуры местного управления. Создан Высший совет по делам местной администрации, образованы четыре уровня административных единиц, имеющих статус юридического лица (провинция - город - муниципалитет - поселок), учреждены новые должности, такие как генеральный секретарь провинции, менеджер города и муниципалитета..
В-четвертых, улучшилось пополнение бюджетов советов местной администрации за счет таких мероприятий, как реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие административной единицы, посещение музеев, археологических и исторических памятников, инвестиций в горнодобывающую промышленность и разработку карьеров, а также создания Кредитного банка административных единиц.
В-пятых, был усилен государственный контроль, осуществляемый председателями советов, губернаторами и министрами, а также общественный контроль граждан, социальных общественных организаций и медиа-структур.
Наряду с этим по прошествии семи лет действия Закона выявились его недостатки, а также препятствия и трудности практической реализации ряда его положений.
Во-первых, не преодолены сложности, связанные подбором кадров местной администрации.
В Законе не говорится ни о каких иных требованиях к кандидату на должность депутата местного совета, кроме гражданства Сирии, возраста двадцати трех лет и владения арабским языком. Работать в местной администрации может гражданин Сирии, не имеющий специального образования. В результате на всех уровнях местного управления много депутатов и служащих, которые не обладают необходимыми навыками, способствующими грамотному осуществлению возложенных на них задач и внесению необходимых предложений для завершения проектов, требующих профессиональных знаний высокого уровня.
Кроме того, работники местной администрации не всегда имеют возможность получить полную информацию о реализуемых проектах из-за нехватки ресурсов, необходимых осуществления полномочий органов той или иной административной единицы.
В связи с этим следовало бы разработать и внедрить эффективную программу обучения административных сотрудников, которая позволит подготовить кадры, обладающие всеми необходимыми навыками для совершенствования деятельности местных администраций и осуществления интеграционных проектов. Наряду с этим необходимо предусмотреть требования к уровню образования депутатов местных советов. По нашему мнению, кандидат в депутаты должен иметь высшее образование..
Во-вторых, очевидны трудности с финансированием местной администрации. Большинство административных единиц (особенно муниципалитеты и поселки) не в состоянии самостоятельно осуществлять свои проекты и вынуждены полагаться на субсидии центрального правительства, которые обычно сопровождаются инструкциями по конкретным объектам расходов. Это связано с тем, что министр по делам местной администрации только 3 % от общей суммы текущих государственных доходов, полученных за финансовый год, распределяет между бюджетами городов, муниципалитетов и поселков[8], действуя при этом по своему усмотрению. Например, в пограничных городах большая часть средств, полученных от эксплуатации портов, аэропортов и т.д., идет в казначейство, лишь небольшая часть средств остается городам, и еще меньшая их часть передается советам городов.
По нашему мнению, для улучшения финансового состояния муниципалитетов и поселков нужно создать условия, позволяющие реализовать инвестиционные проекты местных общин, и тем самым уменьшить государственные расходы на местные нужды.
Необходимо наделить органы местной администрации правом распоряжаться местным бюджетом по собственному усмотрению, что позволит быстрее и эффективнее решить задачи, стоящие перед регионом. Конечно, отказаться от субсидий органам местной администрации не удастся и в этом случае, но тогда можно будет направлять их на решение первостепенных для провинции задач.
Вместе с предоставлением новых полномочий местным органам необходимо сохранить и даже усилить контроль над местной администрацией со стороны центральной власти. Это станет гарантией и обязательным условием сохранения государственной целостности.
В-третьих, пока не решены проблемы взаимоотношения центральных и местных органов власти. Отсутствует координация между представителями разных ведомств и министерств, действующих в административно-территориальных единицах, а также между представителями центральной власти и советами местной администрации.
Это приводит к сбоям в развитии инфраструктуры (например, при строительстве новых дорог (международных или внутренних), затягиваются сроки реализации проектов, увеличиваются бюджетные расходы.
Каждый из территориальных органов центрального правительства, действующих на местах, имеет свой план работы, непосредственно связанный и согласованный с министерствами и бизнес-операторами. Так, сначала Министерство строительства сочтет, что нужно создавать сеть водопроводов, после этого Министерство транспорта займется ремонтом дорог, затем Министерство телекоммуникации начинает расширять телефонные сети. Несогласованное проведение реконструкций различного рода приводит к крупным затратам денежных средств, но не всегда желаемым результатам. Органы местной администрации не имеют полномочий по координации и взаимодействию с территориальными органами центрального правительства. Все это ведет к ухудшению качества работы, препятствуя интеграции.
В соответствии с Законом 2011 г. должно было произойти объединение власти на местах в руках местной администрации. Однако фактически центральные органы до сих пор контролируют все проекты в регионах. Чтобы реализовать положения Закона, необходимо сосредоточить решение и координацию вопросов территориального управления в руках губернатора, так как он является высшим должностным лицом провинции и представителем всех министерств.
В-четвертых, требуют уточнения вопросы центрального контроля над действиями местных органов власти, осуществляемого губернатором, министром и Министерством местной администрации, а также Высшим советом по местной администрации.
В настоящее время центральные органы, в том числе специальные комиссии Министерства местной администрации, вмешиваются в решение даже частных вопросов на местах, таких как определение количества этажей в городских заданиях. Хотя центральный контроль является неотъемлемым элементом механизма административной децентрализации, он не должен лишать муниципалитеты права на самоуправление. Центральные органы власти должны контролировать лишь законность деятельности местной администрации.
В настоящее время у местных администраций нет права оспаривать в административных судах решения и действия центральных органов. На наш взгляд, это серьезное упущение препятствует обеспечению режима законности на всей территории Сирии. Целесообразным представляется создание специальной палаты по разрешению споров между местной администрацией и центральными органами.
Предлагаем также разработать комплексную программу взаимодействия местной администрации, как с центральной властью, так и с населением, учитывающую актуальную информацию о происходящем на местах.
В-пятых, необходимо применение современных информационных технологий для упрощения различных административных процедур, например, введение оплат услуг ЖКХ через интернет.
Таким образом, отмечая положительные изменения в организации местной власти на местах, мы обращаем внимание на необходимость продолжения реформ. Следует подчеркнуть, что местная администрация как публично-правовой феномен должна развиваться постепенно, без резких изменений. По нашему мнению, трансформации должны быть легитимными, институциональными и демократическими, чтобы продолжать играть важнейшую роль в обеспечении устойчивости государственного устройства Сирии. Для этого необходимо совершенствовать законодательное регулирование и создать профессиональный специализированный аппарат местной администрации как части исполнительной власти в Сирии.
АБДУЛКАДЕР Кайс
аспирант кафедры административного и финансового права, ассистент кафедры иностранных языков, тьютор по работе со студентами юридического института Российского университета дружбы народов