Современные территориально-пограничные проблемы в Центральной Азии уходят своими корнями в период становления государственности и государственно-правового размежевания стран в рамках СССР. Невозможно рассматривать их отдельно от их историко-правового становления.
Как справедливо отмечает Плоских «сказывалось влияние сил и факторов, как противоборствовавших, так и способствовавших естественно-историческим устремлениям кыргызского народа. К числу первых относились: великодержавная и унитаристская позиция части советских политических и государственных деятелей центра, прикрытая псевдореволюционной фразеологией; действия шовинистически настроенной части общетуркестанских руководителей, не признававших самостоятельности отдельных малочисленных народов, в том числе и кыргызов; рецидивы трайбализма, групповая борьба за власть среди кыргызских работников».
По каким же объективным и субъективным причинам кыргызский народ, имея почти двухтысячный исторический опыт государственности, долгое время не мог получить признание своей автономности и суверенитета.
Рассмотрим историко-правовое становление границ Кыргызской Республики с союзными республиками. Современные границы Кыргызской Республики с государствами Центральной Азии были установлены на основе нормативных актов СССР о национально-территориальном размежевании в Средней Азии 1924-1927 гг., решения совместной правительственной кыргызско-узбекской комиссии (1955 г.) и решения паритетной кыргызско-таджикской комиссии по земельным вопросам (1958-1959 гг.).
Впервые вопрос об образовании самостоятельной административной кыргызской области в составе Туркестанской АССР был поднят в 1921 г. Насущная необходимость создания автономии доказывалась несколькими аргументами. Во-первых, автономия будет способствовать социально-экономическому и культурному развитию кыргызского народа, так как территория кыргызов была поделена по областям и уездам Туркестанской республики. Во-вторых, предоставление автономии кыргызскому народу завершило бы усиливающееся противостояние между казахскими и кыргызскими группами в системе органов управления Джетисуйской области. В-третьих, предполагалось, что предоставление автономии кыргызскому народу поможет ускорить ликвидации очагов басмаческого движения на юге Кыргызстана.
В качестве верховного органа размежевания Центральной Азии Центральный комитет (ЦК) ВКП(б) определило Среднеазиатское бюро ЦК ВКП(б) или Средазбюро ЦК ВКП(б), активная фаза деятельности которой приходится на период с 19 мая 1922 по 2 октября 1934 гг. В качестве основной задачи бюро«было создание и руководство компартиями Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных советских республик, а после образования в 1924 году Узбекской ССР, Туркменской ССР, Таджикской АССР и Киргизской (Казахской) ССР - партийное и государственное строительство в этих республиках».
28 апреля 1924 г. Постановлением о размежевании региона по национально-территориальному признаку Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б) создаются временные территориальные комиссии (узбекская, туркменская, киргизская, казахская, таджикская).
В соответствии с постановлением ЦК РКП(б) «О национально-территориальном размежевании республик Средней Азии» Среднеазиатское бюро ЦК РКП(б)11 мая 1924 г. считает необходимым произвести размежевание Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик по национально-территориальному признаку и образовать Узбекскую и Туркменскую союзные республики, Таджикскую и Кара-Киргизскую автономные области, включить казахов, населяющих Туркестанскую Республику, в Киргизскую (Казахскую) АССР.
13 июня 1924 г. создается Среднеазиатская комиссия по районированию, которая должна была непосредственно заниматься подготовкой и проведением территориального размежевания новых государственных автономий. Как отмечают Плоских В. М. и другиеосновным фактором того, что при проведении размежевании учитывались интересы, прежде всего, Узбекистана явилось то, что именно в Ташкенте функционировали все представительные органы союзной власти в Средней Азии. Кроме того, союзная власть относилась к разграничению границ «не как к процессу, определяющему дальнейшие судьбы народов, а скорее, как к процессу административно-территориального районирования региона единой страны с целью облегчения политико-экономического управления».
В целом, в основу размежевания были положены справедливые принципы, но они зачастую искажались в угоду «экономической целесообразности» и позволяли принимать конъюнктурные решения.
Так, при применении принципа определения границы по национальному признаку не учитывался кочевой образ жизни кыргызов, которые в зависимости от времени года оказывались то в меньшинстве, то в большинстве. Как справедливо отмечает Ожукеева Т. О. «поскольку киргизы, как кочевой народ сезонно уходил на пастбищные угодья, то за ними в основном закрепились территории летовок, постоянных кочевий, а места их крупных оседлых поселений перешли к узбекам и таджикам». Например, согласно переписи на 1924 г. только в Андижане киргизов насчитывалось почти 60 % от общего числа населения данной области. Исключением являлся город Ош, который, «практически при голосовании в 1 голос удалось удержать в составе Кыргызстана».
В результате колонизаторской политики кокандского и царского режимов, когда та или иная территория кыргызов находилась в пользовании представителей этих режимов, принцип определения границы по признаку фактического пользования то же применялся в ущерб кыргызскому народу.
Принцип недопущения больших чересполосиц, т.е. расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками, а также чересчур кривых линий на границах, а также вкраплений в сопредельные территории использовался однобоко и в ущерб интересам Кыргызстана. Ни одна республика
Центральной Азии, кроме Кыргызстана, не получила в наследство такие кривые линии границ и чужие анклавы внутри, хотя регионы компактного проживания кыргызов имеются и в Узбекистане, и в Таджикистане. На сегодняшний день на территории Кыргызской Республики имеются узбекские анклавы Сох и Шахимардан, а также таджикский анклав Ворух.
Однако больше всего, территориальные интересы кыр- гызов, пострадали из-за принципа экономической целесообразности, когда развитие хлопководства, которым традиционно занимались таджики и узбеки, провозглашалась в качестве приоритетной области развития народного хозяйства.
10 апреля 1925 года киргизская подкомиссия по уточнению границ Комиссии по районированию Кара-киргизской автономной области выносит решение с территориальными претензиями на Бакса-Сибиргеновскую, Исфанейскую, Чап- кулукскую, Ханабадскую волости, так как в этих волостях основным населением являлясь кыргызы.
На часть Кыргын-Тепинской, Кара-Суйской, Чеми- онской, Манякской, Булак-Башинской, Мархаматской волостей, на угольнуюкопь Сулюкты, урочища Уруктая, Бетегелуу-Койташ, Аксай, Каланташ, Джелал-Тюбе, Улар- Ойнор, Кочкор-Ата, Мук-Су - частично по национальному признаку.
По принципу экономической целесообразности - на железнодорожные станции Уч-Курган и Кара-Су, селения - Чимион, Варзык, Вуадиль, Заркент.
Члены комиссии сослались на экономический принцип целесообразности и «оставили в Узбекистане такие исконно кыргызские территориииспользовавшееся как зимние пастбища, как урочищав верховьях реки Анрен Бетегулуу- Койташ и Уруктай. В то же время в пользу Кыргызстана был решен вопрос в отношении урочищ Ак-Сай, Каланташ, Джал-Тюбе, Улар-Ойнор и Кочкор-Ата, которые в ирригационном плане не имели большого значения.
Несмотря на просьбы жителей Ханабадской волости (почти 50 % кыргызов, 36.5 %узбеков и др.) две трети волости были оставлены в Узбекистане из-за водораспределителя Кампыр-Рабатской оросительной системы с двумя важнейшими для хлопководства оросительными каналами: Андижан-Сай и Шаарихан-Сай.
Комиссия также отклонила претензии на части, населенные кыргызами Аимской, Карасуйской, Чимионской, Кургын-Тепинской Джала-Кудукской волостей потому, что «нерационально было бы в верхней части таких важнейших для хлопкового хозяйства Союза оросительных каналов, как Андижан-Сай и Шаарихан-Сай отдавать Кыргызской области «только потому, что кыргызское население этого района исчисляется крупными цифрами - почти 24 789 чел...». За Кыргызстаном была оставлена лишь правобережная часть одной Аимской волости. Во всех остальных волостях выделять кыргызское селения не сочли нужным, чтобы не дробить экономически важнейший хлопковый район».
Таким образом, в состав Кара-Киргизской автономной области из Туркестанской АССР вошли: Пишпекский, Каракольский и Нарынский уезды Джети-Суйской (Семи- реченской) области, а также по десять волостей Андижанского и Наманганского уездов,из Кокандского уезда две волости,целиком Ошский уезд, пять волостей Ферганского уезда и из Аулие-Атинского уезда Сырдарьинской области четырнадцать волостей.
Следует отметить, что в период проведения национально-территориального размежевания республик Центральной Азии образование в октябре 1924 г. КараКиргизской автономной области, а не республики связано было с незавершенностью процесса уточнения границ Кыргызстана и общей численности населения. Главной причиной которого была историческая путаница кыр- гызов и казахов. До 1925 г. киргизов называли кара-киргизами, а казахов кайсак-киргизами. В 1936 г. решением ВЦИК СССР Киргизская АССР была преобразована в Киргизскую ССР.
Закон «О проведении национально-государственного размежевания Туркестанской АССР» был принят 15 сентября 1924 г. третьей Чрезвычайной сессией ЦИК Туркестанской АССР.Согласн Конституции РСФСР такое решение подлежало утверждению сессией ВЦИК. 14 октября 1924года сессия ВЦИК 11-го созыва утверждает его, а11 мая 1925 г. XII Всероссийский съезд Советов принимает специальное постановление, подтвердив «объединение частей территории Туркестана, населенных киргизами, с Киргизской автономной социалистической советской республикой».
17 марта 1925 г. Центральная территориальная комиссия в составе полномочных представителей республик утвердила границы национальных образований в Средней Азии. Однако, Казахская АССР и Киргизская автономная область, в особенности, остались недовольными действиями, предпринятыми Центральной территориальной комиссией.
После утверждения границ между РСФСР и Узбекской ССР, Киргизская автономная область предъявила целый ряд территориальных претензий к Узбекской ССР в определении границ в районах волостей Баски-Себергенской, Чапкулук- ской, Чаткальской, Курган-Тепинской, Аимской, Сохской, Исфаринской и др. Узбекистан, в свою очередь, претендует на часть территории КиргизскогоАО, а именно на южную часть Аимской волости, город Ош и Ошскую волость, а также на Ляйлякскую волость.
Киргизский облисполком выступил против установления границ, которые делили не только пограничные киргизские селения, но и смежные волости, населенные исключительно кыргызами. В то же время, на юге границы Узбекистана выпрямлялись за счет киргизских площадей общего пользования.
Такие протесты не остались без внимания и в 1926 г. под руководством председателя ЦИК СССР Петровского Г. И была назначена новая комиссия.
Комиссия не восприняла претензии Узбекистана на г. Ош и Ошскую волость, мотивируя это тем, что г. Ош - единственный крупный торговый и административныйцентр части Ферганы, отошедший к Киргизской автономной области и исходный пункт гужевых путей в чисто киргизские районы. Ошская же волость неразрывно связана с городом и в большей мере населена киргизами. Таким образом, по мнению комиссии Петровского Г.И. «г. Ош нельзя отделить от Ошской волости, этот город и волость необходимо оставить в составе Киргизской автономной области».
Что касается вопроса об исправлении границы Ошского округа в пределах Ляйлякской, Нойгут-Кып- чакской, Яукенсек-Бостонской волостей в пользу Киргизской автономной области, так как, по мнению киргизских представителей, установленная граница этих волостей шла не по их окраинам, а на 10-15 верст южнее, чемзначительная часть киргизской территории отрезается в пользу Узбекской ССР, то комиссия Петровского Г. И. отказала в их удовлетворении.
Петровский Г. И. указал, что ввиду чересполосного землепользования кочевыми киргизскими поселениями часть киргизов при размежевании неизбежно должна попасть на узбекскую территорию и обратно. Указание на то, что неправильно проведенной границей в юго-западной части Ферганской области, где в сторону Узбекистана отошло около 5 тысяч человек киргизского населения, комиссия считает неверным, «ибо почти вся отрезанная Узбекским ССР территория совершенно необитаема».
По мнению членов комиссии, «...организация какой-то новой комиссии для разрешения этих споров на месте или в центре ничего не может прибавить к делу внесения существа этих споров, так как собранные данные по ним исчерпываются, и при этом комиссия окажется окруженной атмосферой неприязни к ней той из сторон, которая остается неудовлетворенной ее решением».
Таким образом, национально-территориальное размежевание в Центральной Азии, было проведено без объективного учета национального состава населения, исконных территорий народа, мест хозяйствования.
Центральное руководство так и не смогло решить все пограничные проблемы, которые возникли при определении границ новых республик и в мае 1927 г. ЦИК СССР выносит постановление, что до 1930 года ходатайства об изменении границ, определенных при размежевании, приниматься не будут. Это фактически означало, самоустранение центра от решения важнейших проблем административно-территориальных границ республик.
Как пишет Ожукеева Т. «Болезнь загонялась внутрь. Но она постоянно напоминала о себе, что имело отзвук в событиях на границах, поднимались эти вопросы на сессиях, съездах и конференциях. История не простила этой ошибки, и прошлое с удесятеренной силой ударило по потомкам».
Полное и согласованное определение межреспубликанских границ между Кыргызстаном и Узбекистаном было осуществлено совместной паритетной правительственной комиссией в 1955 г., а с Таджикистаном - в 1958-1959 гг.
Следует отметить, что в настоящее время на некоторых участках границы Кыргызстана со странами Центральной Азии бывшей административная граница, разделяющая ныне государства, образовавшаяся после распада СССР в целом ряде случаев несовпадает с линией реально сложившегося разграничения.
АБАКИРОВА Асель Мырзакановна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына
АМАНАЛИЕВ Урмат Олжобекович
доктор юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета КНУ им. Ж. Баласагына
АБАКИРОВ Кайсын Кадырович
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына