Исследование современных тенденций мирового развития позволяет адекватно интерпретировать современную политическую систему мира. Мировая политика нацелена на изучение как государственных, так и негосударственных акторов, функционирующих в рамках глобальной политической арены.
Наряду с государствами-основными субъектами международного права, особую значимость в системе международных отношений приобретают межправительственные организации (МПО). Поскольку МПО создаются государствами на основе международных договоров, то значимость МПО выражается в выполнении государствами общих целей. Как отмечает профессор М.М. Лебедева, МПО являются источником развития международного права через создание правовых норм и процедур взаимодействия на мировой арене. Вместе с тем, МПО как акторы мировой политики существенно оказывают влияние на мировые политические процессы и тренды мирополитического развития.
В качестве основных проблем и аспектов мировой политики общепринято рассматривать вопросы демографии и народонаселения. Следует отметить, что историческое развитие человеческого общества сопровождалось международными конфликтами, проблемами нехватки ресурсов, что существенно изменили условия жизни населения разных стран. В конечном счете, демографическая проблема столкнулась с феноменом миграции.
В соответствии со статистическими данными, начиная с середины ХХ века по сегодняшний день, темпы международной миграции увеличиваются, а резкие скачки миграционных волн могут приобретать характер миграционных кризисов в разных регионах мира. Глобальный вызов обществу в виде европейского миграционного кризиса 2015 года потребовал скорейшего ответа мирового сообщества. Однако миграция в условиях меняющегося мира трансформируется и видоизменяется. Трудовая миграция сменилась масштабными миграциями беженцев. Как отмечает ООН, с конца 2016 года более 65,6 млн человек по всему миру были вынуждены покинуть свои дома в результате конфликтов и преследований. Среди них около 22,5 млн беженцев, более половины которых не достигли 18-летнего возраста. В 2016-2017 гг. эпицентрами миграционных перемещений стали Сирия, Южный Судан, Мьянма и др. В рамках ООН было обсуждено и предпринято ряд важнейших мер в виде резолюций и международных договоров.
Таким образом, мировая политическая система, находящаяся в условиях кризиса при решении миграционных вопросов опирается на межправительственные организации. Межучрежденческая Группа по проблемам глобальной миграции объединяет усилия 14 партнеров (12 учреждений ООН, Всемирного банка и Международной организации по миграции) и содействует применению международных договоров и норм, связанных с миграцией, а также выступает за принятие последовательных и согласованных подходов к международной миграции.
Международная организация по миграции (МОМ), объединяющая на сегодняшний день 180 государств, из них 172 государства-члена и 8 государств-наблюдателей является важнейшим актором в политической системе мира. История становления организации начинается с 1951 года в рамках Временного межправительственного комитета по переселению мигрантов в Европе (ВМКПМЕ), созданного в соответствии с решением Конференции по вопросам миграции в Брюсселе. Поскольку вторая половина ХХ века переживала последствия второй мировой войны и массовые перемещения лиц в западной Европе, организация была призвана помощь правительствам европейских государств упорядочить перемещения граждан. В 80-е года ХХ века организация несколько раз переименовывалась и, в конечном счете, в 1989 году была переименована в Международную организацию по миграции. Основным учредительным документом является Конституция МОМ, в котором обозначены основные цели и функции организации. МОМ осуществляет меры по организационному перемещению мигрантов, занимается организованным перемещением беженцев, оказывает по согласованию с государствами миграционные услуги, обеспечивает форум для государств, международных и других организаций для обмена мнениями и опытом, расширения сотрудничества и координации усилий в области международной миграции.
В соответствии с Конституцией и иными нормативными документами МОМ, выработалась определенная миссия организации, которая выражается в содействии в решении растущих задач по управлению миграцией, в углубленном понимании проблем миграции, поощрении социально-экономического развития посредством миграции, поддерживании человеческого достоинства и благополучия мигрантов. Стратегический фокус МОМ определяется готовностью обеспечивать безопасные, надежные, гибкие и рентабельные услуги для лиц, нуждающихся в международной миграционной помощи; усиливать гуманное и упорядоченное управление миграцией и эффективное соблюдение прав человека мигрантов в соответствии с международным правом; предлагать экспертные консультации, исследования, техническое сотрудничество и оперативную помощь государствам, межправительственным и неправительственным организациям, а также другим заинтересованным сторонам в целях создания национального потенциала и содействия международному, региональному и двустороннему сотрудничеству в вопросах миграции.
Становление и развитие правового сотрудничества Российской Федерации и Международной организации по миграции начинается в конце ХХ века. 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции. В соответствии с соглашением Российская Федерация имеет статус государства-наблюдателя МОМ с 27 мая 1992 года. Сотрудничество предполагает оказание помощи в области миграции, развития и людских ресурсов. В соответствии со ст.ст. 1, 2 деятельность МОМ в России осуществляется через Бюро МОМ в Москве. В числе приоритетных направлений деятельности МОМ в зависимости от наличия финансирования: «прямая помощь переселенцам в процессе переселения и интеграции на новых местах проживания; техническая и экспертная помощь в управлении миграцией и разработке законодательства; совершенствование пограничного и иммиграционного контроля; противодействие торговле людьми, в том числе женщинами и детьми с целью сексуальной эксплуатации; мероприятия по предотвращению незаконной миграции; помощь в добровольном возвращении граждан третьих стран, находящихся в бедственном положении в России; исследовательские программы, направленные на разрешение проблем в области миграции; медицинская помощь мигрантам; реинтеграция собственных граждан и другие программы».
Процесс непрерывной международной миграции не всегда происходит организованно и сопровождается различными правовыми нарушениями. Международно-правовое регулирование миграционных перемещений сопровождается в двух аспектах, с одной стороны, в рамках национального законодательства суверенных государств, с другой стороны - в рамках международного права и международных договоров. Так, в Российской Федерации нормативно-правовая база в области миграции включает основной закон государства Конституцию Российской Федерации, ФЗ РФ от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах», ФЗ РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», ФЗ РФ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ФЗ РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ФЗ РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ФЗ РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ФЗ РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и др. Нормативно-правовая база в области миграции включает также Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Распоряжения Правительства РФ, Приказы министерств и др.
Согласно ст. 15 п. 4 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международ-
Таблица 1.
Международная миграция |
1997 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2014 г. |
2016 г. |
Прибыло в Российскую Федерацию |
597651 |
186380 |
286956 |
356535 |
417681 |
590824 |
575158 |
Выбыло из Российскую Федерацию |
232987 |
54061 |
47013 |
36774 |
122751 |
310496 |
313210 |
ные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В соответствии с вышеизложенным, правовое регулирование миграции осуществляется в рамках международной нормативно-правовой базы, которая включает Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенцию МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г., Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигран- тов и членов их семей 1990 г. и др.
Количественная характеристика международной миграции в Российской Федерации в период с 1997 г. по 2016 г. представлена в Таблице 1.
Статистические данные демонстрируют, что с 1997 г. по 2006 г. число прибывших мигрантов в РФ постепенно уменьшалось, но начиная с 2007 г. по 2016 г. число прибывших мигрантов существенно увеличилось. Число выбывших из РФ за период с 1997 г по 2011 г. уменьшалось в разы, а число выбывших с 2012 г. по 2016 г. значительно выросло. Сравнивая 1997 г. и 2016 г., можно сделать вывод, что число прибывших в РФ держится примерно на одинаковой отметке, что невозможно сказать о числе выбывших из РФ за 1997 г. и 2016 г.
В числе основных проблем рассматривается нелегальная трудовая миграция, которая в России насчитывает от 8 до 10 млн человек. В соответствии с отчетом Международной организации по миграции «World Migration Report 2018», количество мигрантов в 2015 году на территории Российской Федерации насчитывалось 11,6 млн человек из которых около 5 млн человек прибыли из Центральной Азии. По оценке экспертов на территории Российской Федерации постоянно более 90 суток находятся 3,4 млн человек, не оформивших документы для законного пребывания в стране, из которых 81,4% - граждане государств-участников СНГ. Разработка решений осуществляется в рамках национального законодательства и через программы Международной организации по миграции.
За последние десятилетия были разработаны проекты и программы в рамках технического сотрудничества в области управления миграцией и укрепления потенциала. Реализованы проекты и программы: «Поддержка соглашений о ре- адмиссии, заключенных Европейским Союзом с Молдовой, Россией и Украиной. Вопросы добровольного возвращения и реинтеграции (SIREADA)», «Совершенствование системы управления обустройством пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации», «Дальнейшее развитие механизма реадмиссии в Российской Федерации», «Содействие Правительству Российской Федерации в укреплении административного потенциала и законодательной базы в рамках реализации Соглашений о реадмиссии». В целях предотвращения и противодействия торговле людьми в Российской Федерации, реализованы проекты «Борьба с торговлей людьми в Российской Федерации», «Предотвращение торговли людьми в Российской Федерации».
Учитывая социально-экономические показатели демографической ситуации, в рамках миграционной политики, опираясь на опыт развитых государств, осуществляется программа по привлечению высококвалифицированных специалистов. В их числе, подписанное в 2017 году Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Стороны подписали двухсторонний договор «желая обеспечить защиту прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации».
В области трудовой миграции реализованы проекты «Региональная программа в области миграции», «Региональная программа в области трудовой миграции в центральной Азии и России», «Трудовая миграция в Центральной Азии и Российской Федерации и исследования, проводимые МОМ в области трудовой миграции». Осуществляется сотрудничество в области здравоохранения, в частности МОМ и ее офис в Москве оказывают техническую поддержку в организации медицинских обследований с целью оценки здоровья мигрантов в профильных учреждениях в соответствии с визовыми требованиями страны въезда.
Таким образом, международно-правовое сотрудничество Российской Федерации и Международной организации по миграции осуществляется в рамках проектов и программ, нацеленных на решение вопросов международной миграции. Безусловно, остаются нерешенные задачи, появляются новые проблемы, поскольку ускоряются темпы общемировых процессов. Правовое регулирование миграционных процессов акторами мировой политики способствует расширению и усложнению системы международных отношений.
МИНИГУЛОВА Ильмира Рафисовна
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета