Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Международно-правовое сотрудничество российской федерации и международной организации по миграции: историко-правовой анализ

Исследование современных тенденций мирового раз­вития позволяет адекватно интерпретировать современную политическую систему мира. Мировая политика нацелена на изучение как государственных, так и негосударственных акторов, функционирующих в рамках глобальной политиче­ской арены.

Наряду с государствами-основными субъектами международного права, особую значимость в системе между­народных отношений приобретают межправительственные организации (МПО). Поскольку МПО создаются государ­ствами на основе международных договоров, то значимость МПО выражается в выполнении государствами общих це­лей. Как отмечает профессор М.М. Лебедева, МПО являются источником развития международного права через создание правовых норм и процедур взаимодействия на мировой аре­не. Вместе с тем, МПО как акторы мировой политики суще­ственно оказывают влияние на мировые политические про­цессы и тренды мирополитического развития.

В качестве основных проблем и аспектов мировой по­литики общепринято рассматривать вопросы демографии и народонаселения. Следует отметить, что историческое развитие человеческого общества сопровождалось между­народными конфликтами, проблемами нехватки ресурсов, что существенно изменили условия жизни населения разных стран. В конечном счете, демографическая проблема стол­кнулась с феноменом миграции.

В соответствии со статистическими данными, начиная с середины ХХ века по сегодняшний день, темпы междуна­родной миграции увеличиваются, а резкие скачки мигра­ционных волн могут приобретать характер миграционных кризисов в разных регионах мира. Глобальный вызов обще­ству в виде европейского миграционного кризиса 2015 года потребовал скорейшего ответа мирового сообщества. Однако миграция в условиях меняющегося мира трансформируется и видоизменяется. Трудовая миграция сменилась масштаб­ными миграциями беженцев. Как отмечает ООН, с конца 2016 года более 65,6 млн человек по всему миру были вынуж­дены покинуть свои дома в результате конфликтов и пре­следований. Среди них около 22,5 млн беженцев, более по­ловины которых не достигли 18-летнего возраста. В 2016-2017 гг. эпицентрами миграционных перемещений стали Сирия, Южный Судан, Мьянма и др. В рамках ООН было обсужде­но и предпринято ряд важнейших мер в виде резолюций и международных договоров.

Таким образом, мировая политическая система, нахо­дящаяся в условиях кризиса при решении миграционных вопросов опирается на межправительственные организа­ции. Межучрежденческая Группа по проблемам глобальной миграции объединяет усилия 14 партнеров (12 учреждений ООН, Всемирного банка и Международной организации по миграции) и содействует применению международных до­говоров и норм, связанных с миграцией, а также выступает за принятие последовательных и согласованных подходов к международной миграции.

Международная организация по миграции (МОМ), объединяющая на сегодняшний день 180 государств, из них 172 государства-члена и 8 государств-наблюдателей является важнейшим актором в политической системе мира. История становления организации начинается с 1951 года в рамках Временного межправительственного комитета по переселе­нию мигрантов в Европе (ВМКПМЕ), созданного в соответ­ствии с решением Конференции по вопросам миграции в Брюсселе. Поскольку вторая половина ХХ века переживала последствия второй мировой войны и массовые перемеще­ния лиц в западной Европе, организация была призвана по­мощь правительствам европейских государств упорядочить перемещения граждан. В 80-е года ХХ века организация не­сколько раз переименовывалась и, в конечном счете, в 1989 году была переименована в Международную организацию по миграции. Основным учредительным документом явля­ется Конституция МОМ, в котором обозначены основные цели и функции организации. МОМ осуществляет меры по организационному перемещению мигрантов, занимает­ся организованным перемещением беженцев, оказывает по согласованию с государствами миграционные услуги, обе­спечивает форум для государств, международных и других организаций для обмена мнениями и опытом, расширения сотрудничества и координации усилий в области междуна­родной миграции.

В соответствии с Конституцией и иными нормативны­ми документами МОМ, выработалась определенная миссия организации, которая выражается в содействии в решении растущих задач по управлению миграцией, в углубленном понимании проблем миграции, поощрении социально-эко­номического развития посредством миграции, поддержива­нии человеческого достоинства и благополучия мигрантов. Стратегический фокус МОМ определяется готовностью обе­спечивать безопасные, надежные, гибкие и рентабельные услуги для лиц, нуждающихся в международной миграци­онной помощи; усиливать гуманное и упорядоченное управ­ление миграцией и эффективное соблюдение прав человека мигрантов в соответствии с международным правом; пред­лагать экспертные консультации, исследования, техническое сотрудничество и оперативную помощь государствам, меж­правительственным и неправительственным организациям, а также другим заинтересованным сторонам в целях созда­ния национального потенциала и содействия международ­ному, региональному и двустороннему сотрудничеству в во­просах миграции.

Становление и развитие правового сотрудничества Рос­сийской Федерации и Международной организации по ми­грации начинается в конце ХХ века. 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Правитель­ством Российской Федерации и Международной организа­цией по миграции. В соответствии с соглашением Россий­ская Федерация имеет статус государства-наблюдателя МОМ с 27 мая 1992 года. Сотрудничество предполагает оказание помощи в области миграции, развития и людских ресурсов. В соответствии со ст.ст. 1, 2 деятельность МОМ в России осу­ществляется через Бюро МОМ в Москве. В числе приори­тетных направлений деятельности МОМ в зависимости от наличия финансирования: «прямая помощь переселенцам в процессе переселения и интеграции на новых местах про­живания; техническая и экспертная помощь в управлении миграцией и разработке законодательства; совершенство­вание пограничного и иммиграционного контроля; про­тиводействие торговле людьми, в том числе женщинами и детьми с целью сексуальной эксплуатации; мероприятия по предотвращению незаконной миграции; помощь в добро­вольном возвращении граждан третьих стран, находящихся в бедственном положении в России; исследовательские про­граммы, направленные на разрешение проблем в области миграции; медицинская помощь мигрантам; реинтеграция собственных граждан и другие программы».

Процесс непрерывной международной миграции не всегда происходит организованно и сопровождается различ­ными правовыми нарушениями. Международно-правовое регулирование миграционных перемещений сопровождает­ся в двух аспектах, с одной стороны, в рамках национального законодательства суверенных государств, с другой стороны - в рамках международного права и международных догово­ров. Так, в Российской Федерации нормативно-правовая база в области миграции включает основной закон государства Конституцию Российской Федерации, ФЗ РФ от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах», ФЗ РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вы­нужденных переселенцах», ФЗ РФ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Россий­скую Федерацию», ФЗ РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О граждан­стве Российской Федерации», ФЗ РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ФЗ РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ФЗ РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Россий­ской Федерации» и др. Нормативно-правовая база в области миграции включает также Указы Президента РФ, Постанов­ления Правительства РФ, Распоряжения Правительства РФ, Приказы министерств и др.

Согласно ст. 15 п. 4 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международ-

Таблица 1.

Международная миграция

1997 г.

2006 г.

2007 г.

2011 г.

2012 г.

2014 г.

2016 г.

Прибыло в Российскую Федерацию

597651

186380

286956

356535

417681

590824

575158

Выбыло из Российскую Федерацию

232987

54061

47013

36774

122751

310496

313210

ные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным догово­ром Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила между­народного договора». В соответствии с вышеизложенным, правовое регулирование миграции осуществляется в рамках международной нормативно-правовой базы, которая вклю­чает Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Между­народный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенцию МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г., Междуна­родную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигран- тов и членов их семей 1990 г. и др.

Количественная характеристика международной ми­грации в Российской Федерации в период с 1997 г. по 2016 г. представлена в Таблице 1.

Статистические данные демонстрируют, что с 1997 г. по 2006 г. число прибывших мигрантов в РФ постепенно умень­шалось, но начиная с 2007 г. по 2016 г. число прибывших ми­грантов существенно увеличилось. Число выбывших из РФ за период с 1997 г по 2011 г. уменьшалось в разы, а число выбыв­ших с 2012 г. по 2016 г. значительно выросло. Сравнивая 1997 г. и 2016 г., можно сделать вывод, что число прибывших в РФ держится примерно на одинаковой отметке, что невозможно сказать о числе выбывших из РФ за 1997 г. и 2016 г.

В числе основных проблем рассматривается нелегаль­ная трудовая миграция, которая в России насчитывает от 8 до 10 млн человек. В соответствии с отчетом Международной организации по миграции «World Migration Report 2018», ко­личество мигрантов в 2015 году на территории Российской Федерации насчитывалось 11,6 млн человек из которых около 5 млн человек прибыли из Центральной Азии. По оценке экспертов на территории Российской Федерации постоянно более 90 суток находятся 3,4 млн человек, не оформивших документы для законного пребывания в стране, из которых 81,4% - граждане государств-участников СНГ. Разработка решений осуществляется в рамках национального законода­тельства и через программы Международной организации по миграции.

За последние десятилетия были разработаны проекты и программы в рамках технического сотрудничества в области управления миграцией и укрепления потенциала. Реализо­ваны проекты и программы: «Поддержка соглашений о ре- адмиссии, заключенных Европейским Союзом с Молдовой, Россией и Украиной. Вопросы добровольного возвращения и реинтеграции (SIREADA)», «Совершенствование системы управления обустройством пунктов пропуска через государ­ственную границу Российской Федерации», «Дальнейшее развитие механизма реадмиссии в Российской Федерации», «Содействие Правительству Российской Федерации в укре­плении административного потенциала и законодательной базы в рамках реализации Соглашений о реадмиссии». В це­лях предотвращения и противодействия торговле людьми в Российской Федерации, реализованы проекты «Борьба с тор­говлей людьми в Российской Федерации», «Предотвращение торговли людьми в Российской Федерации».

Учитывая социально-экономические показатели демо­графической ситуации, в рамках миграционной политики, опираясь на опыт развитых государств, осуществляется про­грамма по привлечению высококвалифицированных специ­алистов. В их числе, подписанное в 2017 году Соглашение между Правительством Российской Федерации и Прави­тельством Республики Узбекистан об организованном на­боре и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на терри­тории Российской Федерации. Стороны подписали двухсто­ронний договор «желая обеспечить защиту прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, осуществляющих вре­менную трудовую деятельность на территории Российской Федерации».

В области трудовой миграции реализованы проекты «Региональная программа в области миграции», «Региональ­ная программа в области трудовой миграции в центральной Азии и России», «Трудовая миграция в Центральной Азии и Российской Федерации и исследования, проводимые МОМ в области трудовой миграции». Осуществляется сотрудниче­ство в области здравоохранения, в частности МОМ и ее офис в Москве оказывают техническую поддержку в организации ме­дицинских обследований с целью оценки здоровья мигрантов в профильных учреждениях в соответствии с визовыми требо­ваниями страны въезда.

Таким образом, международно-правовое сотрудниче­ство Российской Федерации и Международной организации по миграции осуществляется в рамках проектов и программ, нацеленных на решение вопросов международной мигра­ции. Безусловно, остаются нерешенные задачи, появляются новые проблемы, поскольку ускоряются темпы общемиро­вых процессов. Правовое регулирование миграционных про­цессов акторами мировой политики способствует расшире­нию и усложнению системы международных отношений.

МИНИГУЛОВА Ильмира Рафисовна
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях