С 80-х годов прошлого столетия в международном праве в области прав человека наблюдается устойчивая тенденция к фрагментации существующих правовых режимов. Связано это, прежде всего, с обособлением групп и категорий населения, нуждающихся в дополнительных мерах по обеспечению соблюдения их прав человека — в так называемой позитивной или компенсирующей дискриминации.
Примеров тому масса. Так, в отношении женщин, детей, инвалидов и трудящихся-мигрантов на универсальном уровне созданы отдельные правовые режимы, оформленные юридически обязывающими инструментами. Позитивная дискриминация применяется к жертвам пыток и насильственных исчезновений[2]. Юридически необязательными правовыми нормами оформлено особое положение национальных, этнических и религиозных меньшинств, коренных народов, лиц, групп и органов общества, занимающихся защитой общепризнанных прав человека и основных свобод и т.д.
Рядом прав, которыми «фокусные» категории наделяются посредством имплементации указанных выше инструментов, остальные лица пользоваться не могут. В отдельных случаях это продиктовано объективной реальностью (хрестоматийный пример — закрепленное в законодательстве ряда стран право на бесплатное родовспоможение, которым могут воспользоваться исключительно женщины), тогда как в других обстоятельствах позитивная дискриминация тех или иных категорий лиц едва ли представляется обоснованной.
Один из таких спорных дискурсов — вопрос о дополнительных гарантиях прав крестьян и лиц, работающих в сельских районах. Сторонники таких гарантий объясняют свою позицию тем, что крестьяне — ключ к продовольственной безопасности, борьбе с изменением климата и сохранению биологического разнообразия. Вместе с тем их права систематически нарушаются, они подвергаются множественным формам дискриминации, 80% людей, которые страдают от голода и крайней нищеты, живут в сельских районах, и большинство их — крестьяне. Крестьянские хозяйства разоряются, самих крестьян при попытке защитить их права сгоняют с земель или убивают, их доступ к средствам правовой защиты дискриминационно ограничен.
В качестве аргументов также используются ссылки на отсутствие равенства мужчин и женщин в крестьянских сообществах, высокий уровень насилия в отношении женщин и девочек, вредные и опасные условия труда и даже «особый риск», которому подвергаются работающие с крестьянами правозащитники.
Точку зрения о том, что крестьяне и лица, работающие в сельских районах, заслуживают отдельного преференциального режима в международном праве, разделяет немалое число государств, прежде всего, глобального Юга. Большинство же стран Запада выступает против их выделения в особую уязвимую группу и наделения на этом основании новыми правами. Пожалуй, наиболее концентрированно и жестко высказались на эту тему представители США: «...мы не согласны с предложением о том, что эти категории лиц заслуживают особого отношения в рамках международного правозащитного канона». Другие аргументы: попытки выделить крестьян в особую категорию приведут к дискриминации не-крестьян, будут способствовать дальнейшей фрагментации права в области прав человека и размыванию краеугольного принципа равенства всех в правах.
Надо сказать, что до 2010-х гг. вопрос прав крестьян отдельно на ооновских правозащитных площадках не рассматривался. Появлению его в повестке дня Совета ООН по правам человека (СПЧ) способствовала долгая лоббистская работа крупных неправительственных организаций, а также экспертных кругов, выступающих за выделение крестьян и лиц, работающих в сельских районах, в особую категорию.
Из документов, принятых в «негосударственном» формате и повлиявших на обсуждение в СПЧ стоит, прежде всего, отметить Декларацию по правам крестьян — женщин и мужчин, принятую на проведенной в Джакарте в июне 2008 года сетевой НПО «La Via Campesina» Международной конференцией по правам крестьян.
Своего рода катализатором начала работы в СПЧ над проблематикой прав крестьян стал финансовый и продовольственный кризис 2008-2009 гг. В докладе о дискриминации в контексте права на питание, подготовленном в соответствии с принятой Советом в 2009 г. резолюцией «Право на питание», Консультативный комитет СПЧ констатировал, что крестьяне-фермеры, мелкие землевладельцы, безземельные работники, а также люди, живущие рыболовством, охотой и собирательством, больше всего страдают от этой формы дискриминации. В следующем докладе Комитет рекомендовал создать новую специальную процедуру в целях улучшения положения с поощрением и защитой прав крестьян и других лиц, работающих в сельских районах, и разработать новых международный документ по правам человека применительно к правам этой группы лиц. В этом документе (предварительный проект которого был также представлен) Комитет призвал признать в отношении крестьян права, закрепленные в существующих международных документах, а также новые права, такие как права на землю, семенной фонд и средства производства.
Несмотря на то, что СПЧ, строго говоря, не запрашивал именно этого исследования, инициатива Консультативного комитета была положительно оценена и получила свое развитие. Межрегиональная группа государств во главе с Боливией внесла в Совете проект резолюции с предложением учредить межправительственную рабочую группу открытого состава, которой было бы поручено согласовать, доработать и представить СПЧ проект декларации ООН о правах крестьян и других лиц, работающих в сельских районах, на основе текста, представленного Консультативным комитетом.
Уже на этом этапе стало ясно, что инициатива не пользуется всеобщей поддержкой. Наиболее яркое тому свидетельство — голосование по боливийскому проекту. «За» высказались Ангола, Бангладеш, Бенин, Буркина-Фасо, Гватемала, Джибути, Индия, Индонезия, Камерун, Китай, Конго, Коста-Рика, Куба, Кыргызстан, Малайзия, Перу, Россия, Таиланд, Филиппины, Уганда, Уругвай, Чили и Эквадор. Против выступили Австрия, Бельгия, Венгрия, Испания, Италия, Польша, Румыния, США и Чехия. Воздержались Ботсвана, Иордания, Катар, Кувейт, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мальдивы, Мексика, Молдова, Нигерия, Норвегия, Саудовская Аравия, Сенегал и Швейцария.
В ходе долгих межправительственных консультаций по проекту декларации разброс в позициях подтвердился. США сразу отмежевались от работы над текстом; отрицательную позицию занял и Евросоюз, на протяжении всего процесса отказывавшийся признавать провозглашаемые в проекте права. После пяти формальных сессий группы и нескольких раундов неформальных переговоров текст проекта декларации был «закрыт» и передан в СПЧ.
Своей резолюцией 39/12 от 26 сентября 2018 года16 СПЧ принял декларацию и рекомендовал Генеральной Ассамблее ООН поступить так же. Примечательно, что поддержка у этой инициативы стала существенно выше. «За» проголосовали 33 страны (все - развивающиеся государства), «против» - Австралия, Венгрия и Великобритания, воздержались Бельгия, Бразилия, Германия, Грузия, Исландия, Испания, Республика Корея, Словакия, Словения, Хорватия и Япония. Примечательно, что делегация Украины, обычно строго следующая в кильватере позиции западных стран, на этот раз проголосовала «за».
До конца 2018 года документ будет рассмотрен в Генеральной Ассамблее ООН и, по предположениям автора, принят комфортным большинством голосов.
Структура и основная суть проекта в той или иной степени перекликаются с Декларацией ООН о правах коренных народов. В нем переподтверждаются закрепленные в других международных документах права в применении к крестьянам и лицам, работающим в сельских районах, провозглашается ряд новых прав, устанавливаются условия и модальности их реализации и констатируются соответствующие обязательства государств.
Не комментируя подробно по существу, равно как и с точки зрения соответствия нормам международного права, отдельные статьи проекта, кратко перечислим основные его положения.
К крестьянам отнесены любые лица, которые занимаются или имеют намерение заниматься в индивидуальном порядке, совместно с другими или в рамках общины малыми формами сельскохозяйственного производства для удовлетворения собственных нужд и/или продажи продуктов на рынке, в значительной степени, но не обязательно целиком полагаются на трудовой вклад членов семьи или домохозяйства и на другие формы безденежной организации труда, особо зависят от земли и поддерживают с землей особую связь. Кроме того, декларация «применима к любому лицу, занимающемуся сельскими ремеслами и другими малыми формами сельского хозяйства, животноводством, скотоводством, рыболовством, лесоводством, охотой или собирательством и ремесленными промыслами, имеющими отношение к сельскому хозяйству, или подобной деятельностью в сельских районах, находящимся на иждивении членам семьи крестьян, представителям коренных народов, работающих на земле, общинам, занимающимся отгонным животноводством, общинам кочевников и полукочевников, безземельным лицам, а также к лицам наемного труда, включая всех трудящихся-мигрантов, независимо от их правового статуса, и к сезонным работникам, занятым на плантациях, сельскохозяйственных фермах, в лесном хозяйстве, аквакультуре и на агропромышленных предприятиях».
В отношении крестьян перечислены основные права, закрепленные в той или иной форме в существующих юридически обязывающих инструментах: на жизнь, свободу от рабства и пыток, на признание правосубъектности, гражданские свободы, труд и т. д.
Из новых прав провозглашаются: право на доступ к природным ресурсам и их использование, на избрание собственного пути и способов реализации права на развитие, на участие в мирных действиях против нарушений прав человека и основных свобод, на защиту от воздействия токсических или вредных веществ, на продовольственный суверенитет, средства производства, землю и другие природные ресурсы, посевной материал, биоразнообразие и т. д.
Кроме того, в проекте признается принцип недискриминационного применения провозглашаемых прав, а также, в ряде случаев, особый порядок их осуществления представителями отдельных групп: женщинами, детьми и пр..
Несмотря на то, что предлагаемая декларация по своей правовой природе априори не является юридически обязательным документом, каждое «право» сопровождается подробным перечислением обязанностей государств по его осуществлению. Кроме того, в текст включены общие обязанности государств, а также ООН и других международных организации.
Вопрос взаимоотношения прав крестьян и развития затрагивается в нескольких параграфах проекта. Так, в преамбуле признается вклад крестьян в обеспечение права на достаточное питание и продовольственную безопасность, которое «имеет основополагающее значение для достижения согласованных на международном уровне целей в области развития, включая Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.». Подтверждается и комментируется право на развитие. Наиболее же значимые положения проекта относятся к «обязательствам» государств — последние призываются обеспечить, чтобы соответствующее международное сотрудничество, включая международные программы развития, было инклюзивным, доступным и уместным для крестьян и других лиц, работающих в сельских районах, предоставлять техпомощь в области развития, осуществлять различные отраслевые программы и стратегии в этой сфере в интересах крестьян и с учетом таковых и т.д.
Даже простое перечисление новых прав, попытка закрепить которые сделана в проекте декларации, позволяет со стопроцентной уверенностью говорить о том, что этот документ не получит широкого консенсуса ни в Совете ООН по правам человека, ни в Генеральной Ассамблее. Кроме того, большинство государств, которые поддержат этот текст, прогнозируемо не смогут обеспечить выполнение добровольных обязательств, которые они берут на себя, признавая данную декларацию. Другими словами, шансов стать авторитетным международным стандартом у данного документа немного.
Что же касается существующих правовых режимов, попытку приспособить которые к весьма специфической категории «крестьян и лиц, работающих в сельских районах» сделали авторы проекта декларации, то, по мнению автора, в подавляющем большинстве случаев в подобной адаптации необходимости нет. Существующие нормы международного права вполне применимы к крестьянам на недискриминационной основе.
Суммируя изложенное выше, вполне можно констатировать, что с правовой точки зрения «добавленная стоимость» проекта декларации невысока.
Аналогичная ситуация наблюдается и с точки зрения обеспечения устойчивого развития. Подавляющее большинство имеющих отношение к делу призывов к государствам, содержащихся в проекте декларации, в том или ином варианте зафиксированы в решениях профильных международных конференций и органов ООН, прежде всего, в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Следует учесть и то, что декларация предсказуемо будет приниматься голосованием, что снизит ее политическую значимость, в т.ч. в сравнении с упомянутыми выше документами.
На основании изложенного можно сделать однозначный вывод: на данный момент разработка новых международных стандартов в области прав крестьян и устойчивого развития представляется очевидно излишней. Вместе с тем встает вопрос: почему же большинство государств — членов СПЧ поддержало эту инициативу?
Ответ лежит на поверхности. Неравенство в развитии, последствия колониализма и экспансионистской политики западных стран в «третьем мире», природные факторы, дискриминационные условия в международной торговле, произвол крупных корпораций, политическое давление, шантаж и т.д. не позволяют государствам обеспечить десяткам миллионов крестьян и лиц, работающих в сельских районах, достойные условия жизни и все права человека. Действенных механизмов преодоления этого неравенства тоже не существует. В такой ситуации остается лишь апеллировать к ООН и к ее правозащитному измерению, но и этот путь — тупиковый.
ГОЛЬТЯЕВ Алексей Олегович
кандидат юридических наук, Старший советник Постоянного представительства Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве