Для недавнего времени было характерно резкое сокращение количества авиационных пассажирских перевозок, что стало следствием широкомасштабного финансового кризиса. Однако, как отмечает Международная организация гражданской авиации рынок авиаперевозок в 2017 году восстанавливает свое прежнее функционирование. При этом тенденция роста находится на высоком уровне, что является определенным успехом.
На основании пункта 1 статьи 786 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и пункта 1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ) на основании договора перевозки пассажира у перевозчика появляется обязанность по перевозки пассажира до необходимого пункта назначения. Существенным условием договора авиаперевозки пассажира является непосредственный срок доставки в пункт назначения, который устанавливается воздушными перевозчиками. Однако хоть данное условие существует, тем не менее, Федеральные авиационные правила дают возможность перевозчику осуществлять задержку рейса, а иногда и вовсе отменять, перевозчик может поменять тип воздушного судна или изменить маршрут, единственно, что все это должно быть обосновано заботой о безопасности пассажиров, то есть забота о безопасности дает существенные условия изменения условий перевозки для авиаперевозчиков. Помимо этого, инициатором таких изменений могут выступать государственные органы, обладающие такой компетенцией. В сложившейся в течение последних десятилетий международной системе авиаперевозок существенное место занимает перевозка грузов. По сравнению с другими распространёнными способами их транспортировки – посредством железных, автомобильных дорог, речного, морского транспорта – международные авиаперевозки грузов являются самыми молодыми, авиаперевозки грузов из Москвы осуществляет авиадоставку любых грузов по России. Авиаперевозки грузов осуществляется по прямым агентским договорам с авиакомпаниями Аэрофлот, S7, Уральские авиалинии, Red Wings, Smartavia, Utair (мы официальные агенты по продажам грузовых авиаперевозок перечисленных выше авиакомпаниях).
Вместе с тем, статья 792 ГК РФ устанавливает, что перевозчик обязан доставить пассажира, багаж в пункт назначения в сроки, определяемые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. В контексте рассматриваемой статьи прослеживается некое противоречие тому обстоятельству, что срок является существенным условием в договоре воздушной перевозки пассажиров. Следовательно, срок доставки пассажиров подлежит более детальной конкретизации. В этих условиях видится целесообразным избавление от измерения времени понятием разумный срок в содержании статьи 792 ГК РФ.
Важно сказать о том, что непосредственное регулирование условий заключения исследуемых договоров установлено в Воздушном Кодексе. Важным фактом является обязанность авиакомпаний устанавливать правила осуществления воздушной перевозки пассажиров, данные правила обычно публикуются авиакомпаниями на сайтах и часто дублируются на стендах в аэропортах, расположенных рядом с кассами. В данных правилах нет четких гарантий по осуществлению всех пассажиров в четко оговорённые сроки.
Часто можно столкнуться с ситуацией, при которой нарушается время вылета пассажиров, но при этом данное время и не является гарантированным со стороны самого договора, связано это с тем, что оно может меняться из-за необходимости обеспечения безопасности и различных действий по ее обеспечению.
Однако для оценки данных условий можно обратиться к нормам Закона РФ от 07. 02. 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», где в статье 16 указано: «условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными»[. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что при заключении договоров авиаперевозки пассажиров происходит ущемление их прав, так как для пассажиров не гарантируются любые сведения из билетов, время отправления, время перевозки, время прилета, все может быть изменено авиакомпаниями. По нашему мнению, наличие данного пробела в законодательстве по срокам исполнения договора выступает в качестве существенного недостатка при осуществлении регулирования исследуемых отношений, а также оно может быть использовано авиаперевозчиками для совершения различного рода злоупотреблений в данной сфере.
Все это говорит о необходимости недопущения ограничения прав потребителей - пассажиров, а в целях этого предлагается дать следующую редакцию абзацу пятому части 1 статьи 103 ВК РФ: «Срок доставки пассажира и багажа является существенным условием договора и определяется в авиабилете на основании утвержденного в установленном порядке расписания рейсов перевозчика. Время отправки пассажира и багажа может быть перенесено, но не более чем на 3 часа»[3]. По нашему мнению данное дополнение существенно облегчит график маршрута пассажиров, при их последующем движении иным видом транспорта.
Кроме этого, возникновение некоторых проблем происходит при задержке отправления самого транспортного средства или в случаях его опоздания в пункт назначения. В данном случае перевозчиком должен быть уплачен пассажиру штраф. В этой связи, прослеживается некоторое несоответствие между статьей 795 ГК РФ и статье 120 ВК РФ, заключаемое в факте того, что в отличие от ГК РФ, ВК РФ определяет штрафные санкции только в случаях просрочки доставки пассажиров, багажа и груза в пункт назначения.
Анализ действующего законодательства в сфере авиаперевозок позволяет сделать вывод, что на современном этапе требуется модернизация актов, содержащих нормы регулирования рассматриваемых отношений, в частности, в четкой проработке нуждаются вопросы ответственности участников договора воздушной перевозки за нарушение тех или иных его условий. По нашему мнению, что восполнение данного пробела необходимо осуществлять с отсылкой к пункту 5 статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей». На основании этой статьи закона сумма неустойки должна быть ограничена непосредственной стоимостью авиабилета. При этом сам расчет необходимо осуществлять за каждый час просрочки, непосредственно с того момента, когда данная услуга должна была быть полностью исполнена. Примечательно то обстоятельство, что данное правило находит свое отражение, в частности, при выполнении авиаперевозок на территории США. При таких условиях, за каждый час просрочки вылета авиакомпания уплачивает компенсацию, не превышающую стоимость билета более чем в 2 раза.
Думается, применительно к российской действительности подобная система на данном этапе неприемлема в силу ряда причин.
Оперируя ст. 22 ГК РФ в отношении договора перевозки, не допускается никакое соглашение об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика. В соответствии со ст. 123 ВК РФ за авиакомпанией закреплено право повысить свой предел ответственности при заключении соглашения с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями. Однако с таким положением в корне нельзя согласиться, поскольку данная норма предполагается чисто гипотетически. Указанная норма, возможно, может найти свое отражение лишь при достаточно сильной конкуренции на рынке авиаперевозок.
Таким образом, в качестве итога указанным выше положениям, подчеркнем, что для достижения эффективного правового регулирования отношений, возникающих из договора воздушной перевозки пассажиров, необходимо устранение вышеуказанных противоречий путем модернизации соответствующих актов, регламентирующих рассматриваемые проблемные вопросы. Особенно это актуально в важности сфере авиаперевозок пассажиров, так как развитие авиаперелетов существенно повышает комфорт и скорость передвижения пассажиров, способствует их мобильности. Но авиатранспорт связан с рядом минусов, устранение которых возможно с помощью модернизации нормативного регулирования и совершенствования в данной сфере.
ВЕРДИЕВА Джамиля Абидовна
студентка 4 курса Юридического института Дагестанского государственного университета
САЛИХОВА Сабина Маратовна
студентка 4 курса Юридического института Дагестанского государственного университета