Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Проблемы правового регулирования договора международной воздушной перевозки пассажиров

Для недавнего времени было характерно резкое сокра­щение количества авиационных пассажирских перевозок, что стало следствием широкомасштабного финансового кризиса. Однако, как отмечает Международная организация гражданской авиации рынок авиаперевозок в 2017 году вос­станавливает свое прежнее функционирование. При этом тенденция роста находится на высоком уровне, что является определенным успехом.

На основании пункта 1 статьи 786 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и пункта 1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ) на основании договора перевозки пассажира у перевоз­чика появляется обязанность по перевозки пассажира до не­обходимого пункта назначения. Существенным условием до­говора авиаперевозки пассажира является непосредственный срок доставки в пункт назначения, который устанавливается воздушными перевозчиками. Однако хоть данное условие су­ществует, тем не менее, Федеральные авиационные правила дают возможность перевозчику осуществлять задержку рей­са, а иногда и вовсе отменять, перевозчик может поменять тип воздушного судна или изменить маршрут, единственно, что все это должно быть обосновано заботой о безопасности пассажиров, то есть забота о безопасности дает существен­ные условия изменения условий перевозки для авиаперевоз­чиков. Помимо этого, инициатором таких изменений могут выступать государственные органы, обладающие такой ком­петенцией. В сложившейся в течение последних десятилетий международной системе авиаперевозок существенное место занимает перевозка грузов. По сравнению с другими распространёнными способами их транспортировки – посредством железных, автомобильных дорог, речного, морского транспорта – международные авиаперевозки грузов являются самыми молодыми, авиаперевозки грузов из Москвы осуществляет авиадоставку любых грузов по России. Авиаперевозки грузов осуществляется по прямым агентским договорам с авиакомпаниями Аэрофлот, S7, Уральские авиалинии, Red Wings, Smartavia, Utair (мы официальные агенты по продажам грузовых авиаперевозок перечисленных выше авиакомпаниях). 

Вместе с тем, статья 792 ГК РФ устанавливает, что пере­возчик обязан доставить пассажира, багаж в пункт назна­чения в сроки, определяемые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии та­ких сроков - в разумный срок. В контексте рассматриваемой статьи прослеживается некое противоречие тому обстоя­тельству, что срок является существенным условием в дого­воре воздушной перевозки пассажиров. Следовательно, срок доставки пассажиров подлежит более детальной конкретиза­ции. В этих условиях видится целесообразным избавление от измерения времени понятием разумный срок в содержании статьи 792 ГК РФ.

Важно сказать о том, что непосредственное регулирова­ние условий заключения исследуемых договоров установле­но в Воздушном Кодексе. Важным фактом является обязан­ность авиакомпаний устанавливать правила осуществления воздушной перевозки пассажиров, данные правила обычно публикуются авиакомпаниями на сайтах и часто дублируют­ся на стендах в аэропортах, расположенных рядом с кассами. В данных правилах нет четких гарантий по осуществлению всех пассажиров в четко оговорённые сроки.

Часто можно столкнуться с ситуацией, при которой нарушается время вылета пассажиров, но при этом данное время и не является гарантированным со стороны самого до­говора, связано это с тем, что оно может меняться из-за необ­ходимости обеспечения безопасности и различных действий по ее обеспечению.

Однако для оценки данных условий можно обратиться к нормам Закона РФ от 07. 02. 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», где в статье 16 указано: «условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с прави­лами установленными законами или иными правовыми ак­тами Российской Федерации в области защиты прав потре­бителей, признаются недействительными»[. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что при заключении договоров авиаперевозки пассажиров происходит ущемление их прав, так как для пассажиров не гарантируются любые сведения из билетов, время отправления, время перевозки, время при­лета, все может быть изменено авиакомпаниями. По наше­му мнению, наличие данного пробела в законодательстве по срокам исполнения договора выступает в качестве суще­ственного недостатка при осуществлении регулирования исследуемых отношений, а также оно может быть использо­вано авиаперевозчиками для совершения различного рода злоупотреблений в данной сфере.

Все это говорит о необходимости недопущения огра­ничения прав потребителей - пассажиров, а в целях этого предлагается дать следующую редакцию абзацу пятому ча­сти 1 статьи 103 ВК РФ: «Срок доставки пассажира и багажа является существенным условием договора и определяется в авиабилете на основании утвержденного в установленном порядке расписания рейсов перевозчика. Время отправки пассажира и багажа может быть перенесено, но не более чем на 3 часа»[3]. По нашему мнению данное дополнение су­щественно облегчит график маршрута пассажиров, при их последующем движении иным видом транспорта.

Кроме этого, возникновение некоторых проблем про­исходит при задержке отправления самого транспортного средства или в случаях его опоздания в пункт назначения. В данном случае перевозчиком должен быть уплачен пасса­жиру штраф. В этой связи, прослеживается некоторое не­соответствие между статьей 795 ГК РФ и статье 120 ВК РФ, заключаемое в факте того, что в отличие от ГК РФ, ВК РФ определяет штрафные санкции только в случаях просрочки доставки пассажиров, багажа и груза в пункт назначения.

Анализ действующего законодательства в сфере авиапе­ревозок позволяет сделать вывод, что на современном этапе требуется модернизация актов, содержащих нормы регули­рования рассматриваемых отношений, в частности, в четкой проработке нуждаются вопросы ответственности участников договора воздушной перевозки за нарушение тех или иных его условий. По нашему мнению, что восполнение данного пробела необходимо осуществлять с отсылкой к пункту 5 ста­тьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей». На основа­нии этой статьи закона сумма неустойки должна быть огра­ничена непосредственной стоимостью авиабилета. При этом сам расчет необходимо осуществлять за каждый час про­срочки, непосредственно с того момента, когда данная услуга должна была быть полностью исполнена. Примечательно то обстоятельство, что данное правило находит свое отражение, в частности, при выполнении авиаперевозок на территории США. При таких условиях, за каждый час просрочки вылета авиакомпания уплачивает компенсацию, не превышающую стоимость билета более чем в 2 раза.

Думается, применительно к российской действительно­сти подобная система на данном этапе неприемлема в силу ряда причин.

Оперируя ст. 22 ГК РФ в отношении договора перевоз­ки, не допускается никакое соглашение об ограничении или устранении установленной законом ответственности пере­возчика. В соответствии со ст. 123 ВК РФ за авиакомпанией закреплено право повысить свой предел ответственности при заключении соглашения с пассажирами, грузоотправи­телями и грузополучателями. Однако с таким положением в корне нельзя согласиться, поскольку данная норма предпо­лагается чисто гипотетически. Указанная норма, возможно, может найти свое отражение лишь при достаточно сильной конкуренции на рынке авиаперевозок.

Таким образом, в качестве итога указанным выше по­ложениям, подчеркнем, что для достижения эффективно­го правового регулирования отношений, возникающих из договора воздушной перевозки пассажиров, необходимо устранение вышеуказанных противоречий путем модерни­зации соответствующих актов, регламентирующих рассма­триваемые проблемные вопросы. Особенно это актуально в важности сфере авиаперевозок пассажиров, так как развитие авиаперелетов существенно повышает комфорт и скорость передвижения пассажиров, способствует их мобильности. Но авиатранспорт связан с рядом минусов, устранение кото­рых возможно с помощью модернизации нормативного ре­гулирования и совершенствования в данной сфере.

ВЕРДИЕВА Джамиля Абидовна
студентка 4 курса Юридического института Дагестанского государственного университета

САЛИХОВА Сабина Маратовна
студентка 4 курса Юридического института Дагестанского государственного университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях