Урбанизационные процессы, связанные с расширением городского пространства и ростом его значения, носят глобальный общепланетарный характер, и влекут за собой изменения в политических, административно-управленческих, социально-демографических, научных, экономических, производственных, технических, эколого-значимых, культурных, коммуникационных и информационно-цифровых сферах, что порождает необходимость в разработке гармонизированного с международным, национального системного правового регулирования, гарантирующего устойчивое развитие городской среды.
Становление комплексного эколого-ориентированного правового регулирования, обеспечивающего благоприятные условия жизнедеятельности и рост качества жизни проживающих в условиях городской среды людей, ограничение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в городах в интересах настоящего и будущих поколений, и управление ресурсами, несомненно, имеет место в нормах отечественного права. В настоящее время такое правовое регулирование обладает достаточно размытыми характеристиками по причинам: очень широкого межотраслевого охвата разнообразных общественных отношений; вариативности политико-правовых тенденций; объемного перечня нормативных правовых актов, носящего при этом недостаточно системный характер; многообразия правовых институтов; и неполной унификации терминологического ряда.
В целом обозначенное правовое регулирование формируется и развивается преимущественно в нескольких магистральных направлениях - основные тенденции объективируются в экологическом[1], а также и земельном[2], градостроительном[3] и санитарно-эпидемиологическом[4] законодательствах (каждое из которых самостоятельно, в контекстах решения собственных задач, и в сочетании с эколого-правовыми нормами устанавливают механизмы обеспечения экологической безопасности городской среды).
В то же время, процесс его формирования сопряжен с целым рядом сложно разрешаемых задач: как в сфере нормотворчества, так и в сфере правоприменения.
В первую очередь обращает на себя внимание вариабельность применяемого действующим законодательством терминологического аппарата в рассматриваемой сфере, и одновременно - недостаточная его разработанность.
Урбанизационные процессы объективируются в городах, которые характеризуются: подверженностью естественного природного ландшафта антропогенному и техногенному (включая инженерно-техническому и цифровому) преобразованию; наличием системы административной организации и управления; наличием городской культуры; организацией и управлением земельными ресурсами и землепользованием; планировкой застройки и размещением объектов различного назначения; они являются местом проживания людей; местом концентрации инновационного, промышленного, инвестиционного и научно-технического потенциала, обеспечивающего, помимо прочего, высокий уровень территориальной мобильности и межрегиональной интеграции населения.
Для обозначения таких сложных административнотерриториальных образований законодатель применяет целый ряд терминов. В качестве универсально обобщающего - термин максимально широкого содержания: «урбанизированные территории»[5], обозначающий антропогенно преобразованные территории естественно-природного происхождения, занятые городскими поселениями и промышленными объектами, и связанными с ними инфраструктурными, производственными, инженерными и транспортными объектами, расположенными, как правило, в пределах категории земель населенных пунктов. В ряде случаев особо выделяют «урбанизированные промышленно развитые территории»[6].
Также применяются такие термины, как: «поселения» (в нормах градостроительного законодательства и законодательства об организации местного самоуправления[7]), подразделяемые на городские и сельские[8]; «населенные пункты» (в нормах земельного законодательства)[9]; «города»[10]; «городская среда» (она характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду обитания на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории)[11]; «мегаполисы»[12] и «агломерации»[13].
Для целей данного исследования термин «городская среда» представляется наиболее предпочтительным, т.к. обладает наибольшими эколого-значимыми характеристиками.
Приведенное выше разнообразие терминологического ряда не выглядит корректно упорядоченным и нуждается в своем оптимальном структурировании: необходим единый унифицирующий подход.
В настоящее время не выработано и единого подхода к вопросу о том - является ли целесообразным формирование единого комплексного правового института, предусматривающего правовое регулирование правоотношений, обеспечивающих устойчивое экологическое развитие городской среды (и каким термином может быть такой институт обозначен) [4].
Развитие экологической политики и права, во всяком случае, стимулируют современную юридическую технику к созданию новых правовых институтов, применяемых в данной сфере. Появились такие институты, как: «устойчивое развитие территорий» - предусматривающий обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека[14], ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений[15]; разрабатывается «устойчивое градостроительство»: согласно правовой позиции, сформированной Конституционным Судом РФ, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания16, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания17.
Для дальнейшего формирования и развития подобных правовых институтов очень важно сохранение их экологозначимой составляющей.
Кроме того, в научных исследованиях стал заметным вопрос о выработке специальных принципов правовой охраны окружающей среды в городском пространстве. Значение статуса принципов, являющихся одновременно и нормами-рекомендациями, и основными стратегическими установками, объективирующими руководящие идеи, характеризующие сущность и содержание отрасли права, чрезвычайно велико для создания и развития специального эколого-значимого правового регулирования.
Можно выявить некоторое противоречие в том, что специального института, предусматривающего правовое регулирование правоотношений, обеспечивающих устойчивое экологическое развитие городской среды как такового еще не существует, а принципы правого регулирования уже обсуждаются академическим сообществом, и даже признается, что они находят свое закрепление в специальных нормах [6]; при этом и в данном вопросе единой концепции и единой терминологии не выработано - в одних случаях формулируются природоохранные принципы градостроительной деятель- ности18, в других - принципы охраны окружающей среды в городах [5].
По мнению Н. Л. Лисиной, например, можно выделить такие принципы правовой охраны окружающей среды в городах19, как: сохранение, поддержание и восстановление благоприятной окружающей среды в городе как элемента качества жизни человека в нем; сочетание экологических, экономических и социальных аспектов развития города - в качестве главного принципа охраны окружающей среды в городах («принцип баланса возможностей и потребностей»); экологически обоснованное планирование развития и застройки территории городов; участие населения в решении вопросов устойчивого развития городов; децентрализация и укрепление позиций органов местного самоуправления в деле охраны окружающей среды городов [5].
В данном контексте также важно отметить приоритеты концепции устойчивого развития, как основы эффективно-
- Согласно п. 2.10 Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной Приказом МПР РФ от 29 декабря 1995 г. № 539. «условия проживания комфортные - это характеристика окружающей среды, при которой обеспечивается благополучное состояние здоровья человека и благоприятные социально-бытовые условия проживания населения» // СПС Гарант.
- П. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. № 931-О-О; см. также: Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15 января 2020г. № 53-АПА19-47 // СПС Консультант Плюс.
- Там же.
- Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
го решения экологических проблем [2] городской среды, которые реализуются как в сфере нормотворчества, так и в правоприменительной деятельности. Устойчивое развитие предполагает процесс изменений в окружающей среде, при котором экономическая деятельность, эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей [10].
Проблематика обеспечения экологической безопасности городской среды приобретает первостепенное значение, поскольку индустриализация и научно-технический прогресс, обеспечивающие жизнедеятельность современного человека, приводят и к негативным экологическим эффектам, и порождает среду с потенциально высокой концентрацией экологически неблагоприятных факторов и экологических рисков[16].
Действующее законодательство определяет экологическую безопасность как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий[17].
Более широкая трактовка, предлагаемая нормами международного права, определяет экологическую безопасность в качестве системы политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени[18].
Также она рассматривается в качестве совокупности состояний, процессов и действий, обеспечивающей экологический баланс в окружающей среде и не приводящей к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку[19].
Согласно п. 1 «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации» - экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности[20], но, кроме этого, она может быть рассмотрена и в качестве безопасности личности и общества в целом.
Отметим, что согласно п. 20 указанной Стратегии наличие густонаселенных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения окружающей среды, относится к внутренним вызовам экологической безопасности.
В обеспечении экологической безопасности городской среды усматривается публично значимая задача[21], объективирующая в себе всеобщий публичный интерес, обеспеченный общезначимым характером, государственно-правовыми признанием, нормативным закреплением, поддержкой и гарантированностью [1].
Экологическая безопасность как самостоятельный комплексный правовой институт обеспечивается особой системой правового регулирования, закрепленного в нормах специального законодательства. Его межотраслевой характер - и в целом, и применительно к условиям городской среды, предопределяется его корреляцией с институтами санитарно-эпидемиологической, продовольственной, промышленной, энергетической, градостроительной, экономической, цифровой, транспортной и иными видами безопасности, которые также призваны обеспечивать такое состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Цели и приоритеты Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности городской среды закреплены и в реализуемых Национальном проекте РФ на период с 2018 г. по 2024 г. «Экология»[22], Национальном проекте РФ на период с 2018 г. по 2024 г. «Жилье и городская среда»[23].
В целом же экологическая безопасность в настоящее время достаточно общепризнанно рассматривается в качестве социально-экологической характеристики соответствующей территории [8], и, в первую очередь - городской среды.
Для корректного толкования содержания института экологической безопасности городской среды, можно предложить такую ее составляющую как «урбанизационная безопасность», которая может быть рассмотрена как состояние защищенности личности и общества в контексте существования на урбанизированных территориях и, особенно - в крупных городах.
В качестве основных составляющих «урбанизационной безопасности» могут быть рассмотрены взаимообуславливающие факторы городской среды: градостроительные, архитектурные, инфраструктурные, техногенные, энергообеспечивающие, управленческие, коммуникационные, инновационно-цифровые, социальные, культурные, рекреационные, логистические; геодемографического положения (в аспекте перспективы роста количества и качества трудовых ресурсов); политико-географического положения (расположение города относительно столицы и границ, и размещения в нем органов публичной власти) и, разумеется, природные. Природная среда здесь определяется факторами существующих природных условий: климатических, геофизических, геологических, гидрологических, геохимических, ландшафтных, биологических. Значение имеют и собственно экологические факторы, определяемые в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями качества окружающей среды, уровнем загрязнения и видами негативного воздействия на окружающую среду, спецификой программы обращения с отходами [7].
К настоящему моменту на международно-правовом и национальном уровнях разработаны самые различные инструменты оценки устойчивости, безопасности и качества жизни людей в городах - рейтинги, индексы, стандарты[24]. Учитываются и оцениваются такие показатели, как: воздушная среда, водопользование, энергопотребление, обращение с отходами, биотическая среда (растительный и животный мир), управление воздействием на окружающую среду, транспорт и др.
Законодателем разработана такая категория, как Индекс качества городской среды. Индекс качества городской среды согласно положениям отечественного законодательства, представляет собой цифровое значение состояния городской среды населенных пунктов, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению показателей, характеризующих уровень комфорта проживания на соответствующей территории[25]. При этом Индекс оценивает городскую среду в целом, во всей ее полноте, поэтому при его подсчете используется информация, относящаяся к различным аспектам функционирования и применяются самые разноаспектные индикаторы, в том числе такие как: удовлетворение базовых нужд населения, качество жизни, экологическая ситуация, рациональное использование ресурсов, развитие инфраструктуры, эффективность управления, потенциал устойчивого развития и др., при этом одна из базовых ценностей развития города это экологическая безопасность.
Отметим, что современным этапом развития городов стало формирование нового устойчивого эколого-совместимого правового архетипа урбанистики - получившего название «умный город» («smart city»), предусматривающего конвергенцию физического, цифрового и биологического миров [9], при которой эффективно взаимодействуют потоки материалов, энергии, трудовых ресурсов, и информации, а также происходит демократизация информации и развивается прозрачность социально-политических процессов, которые обеспечивают всепроникающие цифровые активы и информационные технологии, при этом экологическая составляющая концепции «умных городов», обеспечивающая обеспечение экологических прав граждан, является важнейшей [3]. В качестве примера можно привести программу «Умный Санкт-Петербург», предусматривающую комплексный подход к внедрению информационных технологий управления мегаполисом, гибкий интеграционный процесс развития, включающий цели социально-экономической политики города, обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан, которое имеет интегральный характер и определяется уровнем развития экономики, состоянием городской среды, включая экологическую составляющую[26].
Кроме того, чрезвычайно интересно, хотя и несколько спорадически, развивается судебная практика в данной сфере. Судебными решениями осуществлено признание: устойчивости систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах в качестве имеющих важное значение для безопасности жизнедеятельности населения, функционирования промышленной и коммунально-бытовой инфраструк- туры[27]; значения инженерно-технических сетей, входящих в единую систему коммунальной инфраструктуры для обеспечения санитарно-гигиенической и экологической безопасности территории города[28]; обязанности служб ЖКХ по оказанию услуг по обеспечению экологической безопасности в городе[29]; обязанности соблюдения правил эксплуатации полигонов твердых коммунальных отходов как требование по обеспечению экологической безопасности[30]; признание того факта, что последствия неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду в городе (например, воздействия неблагоприятных факторов промышленных загрязнений) приводят к значительным неудобствам жизни и расстройствам здоровья[31] и проч.
Таким образом, формирование и развитие системного механизма правового регулирования охраны окружающей среды в городах, включающего закрепление принципов, приоритетов и стратегических задач, создание новых правовых терминов и институтов, объективирующих в себе эколого-значимые факторы устойчивого развития городской среды, является одной из важнейших задач отечественной законотворческой и правоприменительной деятельности, активно реализуемой в современных условиях. В целом же можно признать достаточно результативными существующие законотворческие инициативы, и решения правоприменительной деятельности, а также некоторые социальнокультурные достижения в сфере обеспечения экологической безопасности городской среды.
КЛЮКАНШВА Лариса Геннадьевна
кандидат юридических наук, кандидат культурологии, доцент кафедры правовой охраны окружающей среды Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета