Процессы интеграции в мире протекают в одном направлении - от наиболее простых форм экономического и правового взаимодействия по строго ограниченному кругу вопросов до создания наднациональных объединений с соответствующей системой органов управления и собственной правовой системой.
Практически все формы экономического взаимодействия между государствами или интеграционными объединениями всегда имеют соответствующую правовую базу, которая воплощена в форме тех или иных международных соглашений. Чем более углублённая интеграция имеет место, тем больший круг вопросов затрагивают заключаемые международные соглашения.
Понятию интеграции уделено немало внимания науке международного права. Изучением интеграционных процессов занимались такие ученые как В. М. Шумилов, Г. М. Вельяминов, О. В. Буторина, Ю. С. Безбородов, А. В. Тимофеев, Ю. В. Шишков,
Б..Балашша, Я. Тинберген и другие. Все изложенные указанными авторами теории объединяет одна идея, что интеграционный процесс - тенденция к поэтапному усложнению экономических отношений между государствами с сопутствующим этому формированием правовой базы. Таким образом международная интеграция включает в себя не только экономический, но и правовой аспект, который заключается во взаимовыгодном расширении экономического пространства с помощью заключаемых международных торговых соглашений. К указанным этапам относятся зона свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз, общий рынок, политический союз.
Зона свободной торговли является этапом экономической интеграции, которая создается путем заключения специального международного соглашения и предусматривает совокупность определенных соглашением мер тарифного и нетарифного регулирования экономических отношений между государствами и может подразумевать постепенное снятие или отмену таможенных барьеров на предусмотренные соглашением категории товаров или услуг.
Наличие тарифных и нетарифных барьеров в соглашениях о зонах свободной торговли призваны защитить национальную экономику и дать преимущества национальным производителям в целях защиты их конкурентоспособности9. Более того, сочетание разного рода барьеров и льгот в соглашениях о создании зон свободной торговли является элементами политики протекционизма и политики свободной торговли соответственно и призвано обеспечить сбалансированный экономический рост.
К элементам протекционистской политики в рассматриваемых соглашениях относятся так называемые триггерные механизмы. Под триггерными механизмами понимается совокупность специальных мер, вводимых на недискриминационной основе в формате специальной пошлины или импортной квоты либо принятие антидемпинговых или компенсационных мер в целях корректировки условий конкуренции и устранения недобросовестной торговли.
К элементам свободы торговли относятся установление соответствующих тарифных ставок и ввозных таможенных пошлины на определенные категории товаров, которые при наступлении условий, предусмотренных тем или иным соглашением постепенно снижаются или отменяются. Таким образом в качестве этапа экономической интеграции зону свободной торговли можно рассматривать с точки зрения двух аспектов: наличия специального торгового соглашения и баланса элементов протекционизма и свободной торговли, который способствует достижению целей указанного соглашения.
Существующие ныне соглашения о создании зон свободной торговли можно классифицировать по различным основаниям, однако, всегда в основе такой классификации будет лежать правовой, исторический и политический контекст, в котором они появились и существуют. Страны, экономики которых развивались по одному принципу, имеют тесные политические связи и схожие правовые системы, и страны, географически удаленные друг от друга, идущие по разным путям экономического развития, но заинтересованные в сотрудничестве по узкому кругу вопросов будут заключать между собой совершенно разные соглашения, создавая совершенно разные по характеристикам зоны свободной торговли.
На сегодняшний день встречаются соглашения о создании зон свободной торговли между государствами, между государствами и интеграционными объединениями и зоны свободной торговли, являющиеся частью более сложных интеграционных объединени. Отдельно следует выделить Европейскую ассоциацию свободной торговли, которая является частью общего рынка между ней и ЕС.
Соглашения также делятся в зависимости от целей взаимодействия их участников. Ряд соглашений о создании зон свободной торговли заключается с целью урегулировать исключительно вопросы тарифного и нетарифного регулирования торговли, например, соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, а также соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках АСЕАН. В противоположность им соглашения об ассоциации, в которых тоже существуют положения о создании зоны свободной торговли, ориентированы на всестороннее сотрудничество по широкому кругу вопросов. Такие соглашения наиболее характерны как инструмент взаимодействия между Европейским Союзом, а также Европейской ассоциацией свободной торговли с третьими странами. Как правило, такие соглашения заключаются с развивающимися странами, с которыми у указанных интеграционных объединений практически нет международных соглашений. Соглашения об ассоциации включают в себя такие вопросы, как экономическое развитие[9], привлечение и защита инвестиций, урегулирование вопросов в сфере энергетики, экологии, миграции, прав человека. Большинство из указанных соглашений об ассоциации весьма похожи по структуре и содержанию.
По отношению к порядку разрешению споров, вытекающих из анализируемых в настоящей статье соглашений существуют соглашения, предусматривающие возможность выбора сторонами спора между процедурой разрешений споров, предусмотренной соглашением о создании зоны свободной торговли и органами по разрешению споров ВТО, как, например, в соглашениях об ассоциации с участием Европейской ассоциации свободной торговли и Европейского Союза или в Соглашении о создании зоны свободной торговли между Австралией и США. Также существуют соглашения, построенные в соответствии с правилами ВТО и не содержащие условий об исключительной подсудности споров в рамках соглашений органам соглашений, например, Соглашение НАФТА.
Также существуют соглашения, содержащие оговорки о приоритете норм ВТО в случае возникновения коллизий и просто содержащие ссылки на нормы ВТО, которых большинство. Содержание отсылок к нормам ВТО в соглашениях о создании зон свободной торговли связано с тем, что основы многосторонней торговой системы заложены в соглашениях в рамках ВТО, а соглашения о создании зон свободной торговли дополняют эту систему возможностью регулировать текущие отношения специальными нормами, не входящими в систему ВТО. Таким образом одним из важных вопросов существования зон свободной торговли на сегодняшний день является соотношение существующей правовой системы ВТО, призванной осуществлять общее регулирование экономических отношений между странами и правом, формируемым соглашениями о создании зон свободной торговли. По нашему мнению, эти системы соотносятся как общее и частное. Существуют общие нормы, которые регулируют основы многосторонней торговой системы, в соответствии с которыми построены соглашения о создании зон свободной торговли. Данные соглашения развиваются быстрее и регулируют такие правоотношения, которые регулировать в рамках ВТО практически невозможно. Поэтому в таком случае правоприменительная практика должна принимать во внимание, что фактически ССЗСТ и право ВТО в части специального правового регулирования могут относиться как независимые друг от друга системы, оказывающие друг на друга взаимное влияние, и осуществлять толкование указанных норм в соответствии с принципом гармонизации.
БЕЛЬСКАЯ Екатерина Игоревна
аспирант кафедры международного права Российского государственного университета правосудия