Созданная и функционирующая в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО) система охраны интеллектуальной собственности учитывает особенности регулирования торгово-экономических отношений и основывается на отдельных международных договорах в сфере охраны интеллектуальной собственности, администрируемых Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее - ВОИС).
При этом установление основ правового регулирования и организационного обеспечения охраны интеллектуальной собственности, связанной с торговлей, в рамках международной организации, ориентированной на регламентацию международных торгово-экономических отношений, а не профильной организации, специализирующей на охране интеллектуальной собственности, привело к появлению ряда правовых проблем, которые сохраняются до сих пор, по прошествии более чем двадцатилетнего периода существования ВТО.
Ряд важных правовых проблем касается соотношения компетенции и конкуренции между ВТО и ВОИС по предметной сфере деятельности, которая возникла в связи с тем, что регулирование интеллектуальной собственности в рамках ВТО оказывается шире, чем вопросы, относящиеся к «торговым аспектам», не проводится чёткая грань между «торговыми» и «неторговыми» аспектами. При этом ВТО идёт дальше ВОИС, а в некоторых вопросах не затрагивает деятельность ВОИС.
Сфера деятельности ВТО часто касается не только вопросов охраны интеллектуальной собственности, напрямую или косвенно связанных с торгово-экономическими отношениями, но также общих вопросов охраны интеллектуальной собственности и «специальных» сфер регулирования, среди которых можно назвать следующие: права человека, здравоохранение, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, биологическое разнообразие, инвестиции, образование, наука и культура, что одновременно может относиться к компетенции других универсальных международных организаций.
Неудивительно появление в зарубежной литературе специального термина "forum proliferation" - пролиферация (в перев. с англ. - рост, распространение, увеличение, быстрое разрастание) форумов (или даже "forum shopping", что не вполне корректно), используемого в данном контексте в качестве характеристики ситуации, складывающейся с распространением международных организаций, сферы деятельности которых пересекаются, и возможности выбора наиболее подходящей для решения тех или иных вопросов. Другой используемый термин - "international institutional competition"2 - международная институционная конкуренция.
Ситуация осложняется тем, что в Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 г.3 (далее - ТРИПС), регулирующее охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО, включены положения отдельных конвенций, администрируемых ВОИС. Фактически прослеживается конкуренция по предметной сфере деятельности между ВТО и ВОИС в части отдельных направлений охраны интеллектуальной собственности. Выявляется наличие конкуренции в том числе в отношении актуальной повестки деятельности обеих организаций (например, по вопросам охраны интеллектуальной собственности, касающимся здравоохранения, биологического разнообразия, традиционных знаний, электронной коммерции).
Кроме того, до настоящего времени не решены вопросы, связанные с влиянием регулирования в рамках ВТО на отдельные международные договоры, администрируемые ВОИС, а также правовые проблемы, обусловленные влиянием процесса администрирования ВОИС отдельных международных договоров на регулирование в рамках ВТО. Рассмотрим данные вопросы более подробно.
После появления ВТО и соответственно ТРИПС согласно положениям Преамбулы и ст. 68 ТРИПС 22 декабря 1995 г. было заключено, а 1 января 1996 г. вступило в силу Соглашение между Всемирной организацией интеллектуальной собственности и Всемирной торговой организацией (далее - Соглашение между ВОИС и ВТО 1995 г.), для того чтобы «установить отношения взаимной поддержки между ними, а также с целью создания надлежащих механизмов для сотрудничества между ними».
Данный документ предусматривает сотрудничество по трём основным направлениям:
а) предоставление документов и информации, собранных обеими организациями (в частности, речь идёт о национальных законах и иных актах) (ст. 2, а также п. 3 ст. 3 и п. 3 ст. 4);
б) процедура защиты эмблем (в соответствии со ст. 6ter Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (с учетом изменений, внесённых Стокгольмским актом 1967 г.) (далее - Парижская конвенция (в ред. 1967 г.)) (ст. 3);
в) нормативно-техническая помощь и взаимодействие в области нормативно-технического сотрудничества, касающегося ТРИПС (ст. 4).
Из текста Соглашения между ВОИС и ВТО 1995 г. видно, что документ направлен на регулирование только нормативно-технических сторон деятельности организаций. В нём не содержится чёткого определения взаимосвязи между ВОИС и ВТО, нет положений о разграничении компетенции.
Одним из наиболее важных вопросов, выходящих на первый план при рассмотрении имеющихся проблем взаимосвязи между ВОИС и ВТО, является вопрос о том, как процесс администрирования ВОИС международных договоров влияет на регулирование в рамках ВТО.
Конвенцией, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г. (с учётом изменений от 28 сентября 1979 г.) (далее - Конвенция, учреждающая ВОИС) перед ВОИС были поставлены две весьма амбициозные цели: во-первых, содействовать охране интеллектуальной собственности во всём мире и, во-вторых, обеспечивать административное сотрудничество Бернского, Парижского и специальных союзов (ст. 3).
Для достижения указанных целей ВОИС выполняет в том числе административные функции Бернского и Парижского союзов (п. ii ст. 4 Конвенции, учреждающей ВОИС). Что означает выполнять административные функции, и как этот процесс может влиять на регулирование в рамках ВТО?
Выполнение административных функций в отношении союзов и соответствующих международных договоров предполагает в первую очередь проведение конференций по пересмотру таких договоров и принятие рекомендаций по вопросам, касающимся сферы их регулирования и применения. Оба эти процесса могут оказывать влияние на регулирование в рамках ВТО. В чём такое влияние заключается?
Принятие рекомендаций опосредованно воздействует на регулирование в рамках ВТО. Рекомендации, не имея обязательного характера, тем не менее могут влиять на формирование международных обычаев и национальной практики государств, а в дальнейшем через них и на регулирование интеллектуальной собственности на универсальном уровне, включая ВТО.
Что касается пересмотра соглашений, то важно следующее. В рамках ВТО действуют определённые редакции международных договоров, администрируемых ВОИС. Особую актуальность данный вопрос имеет для Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (с учетом изменений, внесенных Парижским актом 1971 г.) (далее - Бернская конвенция (в ред. 1971 г.)) и Парижской конвенции, действующих в рамках ВТО в редакциях 1971 г. и 1967 г. соответственно и являющихся время от времени предметом для пересмотра.
Данное обстоятельство имеет серьёзное значение для регулирования в рамках ВТО потому, что международные договоры, администрируемые ВОИС, могут изменяться, но в ВТО будут действовать в определённом виде. Изменения возможны только в том случае, если в ТРИПС будет внесено и принято в качестве поправок всеми членами ВТО соответствующее изменение о распространении действия новых редакций международных соглашений, администрируемых ВОИС, на регулирование в рамках ВТО.
Что может последовать в том случае, если внесённые изменения будут противоречить установленным нормам ТРИПС? Вопрос не имеет однозначного решения, и ответ на него не содержится в документах ВТО.
В настоящее время между ТРИПС и международными договорами, администрируемыми ВОИС, не может быть установлено какой-либо иерархии. На них не распространяются правила ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.[7] (далее - Венская конвенция 1969 г.) о применении последовательно заключённых договоров, относящихся к одному и тому же вопросу.
Вместе с тем для тех членов ВТО, которые одновременно являются участниками международных соглашений, администрируемых ВОИС (их большинство), важное значение имеет норма п. 2 ст. 2 ТРИПС, в соответствии с которой ничто в частях
I-IV ТРИПС не должно умалять права членов ВТО, имеющиеся в связи с их участием в Бернской и Парижской конвенциях, а также в Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (далее - Римская конвенция). Причём в данном положении не содержится указаний на редакции документов, что предполагает последние редакции.
В практике разрешения споров данная норма интерпретируется как указывающая на обязательства сторон по международным договорам, администрируемым ВОИС, и предполагает, что в связи со вступлением в ВТО «например, участники Бернского союза не могут отступать от существующих между ними обязательств в соответствии с Бернской конвенцией», e.g. не гарантировать личные неимущественные права, предусмотренные ст. 6bis.
Аналогичное высказывается и в научной литературе: «Цель этого положения - обеспечить, чтобы стороны этих договоров не использовали ТРИПС в качестве предлога, чтобы больше не исполнять свои обязательства, не относящиеся к участию в ВТО, которые выходят за рамки минимальных норм ТРИПС».
В практике разрешения споров сложилась позиция, согласно которой проблему устранения противоречий между действующими международными договорами в рамках ВТО, в том числе ТРИПС и других международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, предлагается разрешать путём «согласованной интерпретации», т.е. такой, которая позволит согласовывать тексты интерпретируемых актов. Например, в одном из дел группа по разрешению спора обратила внимание на «необходимость интерпретировать Бернскую конвенцию и ТРИПС таким образом, который согласует тексты этих двух договоров и позволит избежать конфликтов между ними, учитывая, что они образуют общую структуру многосторонней защиты авторских прав». Кроме того, указывается на то, что «это общий принцип интерпретации принимать такое значение, которое согласовывает тексты различных договоров и позволяет избежать конфликта между ними» Данное предложение находится в соответствии с презумпцией международного права в отношении избежания противоречий, которая применялась Органом по разрешению споров ВТО (далее - ОРС) (группами по разрешению споров и Апелляционным органом) в ряде дел.
Таким образом, ОРС играет ключевую роль в становлении и применении концепции «согласованной интерпретации» ТРИПС и международных договоров, администрируемых ВОИС (а также ряда других международных договоров, в том числе в сфере охраны интеллектуальной собственности). Посредством использования данной концепции возможно обеспечение согласованного действия и применения ТРИПС и других международных договоров в сфере интеллектуальной собственности, что позволит избежать противоречий и создать согласованную работающую систему международных соглашений, регулирующих определённый блок вопросов.
При этом концепция «согласованной интерпретации» действует и применяется только в рамках ВТО, что является очевидно недостаточным и должно быть распространено и на действие и применение договоров в рамках ВОИС и соответствующих государств-участников. В связи с этим данный способ согласования международных договоров должен найти отражение в Соглашении между ВОИС и ВТО 1995 г. или новом договоре между данными организациями.
Возвращаясь к вопросу о возможных последствиях пересмотра международных конвенций, администрируемых ВОИС, необходимо обратить внимание на следующее. В случае возникновения ситуации, при которой последующие пересмотры международных договоров, администрируемых ВОИС, могут привести к различиям между существующими обязательствами членов ВТО согласно ТРИПС и появившимися в соответствии с пересмотренным международным договором (при одновременном участии в ТРИПС и в принятом акте), также должен быть сделан акцент на применении концепции «согласованной интерпретации». Вместе с тем не все противоречия между договорами могут быть разрешены подобным образом, и вопрос об их разрешении сохраняется. Что делать при возникновении несоответствий между ТРИПС и новыми редакциями, не указывается. Должно ли будет пересматриваться ТРИПС? Вопрос в настоящее время остаётся открытым.
С учётом того что большинство членов ВТО являются также участниками Бернской, Парижской и Римской конвенций, представляется оптимальным разрешить этот вопрос в соглашении между ВОИС и ВТО и предусмотреть при проведении переговоров о пересмотре того или иного акта необходимость учитывать его взаимосвязь с ТРИПС и, таким образом, уже изначально в принимаемом тексте специально определять, как он будет связан и соотноситься с положениями ТРИПС.
В связи с интерпретацией международных договоров в рамках ВТО необходимо также обратить внимание на то, что в соответствии с п. 2 ст. IX Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (далее - Соглашение об учреждении ВТО) Конференция министров и Генеральный совет имеют исключительное право принимать решения о толковании ТРИПС на основе рекомендаций Совета по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - Совет по ТРИПС).
Кроме того, интерпретацию положений ТРИПС может осуществлять ОРС (группы по разрешению споров и Апелляционный орган) при разрешении конкретных спорных ситуаций (п. 2 ст. 3 Договорённости о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров от 15 апреля 1994 г. (далее - ДСУ)).
Важно подчеркнуть, что в процессе толкования ТРИПС могут интерпретироваться как положения непосредственно ТРИПС, так и положения Бернской (в ред. 1971 г.), Парижской (в ред. 1967 г.) и Римской конвенций.
При этом полномочиями разрешать споры о толковании или применении Бернской, Парижской и Римской конвенций наделён Международный суд Организации Объединённых Наций (далее - Международный суд ООН) (ст. 33 Бернской конвенции (в ред. 1971 г.), ст. 28 Парижской конвенции (в ред. 1967 г.)), ст. 30 Римской конвенции). Между тем механизм обращения в Международный суд ООН оказался недействующим. Кроме того, в отношении этих норм предусмотрена возможность сделать оговорку о нераспространении действия данного положения на того или иного участника соглашения.
При этом попытка создания в рамках ВОИС самостоятельного механизма разрешения споров между государствами не завершилась успехом[16] в отличие от реализованного механизма разрешения споров между невластными субъектами.
Иных конкретных вариантов осуществления толкования этих договоров в них не предусмотрено, есть только общие формулировки о возможности выбора другого способа урегулирования спора.
Можно ли считать таким «другим способом» толкование в рамках ВТО? При ответе на этот вопрос представляется необходимым исходить из того, что толкование договоров, администрируемых одной международной организацией, не может осуществляться органами другой международной организации без наличия специального полномочия.
Какую юридическую силу будет иметь такого рода толкование, осуществлённое органами ВТО, в рамках ВОИС? В связи с отсутствием урегулирования этого вопроса в документах ВОИС юридической силы результаты толкования в рамках ВОИС иметь не будут. Такая интерпретация будет действовать только в рамках ВТО.
Если процедура обращения в Международный суд ООН по поводу разрешения споров о толковании начнёт действовать или будет реализован план по созданию в рамках ВОИС собственного механизма разрешения споров между государствами, то появится и другой вопрос: как члены обоих организаций должны будут руководствоваться интерпретациями, данными органами ВОИС и ВТО в отношении положений Бернской (в ред. 1971 г.), Парижской (в ред. 1967 г.) и Римской конвенций в том случае, если между толкованием не будет согласованности, будут противоречия? Ни в документах ВТО, ни в актах ВОИС данный вопрос не разрешается. Представляется необходимым в будущем урегулировать его в рамках Соглашения между ВОИС и ВТО 1995 г. или нового соглашения
В настоящее время органы ВОИС готовят руководства и разъяснения по применению администрируемых организацией договоров, включая Бернскую, Парижскую и Римскую конвенции. Данные руководства и разъяснения не являются актами официального толкования и не имеют обязательной юридической силы, вместе с тем влияют на формирование международных обычаев и могут использоваться государствами и их органами при реализации договорных норм на внутригосударственном уровне.
Важно также обратить внимание на следующее основное полномочие Совета по ТРИПС - наблюдение за действием ТРИПС и, в частности, за исполнением членами своих обязательств, включая обязательства, вытекающие из положений Бернской (в ред. 1971 г.), Парижской (в ред. 1967 г.) и Римской конвенций (ст. 68 ТРИПС), что не предусмотрено в рамках ВОИС. Это главная и исключительная функция Совета по ТРИПС, которая опирается на процедуру нотификации, предусмотренную п. 2 ст. 63 ТРИПС.
В ходе данной процедуры могут выявляться несоответствия национального регулирования того или иного члена ВТО обязательствам, предусмотренным ТРИПС, включая положения международных договоров, администрируемых ВОИС. В связи с отсутствием специальных полномочий у Совета по ТРИПС выявление несоответствий не может привести к каким-либо последствиям для члена ВТО, в отношении которого обнаружены несоответствия. Такой член организации не обязан на основании результатов мониторинга изменять своё национальное регулирование в связи с выявлением несоответствий внутригосударственных мер правилам ВТО. Единственный возможный вариант побудить к изменениям - это использование механизма разрешения споров.
Другой важный вопрос - возникающая проблема при приостановлении исполнения обязательств по ТРИПС в отношении какого-либо члена ВТО другим членом ВТО в качестве меры, принимаемой при неисполнении тем или иным членом ВТО решения ОРС.
Согласно п. 1 ст. 19 ДСУ в случае признания в ходе рассмотрения конкретного спора той или иной национальной меры, противоречащей «охваченному соглашению», член ВТО должен привести эту меру в соответствие с данным соглашением.
При невыполнении решения в отношении члена-наруши- теля могут быть предприняты такие временные меры, как компенсация и приостановление уступок или других обязательств (ст. 22 ДСУ). Это не является более предпочтительным, чем выполнение в полном объёме решения о приведении меры в соответствие с охваченным соглашением, но вместе с тем часто применяется в практике ВТО и не ограничено во времени конкретными сроками, лишь указанием на применение до тех пор, пока мера, рассматриваемая как несоответствующая охваченному соглашению, не будет отменена, или член ВТО, который должен выполнить решение, не предложит решение, касающееся аннулирования или сокращения выгод, или не будет достигнуто взаимоудовлетворяющее решение (п. 8 ст. 22 ДСУ).
Общим правилом выступает приостановление уступок или других обязательств в том же секторе, в котором выявлено нарушение либо другое аннулирование или сокращение выгод (пп. "а" п. 3 ст. 22 ДСУ). Допустимо приостановление уступок или других обязательств как в иных секторах в рамках того же охваченного соглашения (пп. "b" п. 3 ст. 22 ДСУ), так и в рамках другого охваченного соглашения (пп. "c" п. 3 ст. 22 ДСУ). Под «сектором» в данном контексте в отношении интеллектуальной собственности понимается «каждая из категорий прав интеллектуальной собственности, охваченных разделами 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7 части II, или обязательства, предусмотренные частью III или частью IV ТРИПС» (пп. "f" п. 3 ст. 22 ДСУ).
Так, разрешая приостановление обязательств, вытекающих из ТРИПС, ОРС может автоматически допускать то же самое и в отношении отдельных положений Бернской (в ред. 1971 г.), Парижской (в ред. 1967 г.) и Римской конвенций. Имеет ли ОРС на это право? Действуя буквально, в соответствии с правилами ДСУ, да, имеет, в связи с тем что отдельные нормы этих конвенций являются обязательствами членов ВТО. Вместе с тем как орган одной международной организации может принимать решения в отношении норм договоров, администрируемых другой международной организацией, и не быть наделённым полномочиями на подобные действия? Получается, что в самом ДСУ изначально заложено данное противоречие.
Разрешение в отношении неисполнения обязательств, вытекающих из одного международного договора, в таком случае не должно освобождать от исполнения обязательств по другому договору. Тем не менее это может происходить.
В ходе рассмотрения спора Антигуа и Барбуда (далее - Антигуа) против США меры США, влияющие на трансграничную поставку услуг в игорном бизнесе, были признаны несоответствующими положениям Генерального соглашения по торговле услугами от 15 апреля 1994 г.. В связи с неисполнением США принятого решения ОРС предоставил Антигуа разрешение приостановить уступки и обязательства по ТРИПС в отношении США в определённом объёме (в частности, приостановление обязательств, предусмотренных разделами 1, 2, 4, 5, 7 части II ТРИПС).
В деле European Communities - Regime for the Importation, Sale and Distribution of Bananas арбитраж, рассматривая обстоятельства спора в соответствии с п. 6-7 ст. 22 ДСУ и планирующееся Эквадором приостановление обязательств по ТРИПС в отношении Европейских Сообществ, занял такую позицию о взаимосвязи приостановления обязательств по ТРИПС и конвенций, администрируемых ВОИС: «Это не в нашей юрисдикции в качестве Арбитров, действующих в соответствии с п. 6 ст. 22 ДСУ, выносить решение о том, будет ли Эквадор, путём приостановления, после получения разрешения от ОРС, определённых обязательств по ТРИПС действовать несовместимо с его международными обязательствами, вытекающими из договоров, кроме охваченных соглашений ВТО (e.g., Парижской, Бернской и Римской конвенций, которые Эквадор ратифицировал)». И далее обращено внимание на то, что это всецело дело Эквадора и других сторон таких соглашений решать, создаёт ли выбранная Эквадором форма реализации приостановления обязательств по ТРИПС разногласия в части юридических и практических условий в соответствии с этими договорами.
Указанная позиция не лишена разумного начала, вместе с тем согласно ст. 26 Венской конвенции 1969 г. каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. В ДСУ же изначально заложен механизм, подрывающий возможность добросовестно исполнить обязательства по международным договорам, администрируемым ВОИС, в случае приостановления определённых обязательств по ТРИПС.
Другой сходной ситуацией является процедура принятия Конференцией министров или Генеральным советом (в случае осуществления функций Конференции министров в перерывах между её заседаниями) решения об освобождении члена ВТО в исключительных случаях от исполнения обязательств, предусмотренных ТРИПС (п. 3-4 ст. IX Соглашения об учреждении ВТО) (так называемые "waivers"). Данная процедура позволяет члену ВТО отступать от исполнения какого-либо существующего обязательства в рамках участия в ВТО на определённый период и также может затрагивать положения международных договоров, администрируемых ВОИС.
Освобождение от обязательств в соответствии с п. 3-4 ст. IX Соглашения об учреждении ВТО не является широко распространённой процедурой в отношении ТРИПС, хотя и имеет место. В течение длительного периода времени в связи с ТРИПС действует решение, касающееся освобождения от исполнения обязательств, предусмотренных п. "f" и "h" ст. 31 ТРИПС, в связи с участием в так называемой системе параграфа 6 ("Paragraph 6 System") (решение Генерального совета «Имплементация параграфа 6 Дохийской декларации о Соглашении ТРИПС и здравоохранении»). Кроме того, на основании п. 3-4 ст. IX Соглашения об учреждении ВТО в части наименее развитых стран - членов ВТО принято решение об освобождении от исполнения обязательств, предусмотренных п. 8 и 9 ст. 70 ТРИПС в отношении фармацевтической продукции, действующее до 1 января 2033 г.
Очень близкой к данному механизму, но имеющая иные правовые основания и процедуру принятия решения, является предусмотренная ТРИПС возможность освобождения от исполнения обязательств, установленных ТРИПС (за исключением ст. 3-5 ТРИПС о национальном режиме и режиме наибольшего благоприятствования) (согласно п. 1 ст. 66 ТРИПС).
Такие разрешения не исполнять определённые обязательства в соответствии с ТРИПС затрагивают и исполнение положений Бернской (в ред. 1971 г.), Парижской (в ред. 1967 г.) и Римской конвенций. Что это означает? Могут ли отдельные члены ВТО по разрешению Конференции министров (Генерального совета) или Совета по ТРИПС не исполнять те же самые обязательства согласно Бернской, Парижской и Римской конвенциями? В рамках участия в ВТО в соответствии с ТРИПС могут, но в случае одновременного участия в Бернской, Парижской и Римской конвенциях - нет. В ВОИС не предусмотрено аналогичного механизма освобождения от исполнения обязательств в соответствии с указанными международными договорами по решению какого-либо из органов организации.
В связи с разрешением споров неоднозначным является вопрос участия ВОИС в процедуре разрешения споров по интеллектуальной собственности в рамках ВТО.
ВТО и ВОИС имеют особый статус по отношению друг к другу. С одной стороны, отдельные международные договоры, администрируемые ВОИС, регулируют охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО, и ТРИПС опирается на них. С другой стороны, ВОИС имеет лишь статус наблюдателя в ВТО и, наоборот, ВТО обладает только статусом наблюдателя в ВОИС, что позволяет принимать участие в процессе консультаций и обсуждений, проходящих в обеих организациях, но не предполагает участие в принятии решений. Возникает предположение о попытке дистанцироваться, которая тем не менее не создаёт «чистую» институционную автономию обеих организаций по отношению друг к другу по уже указанным выше причинам. И проявляется это в первую очередь в процессе разрешения споров в ВТО.
Договорами и иными документами ВТО не предусмотрено участие ВОИС в рассмотрении споров. Вместе с тем при разрешении конкретных дел, возникающих в связи с ТРИПС, затрагиваются и положения международных договоров, администрируемых ВОИС, что приводит к ситуациям интерпретации группами по разрешению споров и Апелляционным органом, в том числе положений данных договоров. При этом интерпретация такого рода действует только в рамках ВТО.
Группы по разрешению споров и Апелляционный орган нередко обращаются к ВОИС при рассмотрении конкретных дел. Так, запрашивалась и впоследствии использовалась при разрешении конкретных споров фактическая информация о некоторых положениях Бернской конвенции (в ред. 1971 г.) и Парижской конвенции (в ред. 1967 г.) (включая выдержки из документов конференций по заключению и пересмотру Парижской конвенции); использовались также Руководство к Бернской конвенции, изданное ВОИС в 1978 г., и документ переговорного процесса по ТРИПС, содержащий информацию, подготовленную ВОИС в качестве непосредственного участника этого процесса (в соответствии со ст. 32 Венской конвенции 1969 г.), а также публикация ВОИС по Парижской конвенции.
Кроме того, при ответе на один из запросов ВОИС была произведена собственная оценка статуса организации в рамках процедуры разрешения спора, которая может рассматриваться как общая позиция в отношении участия в механизме разрешения споров ВТО, вытекающих из ТРИПС. Это выразилось в указании на то, что запрос охватывает огромное количество материала, который не доступен в систематизированной форме, в связи с чем любой выбор материала, касающегося рассматриваемого дела, «подразумевает риски интерпретации материала, которая была бы несовместима с нейтральным статусом ВОИС в отношении спора».
Несмотря на такую позицию о нейтральном статусе, ВОИС в одном из дел тем не менее формулирует комментарий о положениях Парижской конвенции, который в научной литературе рассматривается как «юридическая оценка»36 положений конвенции, утверждая, что «хотя некоторые положения Парижской конвенции относятся к концепции собственности на товарный знак..., ни одно положение не решает вопрос, как владелец товарного знака должен быть определен в соответствии с внутренним законодательством государств - участников Парижской конвенции».
Из приведённых примеров видно, что группы по разрешению споров ограничивались запросом только фактической информации, а определение собственного статуса ВОИС как «нейтрального» по отношению к механизму разрешения споров ВТО не закреплено ни в одном нормативном документе и носит весьма условный характер.
Ни ДСУ, ни какой-либо иной документ ВТО не обязывает группы по разрешению споров и Апелляционный орган запрашивать информацию или мнения ВОИС, а также учитывать их при разрешении конкретных дел. Вместе с тем участие ВОИС в разрешении споров, связанных с ТРИПС и затрагивающих положения международных договоров, администрируемых ВОИС, могло бы положительно повлиять на процедуру разрешения споров и повысить эффективность реализации положений международных договоров. Однако это будет возможно только в случае создания условий и подходящего механизма в рамках ВОИС для участия организации в разрешении споров в ВТО.
В дополнение к вышесказанному о конкуренции между ВТО и ВОИС необходимо обратить внимание на то, что далеко не по всем вопросам, входящим в предметную сферу деятельности организаций, между ВТО и ВОИС существует конкуренция.
Так, большую роль в обеспечении международной охраны объектов интеллектуальной собственности играет деятельность ВОИС, связанная с функционированием международных систем регистрации некоторых объектов интеллектуальной собственности, создание которых предусмотрено отдельными договорами, администрируемыми ВОИС. Речь идёт о таких системах, как: международная патентная система; Мадридская система международной регистрации знаков; Гаагская система международной регистрации промышленных образцов; Лиссабонская система международной регистрации наименований мест происхождения товаров.
Что же касается ВТО, то в рамках организации устанавливается регулирование в отношении прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и географические указания, но вопросы их регистрации, за исключением некоторых аспектов, не затрагиваются. ТРИПС регулируются только отдельные аспекты, связанные с регистрацией (см., например, ст. 15, 18-19, п. 3 ст. 22, ст. 38 ТРИПС и др.).
В связи с деятельностью ВОИС по обеспечению функционирования указанных выше систем регистрации особое место среди норм ТРИПС, относящихся к аспектам регистрации, занимает положение п. 4 ст. 23 ТРИПС, которым в целях облегчения охраны географических указаний для вин (позже к ним добавились и крепкие спиртные напитки) предусматривается проведение переговоров об учреждении многосторонней системы уведомлений и регистрации географических указания для вин и крепких спиртных напитков. После создания этой системы может возникнуть вопрос о том, как будут соотноситься системы регистрации в рамках ВОИС и ВТО (если этот вопрос не будет разрешён ранее).
По результатам проведённого анализа можно сделать следующие выводы:
- При последующих пересмотрах международных договоров, администрируемых ВОИС, могут возникнуть различия между существующими обязательствами членов ВТО согласно ТРИПС и обязательствами, появившимися в соответствии с пересмотренным международным договором (при одновременном участии в ТРИПС и принятом акте). В случае возникновения несоответствий между ТРИПС и новыми редакциями должны действовать правила, установленные ст. 30 Венской конвенции 1969 г. При этом с учётом того, что большинство членов ВТО являются также участниками Бернской, Парижской и Римской конвенций, представляется оптимальным разрешить данный вопрос в соглашении между ВОИС и ВТО и предусмотреть при проведении переговоров о пересмотре того или иного акта необходимость учитывать его взаимосвязь с ТРИПС и, таким образом, уже изначально в принимаемом тексте определять, как он будет связан и соотноситься с положениями ТРИПС.
- Процедуры приостановления обязательств по ТРИПС в соответствии со ст. 22 ДСУ в случае неисполнения решения ОРС, а также принятия решения Конференцией министров (Генеральным советом) об освобождении члена ВТО в исключительных случаях от исполнения обязательств, предусмотренных ТРИПС (п. 3-4 ст. IX Соглашения об учреждении ВТО), и решения Советом по ТРИПС о продлении периода освобождения наименее развитых стран - членов ВТО от исполнения обязательств, установленных ТРИПС (за исключением ст. 3-5 ТРИПС о национальном режиме и режиме наибольшего благоприятствования) (п. 1 ст. 66 ТРИПС), затрагивают и исполнение положений Бернской (в ред. 1971 г.), Парижской (в ред. 1967 г.) и Римской конвенций. Таким образом, органы ВТО могут принимать решения в отношении исполнения положений договоров, администрируемых другой международной организацией, не будучи наделёнными полномочиями на подобные действия. Данные процедуры могут негативно влиять на возможность государств добросовестно исполнять свои обязательства по международным договорам, администрируемым ВОИС.
- В процессе толкования ТРИПС, которое может осуществляться как Конференцией министров и Генеральным советом, так и группами по разрешению споров и Апелляционным органом, могут интерпретироваться любые положения ТРИПС, включая положения Бернской (в ред. 1971 г.), Парижской (в ред. 1967 г.) и Римской конвенций. При этом толкование договоров, администрируемых одной международной организацией, не может осуществляться органами другой международной организации без наличия специального полномочия. Результаты такой интерпретации будут действовать только в рамках ВТО и не будут иметь юридической силы в рамках ВОИС.
- Договорами и иными документами ВТО не предусмотрено участие ВОИС в рассмотрении споров. Вместе с тем при разрешении конкретных дел, возникающих в связи с ТРИПС, затрагиваются и положения международных договоров, администрируемых ВОИС, что приводит к ситуациям интерпретации группами по разрешению споров и Апелляционным органом в том числе положений этих договоров. Ни ДСУ, ни какой-либо иной документ ВТО не обязывает группы по разрешению споров и Апелляционный орган запрашивать информацию или мнения ВОИС, а также учитывать их при разрешении конкретного дела. Вместе с тем участие ВОИС в разрешении споров, связанных с ТРИПС и затрагивающих положения международных договоров, администрируемых ВОИС, могло бы положительно повлиять на процедуру разрешения споров и повысить эффективность реализации положений международных договоров, особенно с учётом того, что собственный механизм обращения в Международный суд ООН оказался недействующим.
- Из текста Соглашения между ВОИС и ВТО 1995 г. следует, что документ направлен на регулирование только нормативно-технических сторон деятельности организаций. В нём не содержится чёткого определения взаимосвязи между ВОИС и ВТО. Анализ взаимоотношений между двумя организациями и международными договорами, регулирующими сферу охраны интеллектуальной собственности в рамках ВТО, позволяет выявить ряд актуальных проблем, которые требуют решения путём внесения изменений в существующее Соглашение между ВОИС и ВТО 1995 г. или заключения нового договора, в котором должны быть решены следующие вопросы: соотношение компетенции и конкуренция по предметной сфере деятельности, содержательное сотрудничество организаций в отношении развития международно-правового регулирования интеллектуальной собственности, влияние процесса администрирования ВОИС соответствующих международных договоров на ТРИПС, влияние ТРИПС на международные договоры, администрируемые ВОИС (включая вопросы интерпретации международных договоров, администрируемых ВОИС, группами по разрешению споров и Апелляционным органом; влияние решений органов ВТО на международные договоры, администрируемые ВОИС), участие ВОИС в процедуре разрешения споров, в которых затрагиваются положения международных договоров, администрируемых ВОИС, и юридическое значение информации и иных материалов, которые могут быть получены от ВОИС в ходе рассмотрения споров. Все эти вопросы имеют важное значение для функционирования и развития как системы охраны интеллектуальной собственности в рамках ВТО, так и международных договоров, администрируемых ВОИС, а также эффективного и согласованного сотрудничества между ВТО и ВОИС.
ЛЕЛЁТИНА Анастасия Валентиновна
соискатель, член Российской ассоциации международного права