С какой бы точки зрения мы не подходили, идеи, рожденные казахской кочевой цивилизацией, мудрые высказывания, всеобщая правовая философия жизни при решении споров, известные как система обычного права казахов, не потеряла своего значения для независимого Казахстана.
Феномен системы обычного права может оказать свое влияние на интенсивное развитие правового государства.
Необходимость глубокого исследования казахского обычного права, формировавшего у народа уникальную правовую культуру, уникальный менталитет, содержательно совпадающие с современными общечеловеческими ценностями и принципами права, суть которых заключается в поиске компромиссов и стремлении к примирению сторон при конфликтах и спорах, является сегодня одной из актуальных проблем в юридической науке, а также в политико-правовом развитии независимого Казахстана.
В этой научной статье рассматриваются общие теоретические вопросы становления и развития основных подходов к пониманию обычного права. Автором отмечается, что системное исследование обычного права началось в новом периоде, в Х1Х веке. До этого периода такие причины, как формирование и укрепление крупных, централизованных государств в Европе, развитие законодательств и достижение очень высокого уровня предмета права, привели к вытеснению изучения вопросов обычного права. Многие юристы, хотя и не отрицали существование обычного права, придерживались точки зрения, что единственный источник права - это закон. Ко второй половине Х1Х века в научной среде стало утверждаться признание обычаев как отдельного источника права.
Можно отметить, что в правоведческой науке огромную роль в утверждении обычного права как явления, сыграли представители исторической школы, проявляя интерес к нему и показывая самостоятельное значение этого вида права.
Большой вклад в формирование теории обычного права внесли немецкие юристы Ф.К. Савиньи и Г.Ф. Пухта. Концепция обычного права возникает из общего учения о праве исторической школы. Представители этой правовой школы предлагают рассматривать право в его беспрерывной эволюции, как интенсивно развивающееся явление. В качестве ответа на естественные правовые концепции отметили необходимость недопущения самостоятельных рационалистских действий, отрицательно влияющих на процесс формирования и развития права. Представители правовой школы основали особую теорию формирования права, пересмотрев сложившуюся систему первоисточников права, заново расставив акценты в отношение их ступени. В правовом историческом контексте сторонники этого учения рассматривались как «живой организм».
В отношении данного вопроса юрист Ф. К. Савиньи писал: «Всякий период творит свой мир не для себя одного и произвольно, но устанавливает его неразрывную связь со всем прошедшим».
В прогнозе относительно происхождения права обрел большое значение «народный дух», представляющий общую веру, общее желание определенного народа, присущие ему неповторимые особенности. «Народный дух» определяя содержание правового сознания народа, превращается в главный правообразующий фактор. Право является смыслом правового сознания народа. Правовые нормы, как явление общей правовой веры, откладываясь в окончательной форме в сознании народа, начинают возникать как самые первые предметы обычаев. Обычаи формируют обычное право, как яркое свидетельство «народного духа». вместе с тем, как всестороннее свидетельство правового сознания, существует также и законодательство в виде рационального официального текста, которое должно соответствовать первоисточнику и правовому сознанию.
По мнению представителей исторической школы, если постоянное несоблюдение известных положений порождает обычаи и обычное право, то выбор некоторых совершаемых действий не бывает случайным, а вполне осмысленным, поскольку они основаны на позиции, направляющей на такие действия. Эти попытки не обосновывают обычное право, но складываясь в форме обычаев, доказывают существование обычного права еще с древних времен.
В Х1Х веке русские юристы считали, что источником права являются закон и обычай. Эти два последние рассматривались в отдельной правовой области как равные и раздельные источники. Со слов русского юриста Д. И. Мейера народные правовые позиции гражданско-правового содержания находят свое отражение в обычае и законе. В этом направлении следует рассматривать обычай как источник гражданского права. Обычаем можно назвать правила, которые соблюдаются постоянно и единообразно, короткое время или длительный период.
В конце 60-х годов Х1Х века в российской правовой науке сформировалось учение о правовом позитивизме в качестве альтернативы формально догматическому разъяснению права. Это течение было верховенствующим направлением в общей теории права и предметах в области права. Представители правового позитивизма рассматривали право вместе с законодательством как творение государства. Теоретик права Г. Ф. Шершеневич учитывал при определении обычного права не только теоретические, но и практические его стороны. Ссылаясь на свои личные историко-теоретические исследования и судебно законодательную практику, Г. Ф. Шершеневич писал: «Обычном правом называются юридические нормы, которые сложились силою бытовых отношений, независимо от верховной власти, и приобрели в сознании общества обязательное значение».
Один из представителей социального правоведения, теоретик права Н. М. Коркунов считал обычное право как составную часть права, одним из элементов культуры. Обычное право определяется правоведением как наследие прошлого, поэтому он не гармонирует с субъективным правовым сознанием нынешнего поколения, лишь определяет развитие права и его жизненное значение. Постоянные отношения между людьми активизируют правовое сознание. Нормы, складывающиеся через субъективное сознание, отражаются в судебной практике, утвержденной в соответствии с требованиями общественной жизни, в законах издаваемых органами государственной власти, в сложившихся обычаях. Все эти правовые аспекты были освещены в разные исторические периоды в некоторых фундаментальных трудах других исследователей.
Изучая новые подходы в изучении обычного права казахов мы делаем попытку анализа существующей в юридической науке проблемы классификации и функционирования обычного права казахов.
Нами отмечено, что история свода и исследования обычных законов казахского народа, в том числе традиционного казахского права, занимает более двух веков. К сожалению, данная тема включает в себя многочисленные проблемы, не нашедшие своего решения, главные из которых - это взаимосвязь обычных законов с государством, обществом, этносом, периоды развития или отступления обычных законов, связь обычных законов казахов с мировыми правовыми традициями и содержательный уровень по сравнению с ними.
Научное, то есть на академическом уровне, изучение обычных законов казахов до сегодняшнего дня не нашло полноценной и системной практики. Здесь в основном следует учесть недостаточность теоретических исследований до обретения Казахстаном независимости в 1991 году, после которого началась активизация научных поисков в этом направлении. С этой точки зрения огромная роль принадлежит международной научной конференции, прошедшей 22-23 мая 2008 года в г. Алматы на тему «Казахский суд биев - уникальная судебная система». Эта конференция прошла в виде крупного научного форума, раскрывающего исторические, национальные и культурные ценности в период самостоятельного классического развития правосудия биев в казахском кочевом обществе.
Вместе с тем, в ходе конференции ученые во главе с академиком С. З. Зимановым, глубоко рассмотрев обычные законы казахского народа, обсудили такие крупные теоретические вопросы как их основная характеристика, эволюция, место в цивилизации.
Мы останавливаемся на позициях многих исследователей, соглашаясь или подвергая сомнению их взгляды. А также можно отметить, что все исследователи эволюционного развития права казахского общества заметили, что традиционное казахское право не есть только сборник положений законов, а является структурой государственной власти, механизмом, усиливающим способность ханской власти обеспечивать полноценное управление обществом и государством. Это мнение, к сожалению, не нашло поддержки среди исследователей обычного права в последнее время и воспринимается в большинстве случаев лишь как совокупность нормативных правил.
Во второй половине Х1Х века большинство исследователей, занимавшихся обычным правом, не упоминали вообще о казахской государственности и рассматривали правовые нормы, положения раздельно. Это и понятно, с одной стороны, поднимать вопросы ханской эпохи, государственности казахского народа, принявшего российское подданство, было нецелесообразным для исследователей с точки зрения политики того времени. Но это сохранялось и в советскую эпоху, большинство исследователей, хотя и писали об обычных законах, обходили их связь с государством. На самом деле, нормы традиционного права охватывали каждую сферу казахского общества.
Необходимо особо подчеркнуть, что имеется много сторон возникновения, формирования и развития традиционного казахского права. Нормы системы обычного права, являясь составной частью национальной сущности, показывают ее особенности. Изучение обычаев, традиций наравне с другими источниками права, позволяет понять процесс формирования правовых норм, историко-правовую преемственность. Нормы обычного права в качестве регулятора общественных отношений, не только удовлетворяли нужды казахского общества, решали распри, но и раскрывали их значение и содержание.
В настоящее время, несмотря на то, что значение обычного права незначительно в правовой системе многих стран, социальное поведение, отношение к законам определяются правовой сущностью, основанной на обычном праве. В условиях интенсивного развития договорных отношений в обществе, особенно в предпринимательской сфере, законодательство, в некоторых случаях, может оказаться не в состоянии полноценно регулировать все нюансы имущественных отношений. В таком случае, формируясь отдельно, нормы обычного права, действующие в интересах отдельных групп, лиц, выполняют регулирующие функции. В связи с этим, деятельность традиционного казахского права по регулированию современных взаимоотношений, вызывает к себе интерес в правовой сфере и требует глубокого анализа и изучения.
ИБРАГИМОВЖамаладен Ибрагимович
доктор юридических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного права Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)