Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Центр по борьбе с финансовыми преступлениями и коррупцией как ответ Интерпола на современные угрозы отмывания денежных средств

В последние годы транснациональная финансовая пре­ступность росла в геометрической прогрессии, подрывая глобальные финансовые системы, препятствуя экономиче­скому росту и причиняя огромные убытки предприятиям и частным лицам во всем мире.

Согласно данным социальных опросов частных предприятий 99 государств, более полови­ны респондентов стали жертвами финансовых преступлений с начала пандемии COVID-19, а общий ущерб составил 42 млрд долларов США [1, с. 7]. Наиболее распространенной формой преступной деятельности стало мошенничество.

Используя преимущества процессов глобализации и цифровизации, преступники получают возможность моди­фицировать методы совершения финансовых преступлений, например, путем телефонного мошенничества, мошенни­чества с инвестициями и платежными картами, «фишинга» посредством отправления поддельных электронных уведом­лений от банков, платежных систем и других организаций с целью получения доступа к идентификационным данным пользователей, таким как пароли, номера кредитных карт и банковских счетов. При этом коррупция усложняет ланд­шафт преступности, создавая благоприятную почву для роста организованной преступной деятельности. Мошенни­чество и коррупция неразрывно связаны, а преступники все чаще используют аналогичные механизмы для перемещения и отмывания незаконных средств.

Исследования, проведенные Группой разработки фи­нансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ), по­казали прямое влияние пандемии COVID-19 на возрастание рисков отмывания денежных средств. Государственные фи­нансовые учреждения столкнулись с уязвимыми секторами, связанными с изменением финансового поведения клиентов, в частности с увеличением удаленных транзакций, что нега­тивно повлияло на их способность обнаруживать аномалии, проводить эффективную проверку клиентов и финансовый мониторинг. С ростом безработицы и увеличением числа граждан, проводящих транзакции удаленно, также возросли риски их использования преступными группами в качестве денежных мулов. Другие факторы уязвимости связаны с по­вышенной финансовой волатильностью, вызванной глобаль­ным экономическим спадом на фоне мер по ограничению распространения COVID-19. К ним относятся увеличение количества наличных денег в обращении и использование виртуальных активов [2, с. 18].

Вышеуказанные обстоятельства обусловливают не­обходимость совершенствования институциональных механизмов международного сотрудничества правоохра­нительных органов в противодействии финансовой пре­ступности.

Две операции «HAECHI», координируемые Интерпо­лом в 2021 г., объединили специализированные полицейские подразделения из 20 государств с целью борьбы с финансо­выми киберпреступлениями, такими как мошенничество на сайтах знакомств, инвестиционное мошенничество и отмыва­ние денег от онлайн мошенничества и незаконных азартных игр в Интернете, и привели к тысячам арестов и перехвату нелегальных денежных средств в размере 100 млн долларов США. Пример HTML-страницы

В ходе операции «HAECHI-II» официальные лица Ин­терпола опробовали новый глобальный механизм прекра­щения платежей, известный как «Протокол быстрого реа­гирования по борьбе с отмыванием денег», позволяющий государствам-участникам подавать и обрабатывать запросы на отслеживание, перехват или временное замораживание незаконных доходов от преступлений. Этот механизм оказал­ся критически важным для успешного перехвата значитель­ных сумм незаконных средств в нескольких случаях в ходе операции [3].

Как подчеркивает Ю. В. Пузырева, «Интерпол стре­мится постоянно развивать свои возможности, стратегии и партнерские отношения в соответствии с региональными приоритетами и растущими потребностями своих госу­дарств-членов [4, с. 176].

С целью расширения компетенции и оптимизации уси­лий в сфере противодействия финансовой преступности 15 марта 2022 г. в рамках Интерпола был создан специальный Центр по борьбе с финансовыми преступлениями и корруп­цией (англ. Interpol's financial crime and anti-corruption centre (далее - IFCACC, Центр)) [5]. Сфера деятельности IFCACC сосредоточена на трех основных направлениях: 1) борьба с мошенничеством, включая также виды с использованием социальной инженерии, и преступлениями с платежными картами; 2) борьба с отмыванием денежных средств и возврат незаконных доходов; 3) противодействие коррупции.

Применяя межведомственный подход Центр будет тесно взаимодействовать с ключевыми заинтересованными сторонами для укрепления совместных усилий по охватыва­емым направлениям деятельности, такими как ФАТФ, регио­нальные органы по типу ФАТФ, подразделения финансовой разведки группы «Эгмонт», правоохранительные органы, по­лицейские организации и финансовый сектор. IFCACC бу­дет оказывать поддержку государствам-членам Интерпола в транснациональных финансовых расследованиях и делиться ключевыми методами работы с соответствующими заинтере­сованными сторонами [6, c. 1].

Применяя междисциплинарные меры борьбы с гло­бальными незаконными финансовыми потоками, Центр со­средоточится на различных типах схем отмывания денег и использования виртуальных активов, а также на способах выявления преступных активов и конфискации. Усилия по борьбе с коррупцией будут охватывать широкий спектр кор­рупционных преступлений, включая допинг в спорте, кор­рупцию среди государственных служащих и коррупцию с участием высокопоставленных политических деятелей, что будет способствовать укреплению возможностей государств- членов Интерпола бороться с крупномасштабной коррупци­ей как на национальном, так и на международном уровне.

Центр будет оказывать следственную поддержку 195 го­сударствам-членам Интерпола посредством перекрестной проверки по базам данных Интерпола, обеспечения настав­ничества и координации расследований в нескольких юрис­дикциях через Национальные центральные бюро Интерпо­ла.

Оперативная поддержка Центра будет заключаться в координации региональных и глобальных специальных опе­раций против транснациональных угроз финансовых престу­плений. Группы оперативной поддержки Интерпола будут немедленно отправляться в государства-члены для поддерж­ки текущих расследований. В том числе IFCACC будет коор­динировать новые операции «HAECHI», направленные на борьбу с финансовыми преступлениями с использованием киберсредств.

С помощью специального Файла анализа финансовых преступлений IFCACC центр будет оказывать аналитиче­скую поддержку государствам-участникам по вопросам исследования возникающих криминальных угроз и транс­национальных организованных преступных групп с целью усиления общего тактического реагирования на междуна­родную организованную преступность.

Для наращивания потенциала IFCACC будет проводить специальные учебные мероприятия, направленные на полу­чение сотрудниками правоохранительных органов и подраз­делений финансовой разведки новых знаний, навыков и пе­редового опыта для противодействия современным угрозам финансовых преступлений.

В дополнение к существующим универсальным и ре­гиональным конференциям Интерпола Центр будет пу­бликовать отчеты и рекомендации с целью ознакомления с передовыми методами расследования, а также использовать цветовые уведомления Интерпола для распространения ин­формации о новых и существующих криминальных тенден­циях, связанных с финансовыми преступлениями, отмывани­ем денег и коррупцией в крупных размерах.

Следует отметить, что при поддержке международных партнеров Интерпол возглавляет многолетние региональные и глобальные инициативы, направленные на борьбу с неза­конными финансовыми потоками, связанными с различны­ми преступлениями, предикатными к отмыванию денежных средств [9, с. 123]. Предоставление Центром экспертизы та­ким проектам позволит дать комплексный ответ на кон­кретные вопросы и создать эффективные сети для борьбы с актуальными угрозами, связанными с финансовыми престу­плениями и отмыванием денег.

Таким образом, в рамках своей деятельности Интерпол, как единственная в мире глобальная полицейская организа­ция, вносит неоценимый вклад в построение универсальной системы безопасности. В связи с тем, что розыск, конфиска­ция и возврат преступных активов являются одним из без­условных приоритетов для международного правоохрани­тельного сообщества, предполагается, что новая инициатива Интерпола будет способствовать эффективному противодей­ствию легализации преступных доходов, полученных пре­ступным путем и борьбе с коррупцией. Возможности нового Центра по борьбе с финансовыми преступлениями и корруп­цией позволят максимально обеспечить скоординированное глобальное реагирование правоохранительных органов на новые угрозы транснациональных финансовых преступле­ний, вызванные пандемией COVID-19.

ВОДЯНОВ Андрей Викторович
кандидат юридических наук, кафедра прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях