В последние годы транснациональная финансовая преступность росла в геометрической прогрессии, подрывая глобальные финансовые системы, препятствуя экономическому росту и причиняя огромные убытки предприятиям и частным лицам во всем мире.
Согласно данным социальных опросов частных предприятий 99 государств, более половины респондентов стали жертвами финансовых преступлений с начала пандемии COVID-19, а общий ущерб составил 42 млрд долларов США [1, с. 7]. Наиболее распространенной формой преступной деятельности стало мошенничество.
Используя преимущества процессов глобализации и цифровизации, преступники получают возможность модифицировать методы совершения финансовых преступлений, например, путем телефонного мошенничества, мошенничества с инвестициями и платежными картами, «фишинга» посредством отправления поддельных электронных уведомлений от банков, платежных систем и других организаций с целью получения доступа к идентификационным данным пользователей, таким как пароли, номера кредитных карт и банковских счетов. При этом коррупция усложняет ландшафт преступности, создавая благоприятную почву для роста организованной преступной деятельности. Мошенничество и коррупция неразрывно связаны, а преступники все чаще используют аналогичные механизмы для перемещения и отмывания незаконных средств.
Исследования, проведенные Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ), показали прямое влияние пандемии COVID-19 на возрастание рисков отмывания денежных средств. Государственные финансовые учреждения столкнулись с уязвимыми секторами, связанными с изменением финансового поведения клиентов, в частности с увеличением удаленных транзакций, что негативно повлияло на их способность обнаруживать аномалии, проводить эффективную проверку клиентов и финансовый мониторинг. С ростом безработицы и увеличением числа граждан, проводящих транзакции удаленно, также возросли риски их использования преступными группами в качестве денежных мулов. Другие факторы уязвимости связаны с повышенной финансовой волатильностью, вызванной глобальным экономическим спадом на фоне мер по ограничению распространения COVID-19. К ним относятся увеличение количества наличных денег в обращении и использование виртуальных активов [2, с. 18].
Вышеуказанные обстоятельства обусловливают необходимость совершенствования институциональных механизмов международного сотрудничества правоохранительных органов в противодействии финансовой преступности.
Две операции «HAECHI», координируемые Интерполом в 2021 г., объединили специализированные полицейские подразделения из 20 государств с целью борьбы с финансовыми киберпреступлениями, такими как мошенничество на сайтах знакомств, инвестиционное мошенничество и отмывание денег от онлайн мошенничества и незаконных азартных игр в Интернете, и привели к тысячам арестов и перехвату нелегальных денежных средств в размере 100 млн долларов США.
В ходе операции «HAECHI-II» официальные лица Интерпола опробовали новый глобальный механизм прекращения платежей, известный как «Протокол быстрого реагирования по борьбе с отмыванием денег», позволяющий государствам-участникам подавать и обрабатывать запросы на отслеживание, перехват или временное замораживание незаконных доходов от преступлений. Этот механизм оказался критически важным для успешного перехвата значительных сумм незаконных средств в нескольких случаях в ходе операции [3].
Как подчеркивает Ю. В. Пузырева, «Интерпол стремится постоянно развивать свои возможности, стратегии и партнерские отношения в соответствии с региональными приоритетами и растущими потребностями своих государств-членов [4, с. 176].
С целью расширения компетенции и оптимизации усилий в сфере противодействия финансовой преступности 15 марта 2022 г. в рамках Интерпола был создан специальный Центр по борьбе с финансовыми преступлениями и коррупцией (англ. Interpol's financial crime and anti-corruption centre (далее - IFCACC, Центр)) [5]. Сфера деятельности IFCACC сосредоточена на трех основных направлениях: 1) борьба с мошенничеством, включая также виды с использованием социальной инженерии, и преступлениями с платежными картами; 2) борьба с отмыванием денежных средств и возврат незаконных доходов; 3) противодействие коррупции.
Применяя межведомственный подход Центр будет тесно взаимодействовать с ключевыми заинтересованными сторонами для укрепления совместных усилий по охватываемым направлениям деятельности, такими как ФАТФ, региональные органы по типу ФАТФ, подразделения финансовой разведки группы «Эгмонт», правоохранительные органы, полицейские организации и финансовый сектор. IFCACC будет оказывать поддержку государствам-членам Интерпола в транснациональных финансовых расследованиях и делиться ключевыми методами работы с соответствующими заинтересованными сторонами [6, c. 1].
Применяя междисциплинарные меры борьбы с глобальными незаконными финансовыми потоками, Центр сосредоточится на различных типах схем отмывания денег и использования виртуальных активов, а также на способах выявления преступных активов и конфискации. Усилия по борьбе с коррупцией будут охватывать широкий спектр коррупционных преступлений, включая допинг в спорте, коррупцию среди государственных служащих и коррупцию с участием высокопоставленных политических деятелей, что будет способствовать укреплению возможностей государств- членов Интерпола бороться с крупномасштабной коррупцией как на национальном, так и на международном уровне.
Центр будет оказывать следственную поддержку 195 государствам-членам Интерпола посредством перекрестной проверки по базам данных Интерпола, обеспечения наставничества и координации расследований в нескольких юрисдикциях через Национальные центральные бюро Интерпола.
Оперативная поддержка Центра будет заключаться в координации региональных и глобальных специальных операций против транснациональных угроз финансовых преступлений. Группы оперативной поддержки Интерпола будут немедленно отправляться в государства-члены для поддержки текущих расследований. В том числе IFCACC будет координировать новые операции «HAECHI», направленные на борьбу с финансовыми преступлениями с использованием киберсредств.
С помощью специального Файла анализа финансовых преступлений IFCACC центр будет оказывать аналитическую поддержку государствам-участникам по вопросам исследования возникающих криминальных угроз и транснациональных организованных преступных групп с целью усиления общего тактического реагирования на международную организованную преступность.
Для наращивания потенциала IFCACC будет проводить специальные учебные мероприятия, направленные на получение сотрудниками правоохранительных органов и подразделений финансовой разведки новых знаний, навыков и передового опыта для противодействия современным угрозам финансовых преступлений.
В дополнение к существующим универсальным и региональным конференциям Интерпола Центр будет публиковать отчеты и рекомендации с целью ознакомления с передовыми методами расследования, а также использовать цветовые уведомления Интерпола для распространения информации о новых и существующих криминальных тенденциях, связанных с финансовыми преступлениями, отмыванием денег и коррупцией в крупных размерах.
Следует отметить, что при поддержке международных партнеров Интерпол возглавляет многолетние региональные и глобальные инициативы, направленные на борьбу с незаконными финансовыми потоками, связанными с различными преступлениями, предикатными к отмыванию денежных средств [9, с. 123]. Предоставление Центром экспертизы таким проектам позволит дать комплексный ответ на конкретные вопросы и создать эффективные сети для борьбы с актуальными угрозами, связанными с финансовыми преступлениями и отмыванием денег.
Таким образом, в рамках своей деятельности Интерпол, как единственная в мире глобальная полицейская организация, вносит неоценимый вклад в построение универсальной системы безопасности. В связи с тем, что розыск, конфискация и возврат преступных активов являются одним из безусловных приоритетов для международного правоохранительного сообщества, предполагается, что новая инициатива Интерпола будет способствовать эффективному противодействию легализации преступных доходов, полученных преступным путем и борьбе с коррупцией. Возможности нового Центра по борьбе с финансовыми преступлениями и коррупцией позволят максимально обеспечить скоординированное глобальное реагирование правоохранительных органов на новые угрозы транснациональных финансовых преступлений, вызванные пандемией COVID-19.
ВОДЯНОВ Андрей Викторович
кандидат юридических наук, кафедра прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя