Пандемия COVID-19, охватившая все страны, представляет существенную угрозу жизни и здоровью населения, нормальному развитию экономики и культуры, препятствует проведению социальных реформ, порождает социальные конфликты внутри стран, способствует возникновению, обострению и развитию межгосударственных противоречий и конфликтов.
Реальность данных угроз осознано руководством стран и международных организаций, в связи с чем ими предпринимаются значительные усилия: а) по разработке и производству лекарств; б) по разработке эффективных вакцин и вакцинации населения; в) по организации и проведению курсов
лечения; г) по разработке и производству средств диагно- русу мер, должны учитывать основные характеристики стики; д) по выработке мер, предупреждающих (ограни- COVID-19, к которым специалисты относят его чрезвы- чивающих) распространение вируса, и их реализацию, чайную опасность для жизни и здоровья, высокую дина- как правило, связанную с введением соответствующих мичность и агрессивность, живучесть на основе способограничений по массовости проводимых мероприятий и ности к мутации, гибкость в выборе объекта поражения.
обеспечению безопасности; е) по обеспечению контроля Их наличие позволяет предположить перспективу дли- за выполнением принятых решений и соблюдением уста- тельного противодействия человечества данному вирусу. новленных правил поведения; ж) по применению мер С учетом этого необходимо вырабатывать и осуществлять комплекс необходимых мер, включая меры уголовно-правового воздействия как крайнего средства обеспечения безопасности в условиях распространения вируса. Президент России В. Путин, открывая заседание Государственного Совета по науке и образованию, заявил, что защита от новых инфекций является самой актуальной задачей [1].
Вместе с тем, необходимо понимать, достаточно ли, в том числе уголовно-правовых средств, для решения такой задачи или уголовное законодательство нуждается в совершенствовании. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо а) выявить круг совершаемых общественно опасных деяний, связанных с незаконным распространением COVID-19; б) определить круг уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за их совершение и, в случае необходимости, выработать предложения по их оптимизации.
Вместе с тем, необходимо отметить определенные усилия Верховного Суда Российской Федерации по упорядочению судебной практики в этой сфере, подготовившего в 2020 - 2021 годах три Обзора судебной практики по отдельным вопросам, связанным с противодействием распространению COVID-19, включая и вопросы применения уголовного законодательства.
Анализ сложившейся ситуации, основанный, прежде всего, на сведениях, опубликованных в средствах массовой информации, позволяет выделить следующий круг общественно опасных деяний, имеющих непосредственное отношение к незаконному распространению COVID-19:
- Нарушение установленных санитарно-эпидемиологических правил.
Такое поведение охватывается признаками ст. 236 УК РФ, которая в апреле 2020 года была изменена с учетом перспективы противодействия распространению короновируса. Вместе с тем, применение данной статьи остается проблемным, из-за недостаточной определенности признаков состава преступления «массовость заболевания», «создание угрозы массового заболевания».
Для того, чтобы данная норма реально «заработала», необходимо в основу ответственности положить также принцип административной преюдиции и часть первую ст. 236 УК РФ изложить в следующей редакции:
«Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления тяжких последствий, а также совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию по ст. 6.3 КоАП РФ».
Специфичным для данной нормы является то, что санитарно-эпидемиологические правила могут быть установлены как на федеральном, так и на региональном уровне, что устраняет возможность единообразного подхода в криминализации деяний. В результате такого разнообразия одни и те же деяния в разных субъектах Российской Федерации могут быть как правомерными, так и преступными.
По смыслу закона субъектом преступлений, предусмотренных ст. 236 УК РФ, является общий субъект, включая и лиц, инфицированных COVID-19 или контактировавших с ними лиц, умышленно нарушающих правила, установленные соответствующим документом (предписанием, постановлением) в отношении таких лиц (Обзор № 3. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021 г.).
С позиций подходов квалификации, ст. 236 УК РФ является общей по отношению к другим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за отдельные нарушения санитарно-эпидемиологических правил, и должна применяться при отсутствии последних.
- Воспрепятствование осуществлению санитарноэпидемиологических мероприятий.
Воспрепятствование как форма общественно опасного поведения является признаком многих составов преступлений, предусмотренных УК РФ. Их анализ позволяет сформулировать обобщенное понятие воспрепятствования, под которым следует понимать совершенное с прямым умыслом общественно опасное деяние (действие, бездействие), противодействующее осуществлению наиболее значимой законной общественно полезной деятельности или реализации прав и свобод человека и гражданина, причинившее или создавшее угрозу причинения вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом [2, с. 253]. Сущностью воспрепятствования является противодействие законной деятельности человека (отдельной личности, представителя структур власти, общественных объединений, саморегулируемых организаций и др.) и (или) реализации ими законных прав и свобод. Такое противодействие может быть выражено в различных деяниях. Применительно к рассматриваемой сфере деятельности, направленной на ограничение распространения COVID-19, воспрепятствование осуществлялось, например, в уничтожении путем поджога мобильного пункта вакцинации (г. Абакан), в хищении 320 доз препарата «Спутник-V» с целью его уничтожения (г. Нижний Тагил), в угоне автомобиля медицинской службы, использовавшегося для мобильной вакцинации (г. Тихвин) и в других действиях, включая насилие. Подобные действия, из-за отсутствия специальной нормы, подлежат квалификации по статьям УК РФ, предусматривающим наступившие общественно опасных последствий. Но такая квалификация не отражает сущность таких преступлений, препятствующих распространению короновируса.
Для устранения данного пробела, учитывая особенности конструирования составов воспрепятствования [3, с. 269-271], представляется целесообразным дополнить УК РФ статьей 236.1 в следующей редакции:
«Статья 236.1. Воспрепятствование санитарно-эпидемиологической деятельности.
- Воспрепятствование законной санитарно-эпидемиологической деятельности, - наказывается...
- То же деяние, совершенное с насилием не опасным для жизни или здоровья, а равно совершенное группой лиц, -наказывается.
- Деяние, предусмотренное частью первой, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, а равно совершенное организованной группой, - наказывается.».
- Совершение умышленных действий лицом, инфицированным COVID-19, направленных на заражение других лиц.
Данные действия могут быть совершены по отношению к широкому кругу лиц или персонально. Если деяние совершается по отношению к неопределенному кругу лиц, то его квалификация зависит не только от факта нарушенного санитарно-эпидемиологического правила, но и от других обстоятельств: знания субъектом о собственной инфицированности, направленности умысла и степени его реализации, содержания целей и мотивов, наличия соучастия, степени реальности угрозы жизни и здоровью, масштабов последствий. В таком случае деяние может быть квалифицировано, с учетом обстоятельств дела, по ст. 236 УК РФ.
Если же деяние носило персональный характер и было направлено на заражение конкретных лиц, то оно, по нашему мнению, должно быть квалифицировано как преступление против личности. Учитывая наличие в УК РФ специальной ст. 122, предусматривающей ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией, а также сопоставимую опасность ВИЧ-инфекции и COVID-19, представляется целесообразным распространить такую ответственность и в отношении короновируса путем унификации указанной статьи.
Для этого в частях 1-4 и в примечании к указанной статье термин «ВИЧ-инфекция» заменить словосочетанием «ВИЧ- инфекция и другие вирусные инфекции». Данное словосочетание включает COVID-19, что позволит квалифицировать рассматриваемые случаи по ст. 122 УК РФ.
- Публичное распространение заведомо ложной информации о вреде вакцинации.
Верховный Суд РФ признает распространение информации о COVID-19 общественно значимой и имеющей непосредственное отношение к обеспечению безопасности, жизни и здоровья граждан (Обзор № 1 от 21.04.2020 г.). В соответствии с этим, подобные деяния подлежат квалификации по статьям 207.1 или 207.2 УК РФ, разграничивая их, прежде всего, по факту наступления общественно опасных последствий.
Так, блогер Мысливец был осужден по ст. 207.1 УК РФ за размещение в соцсетях ролика «Мир после вируса, планета после обнуления», в котором навязывалась идея о том, что вакцину от COVID-19 создали как средство сокращения населения Земли (СПС Право.ш / Право-300).
- Имитация вакцинации с оформлением соответствующей документации.
Подобное деяние характеризуется тем, что лицо («клиент»), уклоняясь от вакцинации, по сговору и при непосредственном участии медицинских работников в установленном порядке оформляют Сертификат, подтверждающий вакцинирование «клиента». Исходя из того, что Сертификат о вакцинации является официальным документом, лицо, его изготовившее, подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст. 327 УК РФ. Если же в таком изготовлении принимало участие несколько медицинских работников, то их действия нужно оценивать с позиций соучастия, учитывая вид соучастника и форму соучастия. При этом, медработники, являющиеся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, с учетом обстоятельств дела, могут нести ответственность по совокупности со ст. 201, 285, 286, 290 УК РФ.
В свою очередь, действия «клиента» ложной вакцинации, в случае использования им Сертификата, необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 327, а при наличии коррупционного аспекта - по совокупности со ст. 291 или 204 УК РФ.
Рассмотренные варианты общественно опасного поведения являются наиболее распространенными для сегодняшнего времени, что не исключает их развития в дальнейшем. Представляется вероятным повышение актуальности таких, например, деяний как незаконное проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, направленных против вакцинации, продажа или использование сертификатов или QR-кодов, принадлежащих другим лицам. В создавшихся условиях все же можно говорить, что уголовное законодательство и складывающаяся судебная практика в сфере противодействия распространению COVID-19, содержат необходимые правовые средства, а те меры по совершенствованию уголовного законодательства, предлагаемые нами, повысят его их эффективность.
ЗАХАРОВА Светлана Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Института Академии ФСИН России
КУЗЬМИН Сергей Спиридонович
старший преподаватель кафедры уголовного права Института Академии ФСИН России
ЛАКЕЕВ Алексей Анатольевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Института Академии ФСИН России