В течение нескольких веков Ближний Восток является одним из наиболее проблемных регионов земного шара.
Понимание социальной и юридической природы правосудия ведущими правоведами Ближнего Востока исторически имело ряд важных особенностей:
- право подверглось мощному воздействию религии, оно фактически создавалось исламскими и иудейскими богословами;
- отсутствие научного подхода к формированию и функционированию судебной системы; суд как государственный институт изначально не получил чёткой концептуализации в трудах учёных-юристов;
- отождествление судебной системы с судопроизводством. Иными словами, юристы Ближнего Востока в основном уделяли внимание актуальным проблемам возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения споров, а также обжалования и пересмотра уже принятых судебных решений и приговоров;
- понимание судопроизводства как основы правосудия и неотъемлемой части института государственности;
- понимание судебной власти как самостоятельной сферы правотворчества, отличной от законодательной и исполнительной ветвей власти;
5) главной задачей правосудия является удовлетворение требований, исходящие от истца либо пострадавшего, принятие справедливого решения и обеспечение общественного порядка;
7) необходимым основанием начала судопроизводства является обвинение, конфликт или спор.
- В данной статье к региону Ближнего Востока отнесены арабский мир (в т.ч. арабские государства Северной Африки - Египет, Марокко, Алжир, Тунис), Турция, Израиль и Иран.
Судопроизводство в мусульманской юридической доктрине обозначается термином «каза», который имеет два основных значения:
- орган власти;
- непосредственно судебное разбирательство.
Понятие судопроизводства также толкуется неоднозначно: так, выдающийся арабский правовед (факих) Хаскефи считал его «устранением вражды между спорящими сторонами и выявлением сути этой вражды»; Мухаммад Амин ибн Умар ад- Димашк (Ибн Абидин) обращал внимание на «особые способы» устранения этой вражды; Мансур аль-Бухути утверждал, что судопроизводство - это функция государства, связанная с «обнаружением улик, обеспечением превосходства закона и улаживанием споров».
Структура судопроизводства в исламской правовой науке рассматривается в двух аспектах: в его основе лежит или «физическое» начало (территория и объекты, на которые распространяется фикх - мусульманское право), или случаи применения норм права, предусматривающие вовлечение в процесс судей и субъектов фикха. В рамках первого, «физического» аспекта факихи разработали принцип компетенции в пределах государства, неразрывно связанный с идеей внутреннего суверенитета; таким образом, изначально территория применения норм фикха ограничивалась Арабским халифатом. Известное отношение к данному принципу имеет и иной принцип, также сформулированный исламскими юристами и связанный со степенью компетенции или правомочности. Согласно ему, существуют группы лиц, для которых фикх признаётся обязательным, частично праворегулирующим или же вовсе не является таковыми. Жизнь немусульманской общины в пределах Арабского халифата не регулировалась исламским законодательством; аналогичная ситуация сложилась в Османской империи. В настоящее время данной позиции придерживаются в отношении иностранных граждан Иран и государства Персидского залива (ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия).
Формирование и эволюция судебной власти на Ближнем Востоке неразрывно связаны с историей религиозного, юридического и политического развития данного региона. Так, в домединский период (т.е. до хиджры - переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г.) Аравийский полуостров был заселён племенами арабов-язычников, у которых отсутствовала судебная система и институт судебной власти, но зато широко применялись обычаи кровной мести и альтернативные им процедуры медиации и прочие примирительные процедуры. Их осуществляли так называемые «мирители» из числа шейхов (племенных вождей) и других авторитетных людей специально для разрешения отдельных споров, обычно межродового и межплеменного характера; в роли «мирителей» неоднократно выступали пророк Мухаммед и будущий праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб. Интересно, что перед обращением к «мирителю» стороны договаривались, что принятое им решение будет окончательным и обязательно подлежит исполнению.
Считается, что судебная система в мусульманском мире сформировалась в годы правления пророка Мухаммеда в Медине; тогда же в качестве основной формы исламского права стал применяться Коран, а также воззрения и умозаключения самого Мухаммеда, впоследствии ставшие хадисами и лёгшие в основу Сунны. Правосудие осуществляли муфтии (религиозные авторитеты) и сахабы (сподвижники пророка, видевшие его при жизни). По распоряжению Мухаммеда, судебные заседания нередко имели выездной характер - муфтии и саха- бы специально выезжали в отдалённые от Медины регионы и рассматривали дело. Именно тогда, в первой половине VII в., правосудие и судопроизводство на Ближнем Востоке приобрели следующие характерные черты, актуальные до сих пор:
- принцип личной ответственности осуждённого (ответственность не переходила к членам его семьи и иным родственникам либо соплеменникам; произошла ломка социальных отношений, присущих арабам-язычникам);
- в правоприменительную практику вошло помилование, которое носило строго индивидуальный характер и осуществлялось только главой общины;
- запрет народных и племенных судов, правосудие превратилось в функцию государства;
- принцип равенства перед законом и судом (изначально распространялся на мусульман мужского пола, проживающих в Медине, а затем и во всём халифате, независимо от их возраста, национальности, социального происхождения и статуса и т.д.);
- появление и применение новых юридических институтов и понятий, таких как цель и мотив преступления, соучастие, подстрекательство, смягчающие обстоятельства, отягчающие обстоятельства и др.
В годы правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (634644) судебная власть претерпела значительные изменения, в частности, наметилось разграничение полномочий исполнительной и судебной ветвей власти на местах. Также появились профессиональные судьи - кади, которых специально готовили для осуществления правосудия; заметное развитие получила иджма - юридическая доктрина, ставшая впоследствии главной формой исламского права (это случилось благодаря авторитетному мединскому толкователю фикха Зейду ибн- Сабиту, основоположнику зейдистского мазхаба (юридической школы мусульманского права). При Умаре правосудие на Ближнем Востоке характеризуется следующими особенностями:
- появление насса - возможности отказа от апелляции к основным формам права в пользу вспомогательных форм (именно таким образом произошёл переход от использования в судопроизводстве Корана и Сунны к применению иджмы);
- принятие решения в судебных спорах осуществлялось центральными судебными органами, а не на местах (со временем это легло в основу принципа единства судебной практики);
- халифом признавалось, что право жителя халифата имело наивысшую ценность, его принижение или попрание не допускалось (зарождение исламской концепции прав и свобод человека).
При халифе Абу Амре Усмане ибн Аффане аль-Умави аль-Кураши (644-656) в Медине было построено специальное здание для централизованного ведения судебных дел в халифате, а в Мекке появился первый на Ближнем Востоке кассационный суд.
В 661 г. эпоха Праведных халифов сменилась правлением династии Омейядов, при которых судебная власть развивалась незначительно; помимо того, судопроизводство стало более зависимым от внутри- и внешнеполитических пристрастий суверена, а на местах судьи прямо подчинялись наместникам. По данной причине Абу Ханифа основоположник ханафит- ского мазхаба, отказался от предложенной ему должности кади. Кади стали активно выносить решения на основе судейского усмотрения и применять кияс - ещё одну форму исламского права, представляющую собой суждение по аналогии при рассмотрении споров, относительно которых нет прямых текстов Корана и Сунны, с положениями, относительно которых такие тексты есть.
При Аббасидах завершилось формирование основных мазхабов и полностью сложилась иджма - это, безусловно, положительно сказалось на функционировании судебной системы. Толкование права превратилось в упорядоченный и системный процесс. Юристы получали профессиональную подготовку в мазхабах, отличающихся способами толкования фикха и некоторыми процессуальными особенностями. Фактически весь Ближний Восток был поделён между основными юридическими школами исламского права: в Месопотамии обосновался ханафитский мазхаб, в Египте - шафиитский, в странах Магриба - маликитский; данная ситуация сохраняется на суннитском Востоке поныне. В VIII в. в Багдаде (столице Аббасидского халифата) начал работу первый в ближневосточном регионе Верховный суд; первым верховным судьёй стал известный ханафитский факих Абу Юсуф.
Суннитская юридическая доктрина и суннитское понимание правосудия, о котором говорилось выше, признаются на Ближнем Востоке ортодоксальными; они весьма авторитетны, но не единственны. Не будем забывать о шиитском течении ислама: его представители также интересовались и интересуются вопросами юридической природы правосудия. В настоящее время шиитские юридические доктрины исследованы гораздо меньше, нежели суннитские, и тому есть объяснение. Прежде всего, следует помнить, что доля мусульман из числа приверженцев шиизма значительно меньше суннитов. Так, число шиитов в настоящее время колеблется от 10% до 20 % от всех мусульман. Шиитская правовая доктрина, например, почти не изучается в Турции, позиционирующей себя лидером в суннитско-ханафитском культурном пространстве, которое, как известно, считается в современном мире более либеральным и прозападным. Ирак, где шиизм сегодня представлен достаточно широко, в силу внутриполитической нестабильности пока ещё не способен сформировать собственные научные школы. Объективность и непредвзятость гуманитарного знания в Иране, который по праву считается политическим и культурным центром шиизма, в мировом сообществе вызывает большие сомнения.
Во-вторых, юристы шиитского мира в эпоху Средневековья были более склонны анализировать политические изменения, а не исключительно законотворческий процесс. Это неудивительно: раскол в мусульманском обществе в середине VII в. произошёл именно вследствие отсутствия единого понимания в вопросах формирования власти. По мнению шиитов, власть халифов имеет наследственный характер только по линии халифа Али, халифа невозможно избрать, как это делалось у суннитов. Следовательно, шииты оспаривали сам институт халифата и верили, что пророк Мухаммед назначил в качестве своего преемника Али. Помимо того, общественная жизнь Ближнего Востока всегда была и остаётся крайне политизированной, и потому представители несуннитских течений (шииты, суфии, хариджиты и др.) выдвигали собственные концепции государственно-правового устройства. Соответственно, понимание шиитского правосудия основывалось на актуальных вопросах государственности и формирования органов власти, и, соответственно, слабо регулировало иные юридические проблемы. Зарубежные авторы объясняют это тем, что на шиитские мазхабы оказала влияние правовая культура Древней Персии; это хорошо заметно в настоящее время и проявляется в формировании системы действующих религиозных судов и института имама (в качестве судьи мог выступать любой учёный перс, знаток шариата; чем выше духовный сан такого судьи, тем авторитетнее решение). Большинство шиитов проживает в персидско-азербайджанском мире, юридическая доктрина и практика которого берёт начало в глубине истории соответствующего региона. В этом и заключается кардинальное отличие шиитских мазхабов от суннитских - последнее унаследовали обычное право арабских племён Древней Аравии и присущее им понимание правосудия, о котором мы уже говорили.
Итак, в настоящее время понимание правосудия в мусульманском мире характеризуется следующими исторически обусловленными особенностями, общими как для суннитов, так и для шиитов:
- отсутствие систематизированного научного подхода к формированию теории правосудия;
- отождествление судебной системы с судопроизводством;
- понимание судопроизводства как основы правосудия и обязательного элемента государственности;
- основные задачи правосудия - удовлетворение требований, предъявляемых истцом либо пострадавшим; принятие справедливого решения; обеспечение общественного порядка.
КИЧА Мария Вячеславовна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия