Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Пути решения актуальных проблем в сфере государственной защиты прав ребёнка

В статье затрагиваются вопросы, связанные с формулировкой путей решения актуальных проблем в сфере государственной защиты прав ребёнка, актуализируется важность данной деятельности, рассматриваются перспективы института Уполномоченного по правам ребёнка, высказываются социально-правовые предложения по гармонизации разрозненности в деятельности государственных органов, в полномочия которых входит защита прав ребёнка.

Ключевые слова: проблемы, государственная защита, ребёнок, дети, Уполномоченный по правам ребёнка, детский омбудсмен.

КУРБАТОВА Галина Васильевна
кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России

АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России

KURBATOVA Galina Vasiljevna

Ph.D. in Law, associate professor, senior lecturer of Civil Law and process sub-faculty of the Institute of Training of State and Municipal Employees of the Academy of the FPS of Russia

ANANJEVA Ekaterina Olegovna

Ph.D. in Law, associate professor of Civil law and process sub-faculty of the Institute for Training State and Municipal Employees of the Academy of the FPS of Russia

WAYS TO SOLVING CURRENT PROBLEMS IN THE SPHERE OF STATE PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD

The article touches upon issues related to the formulation of ways to solve urgent problems in the field of state protection of the rights of the child, the importance of this activity is updated, the prospects for the institution of the Commissioner for Children’s Rights are considered, social and legal proposals are made to harmonize the fragmentation in the activities of state bodies whose powers include protecting the rights of the child.

Keywords: problems, state protection, child, children, Ombudsman for the rights of the child, children’s ombudsman.

Вопросы, касающиеся демографической политики, были и остаются актуальными для многих мировых дер­жав. Вполне очевидным представляется тот факт, что ос­новой будущего для любого государства является его мо­лодежь, которая, повзрослев, будет определять вектор развития государства и его стабильное существование. Рос­сийская Федерация является одной из тех стран, в которой демографический вопрос стоит достаточно остро и нуж­дается в дополнительном внимании со стороны власти. Еще совсем недавно в Российской Федерации наблюдался демографический кризис и несмотря на то, что в послед­ние годы ситуация стала меняться в положительную сто­рону, необходимо продолжать повышение рождаемости и проводить политику по воспитанию здоровой, сильной, развитой и перспективной молодежи. В связи с этим, до­статочно просто объяснить тот факт, что охрана и защи­та прав ребёнка в Российской Федерации на сегодняшний день является общенациональной задачей.

Дети, в силу их возраста и иных качеств, являются одной из наиболее незащищенных социальных групп, которая тре­бует к себе пристального внимания и всегда нуждается в до­полнительной поддержке и защите со стороны государства. Дети и их эффективное развития - залог успешного будуще­го государства, именно поэтому обязанностью государства является создание и закрепление механизма конституцион­но-правовой защиты прав ребёнка, а также выработка стра­тегии, которая направлена на обеспечение социальной без­опасности детей.

К сожалению, вынуждены констатировать, что в нашей правовой системе во все времена существовали проблемы, связанные с эффективной защитой прав ребёнка. Большин­ство, из имеющихся проблем, по-прежнему не решено, что вынуждает нас и других исследователей данной темы про­должать всячески обращать внимание компетентных госу­дарственных органов на необходимость проведения ряда ка­чественных преобразований. На наш взгляд, комплекс мер, способных изменить ситуацию к лучшему, должен носить не только юридический, но и организационно-правовой и административный характер применительно к отдельным аспектам общественных отношений. Об этих мерах мы и планируем рассказать подробнее.

Несмотря на то, что объем работы по исправлению не­достатков в сфере защиты прав ребёнка крайне велик, ситу­ацию еще можно исправить в лучшую сторону. Более того, большинство проблем можно решить значительно более простым способом, чем тем, который пытаются навязать общественности различные политические силы, заинтересо­ванные не в решении проблемы, а в личной выгоде. Мы объ­ективно убеждены в том, что в основе решения любых гло­бальных проблем, которые касаются всего государства и его общества, лежит критерий наличия политической воли выс­ших властных государственных органов и должностных лиц.

Так, например, вполне очевидно, что любое, даже самое не­значительное поручение президента по решению проблемы в какой-либо сфере будет исполнено быстро, своевременно, эффективно и качественно, тогда как общественность, не об­ладающая властью, может коллективно биться над решени­ем указанной проблемы несколько лет. Такова особенность нашего общества, которую, безусловно, нельзя признать по­зитивной, но которую, так или иначе, необходимо учитывать, предлагая даже самое аргументированное, весомое и грамот­ное решение любой глобальной проблемы, не обладая по­литической значимостью. Поэтому, предлагая возможные пути решения проблем в сфере защиты прав ребёнка в на­шей стране, мы лишний раз хотим подчеркнуть, что ни одна из указанных проблем не будет эффективно и быстро реше­на, если в этом не будет заинтересовано высшее руководство государства.

Первым шагом к существенному повышению защищён­ности прав детей и решению ряда сопутствующих проблем является осуществление революционных преобразований применительно к институту Уполномоченного по правам ребёнка. Вокруг проблем неэффективности «детского омбуд­смена» уже давно ведутся ожесточённые дискуссии. Мы яв­ляемся сторонниками наиболее кардинальных мер и видим лишь два возможных варианта развития событий: 1. Повы­шение правового статуса института «детского омбудсмена», наделение его императивными полномочиями и расшире­ние функционала, использование зарубежного опыта на бла­го обеспечения независимости «детского омбудсмена» от ка­ких-либо государственных структур и ветвей власти. То есть, полная модернизация указанного института, которая потре­бует значительных правовых преобразований, материальных трат, но в итоге с максимальной долей вероятности даст по­ложительный результат. При условии, что в работу «детско­го омбудсмена» не будут вмешиваться извне. 2. Искоренение института «детского омбудсмена» ввиду его неэффективно­сти и несостоятельности в нынешней модели организации. Если реформ и преобразований ждать не стоит, то следует отказаться от данного института, так как в своём современ­ном состоянии он скорее затрудняет государственную защи­ту прав ребёнка, а не способствует её развитию. К тому же, на содержание института Уполномоченного ежегодно ухо­дят бюджетные средства, которые можно направить на более действенные расходы в сфере материнства и детства. Пример HTML-страницы

Огромным потенциалом, на наш взгляд, обладает раз­работка государственной стратегии по повышению правовой грамотности среди детей, снижении уровня правового ниги­лизма. Подобная работа так же идет на благо защиты прав ребёнка, так как ребёнок получает достоверную информа­цию о том, что ему дозволено законом, а от каких действий следует воздержаться [3, c. 53]. Безусловно, когда речь заходит о проведении лекционных, профилактических мероприятий в подростковой, детской среде, необходимо помнить о том, что дети воспринимают информацию иначе, чем взрослые, и для того, чтобы усвоение информации было полным и успешным, необходимо проявлять творческий подход. Так, например, следует отказаться от скучных, монотонных лек­ций, которые поведают детям об их правах и обязанностях. Напротив, следует прибегнуть к альтернативному, интерак­тивному варианту, с привлечением различных головоломок, квестов, игр и прочих развлекательных мероприятий, кото­рые носят познавательно-творческий характер [2, c. 82], и не будут перегружать детей сухой информацией, которой им и так хватает на занятиях в общеобразовательных учреждени­ях. Мы искренне убеждены в том, что одним из способов за­щиты прав детей является честное и открытое повествование самим детям о том объеме прав и обязанностей, которыми их наделяет законодательство. Тогда и сами дети будут бди­тельнее, внимательнее и рассудительнее совершать опреде­лённые поступки.

Очевидно, требуют внимания такие недостатки в системе государственной защиты прав ребёнка, как разрозненность в деятельности государственных органов, в полномочия кото­рых входит защита прав ребёнка. Необходимо, чтобы данные органы работали сообща, в рамках единой программы, где каждый орган, подобно отдельному звену в часовом меха­низме, будет выполнять свою функцию на благо общей цели. Большой проблемой является некомпетентность кадрового состава должностных лиц, особенно в отдаленных субъектах РФ, где данная проблема имеет глобальные масштабы во всех сферах жизни социума и требует аналогичного глобального подхода для её решения. Следует обратить внимание и на упрощение различных бюрократических процедур, связан­ных с получением документов на материальную помощь для нуждающихся детей, на обеспечение необходимым оборудо­ванием детей-инвалидов. Все это имеет огромное значение для улучшения ситуации в целом [4, c. 102]. Здесь же мы воз­вращаемся к проблемам, свойственным институту «детского омбудсмена», который мог бы быть связующим, фундамен­тальным звеном в системе уполномоченных на защиту прав ребёнка органов, но на сегодняшний день не способен являть­ся таковым.

Так же следует внести ясность и единообразие в норма­тивно-правовое регулирование, касающиеся участия детей в предпринимательской деятельности и ведения бизнеса. Как мы уже установили ранее, в действующем законодательстве отсутствует прямой запрет на участие несовершеннолетних в экономических правоотношениях, связанных с риском, на­правленных на извлечение прибыли. Однако до сих пор нет однозначно ответа на вопрос, по достижению какого возрас­та ребёнок получает право становиться предпринимателем [2, c. 56]. По нашему мнению, необходимо внести изменения в ГК РФ и закрепить в нём норму, согласно которой ребёнок будет вправе заниматься предпринимательской деятель­ностью с 14 лет, так как именно с этого возраста возникает деликтоспособность. Но если речь идет о крупных сделках, то они должны осуществляться исключительно под строгим контролем со стороны родителей или иных законных пред­ставителей. Кроме того, по нашему мнению, не лишена ло­гики и смысла идея, согласно которой предлагается обязать законных представителей нести дополнительную ответствен­ность за нарушение их несовершеннолетними подопечными обязательств договора так же, как законные представители несут субсидиарную ответственность за то, что их подопеч­ный причинил вред кому-либо или чему-либо.

Как показало проведенное исследование, в системе госу­дарственной защиты прав ребёнка до сих пор имеется мно­жество проблем большей или меньшей степени сложности и значимости, которые, так или иначе, в своём совокупном сложении, создают отнюдь неблагоприятную картину. Пред­ложенные нами варианты преобразований могут поспособ­ствовать их решению, но как мы уже отмечали ранее, на все предлагаемые изменения и корректировки необходимо на­личие политической воли высшего руководства государства. Иначе любое преобразование реализовать будет крайне за­труднительно.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях