В статье затрагиваются вопросы, связанные с формулировкой путей решения актуальных проблем в сфере государственной защиты прав ребёнка, актуализируется важность данной деятельности, рассматриваются перспективы института Уполномоченного по правам ребёнка, высказываются социально-правовые предложения по гармонизации разрозненности в деятельности государственных органов, в полномочия которых входит защита прав ребёнка.
Ключевые слова: проблемы, государственная защита, ребёнок, дети, Уполномоченный по правам ребёнка, детский омбудсмен.
КУРБАТОВА Галина Васильевна
кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России
АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России
KURBATOVA Galina Vasiljevna
Ph.D. in Law, associate professor, senior lecturer of Civil Law and process sub-faculty of the Institute of Training of State and Municipal Employees of the Academy of the FPS of Russia
ANANJEVA Ekaterina Olegovna
Ph.D. in Law, associate professor of Civil law and process sub-faculty of the Institute for Training State and Municipal Employees of the Academy of the FPS of Russia
WAYS TO SOLVING CURRENT PROBLEMS IN THE SPHERE OF STATE PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD
The article touches upon issues related to the formulation of ways to solve urgent problems in the field of state protection of the rights of the child, the importance of this activity is updated, the prospects for the institution of the Commissioner for Children’s Rights are considered, social and legal proposals are made to harmonize the fragmentation in the activities of state bodies whose powers include protecting the rights of the child.
Keywords: problems, state protection, child, children, Ombudsman for the rights of the child, children’s ombudsman.
Вопросы, касающиеся демографической политики, были и остаются актуальными для многих мировых держав. Вполне очевидным представляется тот факт, что основой будущего для любого государства является его молодежь, которая, повзрослев, будет определять вектор развития государства и его стабильное существование. Российская Федерация является одной из тех стран, в которой демографический вопрос стоит достаточно остро и нуждается в дополнительном внимании со стороны власти. Еще совсем недавно в Российской Федерации наблюдался демографический кризис и несмотря на то, что в последние годы ситуация стала меняться в положительную сторону, необходимо продолжать повышение рождаемости и проводить политику по воспитанию здоровой, сильной, развитой и перспективной молодежи. В связи с этим, достаточно просто объяснить тот факт, что охрана и защита прав ребёнка в Российской Федерации на сегодняшний день является общенациональной задачей.
Дети, в силу их возраста и иных качеств, являются одной из наиболее незащищенных социальных групп, которая требует к себе пристального внимания и всегда нуждается в дополнительной поддержке и защите со стороны государства. Дети и их эффективное развития - залог успешного будущего государства, именно поэтому обязанностью государства является создание и закрепление механизма конституционно-правовой защиты прав ребёнка, а также выработка стратегии, которая направлена на обеспечение социальной безопасности детей.
К сожалению, вынуждены констатировать, что в нашей правовой системе во все времена существовали проблемы, связанные с эффективной защитой прав ребёнка. Большинство, из имеющихся проблем, по-прежнему не решено, что вынуждает нас и других исследователей данной темы продолжать всячески обращать внимание компетентных государственных органов на необходимость проведения ряда качественных преобразований. На наш взгляд, комплекс мер, способных изменить ситуацию к лучшему, должен носить не только юридический, но и организационно-правовой и административный характер применительно к отдельным аспектам общественных отношений. Об этих мерах мы и планируем рассказать подробнее.
Несмотря на то, что объем работы по исправлению недостатков в сфере защиты прав ребёнка крайне велик, ситуацию еще можно исправить в лучшую сторону. Более того, большинство проблем можно решить значительно более простым способом, чем тем, который пытаются навязать общественности различные политические силы, заинтересованные не в решении проблемы, а в личной выгоде. Мы объективно убеждены в том, что в основе решения любых глобальных проблем, которые касаются всего государства и его общества, лежит критерий наличия политической воли высших властных государственных органов и должностных лиц.
Так, например, вполне очевидно, что любое, даже самое незначительное поручение президента по решению проблемы в какой-либо сфере будет исполнено быстро, своевременно, эффективно и качественно, тогда как общественность, не обладающая властью, может коллективно биться над решением указанной проблемы несколько лет. Такова особенность нашего общества, которую, безусловно, нельзя признать позитивной, но которую, так или иначе, необходимо учитывать, предлагая даже самое аргументированное, весомое и грамотное решение любой глобальной проблемы, не обладая политической значимостью. Поэтому, предлагая возможные пути решения проблем в сфере защиты прав ребёнка в нашей стране, мы лишний раз хотим подчеркнуть, что ни одна из указанных проблем не будет эффективно и быстро решена, если в этом не будет заинтересовано высшее руководство государства.
Первым шагом к существенному повышению защищённости прав детей и решению ряда сопутствующих проблем является осуществление революционных преобразований применительно к институту Уполномоченного по правам ребёнка. Вокруг проблем неэффективности «детского омбудсмена» уже давно ведутся ожесточённые дискуссии. Мы являемся сторонниками наиболее кардинальных мер и видим лишь два возможных варианта развития событий: 1. Повышение правового статуса института «детского омбудсмена», наделение его императивными полномочиями и расширение функционала, использование зарубежного опыта на благо обеспечения независимости «детского омбудсмена» от каких-либо государственных структур и ветвей власти. То есть, полная модернизация указанного института, которая потребует значительных правовых преобразований, материальных трат, но в итоге с максимальной долей вероятности даст положительный результат. При условии, что в работу «детского омбудсмена» не будут вмешиваться извне. 2. Искоренение института «детского омбудсмена» ввиду его неэффективности и несостоятельности в нынешней модели организации. Если реформ и преобразований ждать не стоит, то следует отказаться от данного института, так как в своём современном состоянии он скорее затрудняет государственную защиту прав ребёнка, а не способствует её развитию. К тому же, на содержание института Уполномоченного ежегодно уходят бюджетные средства, которые можно направить на более действенные расходы в сфере материнства и детства.
Огромным потенциалом, на наш взгляд, обладает разработка государственной стратегии по повышению правовой грамотности среди детей, снижении уровня правового нигилизма. Подобная работа так же идет на благо защиты прав ребёнка, так как ребёнок получает достоверную информацию о том, что ему дозволено законом, а от каких действий следует воздержаться [3, c. 53]. Безусловно, когда речь заходит о проведении лекционных, профилактических мероприятий в подростковой, детской среде, необходимо помнить о том, что дети воспринимают информацию иначе, чем взрослые, и для того, чтобы усвоение информации было полным и успешным, необходимо проявлять творческий подход. Так, например, следует отказаться от скучных, монотонных лекций, которые поведают детям об их правах и обязанностях. Напротив, следует прибегнуть к альтернативному, интерактивному варианту, с привлечением различных головоломок, квестов, игр и прочих развлекательных мероприятий, которые носят познавательно-творческий характер [2, c. 82], и не будут перегружать детей сухой информацией, которой им и так хватает на занятиях в общеобразовательных учреждениях. Мы искренне убеждены в том, что одним из способов защиты прав детей является честное и открытое повествование самим детям о том объеме прав и обязанностей, которыми их наделяет законодательство. Тогда и сами дети будут бдительнее, внимательнее и рассудительнее совершать определённые поступки.
Очевидно, требуют внимания такие недостатки в системе государственной защиты прав ребёнка, как разрозненность в деятельности государственных органов, в полномочия которых входит защита прав ребёнка. Необходимо, чтобы данные органы работали сообща, в рамках единой программы, где каждый орган, подобно отдельному звену в часовом механизме, будет выполнять свою функцию на благо общей цели. Большой проблемой является некомпетентность кадрового состава должностных лиц, особенно в отдаленных субъектах РФ, где данная проблема имеет глобальные масштабы во всех сферах жизни социума и требует аналогичного глобального подхода для её решения. Следует обратить внимание и на упрощение различных бюрократических процедур, связанных с получением документов на материальную помощь для нуждающихся детей, на обеспечение необходимым оборудованием детей-инвалидов. Все это имеет огромное значение для улучшения ситуации в целом [4, c. 102]. Здесь же мы возвращаемся к проблемам, свойственным институту «детского омбудсмена», который мог бы быть связующим, фундаментальным звеном в системе уполномоченных на защиту прав ребёнка органов, но на сегодняшний день не способен являться таковым.
Так же следует внести ясность и единообразие в нормативно-правовое регулирование, касающиеся участия детей в предпринимательской деятельности и ведения бизнеса. Как мы уже установили ранее, в действующем законодательстве отсутствует прямой запрет на участие несовершеннолетних в экономических правоотношениях, связанных с риском, направленных на извлечение прибыли. Однако до сих пор нет однозначно ответа на вопрос, по достижению какого возраста ребёнок получает право становиться предпринимателем [2, c. 56]. По нашему мнению, необходимо внести изменения в ГК РФ и закрепить в нём норму, согласно которой ребёнок будет вправе заниматься предпринимательской деятельностью с 14 лет, так как именно с этого возраста возникает деликтоспособность. Но если речь идет о крупных сделках, то они должны осуществляться исключительно под строгим контролем со стороны родителей или иных законных представителей. Кроме того, по нашему мнению, не лишена логики и смысла идея, согласно которой предлагается обязать законных представителей нести дополнительную ответственность за нарушение их несовершеннолетними подопечными обязательств договора так же, как законные представители несут субсидиарную ответственность за то, что их подопечный причинил вред кому-либо или чему-либо.
Как показало проведенное исследование, в системе государственной защиты прав ребёнка до сих пор имеется множество проблем большей или меньшей степени сложности и значимости, которые, так или иначе, в своём совокупном сложении, создают отнюдь неблагоприятную картину. Предложенные нами варианты преобразований могут поспособствовать их решению, но как мы уже отмечали ранее, на все предлагаемые изменения и корректировки необходимо наличие политической воли высшего руководства государства. Иначе любое преобразование реализовать будет крайне затруднительно.