Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 09.05.2017 № 203, в нашей стране определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов. В данной стратегии установлено, что информационное общество - это общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан.
Одним из важных механизмов российского информационного общества, по мнению авторов настоящей статьи, может стать внедрение в нашу общественную жизнь системы социального кредита, которая работает в отдельных регионах Китайской Народной Республики. Например, эта система с 2014 г. используется в г. Ханчжоу, столице Провинции Чжэцзян, который является лидером по внедрению информационных технологий среди 352 «умных» городов КНР[2]. Данная система в 2020 г. закончит режим пилотной эксплуатации и станет общеобязательной для применения во всей стране. Несмотря на то, что вопросы использования рейтинговых социальных систем являлись предметом исследования различных авторов, таких как: А. Б. Рынчинов, А. Л. Тащилин и др., но до настоящего времени количество научных публикаций, посвященных социальному кредиту крайне мало, а на диссертационном и монографическом уровнях данный вопрос не исследовался и вовсе, что и обуславливает актуальность настоящей статьи.
оценки действий отдельных физических и юридических лиц, влияющая на их дальнейшую правоспособность, в том числе дающая право на получение различных льгот и привилегий, а также ограничивающая в отдельных правах лиц, систематически совершающих антисоциальные поступки. Данную систему следует отличать от экономической теории «социального кредита», выдвинутой британским экономистом К. Дугласом и обосновывающую необходимость выплаты субсидий производителям или предоставления дополнительных средств потребителям.
Исследуя социокультурные основы внедрения в Китае системы социального кредита, А. Л. Тащилин отмечает, что идея создания в КНР системы социального кредита начала получать институциональные очертания еще в середине 2000-х годов. В 2007 г. правительством КНР были опубликованы «Некоторые замечания канцелярии Госсовета КНР по созданию системы социального кредитования». В основе идеологии системы лижет тезис о том, что «лица, оправдывающие доверие, пользуются различными преимуществами, а лица, потерявшие доверие, не смогут сделать ни шагу».
Нормативное регулирование системы социального кредита определено Планом строительства системы социального кредита (2014-2020), принятым Государственным советом КНР 14 июля 2014 г. В соответствии с указанным документом в систему социального кредита входят 4 информационных базы данных о действиях лиц: честность в государственных делах; коммерческая честность (целостность); общественная честность (целостность); судебная достоверность.
Прообразом информационных баз системы социального кредита можно назвать систему личных дел граждан «дан- ань», которая была внедрена в период руководства Председателя Центрального комитета Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуна. В каждой папке «дан-ань» есть физические данные, фото, послужной список, характеристики от начальников и товарищей, отчеты об успеваемости и правонарушениях, членство в клубах и общественных организациях граждан. Все эти сведения хранятся в бумажном виде в государственных архивах. Это инструмент не только громоздкий, но и труднодоступный, поскольку, например, менеджер отеля или авиалинии не сможет быстро добраться до «дан-аня», чтобы понять, какого обращения заслуживает клиент. К тому же бумажная папка не отвечает требованиям информационной безопасности — ее содержимое не защищено от чиновничьего произвола, поэтому руководство Китая не может полностью полагаться на эти данные, вырабатывая социальную политику. Все эти проблемы решено устранить с помощью современных информационных технологий, которые и указаны в качестве основного инструмента системы социального рейтинга. Важным преимуществом современной системы социального кредита является то, что она открыта для любого жителя страны, где он может узнать информацию о своем рейтинге, а также о рейтинге других физических и юридических лиц.
Информация о действиях всех лиц поступает в информационные базы данных на основании информации, находящейся в государственных органах, в информационных системах частных организаций, а также на основании информации от отдельных граждан, которая после проверки компетентными лицами подлежит рейтинговой оценке. Наиболее близкой отечественной аналогией к системе китайского социального кредита является используемый в Российской Федерации кредитный рейтинг заёмщиков, благодаря которой финансовые учреждения не только проверяют платёжеспособность лиц, но и оценивают их добросовестность и благонадежность.
В соответствии с системой социального кредита в КНР каждое лицо получает стартовый рейтинг, равняющийся 1000 баллам. Баллы начисляются за следующие полезные поступки: сообщение о правонарушении; своевременная оплата коммунальных платежей в течение года; активная волонтерская и иная общественная деятельность. В то же время баллы снимаются за такие негативные действия: несвоевременная оплата коммунальных платежей; нарушение правил парковки; нарушения скоростного режима; переход дороги в неположенном месте; курение в запрещенных местах; проезд без билета; использование поддельных документов; уклонение от прохождения службы в армии; чрезмерное увлечение видеоиграми; распространение ложной информации о терроризме и т.д.
Несмотря на то, что шкала оценивая действий лиц ещё официально не обнародована и держится в секрете, но о значимости и весомости отдельных действий можно судить из следующих показателей, вычисленных пользователями в ходе эксплуатации системы: сообщение о правонарушении - плюс 30 баллов; нарушение правил парковки или переход дороги в неположенном месте - минус 5 баллов.
На сегодняшний день для лиц, которые имеют высокий рейтинг, предусмотрены следующие преимущества: приоритет при устройстве на работу в государственном секторе, право бронирования номеров в отелях без залога, предоставление скидок на электроэнергию, упрощённый доступ к кредитам, ускоренное оформление заграничных документов, различные скидки от компаний, например, от крупнейшего в мире электронного магазина Aliexpress и компаний-партнеров Alibaba Group и т.д.
Напротив, снижение рейтинга ниже определенных пределов для физических лиц влечет: отказ в обслуживании в отелях класса «люкс», отказ в продаже авиабилетов и билетов на высокоскоростные поезда; запрет на занятие руководящих должностей в пищевой и фармацевтической промышленности, а также в банковской сфере; запрет на обучение детей в частных образовательных организациях; запрет на выезд за границу; запрет на приобретение недвижимости. Для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей снижение рейтинга влечет следующие негативные последствия: более тщательную налоговую проверку; ограничения при выдаче кредитов; запрет на участие в государственных закупках и различных конкурсных процедурах; ограничения на участие в государственных проектах, в том числе запрет на получение государственных грантов.
По информации, опубликованной в официальной газете Коммунистической партии Китая «Global Times», в результате деятельности системы социального кредита более 11 млн. человек были ограничены в праве на получения услуг авиаперевозки и более 4 млн. человек не пустили на поезд. Кроме того, в открытых источниках информации размещены сведения о 33 тыс. недобросовестных субъектах предпринимательства, что негативно повлияет на их деловую репутацию. Также по информации интернет-портала «Beijing News», 17 призывникам, уклонившихся от прохождения воинской службы, благодаря системе социального кредита был запрещен выезд за границу и покупка недвижимости.
По мнению А. Л. Тащилина, несмотря на то, что подобные меры по контролю за обществом имеют явную параллель с классическими произведениями в жанре антиутопии, по мнению автора, подобная система социокультурно и исторически близка китайскому обществу. В целом соглашаясь с мнением автора, считаем необходимым указать, что благодаря деятельности отечественной Системы автоматической фиксации нарушений 11/1/1 в Российской Федерации удалось снизить аварийность и смертность на дорогах, поэтому внедрение современной электронной системы социального рейтинга также будет поддержано законопослушными гражданами нашей страны.
Как отмечает А. Б. Ринчинов, подобная система создаёт возможность для нарушения фундаментального юридического принципа «Non bis in idem» (лат. одно наказание за одно преступление), закреплённой в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Например, когда проигравшая сторона в арбитражном суде или же получивший несколько штрафов подряд водитель после выплаты штрафа или компенсации и покрытия судебных издержек, всё равно остаётся с пониженным социальным рейтингом, серьёзно ущемляющим его права. Позитивно оценивая обозначенный автором риск, мы считаем, что снижение социального рейтинга не является мерой гражданско-правовой, административно-правовой или уголовной ответственности, поэтому соотносить их с «наказаниями» вышеуказанных сфер не является обоснованным. Например, при хищении сотрудником материальных ценностей компании он может быть одновременно привлечен и к уголовной, и к дисциплинарной ответственности, поскольку они не являются взаимоисключающими или нарушающими вышеуказанный принцип.
Также концепция использования электронной рейтинговой системы контроля государства за действиями граждан неоднократно поддавалась критике в различных публицистических и художественных произведениях и заметках, например в статье «Большой брат 2.0. Как Китай строит цифровую диктатуру» на сайте Московского центра Карнеги, в романе «1984» Д. Оруэла, в серии «Нырок» популярного современного телесериала «Черное зеркало». Несмотря на указанную критику, содержащуюся преимущественно в художественных произведениях, а не в научной литературе, авторы настоящей статьи считают, что опасения от внедрения системы социального рейтинга (кредита) являются лишь частными случаями технофобии, художественной дистопии и неолуддизма.
Кроме того, исходя из личного жизненного опыта авторов настоящей статьи, внедрение системы социального кредита (рейтинга) позволит повысить эффективность работы как частных, так и государственных структур. Это обуславливается тем, что один из авторов данной статьи профессионально связан с предоставлением краткосрочных займов гражданам и хранением вещей, поэтому если бы в его распоряжении была электронная система проверки благонадежности физических и юридических лиц, то это бы в значительной мере позволило би экономить временные затраты и иные издержки на проверку клиентов и бизнес-партнеров. По мнению второго автора настоящей статьи, который занимается не только образованием и воспитанием будущих государственных служащих, но и связан с приемом поступающих по образовательным программам высшего образования, рейтинговые показатели системы социального кредита могли бы быть эффективно учтены при выдаче целевых направлений поступающим за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного, считаем, что разработка и внедрение системы социального рейтинга (кредита) в Российской Федерации является важным и необходимым компонентом информационного общества. Разработка и внедрение отечественной системы социального рейтинга позволит улучшить безопасность взаимодействия граждан, общества и государства, повысит эффективность деятельности государственных органов, укрепит законность и справедливость в нашем государстве, а также сделает российское общество еще более гармоничным, сформировав современный цифровой механизм сдерживания и противовесов.
ДАНИЛИН Петр Николаевич
генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Онколь», президент профессионального союза «Объединение крымских ломбардов»
ХИЛЬКО Иван Юрьевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации