Правовое регулирование ЕС идет по пути ужесточения требований к профессиональным участникам с целью построения по-настоящему единого рынка финансовых услуг.
Одним из первых важных актов в данной области стала принятая в 1993 г. Директива об инвестиционных услугах (Investment Service Directive - ISD). По-настоящему системное видение рынка финансовых услуг появилось только в конце 1990-х годов. В 2004 г. в рамках реализации задач, закрепленных в Плане действий в сфере финансовых услуг (Financial Services Action Plan — FSAP), была принята директива «О рынках финансовых инструментов» (Markets in Financial Instruments Directive - MiFID).
После мирового финансового кризиса 2008 г. на мировых финансовых рынках, в том числе европейских, были выявлены схожие тенденции и проблемы: усиление конкуренции между регулируемым рынком и другими торговыми площадками; фрагментация норм, регулирующих биржевую и внебиржевую торговлю; недостаточная прозрачность при торговле финансовыми инструментами и др. Европейский союз достаточно быстро пришёл к осознанию необходимости дальнейшей реформы. На позицию ЕС оказали влияние рекомендации, выработанные в рамках саммита G-20, проходившего в ноябре 2010 г. в Сеуле. В результате Европейская комиссия приняла решение пересмотреть MiFID. После длительного консультационного периода с профессиональными участниками, органами власти и крупными консалтинговыми компаниями была принята Директива MiFID II и Регламент «О рынках финансовых инструментов» (Markets in Financial Instruments Regulation - MiFIR). Эти правовые акты отражают масштабную реформу в ЕС, итогом которой стали новые правила в сфере ведения учета.
Основа требований по ведению учета профессиональными участниками была заложена в ст. 10 ISD. Данная директива содержит общие предписания по основным направлениям развития регулирования государств - членов ЕС с целью объединить подходы различных правовых культур в единую систему регулирования рынка финансовых услуг. Поэтому детализированность предписаний, в том числе относительно хранения данных, не предполагалась, и государства - члены ЕС должны были самостоятельно установить требования для инвестиционных компаний по ряду вопросов. Вести учет информации о заключенных сделках необходимо было таким образом, чтобы компетентные органы государств-членов могли осуществлять надзор за соответствием деятельности компаний применимым к ним правилам. Записи учета проведенных операций должны были храниться в течение периода, который также устанавливался органами власти.
Поскольку ISD была имплементирована в законодательство государств - членов ЕС с существенными различиями, инвестиционные компании продолжали сталкиваться с трудностями при предложении своих услуг в различных государствах на территории Союза. MiFID была принята с целью создать общий набор правил для всех компаний ЕС и усилить защиту прав инвесторов [Nieuwenhuijzen, 2010. Р. 28]. Хотя MiFID позднее была дополнена еще одной Директивой и Регламентом об имплементации, в данном правовом акте уже были в императивной форме зафиксированы минимальные требования к ведению учета. Более того, именно эти требования проходят красной линией через все обязательства, налагаемые данной Директивой на компании, потому что сохраненные записи служат главным подтверждением соответствия положениям MiFID.
В MiFID 2004 г. требования о ведении учета зафиксированы в статьях 13(6) и 25(2). В статье 13(6) указано, что данное требование введено с целью предоставлять компетентным органам возможность осуществлять надзор за выполнением компаниями обязательств по MiFID, включая все обязательства по отношению к существующим и потенциальным клиентам. В статье 25(2) установлен срок хранения информация 5 лет, что выше установленного Управлением по финансовому регулированию и надзору Великобритании (до реформы органов контроля за финансовым рынком Великобритании регулировал один из наиболее развитых финансовых рынков ЕС) для большинства видов записей. Согласно британским Правилам ведения бизнеса, действовавшим на тот момент, они должны были храниться в течение 3 лет.
В директиве об имплементации MiFID приведены дополнительные уточнения. Например, записи, которые необходимо хранить, определяются в соответствии с предоставляемыми услугами и осуществляемой деятельностью (преамбула, пункт 63). Сами записи должны быть упорядоченными, о чем сказано в статье 5(1)(f). Отдельно сказано о роли сохраняемых записей для охраны активов клиентов, определения конфликта интересов, принятия и исполнения клиентских приказов и т.д. Статья 51 включает важное дополнение к ст. 25 MiFID: записи, устанавливающие права и обязанности инвестиционной компании и клиента по соглашению об оказании услуг и другие условия, в соответствии с которыми компания предоставляет услуги клиенту, должны храниться по крайней мере в течение срока взаимоотношений клиента с фирмой. Национальные компетентные органы вправе установить для всех других записей более длительный срок хранения, равный длительности взаимоотношений с клиентом. В статье 51 также указано, на каком носителе должно осуществляться хранение. Данный носитель должен соответствовать двум главным требованиям:
- национальные компетентные органы власти должны иметь возможность получить к нему доступ и воспроизвести каждый ключевой этап совершения любой операции;
- внесение исправлений и дополнений должно быть возможно только при условии распознавания содержания записей до внесения таких изменений и самих изменений.
В MiFID употребляется термин «носитель», а не «надлежащий носитель», хотя второе понятие уже существовало на момент принятия директивы - оно было впервые введено в 1997 г. директивой о защите потребителей по договорам, заключаемым дистанционным способом. Впоследствии Суд ЕС внес уточнения в характеристику данного термина. В частности, технологическая замена бумажной формы может только тогда считаться соответствующей правилам защиты потребителей, когда она выполняет те же функции. Концепция надлежащего носителя в процессе совершенствования требований к ведению учета перешла в MiFID II.
В MiFID закреплено право государств - членов ЕС вводить обязанность финансовых институтов записывать телефонные разговоры и переписку по электронной почте (здесь и далее
- и иные электронные коммуникации, например, Bloomberg), касающиеся приказов клиентов, но оно не презюмируется и является дискреционным.
MiFID стала серьезным шагом вперед, однако мировой финансовый кризис 2008 г. продемонстрировал уязвимость финансовой системы ЕС. Директива MiFID II включает меры, направленные на противодействие новым кризисам, стабилизацию рынка, предоставляет дополнительные возможности для контроля компетентным органам власти.
MiFID II существенно изменила и дополнила существующие требования. Именно из-за объема регулирования (учитывая все поясняющие, дополняющие директиву акты, ожидается, что документ составить 10 тыс. страниц) и объема изменений, к которым компаниям необходимо подготовиться, вступление директивы в силу было отложено до 2018 г.
Трудности возникли не только у профессиональных участников рынка, но и у самих государств-членов. В частности, за несколько недель до вступления директивы в силу 17 государств-членов не завершили внедрение требований MiFID II в свое законодательство. Это может вызвать существенные сложности для компаний, но Европейский орган по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority
- ESMA) уже предпринял необходимые действия. Фирмы, учрежденные в государствах - членах ЕС, которые еще не полностью внедрили положения MiFIDIIи авторизованы согласно положениям MiFID, имеют возможность, несмотря на задержку национальными компетентными органами власти имплементации нового акта европейского финансового права, продолжать предоставлять инвестиционные и иные услуги в других государствах Союза при определенных условиях.
Введен шестимесячный переходный период, который ESMA предоставила финансовым институтам, не получившим код LEI (предполагалось с 3 января 2018 г. закрыть доступ к организованным торгам для компаний без кода). Однако не все участники рынка данное решение надзорного органа восприняли положительно. Некоторые уже успели настроить свои системы таким образом, что при отсутствии LEI заключить сделку невозможно, и для них такое послабление означает новые трудности, вызванные необходимостью снова перенастраивать системы.
Серьезные финансовые затраты участников рынка на приведение систем хранения данных и внутренних процедур в соответствие с положениями MiFID II также связаны с требованиями о ведении учета, объемы которого вследствие последних изменений существенно увеличатся. В преамбуле к MiFID II указано, что записи телефонных разговоров и переписка по электронной почте необходимы для защиты интересов инвесторов, улучшения надзора за рынком и повышения правовой определенности как для самих инвестиционных компаний, так и для их клиентов. Уточняется, что, если приказ клиента сообщен не по телефону, то все коммуникации по поводу приказа должны быть зафиксированы на надлежащем носителе - в форме сообщений по почте, по электронной почте, посредством факса, документации о приказах клиента, поданных во время встреч. Если общение с клиентом происходит лицом к лицу, то должны быть зафиксированы дата, время, место встречи, присутствовавшие лица, инициатор встречи, информация о поданном приказе, включая цены, объем, тип приказа и время, когда он должен быть передан или выполнен.
Следует отметить широту охвата требований по ведению учета - согласно статье 16(6) фирмы обязаны составлять записи о всех операциях, услугах и видах деятельности. При этом круг лиц, к которым директива не применима, существенно сужен, хотя у компетентных органов есть возможность исключить из сферы действия MiFID II финансовые институты, соответствующие требованиям, перечисленным в статье 3.
Объем данных, содержащихся в записях об операциях, должен быть достаточным для подтверждения выполнения компанией своих обязательств перед клиентами или потенциальными клиентами, а также обязанности соблюдать целостность рынка. В статье 16(7) установлено, что записи телефонных разговоров и переписка по электронной почте должны быть записаны и сохранены, даже если они в итоге не привели к заключению сделки или предоставлению услуг. При этом такие записи должны всегда осуществляться, если речь идет о сделках, заключаемых на собственную позицию, а также при предоставлении услуг по приказам клиента, связанным с получением, передачей или исполнением приказа. Инвестиционная компания должна уведомлять своих новых и существующих клиентов о том, что телефонные разговоры записываются и сохраняются. Такое уведомление необходимо каждый раз перед осуществлением услуги или деятельности по принятию, передаче или исполнению приказа.
Средства связи, посредством которых осуществляется взаимодействие с клиентом, могут быть либо предоставленные компанией непосредственно, либо одобренные ею. Фирмы не должны допускать использование работниками оборудования, к которому у них нет доступа (не должно быть возможности записать или скопировать хранящуюся на нем информацию). Хранение записей должно осуществляться в течение 5 лет, а по запросу компетентных органов власти данный срок может быть увеличен до 7 лет. Клиенты, к которым относится запись, имеют право запросить ее. Срок хранения исчисляется с момента создания записи. При этом инвестиционным компаниям следует принимать во внимание, что компетентные органы государств - членов ЕС могут направить запрос с просьбой продемонстрировать внутренние документы, регулирующие процедуры ведения и хранения записей, поэтому компаниям следует надлежащим образом подготовить их.
Регулирование требований ЕС о ведении учета за последние 25 лет существенно изменилось и усложнилось. В ISD были обозначены вопросы, по которым уполномоченным органам государств - членов ЕС следует принять решение. MiFID зафиксировала базовый набор общих обязанностей для участников рынка. MiFID II существенно дополнила существовавшие требования, сделав обязательными запись телефонных разговоров и электронных коммуникаций и заполнив определенные пробелы. Однако новые обязанности создали для финансовых институтов серьезные технические проблемы, потому что кроме создания соответствующих внутренних процедур, компаниям необходимо разработать системы хранения обширного массива данных различного формата.
БЕГИЧЕВА Ксения Юрьевна
аспирант международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России, младший специалист, департамента комплаенс-контроля ООО «АТОН»