Борьба с нелегальной миграцией в Европейском Союзе является ключевым звеном как в миграционной политике, так и в противодействии организованной преступности, поэтому на ее осуществление задействовано множество механизмов ЕС.
В рамках ЕС действуют различные комитеты и комиссии, которые так или иначе влияют на принятие решений: Комитет по вопросам стратегии в области миграции, границ и убежища (The Strategic Committee on Immigration, Frontiers and Asylum), Комитет по полицейскому и судебному сотрудничеству (The Committee on police and judicial cooperation) и др. В целях обеспечения эффективного сотрудничества органов полиции также была создана Оперативная группа старших должностных лиц полиции Европейского Союза и Комитет старших должностных лиц полиции (The EU's Police Chief Task Force and Police Chiefs Committee). Ее главной задачей было совместное с Европол повышение эффективности взаимодействия правоохранительных органов государств- членов по обмену опытом практической работы, обмену оперативной информацией по вопросам трансграничной преступности, планированию оперативных мероприятий.
Оперативная группа полиции функционирует с 2000 г. Ее деятельность распространяется на сферу незаконного оборота наркотиков, нелегальной миграции и сексуальных преступлений против несовершеннолетних. Несмотря на то, что оперативная группа не наделена ведомственным и правовым статусом, она является достаточно влиятельным органом ЕС в области внутренних дел. В начале своей деятельности работа группы была доступна для общественности, полицейские миссии были открытые, кроме того, осуществлялось сотрудничество также и за пределами ЕС - с Интерполом (одна из самых известных операций - миссия в Боснии-Герцеговине 2003 г. по возвращению беженцев, контролю границ и противодействию организованной преступности). Организованная группа проводила оперативно-розыскные и следственные мероприятия и передавала сведения в военный аппарат при Секретариате Совета ЕС, а также напрямую сотрудничала с Европол. Впоследствии все операции были засекречены с оговоркой на частичный доступ к официальным документам группы.
В рамках оперативной группы были сформированы обеспечивающие подразделения (Support Unit). Рабочие встречи по оперативным вопросам проводятся по линии соответствующих обеспечивающих подразделений. Повестки дня проводимых встреч и принятые на них решения не публикуются. Также подобные встречи проводятся совместно с Комитетом старших должностных лиц полиции под эгидой Совета ЕС.
Таким образом, полицейское сотрудничество ЕС представляет собой систему правил, направленных на упрощение взаимодействия правоохранительных органов государств- членов, которые осуществляют в том числе и оперативно-розыскную деятельность.
Правовая основа осуществления полицейского сотрудничества в ЕС представляет собой ряд нормативных правовых актов, которые направлены на развитие взаимодействия по отдельным направлениям полицейской сферы (наиболее развитые направления связаны со сбором, хранением, анализом и обменом информацией).
27 мая 2005 г. была подписана Конвенция об углублении трансграничного сотрудничества для борьбы с терроризмом, трансграничной преступностью и нелегальной миграцией (неофициальное название - Шенген III и Шенген плюс). Ее также называют по месту подписания Прюмским Договором. Договор предусматривает обмен оперативной информацией, дактилоскопическими и генетическими данными, касающимися лиц, которые представляют потенциальную угрозу. Прюмский договор укрепляет полицейское сотрудничество, а также включает в себя меры, в частности, по борьбе с нелегальной миграцией, предотвращению террористических актов и др.
Ключевым звеном в институциональной системе Европейского Союза в осуществлении полицейского сотрудничества, в том числе в области противодействия нелегальной миграции, является Европол - Агентство ЕС по правоохранительному сотрудничеству. В 2016 г. была произведена реформа Европейского полицейского ведомства, которая расширила его полномочия. Ведомство было переименовано в Агентство ЕС по правоохранительному сотрудничеству. Деятельность Агентства регулируется положениями Регламента № 2016/794.
Европол обладает большими возможностями для борьбы с нелегальной миграцией, а именно: имеет обширную базу данных, включает большой штат сотрудников-анали- тиков, организует сотрудничество компетентных органов государств-членов в сфере оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности в раскрытии и предотвращении преступных действий и др. Кроме того, на базе Агентства функционируют специальные подразделения немедленного реагирования. Одним из таких является Европейский центр по борьбе с контрабандой мигрантов (EMSC), посредством которого Европол координирует коллективное реагирование правоохранительных органов государств-членов на совершаемые преступления группами лиц, которые содействуют незаконному въезду мигрантов в ЕС. Эксперты и аналитики EMSC оказывают оперативную и аналитическую поддержку, в то время как служащие Европол присутствуют в «горячих точках» въезда мигрантов на территорию Европейского Союза.
Борьба с нелегальной миграцией и контрабандой людьми является одним из десяти приоритетов Европейской многосторонней платформы противодействия криминальным угрозам (EMPACT), приоритетных областей деятельности Европол, в рамках политического цикла ЕС 2018-2021 гг.
Более 90% мигрантов, направляющихся в ЕС, пользуются услугами организаций, оказывающих содействие в упрощенном въезде. И в большинстве случаев данные услуги предлагают и предоставляют организованные преступные группы, которые пользуются отчаянием и уязвимостью мигрантов, стремящихся избежать вооруженные конфликты, преследования и другие нарушения их прав. Мигрантам предлагается широкий спектр услуг от транспортировки до предоставления подделанных документов, однако по очень высоким ценам, и в некоторых случаях это приводит к тому, что мигранты вынуждены платить за эти услуги посредством незаконного труда. Тем самым преступные организации, а также индивидуальные предприниматели незаконного бизнеса получают прибыль от массового миграционного потока в ЕС. Согласно данным Европол, в 2015 году организованные преступные группы, занимающиеся контрабандой мигрантов, имели оборот от 3 до 6 млрд. евро. Такие доходы укрепляют преступное сообщество и оказывают негативное влияние на экономику ЕС. Если масштаб текущего миграционного кризиса сохранится, то оборот от незаконного ввоза мигрантов может удвоиться или утроиться, что, в свою очередь, в качестве цепной реакции вызовет увеличение эксплуатации труда мигрантов-должников контрабандистам.
Преступные группы проявляют гибкость и легко адаптируются к действиям правоохранительных органов, быстро реагируя и меняя свои маршруты, которые они используют для незаконного ввоза мигрантов в ЕС. Поэтому правоохранительные органы Европейского Союза должны больше, чем прежде полагаться на ситуационную осведомленность и разведывательную картину, которая обновляется в реальном времени и которая может поддерживаться только посредством эффективного обмена информацией между компетентными органами государств-членов.
Европол установил, что мигранты пользуются незаконными услугами в большинстве случаях для того, чтобы въехать на территорию ЕС морским путем. Данные услуги часто принимают форму рискованной «переправы» через море на непригодном переполненном судне. Контрабанда мигрантов быстро превратилась в очень прибыльную форму преступной деятельности, которая включает в себя также нарушение морского режима и морских границ государств-членов ЕС.
Поддержка полицейских и пограничных служб государств-членов, координация для выполнения сложных трансграничных операций по борьбе с контрабандой и нелегальной миграцией стала основной задачей Европол, который тесно сотрудничает также и с другими органами ЕС - Евро- юст, ФРОНТЕКС, Европейской судебной сетевой структурой.
Европейская судебная сетевая структура (European Judicial Network - EJN) также является специальным учреждением ЕС. Правовой статус EJN закреплен Решением Совета ЕС 2008/976/JHA от 16 декабря 2008г.
В странах ЕС созданы специальные контактные пункты, в состав которых входят высшие должностные лица органов юстиции и сотрудники иных компетентных органов, отвечающие за международное сотрудничество в области юстиции и внутренних дел. Основная роль контактных пунктов EJN, определенных Решением в качестве «активных посредников», заключается в содействии сотрудничеству судебных органов государств-членов ЕС по уголовным делам. Они содействуют установлению прямых контактов между национальными органами юстиции и предоставлению правовой и технической помощи.
Для повышения эффективности сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел и разработке мер, которые направлены на гармонизацию национальных законодательств, еще в 1996 г. была создана должность Атташе связи по вопросам правосудия и полиции (liaison magistrates). В функции атташе входят обеспечение обмена информацией и статистическими данными, содействие сближению правовых систем и развитию сотрудничества между правоохранительными органами государств-членов ЕС по линии оперативно-розыскной деятельности, в том числе в сфере борьбы с нелегальной миграцией.
Что касается Евроюст, данная структура схожа с Европол в области уголовно-правового сотрудничества. Евроюст, наравне с Европол, играет важную роль в обеспечении сотрудничества в правоохранительной области, в том числе борьбе с нелегальной миграцией. Евроюст состоит из прокуроров, судей, магистратов или обладающих аналогичными полномочиями офицеров полиции. К полномочиям ведомства относятся: осуществление координации расследований и участие в уголовных преследованиях, которые связаны с совершением тяжких транснациональных преступлений на территории ЕС, обращение к компетентным органам государств-членов ЕС с запросами о возбуждении уголовных дел и привлечении к ответственности по фактам конкретных преступлений, с запросами о создании объединенных следственных бригад, с требованиями об экстрадиции и т.д. Помимо этого, Евроюст оказывает информационную поддержку ведущимся расследованиям и содействует укреплению сотрудничества между компетентными органами государств-членов, оказывая правовую помощь. Обмен информацией между компетентными органами и Евроюст осуществляется через созданную на его базе Национальную координационную систему Евроюст (Eurojust National Coordination System).
На сегодняшний день в Европейском Союзе складывается самостоятельная организационно-правовая форма сотрудничества государств-членов по линии юстиции и внутренних дел. Формируются наднациональные специальные правоохранительные структуры, которые наделены полномочиями, характерными для внутригосударственных правоохранительных органов, такими как возбуждение уголовных дел, проведение расследований, проведение оперативно-розыскных мероприятий и т.п., что приводит к разработке и применении более эффективных методов борьбы с нелегальной миграцией на территории ЕС.
Подобная тенденция наблюдается и в сфере пограничного контроля, взаимодействия таможенных служб государств-членов ЕС. На данный момент Европейский Союз стремится к тому, чтобы создать более действенные механизмы охраны границ, так как в течение нескольких последних лет борьба с нелегальной миграцией стала одним из самых главных направлений деятельности ЕС. В рамках ЕС действуют Шенгенский кодекс о границах (новая редакция действует с 2016 г.) и Визовый кодекс (действует с 2011 г.), принятые в виде регламентов. Кроме того, существует множество нормативных правовых актов, регулирующих условия въезда и пребывания членов семей мигрантов, специалистов высокой квалификации, студентов и исследователей. В отношении нелегальных мигрантов введены положения о возвращении на родину, а в отношении предпринимателей, которые незаконно используют иностранную рабочую силу, предусмотрены санкции.
Главным органом в регулировании миграционных потоков на границе ЕС выступает Европейское агентство пограничной и береговой охраны, преобразованное в 2016 г. из Агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов ФРОНТЕКС. Старое краткое наименование и местонахождение (Варшава) были сохранены. Создание нового агентства является ключевой новеллой ЕС в сфере управления внешними границами.
Европейская пограничная и береговая охрана обладает двухуровневой европейской-национальной структурой: она состоит из агентства ФРОНТЕКС и пограничных ведомств государств-членов. Формально складывается общая система пограничного контроля с разделением функций между государствами-членами, чьи национальные стратегии должны соответствовать общеевропейской, и ФРОНТЕКС, чья деятельность на сегодняшний день является ключевой. В соответствии с Регламентом (ЕС) 2016/1624 в его полномочия входит: оперативное и техническое управление границами, анализ рисков, проведение полноценных операций на границах. Для реализации операций, в качестве помощи государствам-членам на наиболее проблемных участках, сформирована Группа Европейской пограничной и береговой охраны (European Border Guard Team), образующая так называемый резерв быстрого реагирования, состоящий из 1500 пограничников. В ее корпус входят представители всех государств-членов, кроме Великобритании и Ирландии, а также входят члены ЕАСТ в качестве ассоциированных участников Шенгенского пространства, кроме Лихтенштейна. Фиксированные квоты закреплены в Регламенте (ЕС) 2016/1624. Начало работы Агентства показало свои положительные результаты: удалось сократить поток нелегальных мигрантов, прибывающих в ЕС через «восточный коридор», а именно Восточное Средиземноморье, в том числе и благодаря соглашению ЕС-Турция, на 97%; летом 2017 г. сократилось на 81%, по сравнению с предыдущим годом, количество незаконных пересечений «южного коридора» через Центральное Средиземноморье.
Идет обсуждение о создании к 2020 г. постоянно действующего корпуса, состоящего из 10 тыс. оперативных работников с расширенными полномочиями и техническим оснащением, необходимым для проведения операций. Сотрудники постоянно действующего корпуса получат право осуществлять пограничный контроль и реализовывать высылку мигрантов. Непосредственно под руководством принимающего государства-члена в их функции будет входит проверка личности прибывающих и принятие решения об отказе их въезда на территорию ЕС, а также патрулирование, выявление и перехватывание лиц, незаконно пересекших границу.
Кроме того, планируется, что Европейское агентство пограничной и береговой охраны получит финансирование из бюджета ЕС, а также из нового Фонда интегрированного управления границами (Integrated Border Management Fund - IBMF), предложение по созданию которого было предложено Европейской Комиссией10, для приобретения собственных судов, самолетов и транспортных средств, которые могут быть использованы в любое время в содействии любому нуждающемуся государству-члену.
Для обеспечения быстрого и полного обмена информацией между государствами-членами и ФРОНТЕКС функционирует Европейская система наблюдения за границами - ЕВРОСУР (The European Border Surveillance system - EUROSUR), которая предоставляет информацию о картине состояния всех участков внешних границ ЕС в реальном времени, так называемые «ситуационные таблицы», включающие следующие сведения: события-происшествия, операции, анализ. ЕВРОСУР - это многофункциональная система сотрудничества, которая служит для более эффективного реагирования на внешних границах с целью предотвращения трансграничной преступности и защиты от нелегальной миграции, а также с целью спасения жизней мигрантов. Система наблюдения за границами необходима для блокирования каналов скрытой миграции, в отличие от пограничных проверок, которые способствуют выявлению лиц среди граждан третьих стран и апатридов, использующих незаконны пути въезда.
Что касается непосредственно пограничных проверок, то в ЕС на сегодняшний день (речь идет о странах, которые входят в Шенгенское пространство) они производятся согласно положениям Шенгенского кодекса о границах, и все прибывающие граждане третьих стран должны соответствовать единым условиям въезда. Пограничные проверки носят обстоятельный характер, что способствует выявлению потенциальных нелегальных мигрантов, а также лиц, использующих поддельные удостоверения личности или паспорта и визы. Для этой цели в распоряжении сотрудников пограничного контроля государств-членов, входящих в Шенгенское пространство, имеются следующие базы данных - Шенгенская информационная система и Визовая информационная система.
Для выявления поддельных паспортов в Европейском Союзе созданы такие системы, как FADO (False and Authentic Documents), система фальшивых и подлинных документов, и PRADO (Public Register of Authentic travel and identity Documents Online) - Онлайновый публичный реестр подлинных документов на поездку и удостоверений личности.
Система FADO представляет собой общую европейскую базу данных снимков паспортов и удостоверений личности, посредством которых осуществляются заграничные поездки граждан третьих стран. Она содержит образцы как подлинных, так и поддельных документов, а также информацию о технических методах изготовления последних. Данная база доступна компетентным органам государств-членов. Кроме того, к образцам подлинных документов доступ имеют организации, которые имеют дело с иностранными удостоверениями личностями (паспортами), т.е. такие как гостиницы, компании, нанимающие мигрантов граждан третьих стран, и др.
Шенгенская информационная система (ШИС) занимает особое место в сфере противодействия нелегальной миграции. Посредством ее национальные правоохранительные органы обеспечиваются оперативной информацией. ШИС содержит такие сведения о лицах, которые рассматриваются в качестве угрозы общественному порядку, как фамилия и имя, особые приметы, дата и место рождения, гражданство, наличие оружия, возможность оказания сопротивления при задержании и др. После того как к Системе начало присоединяться все большее количество государств-членов, она подверглась ряду изменений: она была дополнена указаниями на наличие ордера на арест, в отношении лица. Кроме того, к ШИС были подключены и наднациональные правоохранительные органы: Европол и Евроюст. Также доступ к базе данных получили национальные следственные органы. На сегодняшний день функционирует модифицированная Шенгенская Информационная Система второго поколения (ШИС-2), действующая с 9 апреля 2013 г. Она хранит биометрические данные (отпечатки пальцев, цифровые фотографии), европейские ордера на арест и информацию об экстрадиции. Для расширения сферы применения ШИС-2 и повышения ее эффективности в декабре 2016 г. Европейская комиссия подготовила пакет законопроектов, направленных на реформирование правовой основы Системы. Пакет включает в себя: проект регламента об использовании ШИС в области пограничного контроля; проект регламента об использовании ШИС в области полицейского сотрудничества и правового сотрудничества по уголовным делам; проект регламента об использовании ШИС для целей возврата нелегальных мигрантов.
Новеллой законодательства ЕС в области пограничных проверок является создание крупномасштабной ИТ-системы для регистрации въезда/выезда и отказа во въезде гражданам третьих стран, пересекающих внешние границы государств- членов - Entry/Exit System (EES). Система регистрации въезда/выезда позволяет записывать и сохранять информацию о дате, времени и месте въезда и выезда гражданина третьей страны с целью подсчета продолжительности его пребывания в Шенгенском пространстве. Главной задачей создания данной системы является более эффективная организация пропуска физических лиц через внешние границы Европейского Союза, что позволит, с одной стороны, облегчить процедуру пересечения границы законопослушным гражданам, а с другой - повысит эффективность борьбы с нелегальной миграцией с помощью идентификации лиц, у которых истек законный срок пребывания на территории Шенгенского пространства. Впоследствии электронная система заменит процесс ручного проставления штампов о въезде/выезде в паспорта.
Еще одним нововведением, заявленным в качестве одного из законодательных приоритетов ЕС, выступает проект создания Системы авторизации въезда в Шенгенское пространство (European Travel Information and Authorization System - ETIAS) для граждан третьих стран, которым разрешен въезд в страны Шенгенского пространства с деловой или туристической целью на срок до 90 дней. Данная законодательная инициатива необходима для обеспечения безопасности государств-членов, связанной с терроризмом и тяжело контролируемым потоком нелегальных мигрантов. Проект планируется завершить к 2021 г. Система позволит устранить потенциальную угрозу пересечения границы лицами, планирующими нарушить как национальное миграционное законодательство государства-члена, так и ЕС в целом, а также улучшит защиту от мошенничества с поддельными паспортами и удостоверениями личности. Система авторизации въезда определит заранее, разрешен ли въезд заявителю в какую-либо страну Шенгенского пространства, или он представляет какую-либо угрозу для безопасности ЕС. Таким образом, данным лицам будет отказано во въезде, что поспособствует избежать угрозы от их присутствия на территории ЕС. Помимо этого, усилится пограничный контроль, уменьшится количество пограничных процедур, укрепится политика визовой либерализации ЕС. Система также будет способствовать выявлению и сокращению преступности и терроризма и препятствовать развитию нелегальной миграции.
Другой важной законодательной инициативой является создание дополнительной централизованной базы данных в Европейской системе по обмену информацией о судимости (European Criminal Records Information System - ECRIS) о гражданах третьих стран и лиц без гражданства (ECRIS-TCN system). Главная задача данного законопроекта - создать эффективный механизм, который бы позволил получать доступ к криминальному досье граждан третьих стран и лиц без гражданства, осужденных в ЕС. Национальные компетентные органы смогут быстро установить, имеет ли какое- либо государство-член данные о судимости гражданина, не являющегося гражданином ЕС.
Система выступит важным инструментом для прокуроров, судей, представителей правоохранительных органов ЕС в борьбе с таким трансграничным преступлением, как нелегальная миграция. Быстрый обмен информацией является ключевым в борьбе с преступностью на всех уровнях. Данная мера заполнит пробел, который позволяет гражданам третьих стран скрывать свою судимость и свое криминальное прошлое, переехав в другое государство-член Европейского Союза.
Таким образом, на сегодняшний день в целях борьбы с нелегальной миграцией Европейский Союз реализует сотрудничество государств-членов сразу по нескольким направлениям. Это становится возможным только в совокупности работы механизмов ЕС, с помощью тесного взаимодействия полицейских и таможенных служб, прямого доступа к различным базам данных, содержащих информацию, которая позволяет предотвращать преступления и преследовать лиц, их совершивших. Полицейское и таможенное сотрудничество становится все более интегрированное, и все больше полномочий в сфере оперативно-розыскной деятельности передается на наднациональный уровень. Данное сотрудничество необходимо укреплять и расширять, так как нелегальная миграция как вид преступности приобрела трансграничный характер, и меры одного или двух государств уже недостаточны и неэффективны, чтобы ей противодействовать.
ЛЯХ Карина Александровна
аспирант кафедры европейского права МГИМО (У) МИД России