Понятие наркотрафик, не являясь правовым и легально закрепленным, по-разному понимается в литературе.
В узком смысле - это каналы и сам процесс контрабандной транспортировки наркотических средств, её маршруты, логистика, маскировка и прикрытие при пересечении государственных и таможенных границ, а также деятельность лиц, принимающих в том участие. В широком смысле - это часть так называемого наркобизнеса - организации теневого, запрещенного законом оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Для целей настоящей статьи наркотрафик определяется нами в соответствии с рекомендациями Офиса ООН по наркотикам и преступности (UNODC) как глобальная незаконная торговля, связанная с выращиванием, производством, распространением и продажей веществ, которые подпадают под действие законов о запрете наркотиков.
Ситуация с наркотиками в странах Латинской Америки и Карибского бассейна признается российскими исследователями тревожной и способствующей росту преступности, насилия, коррупции и проникновению представителей наркокартелей во власть. В 2018 г. площади земель, занятых под выращивание коки достигли исторического максимума. По данным UNODC (данные на сентябрь 2018 г.) к концу 2017 г. площадь земель, используемых в Колумбии для выращивания коки, достигла 422 550 акров, что превышает площадь Лос-Анджелеса. Это на 17% больше, чем в конце 2016 г. и демонстрирует продолжительную тенденцию. Ежегодно с 2013 г. площадь земель, используемых для производства листьев коки, росла в среднем на 45%. С 2012 г. продуктивность плантаций также выросла более чем на треть. Показатели постоянно растут и, по оценке колумбийского правительства, ещё не достигли пика, что вызывает «глубокое беспокойство».
Озабоченность понятна, учитывая успехи начала 2000-х годов, когда правительству Колумбии под руководством А. Урибе (2002-2010), при финансовой поддержке США, удалось вдвое сократить площадь земель, засеваемых кокой. Тогда же была восстановлена государственная власть на занятых незаконными вооруженными формированиями территориях. Успех Плана «Колумбия» для самой Колумбии имел неожиданный отрицательный эффект для её соседей. Производство коки и наркотрафик были вытеснены на территории прилегающих государств. В Перу площади под коку удвоились, существенно выросли в Боливии (принимая во внимание политику Эво Моралеса, считающего коку священным индейским растением и отказавшегося от традиционного сотрудничества с США в этой сфере).
Руководство Колумбии признает сегодня, что дефект «Плана Колумбия» был в ориентации на сиюминутный результат, на краткосрочные решения, такие как распыление химикатов над посевами коки, захват глав картелей и их экстрадиция.
В ходе первого президентского визита Д. Трампа в Латинскую Америку в 2017 г., президент Колумбии Иван Дуке обещал представить новый план борьбы с наркотиками, который в этот раз будет ориентирован как раз на пресечение трафика: «укрепит наши возможности перехвата воздуха, моря и земли» и «полностью ликвидирует цепочку поставок, как прекурсоров, так и наркопродуктов».
США принуждают страны региона к сотрудничеству, так как производимый в Латинской Америке кокаин экспортируется, прежде всего, в США. В то ж время, политика
Управления по борьбе с наркотиками Минюста США (DEA), формально выстроенная в русле документов ООН, стала средством политического давления, принуждения всех стран следовать американскому пути борьбы с наркотрафиком в жестких рамках единых подходов, правовых стандартов и карательных принципов, следуя совместной ответственности. Практику так называемого «антинаркотического империализма» Е. Н. Пашенцев обосновано назвал «смирительной рубашкой», тормозящей разработку иных, возможно более современных и эффективных подходов.
На сегодня в международной практике противодействия наркотрафику определились два основных направления: запретительное и либеральное (снисходительное). Первое, традиционное признает преступность всех операций с наркотиками (включая личное приобретение и хранение), считая их угрозой национальной безопасности, тогда как второе - относит потребление наркотиков к вопросам здравоохранения. В Латинской Америке в основном традиционно доминировала американская жестко карательная модель, вплоть до привлечения армии к борьбе с наркокартелями (действия президента Ф. Кальдерона в Мексике в 2006 г.). В то же время, жесткая тактика в Латинской Америке не достигла цели, серьезны оказались и внешние эффекты: военные операции с жертвами среди гражданских лиц, массовые нарушения прав человека, перемещение трафика в соседние страны и т.п. Война с наркокартелями превратилась для них в школу выживания и «гонку вооружений». В ходе такого «естественного отбора» выживали сильнейшие и наиболее жестокие группировки, как это было, например, в Мексике.
В результате Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, а также Мексика движутся в сторону отмены уголовного преследования за потребление и хранение мелких доз наркотиков, следуя, таким образом, европейской модели. В то же время, сотрудничество стран ЕС и Латинской Америки развивается медленно из-за сложностей понимания и признания взаимозависимости спроса и предложения наркотиков. В современных условиях в Латинской Америке растет число потребителей кокаина, тогда как Европа специализируется на нелегальном производстве синтетических наркотиков.
На рубеже 1990-2000 годов ЕС заключил со странами Латинской Америки договоры о приоритетах сотрудничества в борьбе с наркотрафиком: минимизации спроса, сотрудничество правоохранительных органов, таможни и судебных систем, совершенствование нормативной и институциональной базы. При этом указанное сотрудничество ЕС и ЛАиК в основном охватывало государства региона Анд и Центральную Америку. Здесь преобладали проекты по сокращению производства, тогда как на минимизацию спроса была направлена лишь десятая часть, а по пресечению наркотрафика проектов не было вообще.
В деле пресечения наркотрафика, государства региона как «экспортеры» наркотиков, активно сотрудничают друг с другом, с государствами «импортерами» (потребителями) наркотиков (Европа и США), а также с региональными и международными организациями. Такое сотрудничество реализуется как в формате ЕС-ЛАиК (Европейский союз и Латинская Америка и страны Карибского бассейна), так в ан- титраффиковом двустороннем сотрудничестве, прежде всего с США, в основном по причине финансовой поддержки.
В то же время, стремление стран Латинской Америки выйти из под влияния антинаркотического империализма, а также добиться эффективности борьбы с наркотрафиком, выражается в их региональном взаимодействии. В ноябре 2011 г. Союз южноамериканских государств (UNASUR) принял согласованную позицию по координации борьбы с наркотрафиком. Та же повестка была одобрена Андским сообществом наций (CAN), Центральноамериканской системой интеграции (SICA). Россия также примыкает к этому сотрудничеству, так как объемы конфискованного кокаина в России растут. В 2017 г. широкую огласку получило пресечение попытки контрабанды 400 кг. кокаина из российского посольства в Аргентине в Европу.
Российские авторы видят успех в противодействии наркотрафику в Латинской Америке и странах Карибского бассейна в общих мерах укрепления государств, расширении демократии, обеспечении прозрачности политического процесса, подъем заработной платы государственным служащим, что потребует затрат на правоохранительную систему, которая, по мнению А. А. Андреевой, станет гарантом демократической безопасности граждан. Кроме того, предлагается по опыту некоторых европейских стран легализовать часть наркотиков, что, возможно изменит ситуацию и снизит уровень преступности в латиноамериканском регионе в целом.
МЕНА РИВЕРО Наталия Карлосовна
адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета Министерства внутренних дел России имени В. Я. Кикотя