Формирование оптимального механизма по защите прав и охраняемых законом интересов участников общественных отношений является актуальным вопросом на любом этапе общественного развития.
Правоприменение, являясь ведущей формой реализации права, связано с деятельностью компетентного юрисдикционного органа, призванного регулировать проблемные жизненные ситуации путем их рассмотрения и разрешения в определенном законом процессуальном порядке. Наиболее значимым органом государственной власти, наделенным данными функциями, является суд. Именно на него возложена задача правильного и своевременного рассмотрения и разрешения правовых споров в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и публично-правовых образований. Вместе с тем, его деятельность довольно тесно связана с реализацией функций органами нотариата.
Одной из наиболее насущных задач в юрисдикционной сфере на современном этапе является реформа судопроизводства, начало которой было положено еще в 1991 году с принятием Постановления Верховного Суда РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР». Повышение судебной нагрузки привело к необходимости модернизации процессуального законодательства. Вследствие этого, упрощение и ускорение судопроизводства стало тем направлением развития, который сегодня выглядит предпочтительным. Достижению указанных целей может помочь институт нотариата, возникший и развивавшийся до настоящего времени параллельно с судебной деятельностью. Как отмечает Д. Я. Малешин, нотариат на всем протяжении исторического развития юрисдикционной деятельности был прямо и непосредственно связан с судом, оказывая содействие в осуществлении его основных функций [9, с. 68]. В. В. Аргунов по этому поводу пишет, что место нотариата и нотариальной деятельности всегда было «в одном ряду с судами». Публично-правовые задачи, стоящие перед нотариатом, органично дополняют реализацию судебных функций [2, с. 70].
Применение права в своей динамике по мнению большинства представителей правовой теории проходит в три этапа, а именно: 1) установление фактической основы спорного правоотношения; 2) определение правовой основы, то есть выбор подлежащей применению к данной ситуации правовой нормы; и 3) осуществление акта юридической квалификации, в результате которой формируется знание о наличии и характере возникшего правоотношения и, соответственно, спорных правах и обязанностях конфликтующих сторон. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что познание фактических обстоятельств является всего лишь промежуточной задачей, от решения которой зависит правильное применение норм материального права и решение спорного вопроса по существу. В рамках правоприменительного процесса деятельность по установлению обстоятельств, имеющих значение по делу, традиционно именуется доказыванием.
Доказывание как процесс, посредством которого обеспечивается переход от вероятностного суждения по поводу юридически значимых обстоятельств к их истинному объективному знанию, обычно ассоциируется с судебным разбирательством дела. Действительно, можно заметить, что нормы, регулирующие процесс познания фактических обстоятельств дела сконцентрированы и наиболее детально проработаны в кодифицированных нормативных актах, посвященных судопроизводству. Однако правоприменение как форму реализации права осуществляет не только суд, но и иные юрисдикционые органы. Они вынуждены осуществлять познание фактических обстоятельств, поскольку это является обязательным начальным этапом применения правовых норм. Познание осуществляется посредством установления юридических фактов в определенном законом порядке. Однако, некоторые из реальных жизненных обстоятельств, являющихся основанием правовых последствий, подлежат установлению только в судебном порядке в рамках самостоятельного вида судопроизводства, именуемого особым. Его основу составляют дела об установлении юридических фактов, к примеру, факта родственных отношений, нахождения на иждивении и других.
Осуществление судебного порядка объективации юридического факта возможно только при возникновении необходимости реализации предусмотренных законом правовых последствий. Это является одним из обязательных условий принятия соответствующего заявления к производству судом (ст. 265 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), ч. 1 ст. 219 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)). По справедливому замечанию Н.А. Громошиной, «судебная правоприменительная деятельность как бы вклинивается в правоприменительную деятельность несудебных государственных органов, способствуя тем самым охране прав и интересов субъектов права» [3, с. 177-178]. Характеризуя данный вид судебной деятельности, В.Н. Протасов также замечает, что «компетентный орган может «вклиниваться» через охранительное правоотношение в регулятивный механизм не только на уровне правоотношения, но и на уровне юридического факта» [11, с. 57].
Установление юридического факта в судебном порядке в рамках отдельного самостоятельного производства является деятельностью, не характерной для суда. Правосудие в наиболее обобщенном виде ассоциируется с устранением спора между конфликтующими сторонами. Причем в качестве таковых могут быть как субъекты частных, так и публичных отношений. В зависимости от этого выделены отдельные виды судопроизводства: конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное. Деятельность суда в процессе осуществления правосудия направлена на применение права, являющегося особой формой его реализации.
Нотариус, также как и суд, при рассмотрении и ведении дел, отнесенных к его компетенции, обязан при совершении нотариального акта определить фактическую основу своего правового решения. Это обусловливает необходимость сбора и оценки фактических данных, что по сути и составляет предмет доказательственной деятельности. Более того, функции нотариата в своей основе базируются на необходимости фиксации фактических обстоятельств с целью создания квалифицированного доказательства, обладающего большей степенью достоверности, нежели простые письменные документы.
Нотариат, действуя в сфере бесспорной юрисдикции, призван устанавливать или свидетельствовать такие факты, которые являются практически очевидными. В этом состоит основное отличие работы с фактами в сфере нотариальной практики и судебной деятельности. Установление фактов в судебном порядке необходимо в том случае, когда они являются далеко не очевидными и при этом требуется довольно обширный анализ доказательств. На это обращалось внимание как в советской, так и современной правовой науке [13, с. 14-15; 6, с. 24.]. Также весьма своеобразна осуществляемая нотариусом оценка доказательств. Она не предполагает той свободы, которая характерна для судебной оценки, осуществляемой исключительно на основе внутреннего убеждения. Причем в отличие от нотариальной оценки является окончательной, поскольку формирование итоговых выводов о наличии либо отсутствии определенных фактических обстоятельств является исключительной прерогативой суда и правосудия в целом [1, с. 134-135].
Отмеченные особенности работы с фактами и доказательствами в нотариальной практике не позволяют согласиться с позицией некоторых ученых, которые предлагают исключить судебное установление фактов как категорию дел особого производства с передачей данного вопроса в компетенцию органов нотариата [14, с. 40-45]. Полагаем, что это возможно только по определенным видам фактов с обязательной разработкой нормативной процедуры, в рамках которой они будут устанавливаться [5, с. 62-63].
Еще одним актуальным на сегодняшний день вопросом, связанным с фактической стороной деятельности нотариуса, является роль и значение нотариальных актов в процедуре судебного доказывания. Это обусловлено тем, что с 2015 года фактам, которые были подтверждены нотариусом при совершении нотариального действия, придана повышенная юридическая сила. В соответствии с ч. 5 ст. 61 ГПК РФ данные факты включены в перечень обстоятельств, освобожденных от доказывания в гражданском процессе. Аналогичные дополнения были сделаны и в текст Арбитражного процессуального кодекса РФ (ч. 5 ст. 69).
Данное изменение имеет логическое обоснование, связанное с тем, что традиционная роль нотариата в латинской нотариальной системе состоит в обеспечении достоверности и подлинности доказательств. В большинстве стран Западной Европы обстоятельства, подтвержденные в нотариальном порядке рассматриваются в качестве аутентичных [12, 2021, С. 55]. В качестве одного из примеров можно привести опыт французского законодательства, в котором установлено правило об особой доказательственной силе совершаемого нотариусом публичного акта [4, 8, с. 6-7]. Однако в отечественной правовой системе традиционно придерживались установленного процессуальным законом принципа непред- установленности доказательств, который нормативно закреплен в ч. 2 ст. 67 ГПК РФ в виде правила о том, что «никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы». И только указанные ранее дополнения текста процессуального закона позволили говорить об особой силе доказательств, удостоверенных в нотариальном порядке.
Характеризуя вышеприведенные новеллы, можно высказать предположение о том, что законодатель не вполне корректно определил место правила о предустановленной силе доказательств как об одном из оснований освобождения от доказывания. В том случае, если для какого-либо факта недостаточно утверждения о нем со стороны лица, участвующего в деле, а требуется представление доказательств (хотя бы и подтвержденных в нотариальном порядке), то это не может квалифицироваться как освобождение от доказывания. Лицо, заинтересованное в установлении данного факта, должно представить в суд нотариально оформленный документ, который будет рассматриваться как доказательство. Скорее речь должна идти о том, что данная норма представляет собой правило для суда в отношении оценки доказательства. Это говорит о том, что место рассматриваемого нормативного положения в ст. 67 ГПК РФ, посвященной общим основам оценки доказательств, в том числе, их достоверности.
Указанные изменения были встречены юридической общественностью в целом положительно. Вместе с тем, наблюдается и негативная реакция, связанная с возникшими коллизиями в нормах, регулирующих оценку судебных доказательств. Так, в Заключении Правового управления Аппарата ГД ФС РФ от 10 декабря 2014 г. № 2.2-1/6668 «По проекту федерального закона № 558267-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» отмечается, что предложенное дополнение «не соответствует нормам главы 6 ГПК РФ, в частности части 2 статьи 67 ГПК РФ, согласно которой никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы».
Критика повышенной доказательственной силы нотариально установленных фактов, установленной в ч. 5 ст. 61 ГПК РФ, звучит и с точки зрения некорректной формулировки, вследствие чего правильное применение данного нормативного положения становится затруднительным. Н.С. Бочарова, на основе анализа 60 судебных дел, в которых использовалось анализируемое правило, сделала вывод о том, что оно было корректно применено только в одном деле. В некоторых из данных примеров использование соответствующего нормативного положения вообще не требовалось. В большинстве случаев неправильное применение явилось следствием того, что оно было истолковано по отношению к факту, который нотариусом не мог быть установлен [7, с. 698]. О системных нарушениях в толковании и применении правила об установленности факта, подтвержденного нотариусом при совершении нотариального действия, пишет Н.А. Панкратова. Так, было отмечено, что суды зачастую повышенную доказательственную силу нотариальных документов путают с преюдициальной силой судебных актов. Кроме того, встречаются случаи, когда данная норма применяется к юридическим фактам, которые нотариусом при совершении нотариального действия вообще не устанавливались. Более того, в принципе не могли подлежать установлению [10, с. 34-35].
На основе вышеизложенного можно сформулировать вывод о том, что нотариат способен взять на себя часть судебных функций по установления некоторых юридически значимых фактов. Вместе с тем, следует четко обозначить пределы компетенции нотариата в этих вопросах, поскольку отсутствие детально разработанной процессуальной формы данного вида нотариальной деятельности не позволяет полностью заместить судебное установление даже по делам, отнесенных к категории особого производства. Также требуется корректировка нормативного правила, предусмотренного ч. 5 ст. 61 ГПК РФ, в части уточнения случаев его применения с перемещением его в ст. 67 ГПК РФ, посвященной оценке судебных доказательств. Необходима конкретизация основания и пределов доказательственной силы нотариальных актов в целом, а не только применительно к отдельным их видам.
ГОНЧАРОВА Лариса Николаевна
доктор экономических наук, доцент кафедры трудового и предпринимательского права Юридического института Научного исследовательского Белгородского государственного университета
СИНЕНКО Владимир Сергеевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и предпринимательского права Юридического института Научного исследовательского университета Белгородского государственного университета