Первая половина XX в. вплоть до конца Второй мировой войны в сфере международно-правового регулирования защиты детей характеризуется сотрудничеством государств по трем направлениям: борьба с рабством, борьба с торговлей женщинами и детьми, международно-правовое регулирование труда детей и подростков.
В 1920 г. был основан Международный союз спасения детей, в задачу которого входила разработка социальных стандартов защиты прав детей. Результатом активной работы Союза стал проект Декларации прав ребенка, который был одобрен и принят Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве в 1924 г. Положения Декларации отличались абстрактностью, отсутствием конкретных обязательств государств по отношению к защите прав и свобод ребенка. Однако Декларация прав ребенка 1924 г. стала первым международно-правовым документом, провозгласившим основные положения правового статуса ребенка. Принятие этого международного акта означало, что права ребенка стали рассматриваться в качестве объекта международно-правовой защиты. Документ не обошел стороной и принцип недискриминации, указав три основания, под одно из которых подпадают и дети, являющиеся иностранными гражданами, что во многом носит прогрессивный характер, так как понимание ребенка как личности в отрыве от его родителей пришло позже. Декларация выделяет следующие ситуации уязвимости: голод, болезни, отсутствие родителей или законных представителей (сиротство), все формы эксплуатации, указывая также на необходимость предоставлять помощь ребенку «в тяжелое время испытаний в первую очередь», что охватывает и ситуации вынужденной миграции.
С окончанием Второй мировой войны дети оказались в еще более уязвимом положении: резко возросло количество детей-сирот. Только в СССР в 1945 г. насчитывалось 678 тыс. сирот. Поэтому новый международный миропорядок с созданием ООН в 1945 г. заложил универсальные международноправовые основы по обеспечению особой защиты и помощи ребенку.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. содержится положение, посвященное правам ребенка (п. 2 статьи 25), провозглашается право каждого человека на признание его правосубъектности (статья 6), равенство всех людей перед законом и «право, без всякого различия, на равную защиту закона» (статья 7), право каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в нее (п. 2 статьи 13), и право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем (п.1 статьи 14). Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. подтвердил положения Всеобщей декларации, в том числе о запрете дискриминации (п. 1 статьи 2), предусматривая отдельное положение о запрете дискриминации в отношении детей (п. 1 статьи 24). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признает особые меры охраны и помощи, которые должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку (п. 3 статьи 10). Так, положения Международного билля о правах человека заложили основу послевоенного международно-правового положения детей. Они наложили на государства обязанность по обеспечению защиты детей, их прав и свобод. А обычно-правовой статус положений Всеобщей декларации распространил их действие на все государства международного сообщества.
Кроме положений международного права прав человека, положения международного гуманитарного права также применимы к ситуации детей-беженцев. В соответствии с принципами и нормами гуманитарного права перемещенное лицо пользуется защитой в качестве гражданского лица, затронутого военными действиями (международного или немеждународного характера) независимо от причин перемены места жительства, будь то преследование, вооруженный конфликт или внутренние беспорядки. Целью Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время войны и соответствующих положений Дополнительных протоколов 1977 г. является предотвращение или хотя бы ограничение воздействия конфликтов, в которых могут оказаться гражданские лица. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны регламентирует статус и права иностранцев, находящихся на территории конфликтующего государства. Конвенция обязывает государства, во власти которого находятся гражданские лица, применяя меры контроля, «не обращаться с беженцами, фактически не пользующимися покровительством ни одного правительства, как с иностранцами, являющимися гражданами противника, в силу лишь их юридической принадлежности к неприятельскому государству» (статья 44). Кроме того, Конвенция предусматривает гарантии невысылки беженцев (статья 45). Оба эти правила, таким образом, подтверждают и укрепляют принцип права на убежище в военное время. Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. и Дополнительные протоколы 1977 г. обязывают государства, участвующие в конфликте, и нейтральные государства предоставлять детям специальную защиту от последствий военных действий, результатом которых часто выступают потоки беженцев. Конвенция гарантирует, что «находящиеся в конфликте стороны будут принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены самим себе, и чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитание» (статья 24).
В 1951 г. была принята Конвенция о статусе беженцев, а позднее, в 1967 г., и Протокол, касающийся статуса беженцев, ставшие основным и фундаментальным международно-правовым инструментарием, регулирующим статус беженцев. Так, в соответствии с вышеуказанными документами «беженцем» называется лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» (статья 1 (А), 2). Конвенция и Протокол распространяются на всех лиц, независимо от возраста, однако не предусматривают отдельного положения, касающегося приобретения статуса беженца детьми, в силу отсутствия полной дееспособности и традиционно толковались, учитывая опыт взрослых людей. В случае с разлученными и несопровождаемыми детьми-беженцами с индивидуальным заявлением на статус беженца, ребенок должен доказать, что имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (п. 4). Возраст и пол ребенка имеет значение для определения статуса беженца, а также особые мотивы, формы и проявления преследований, которым подвергаются дети, например, досрочный призыв на военную службу, торговля детьми, сексуальная эксплуатация или увечье женских гениталий, насилие в семье и др. (п. 74). Обоснованный страх преследования ребенка должен быть связан с одним или больше из пяти признаков, перечисленных в статье 1 A (2) Конвенции 1951 г., чтобы ребенок мог претендовать на статус беженца (п. 40).
В 1959 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация прав ребенка. Декларация включает в себя 10 принципов, 5 из которых были заимствованы из Женевской декларации 1924 г., подтверждая тем самым преемственность документов. В Декларации впервые упоминается принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, о котором далее пойдет речь более подробно. С точки зрения защиты детей-беженцев Декларация примечательна принципом недопущения дискриминации (принцип 1), где дан объемный список оснований для дискриминации, который вторит положению Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 1 статьи 24). Право на специальный режим, образование и заботу для неполноценных в социальном отношении детей также может быть отнесен к детям-беженцам, уязвимость которых в социальном плане особо очевидна (принцип 5). Нельзя не отметить принцип недопущения всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9), когда последствия ситуации вынужденной миграции превращают детей в легкую добычу для торговцев людьми, для использования детского рабского труда и др.
Декларация 1959 г. явилась основой для разработки проекта Конвенции о правах ребенка, которая была принята в 1989 г. как основополагающий документ, признающий за ребенком правосубъектность как носителя всего спектра прав человека.
К концу 70-х гг. XX в. стало очевидно, что существующие нормы права в области защиты прав ребенка больше не отвечают требованиям времени, а право прав человека по отношению к детям требует четкой адресности, чтобы отвечать специальным нуждам детей. Более того, со времени подписания Декларации прав ребенка 1959 г. были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребенка и методов их защиты. Назрела необходимость в едином международном документе, который аккумулировал бы в себе предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом явилась Конвенция о правах ребенка 1989 г.
Среди норм Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающихся детей-беженцев, в первую очередь нужно упомянуть положение о наилучшем обеспечении интересов ребенка, которым необходимо руководствоваться во всех действиях в отношении детей (п. 1 статьи 3). Конвенция провозглашает принцип недискриминации в отношении уважения и обеспечения всех прав за каждым ребенком (п. 1 статьи 2). В соответствии с положениями Конвенции государства-участники обеспечивают необходимые действия относительно индивидуальности ребенка при рождении или после разделения с родителями, как то право на имя и приобретение гражданства, что защищает ребенка от безгражданства (статья 7). Конвенция предусматривает право ребенка на сохранение и восстановление своей индивидуальности (гражданство, имя и семейные связи) в случае незаконного лишения части или всех ее элементов, а государства-участники обязуются оказывать необходимую помощь и защиту (статья 8). Еще одно положение Конвенции касается несопровождаемых и разлученных детей-беженцев, имеющих право не разлучаться со своими родителями, если это не противоречит наилучшим интересам ребенка (п. 1 статья 9). В данном случае определение наилучших интересов ребенка необходимо, если основанием вынужденной миграции служит жестокое обращение родителей с ребенком. Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, то государство-участник уважает право ребенка поддерживать отношения с обоими родителями и предоставляют информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена/членов семьи (п. 3-4 статьи 9). Это право основывается на принципе единства семьи, который провозглашен в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (статьи 17, 23) и в самой Конвенции 1989 г. (статьи 10, 22). В сопряжении с этими положениями следует рассматривать нормы статьи 10, посвященные правам ребенка или его родителей на въезд в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи (п. 1 статьи 10), а также праву покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (п. 2 статьи 10). Также государства-участники обязуются защищать ребенка от «всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» (п. 1 статьи 19). Такие обязательства служат основой для предоставления убежища ребенку, причиной вынужденной миграции которого являются вышеупомянутые действия. Несопровождаемые и разлученные дети-беженцы, будучи лишенными семейного окружения, в соответствии с Конвенцией могут претендовать на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (п. 1 стать 20). Ядром правового статуса детей-беженцев служит положение статьи 22 Конвенции 1989 г., которая налагает обязательства на госу- дарств-участников обеспечить «ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами» (п. 1 статьи 22). Данное положение, подкрепленное нормами Конвенции 1951 г., устанавливает правовые рамки для детей-беженцев.
Государства-участники также обязуются сотрудничать с ООН и другими межправительственными или неправительственными организациями, сотрудничающими с ООН, с целью защиты и оказания помощи и поиска родителей или других членов семьи любого ребенка-беженца для получения информации, необходимой для воссоединения с семьей (п. 2 статьи 22). Конвенция предусматривает положение для несопровождаемых и разлученных детей-беженцев, когда родители или другие члены семьи не могут быть найдены, «ребенку предоставляется такая же защита, как и любому другому ребенку, по какой-либо причине постоянно или временно лишенному своего семейного окружения» (п. 2 статьи 22). Особенно актуальным это положение становится в отношении государств, не подписавших Конвенцию о статусе беженцев 1951 г.
Другими словами, Конвенция гарантирует таким детям национальный режим правовой защиты, что доказывает прогрессивный характер этого документа.
В 2000 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, который обеспечивает гарантии, в соответствии с которыми дети не должны принимать прямого участия в военных действиях (статья 1).
В 2016 г. международное сообщество в лице глав государств и высоких представителей собралось для решения проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов и одобрило важнейший итоговый документ - Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах. Среди комплекса обязательств, касающихся беженцев, государства готовы взять на себя следующие обязательства в отношении детей-беженцев: обеспечить, чтобы все дети-беженцы начали получать образование в течение нескольких месяцев после прибытия в страну назначения; отказаться от привлечения к уголовной ответственности или наказанию детей в силу их миграционного статуса или миграционного статуса их родителей; регистрировать беженцев, особо нуждающихся в защите, таких как дети, особенно дети без сопровождения взрослых и дети, разлученные с семьями, для семей, возглавляемых детьми для выявления конкретных потребностей в помощи и определения по возможности механизмов защиты. Эти положения нашли свое отражение в проектах глобальных договоров о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции (от 26 марта 2018 г.) и о беженцах (от 30 апреля 2018 г.). Работа над глобальными договорами продолжается (на 5 мая 2018 г.).
ОСИПОВА Мария Николаевна
аспирант кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов