По истечении пяти лет с момента присоединения России к ВТО можно констатировать, что, во-первых, скептические прогнозы относительно негативного изменения состояния национальной экономики не оправдались, а во-вторых, что признание России членом ВТО опосредованно воздействовало на международный экономический правопорядок. В условиях действия «экономических санкций» со стороны ряда иностранных государств Россия активно способствует развитию иных интеграционных объединений, в частности, Евразийского экономического союза, с помощью чего существенно минимизируются отрицательные последствия введенных ограничений доступа отечественных товаров на зарубежные рынки.
Как известно, переговоры относительно присоединения России к ВТО, заняли длительный период, и это способствовало постепенному приведению национального законодательства в соответствие нормам правам ВТО. Например, еще в 2003 г. отношения в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности получили новую регламентацию, т.е. законодательство подверглось кардинальной переработке (в общей сложности было пересмотрено более ста федеральных законов и огромное количество подзаконных актов). Существенные изменения вносились в законодательство, регулирующее порядок оказания услуг, инвестиционную деятельность, особенности функционирования рынка труда. Вследствие этого созданные нормы кардинально не пересматривались после ратификации Протокола о присоединении России к ВТО.
В то же время, корректировки российского законодательства производились с учетом более значимых целей, нежели приведение в соответствие с нормами права ВТО. Такими целями, бесспорно, стали масштабное обновление системы действующего правового регулирования и создание эффективно работающего механизма управления национальной экономикой. Присоединение к ВТО играло при их достижении роль одного из катализаторов.
После ратификации Протокола о присоединении России к ВТО произошла имплементация пакета соглашений ВТО в национальное законодательство. С учетом этого были произведены дальнейшие корректировки законодательства (например, об осуществлении закупок для государственных нужд). Из этого можно заключить, что присоединение России к ВТО сопровождалось процессом гармонизации национальной правовой системы. С другой стороны, необходимая степень самостоятельности, проявленная в ходе многолетних переговоров с ВТО, позволила не только отстоять экономический суверенитет, но и создать правовые способы асимметричных мер, предпринимаемых в ответ на современную практику установления «санкций» иностранными государствами в отношении российских товаропроизводителей или граждан.
Например, ст. 3 Федерального закона «О специальных экономических мерах» допускает временное применение специальных экономических мер, необходимых для обеспечения интересов и безопасности страны, устранения или минимизации угрозы нарушения прав и свобод граждан. Эти меры носят исключительный характер и могут быть отменены в случае устранения обстоятельств, в связи с которыми они вводились. Этот закон соответствует нормам права ВТО, а именно ст. ХХ ГАТТ; более того, за десять лет с момента его принятия он ни разу не подвергался корректировке, в том числе, и после ратификации Протокола о присоединении России к ВТО. Кроме того, в 2014-2017 гг. был принят целый ряд подзаконных актов, ограничивающих доступ товаров импортного производства на российский рынок (например, указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ»). Все они отвечают принципу взаимности и являются адекватным ответом на недружественные действия иностранных государств, имеющие не экономическую, а откровенно политическую подоплеку. При этом их правомерность не может быть поставлена под сомнение с помощью норм права ВТО. Иными словами, присоединение России к ВТО не только способствовало совершенствованию национального законодательства, но и предоставило некоторые новые возможности для утверждения государственного суверенитета.
В контексте дальнейшего развития отношений с ВТО и странами, являющимися ее членами, имеет значение еще одно обстоятельство. В современный период существует определенный диссонанс между процессом унификации правил, регулирующих вопросы международной торговли, и их дифференциации, возникающей вследствие развития иных интеграционных объединений. Для России таковым стал, в первую очередь, Евразийский экономический союз. Исходя из ст. 6 Договора о ЕАЭС (определение «права Союза»), Протокол о присоединении России к ВТО является составной частью «права ЕАЭС» - как международный договор, заключенный членом Союза с третьей стороной. В силу ч. 3 ст. 6 Договора о ЕАЭС решения и распоряжения органов ЕАЭС не должны противоречить нормам Протокола, однако это обстоятельство в целом не исключает формирования права ЕАЭС как альтернативы праву ВТО. Кроме того, членство в ВТО не лишает возможности участия в иных интеграционных объединениях.
В Договоре о ЕАЭС указаны источники права Союза: Договор о ЕАЭС, международные договоры в рамках Союза (заключенные между государствами-участниками Союза), международные договоры Союза с третьей стороной (в качестве которой могут выступать государства, присоединяющиеся к Союзу в будущем, а также, как представляется, и международные организации, в том числе, ВТО, и государства-члены ВТО в случае заключения международных договоров с ЕАЭС), а также решения и распоряжения органов Союза. При этом стройность и непротиворечивость права Евразийского Союза обеспечивается признанием верховенства Договора о ЕАЭС над иными источниками правового регулирования, указанными в ст. 6 Договора.
Договор о ЕАЭС вобрал в себя правопонимание, которое положено и в основу права ВТО, в том, что касается регулирования международной торговли. И в этом смысле Договор кодифицировал и унифицировал нормативную базу международной торговли в рамках ЕАЭС так же (или адекватно тому), как это было сделано в праве ВТО и нашло отражение в Протоколе о присоединении России к ВТО. При этом по ряду позиций правовое регулирование, установленное Договором о ЕАЭС, выглядит более полным и совершенным (например, в приложениях к Договору раскрыты вопросы фитосанитарного, технического и иного характера, касающиеся качества и безопасности продукции).
Очевидно, что ЕАЭС играет роль экономической, институциональной и правовой основы для интеграции на постсоветском пространстве на основе общих цивилизационных ценностей и интересов. В этом качестве ЕАЭС призван стать одной из опор «пророссийского полюса» в новом - многополярном - мироустройстве. С использованием ЕАЭС (и некоторых других организаций/параорганизаций) предстоит переформатировать систему международных отношений и векторы глобализации. Не исключено, что через посредство ЕАЭС рано или поздно удастся воздействовать на дальнейшее развитие системы ВТО.
ПОКРОВСКАЯ Наталья Владимировна
аспирант кафедры международного права Всероссийской Академии Внешней Торговли