Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

К вопросу о результатах присоединения России к ВТО и перспективах развития иных форм торговой интеграции

По истечении пяти лет с момента присоединения России к ВТО можно констатировать, что, во-первых, скептические прогнозы относительно негативного изменения состояния национальной экономики не оправдались, а во-вторых, что признание России членом ВТО опосредованно воздействовало на международный экономический правопорядок. В услови­ях действия «экономических санкций» со стороны ряда ино­странных государств Россия активно способствует развитию иных интеграционных объединений, в частности, Евразийско­го экономического союза, с помощью чего существенно мини­мизируются отрицательные последствия введенных ограниче­ний доступа отечественных товаров на зарубежные рынки.

Как известно, переговоры относительно присоединения России к ВТО, заняли длительный период, и это способство­вало постепенному приведению национального законода­тельства в соответствие нормам правам ВТО. Например, еще в 2003 г. отношения в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности получили новую регламента­цию, т.е. законодательство подверглось кардинальной пере­работке (в общей сложности было пересмотрено более ста федеральных законов и огромное количество подзаконных ак­тов). Существенные изменения вносились в законодательство, регулирующее порядок оказания услуг, инвестиционную де­ятельность, особенности функционирования рынка труда. Вследствие этого созданные нормы кардинально не пересма­тривались после ратификации Протокола о присоединении России к ВТО.

В то же время, корректировки российского законодатель­ства производились с учетом более значимых целей, нежели приведение в соответствие с нормами права ВТО. Такими це­лями, бесспорно, стали масштабное обновление системы дей­ствующего правового регулирования и создание эффективно работающего механизма управления национальной экономи­кой. Присоединение к ВТО играло при их достижении роль одного из катализаторов.

После ратификации Протокола о присоединении России к ВТО произошла имплементация пакета соглашений ВТО в национальное законодательство. С учетом этого были произ­ведены дальнейшие корректировки законодательства (напри­мер, об осуществлении закупок для государственных нужд). Из этого можно заключить, что присоединение России к ВТО сопровождалось процессом гармонизации национальной правовой системы. С другой стороны, необходимая степень са­мостоятельности, проявленная в ходе многолетних перегово­ров с ВТО, позволила не только отстоять экономический суве­ренитет, но и создать правовые способы асимметричных мер, предпринимаемых в ответ на современную практику установ­ления «санкций» иностранными государствами в отношении российских товаропроизводителей или граждан.

Например, ст. 3 Федерального закона «О специальных экономических мерах» допускает временное применение спе­циальных экономических мер, необходимых для обеспечения интересов и безопасности страны, устранения или минимиза­ции угрозы нарушения прав и свобод граждан. Эти меры но­сят исключительный характер и могут быть отменены в случае устранения обстоятельств, в связи с которыми они вводились. Этот закон соответствует нормам права ВТО, а именно ст. ХХ ГАТТ; более того, за десять лет с момента его принятия он ни разу не подвергался корректировке, в том числе, и после рати­фикации Протокола о присоединении России к ВТО. Кроме того, в 2014-2017 гг. был принят целый ряд подзаконных ак­тов, ограничивающих доступ товаров импортного производ­ства на российский рынок (например, указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ»). Все они отвечают принципу взаимности и являются адекват­ным ответом на недружественные действия иностранных госу­дарств, имеющие не экономическую, а откровенно политиче­скую подоплеку. При этом их правомерность не может быть поставлена под сомнение с помощью норм права ВТО. Иными словами, присоединение России к ВТО не только способство­вало совершенствованию национального законодательства, но и предоставило некоторые новые возможности для утвержде­ния государственного суверенитета.

В контексте дальнейшего развития отношений с ВТО и странами, являющимися ее членами, имеет значение еще одно обстоятельство. В современный период существует опре­деленный диссонанс между процессом унификации правил, регулирующих вопросы международной торговли, и их диф­ференциации, возникающей вследствие развития иных инте­грационных объединений. Для России таковым стал, в пер­вую очередь, Евразийский экономический союз. Исходя из ст. 6 Договора о ЕАЭС (определение «права Союза»), Протокол о присоединении России к ВТО является составной частью «права ЕАЭС» - как международный договор, заключенный членом Союза с третьей стороной. В силу ч. 3 ст. 6 Договора о ЕАЭС решения и распоряжения органов ЕАЭС не должны противоречить нормам Протокола, однако это обстоятельство в целом не исключает формирования права ЕАЭС как альтер­нативы праву ВТО. Кроме того, членство в ВТО не лишает воз­можности участия в иных интеграционных объединениях.

В Договоре о ЕАЭС указаны источники права Союза: До­говор о ЕАЭС, международные договоры в рамках Союза (за­ключенные между государствами-участниками Союза), меж­дународные договоры Союза с третьей стороной (в качестве которой могут выступать государства, присоединяющиеся к Союзу в будущем, а также, как представляется, и междуна­родные организации, в том числе, ВТО, и государства-члены ВТО в случае заключения международных договоров с ЕАЭС), а также решения и распоряжения органов Союза. При этом стройность и непротиворечивость права Евразийского Союза обеспечивается признанием верховенства Договора о ЕАЭС над иными источниками правового регулирования, указанны­ми в ст. 6 Договора.

Договор о ЕАЭС вобрал в себя правопонимание, которое положено и в основу права ВТО, в том, что касается регули­рования международной торговли. И в этом смысле Договор кодифицировал и унифицировал нормативную базу между­народной торговли в рамках ЕАЭС так же (или адекватно тому), как это было сделано в праве ВТО и нашло отражение в Протоколе о присоединении России к ВТО. При этом по ряду позиций правовое регулирование, установленное Договором о ЕАЭС, выглядит более полным и совершенным (например, в приложениях к Договору раскрыты вопросы фитосанитар­ного, технического и иного характера, касающиеся качества и безопасности продукции).

Очевидно, что ЕАЭС играет роль экономической, инсти­туциональной и правовой основы для интеграции на пост­советском пространстве на основе общих цивилизационных ценностей и интересов. В этом качестве ЕАЭС призван стать одной из опор «пророссийского полюса» в новом - много­полярном - мироустройстве. С использованием ЕАЭС (и не­которых других организаций/параорганизаций) предстоит переформатировать систему международных отношений и векторы глобализации. Не исключено, что через посредство ЕАЭС рано или поздно удастся воздействовать на дальнейшее развитие системы ВТО.

ПОКРОВСКАЯ Наталья Владимировна
аспирант кафедры международного права Всероссийской Академии Внешней Торговли

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях