В статье рассматриваются возможности стимулирования экономического развития России путем предоставления налоговых льгот организациям при реализации инвестиционных проектов.
Улучшение инвестиционного климата в России имеет высокое социально-экономическое значение, так как в результате привлечения инвестиций создаются возможности для создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры и общего повышения уровня жизни населения. В рамках статьи также анализируются существующие формы осуществления инвестиционной деятельности с точки зрения налогового законодательства (региональный инвестиционный проект; специальный инвестиционный контракт; территория опережающего социально-экономического развития; особая экономическая зона). Применение налоговых льгот позволяет организациям достичь экономического эффекта в виде налоговой экономии в долгосрочном периоде, что оказывает позитивное влияние на российскую экономику.
Ключевые слова: государство, инвестиции, инвестиционный проект, налог, налоговая льгота, капитальные вложения.
СПИРИДОНОВ Андрей Алексеевич
магистрант Экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
ЭЙДЕМИЛЛЕР Константин Юрьевич
кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры международных гуманитарных связей Санкт-Петербургского государственного университета
ЕРМОЛИНА Марина Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета
МАТВЕЕВСКАЯ Анна Сергеевна
кандидат географических наук, доцент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета
SPIRIDONOV Andrey Alekseevich
magister student of the Faculty of Economics of the Saint-Petersburg State University
EIDEMILLER Konstantin Yurjevich
Ph.D. in geographical sciences, senior lecturer of International humanitarian relations sub-faculty of the Saint-Petersburg State University
ERMOLINA Marina Anatoljevna
Ph.D. in Law, associate professor of World politics sub-faculty of the Saint-Petersburg State University
MATVEEVSKAYA Anna Sergeevna
Ph.D. in geographical sciences, associate professor of World politics sub-faculty of the Saint-Petersburg State University
THE POSSIBILITIES OF APPLYING TAX BENEFITS IN THE IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS
The article discusses the possibilities of stimulating the economic development of Russia by providing tax benefits to organizations in the implementation of investment projects. Improving the investment climate in Russia is of high socio-economic importance, as a result of attracting investments, opportunities are created to create new jobs, develop infrastructure and generally improve the standard of living of the population. The article also analyzes the existing forms of investment activity from the point of view of tax legislation (regional investment project; special investment contract; territory of advanced socio-economic development; special economic zone). The application of tax benefits allows organizations to achieve an economic effect in the form of tax savings in the long term, which has a positive impact on the Russian economy.
Keywords: state, investments, investment project, tax, tax benefit, capital investments.
На сегодняшний день проблема законного снижения объема налоговых обязательств является одной из наиболее актуальных задач для российских компаний. Применяемые меры по снижению объема налоговых платежей позволяют организации увеличить чистую прибыль за счет уменьшения сумм налогов, вычитаемых из сумм валовой прибыли.
С целью уменьшения размера налоговых обязательств компании стремятся к разработке и применению комплекса мер, направленных на снижение объема налоговых платежей. Данные меры включают в себя применение налоговых льгот, а также льготных налоговых режимов, предусмотренных действующим законодательством. С точки зрения государства, применение налоговых льгот позволяет дополнительно стимулировать развитие сфер экономики путем осуществления инвестиций со стороны организаций.
Действующим налоговым законодательством установлены различные формы осуществления инвестиционной деятельности, предусматривающие предоставление налоговых льгот. Реализация инвестиционных проектов на территории России имеет высокое значение с точки зрения развития экономики. В условиях изменяющейся экономической ситуации данный вопрос имеет высокую актуальность. Для успешного осуществления инвестиционной деятельности необходимо улучшение инвестиционного климата, который напрямую зависит от правового регулирования, системы налогообложения, мер стимулирования инвестиций и ряда других факторов.
Благоприятные условия для привлечения инвесторов являются основополагающим компонентом развития конкурентоспособности как отдельного региона, так и всего государства [1, с. 36]. Важной задачей государственного регулирования инвестиционной деятельности является создание условий для реализации проектов не только на федеральном уровне и в регионах, обладающих развитой экономикой, но и в менее развитых субъектах.
Действующим налоговым законодательством предусмотрены различные формы осуществления инвестиционной деятельности:
- Региональный инвестиционный проект (РИП) - инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который одновременно удовлетворяет ряду условий о сроках, суммах капитальных вложений и территории, на которой осуществляется производство в рамках реализации РИП (ст. 25.8 НК РФ) [2, с. 852]. При этом Налоговый кодекс РФ устанавливает два возможных режима реализации РИП:
- в результате включения компании в реестр участников РИП в субъекте РФ, имеющем соответствующую нормативно-правовую базу (реестровый РИП). Для включения в реестр участников РИП организация направляет в уполномоченный орган заявление о включении в реестр с приложением соответствующих документов;
- в результате подачи компанией заявления в налоговый орган о применении установленных налоговых льгот для компаний, реализующих РИП без включения в реестр для закрытого перечня субъектов РФ (нереестровый РИП). Для получения статуса участника РИП без включения в реестр необходимо соблюдение следующих требований: признана налоговая прибыль от реализации товаров в рамках РИП, выполнено требование к минимальному объему капитальных вложений, в налоговый орган направлено заявление о применении налоговой льготы с указанием сроков и объема капитальных вложений.
Налогоплательщик-участник РИП при соответствии установленным требованиям вправе применять следующие льготы в течение не более 10 лет:
- по налогу на прибыль,
- по налогу на добычу полезных ископаемых,
- по налогу на имущество (устанавливается региональным законодательством).
Создание режима РИП обусловлено государственным стремлением к развитию Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Согласно замыслу, создание данного режима реализации инвестиционных проектов позволит привлечь инвестиции в развитие промышленности в указанных регионах. Для достижения данной цели также были созданы территории опережающего социально-экономического развития и режим «Свободный порт Владивосток».
Согласно экспертным оценкам, данные инициативы позволили привлечь инвесторов в данные регионы. Так, согласно исследованию компании Ernst & Young за 2015 г. «Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов», инвестиционный климат на территориях Дальневосточного и Сибирского федеральных округов существенно улучшился, что позволило привлечь инвестиции иностранных компаний [3].
- Специальный инвестиционный контракт (СПИК) - соглашение между инвестором и государством (в лице РФ,
?объекта РФ и муниципального образования), в котором иксируются обязательства инвестора реализовать инвестиционный проект, а также обязательства государства в течение срока СПИК обеспечивать стабильность условий ведения бизнеса и предоставлять инвестору меры господдержки. Целью проекта, реализуемого инвестором, должно являться внедрение или разработка и внедрение современной технологии из перечня, утверждаемого Правительством РФ, позволяющей осуществлять производство продукции, конкурентоспособной на мировом уровне (Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ) [4, с. 3576].
Налогоплательщик-участник СПИК при соответствии установленным требованиям вправе применять налоговые льготы по налогу на прибыль. При этом срок применения льготы зависит от объема инвестиций.
- Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР / ТОР) - это часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ) [5, с. 12].
Налогоплательщик-резидент ТОР при соответствии установленным требованиям вправе применять следующие налоговые льготы на протяжении 10 лет:
- по налогу на прибыль,
- по налогу на имущество,
- по земельному налогу,
- по страховым взносам.
- Особая Экономическая Зона (ОЭЗ) - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ) [6, с. 1452].
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторнокурортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
Для участников особой экономической зоны предусмотрены следующие льготы:
- по налогу на прибыль,
- по налогу на имущество,
- по земельному налогу,
- по страховым взносам.
Для достижения максимального эффекта от налоговой оптимизации в виде максимально возможного уменьшения объема налоговых платежей, необходимо выбрать наиболее выгодную форму осуществления деятельности с учетом установленных требований и ограничений.
При этом территориальные ограничения для применения налоговых льгот установлены с целью привлечения инвестиций в тот или иной регион, создания новых рабочих мест с заработной платой, развития инфраструктуры и общего повышения уровня жизни жителей этой территории.
Таким образом, можно констатировать, что одним из наиболее предпочтительных методов, позволяющих достигнуть уменьшения сумм налоговых платежей, является применение налоговых льгот. С точки зрения государства, применение налоговых льгот позволяет дополнительно стимулировать развитие сфер экономики путем осуществления инвестиций со стороны организаций, так как применение льгот возможно при выполнении необходимых условий, установленных законодательством (осуществление минимального объема капитальных вложений и т. д.).