Вступление
Вопросы применения норм «мягкого права» все активнее обсуждаются в международно-правовой науке.
Как утверждает Коннов В. А. - «современные отношения по урегулированию внешних долгов государств характеризуются, с одной стороны, возрастанием роли параорганизаций в процессе регулирования долговых отношений между странами, а с другой - все более активным воздействием на международные долговые взаимоотношения нормами «мягкого права»[1]. Возрастание роли Парижского клуба кредиторов (ПКК), «Группы семи» (G-7), «Группы двадцати» (G-20) происходит, по мнению проф. Г.М. Вельяминова - «не в последнюю очередь из-за гибкости и неформальности технических правил работы данных учреждений, что обеспечивает, в частности, некоторую маневренность в отношении соблюдения национальных конституционных и иных законодательных процедур».
Параорганизации сегодня активно заключают коммюнике, соглашения, декларации и иные акты, статус которых до конца не определен в правовой науке. Контроль за этими актами, в свою очередь, связан как с добровольным принятием государствами на себя обязательств, так и экономическим воздействием, а точнее сказать - «мягким принуждением» государств.
Подобная неопределенность правового статуса принимаемых актов, а также множественность учреждений в сфере суверенных долговых отношений - представляют собой актуальную проблему международного права, порождая целый ряд вопросов.
Во-первых, неясен правовой характер взаимоотношений, например, ПКК с государствами-участниками клуба, а также с МВФ или МБРР. Во-вторых, остаются малоизученными решения, принимаемые как в рамках подобных клубов-форумов, так и на уровне Генеральной Ассамблеи ООН, например, в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Впервые в рамках ЮНКТАД (в 2008-2009 гг.) с целью создания очередного «форума» по обсуждению вопросов поощрения ответственной практики суверенного кредитования и заимствования были разработаны соответствующие принципы. В их разработке принимали участие как государства, так и представители неправительственных организаций (НПО), МВФ, Всемирного банка (ВБ), ПКК. Сводные принципы впервые провозгласили идею о том, чтобы кредиторы и заемщики совместно несли ответственность за ситуации, связанные с высоким уровнем и неустойчивостью долгового бремени государств.
В своих резолюциях по вопросам внешней задолженности Генеральная ассамблея ООН не раз подтверждала важность поощрения ответственной практики суверенного кредитования и заимствования. В данной статье рассмотрены основные принципы, разработанные в рамках инициативы ЮНКТАД, а также их взаимосвязь с общепризнанными принципами международного права.
Анализ принципов поощрения ответственной практики суверенного кредитования и заимствования
Основная идея, содержащаяся в принципах ЮНКТАД, заключается в том, что в возникновении долговых проблем государств ответственны не только государства-должники, но и кредиторы, кем бы они ни были. Причины, приводящие к высокому уровню задолженности государств, также можно рассмотреть не только со стороны заемщиков, но и кредиторов. С одной стороны, очевидно, что жадность кредиторов, проявляющаяся в «гонке» за высокодоходными инвестиционными проектами, отсутствие практики «ответственного» инвестирования в развивающихся странах, недостаточность механизмов финансового и правового регулирования, а также «финансовая неграмотность» заемщиков - играют существенную роль в увеличении долгового бремени государств. С другой стороны, государства с целью получения внешнего финансирования и во избежание, например, увеличения налоговой нагрузки или принятия мер жесткой экономии, часто готовы соглашаться на «кабальные» сделки.
Инициатива ЮНКТАД, в свою очередь, призвана поощрять практику ответственного кредитования и заимствования. Как указано в преамбуле свода принципов ЮНКТАД - «... суверенное кредитование и заимствование, осуществляемые с должной осмотрительностью и соблюдением дисциплины, могут способствовать экономическому росту и процветанию. В то же время безответственное предоставление финансирования может иметь пагубные последствия для государства- должника, его граждан, а также торговых партнеров». Структура принципов ЮНКТАД отражает заложенную в них идею. В данных принципах виды ответственности заемщиков и кредиторов также представлены по отдельности. Предусмотрено 7 основных принципов для кредиторов и 8 для государств-заемщиков.
Принципы, предусмотренные для кредиторов
- Представительские отношения (Agency). Данный принцип гласит - кредиторы должны осознавать, что государственные служащие, действующие от имени государства-заемщика, ответственны за соблюдение общественных интересов государства и его граждан, представителями которых они являются.
Принцип «представительских отношений» призван предостеречь кредиторов от предложения взятки представителям страны-заемщика, справедливо указывая, что коррупционные действия противоправны.
- Информационно обоснованные решения (InformedDecisions). Кредиторы, согласно данному принципу, ответственны за актуальность предоставленных сведений государ- ствам-заемщикам. Суверенный заемщик должен четко понимать все риски и выгоды от привлечения кредита.
Следует заметить, что констатация данного принципа - это определенный шаг вперед на пути к ответственному кредитованию. Тем не менее, считаем, что недостатком данного принципа является размытость формулировок, неясность того как, где и когда должна быть предоставлена информация заемщику, а также будет ли подобная информация общедоступной или конфиденциальной.
- Необходимые разрешения (DueAuthorization). Данный принцип обязывает кредиторов самостоятельно убедиться в том, что со стороны государственных органов и первых лиц страны-заемщика получены все необходимое разрешения, т.е. представитель государства-заемщика надлежащим образом уполномочен для ведения переговоров и заключения кредитного соглашения. Кредитору, таким образом, предписано проверить юридическую силу и возможность реализации договора в той или иной юрисдикции.
Стоит отметить, тем не менее, что необходимость получения разрешения не всегда применима. Например, в деле Tinoco Claims Arbitration (Great Britain v. Costa Rica) суд счел, что договоры, заключенные нелегитимным руководством Коста-Рики, все же имеют юридическую силу. Т.е., как указывает В.Л. Толстых - «вопрос правопреемства обязательств государством не должен возникать в случае смены политического режима, даже если такая смена сопровождается кардинальной «ломкой» общественных и экономических институтов государства».
- Ответственные кредитные решения (Responsiblecreditdecision). Кредитор, согласно данному принципу, несет ответственность за реалистичную оценку потенциала государства-заемщика в том, что касается обслуживания долга и его дальнейшего погашения. При этом, заключая двусторонние договоры (например, соглашение на финансирование поставок оружия страной-кредитором), кредитор все же должен трезво оценивать возможности заемщика по погашению долга.
- Проектное финансирование (Projectfinancing). Кредитор, финансирующий проект на территории государства- должника, в соответствии с данным принципом обязан провести исследование эффективности проекта и, по возможности, осуществить последующий мониторинг, чтобы предотвратить возможные социальные, культурные, экологические и иные неблагоприятные последствия.
Данный принцип, как мы полагаем, как и принцип, касающийся принятия ответственных кредитных решений - в большей степени носят декларативный характер. Очевидно, что иностранная компания, инвестирующая в строительство плотины или завода на территории государства-заемщика, заинтересована в получении прибыли в кротчайшие сроки, а не в заботе об экологии. Обязанность мониторинга влечет, как правило, дополнительные расходы. Таким образом, стороны часто предпочитают избежать лишних расходов, всеми возможными способами удешевив проект. Подобное поведение нередко ведет к катастрофическим последствиям. И даже в таких случаях - кредитора очень сложно привлечь к ответственности. Как отмечает Д. С. Боклан - «ответственность за причинение ущерба часто бывает административной и возлагается на оператора по национальному законодательству, а не в соответствии с международным правом; штрафы за причиненный ущерб не очень высоки...». Соответственно, стороны часто не заинтересованы в подобного рода мониторинге.
- Международное сотрудничество (International cooperation). Данный принцип гласит, что кредиторы обязаны соблюдать требования санкций, вводимых ООН по отношению к какому-либо государству.
Заметим, что ответственность за «обход» таких санкций в принципах не предусмотрена. Можно только предположить, что в случае нарушения данного принципа на кредитора тоже могут быть возложены санкции.
- Реструктуризация долга (Debt restructuring). Подразумевается, что кредиторы должны руководствоваться духом доброй воли и сотрудничества, когда государство-должник не в состоянии выполнить свои обязательства. Предполагается, что на основе консенсуса стороны должны прийти к взаимовыгодному решению об урегулировании долговой проблемы. Отмечено, что до настоящего времени не создано универсального механизма реструктуризации внешнего долга государств. А действия кредиторов, направленные на получение преференциального режима при удовлетворении требований - являются злоупотреблением прав.
Мы полагаем, что данный принцип потребует более четких формулировок. Очевидно, что под кредиторами, злоупотребляющими своими правами, имеются в виду т.н. фонды- стервятники, которые с целью получения высокой прибыли приобретают путем покупки, в порядке переуступки или посредством иной сделки дефолтные долги, иногда даже на основании конкретных судебных решений. Подобные фонды часто приобретают внешние государственные долги развивающихся стран на вторичном рынке по цене намного ниже номинальной, а затем пытаются взыскать с государств-должников долг, проценты, а также штрафы, добиваясь наложения ареста на имущество должника или используя политическое давление.
Принципы, предусмотренные для заемщиков
Сразу же стоит оговориться, что принципы для заемщиков коррелируют с соответствующими принципами для кредиторов, о которых мы говорили ранее.
- Представительские отношения (Agency). Данный принцип утверждает положение о том, что правительства стран являются представителями своего государства и, действуя в качестве таковых, несут ответственность за соблюдение интересов своих граждан. Указано, что соглашения о суверенных займах, заключенные правительствами стран, носят обязывающий характер в контексте непрерывной юридической правосубъектности данного государства. Т.е. договор носит обязывающий характер и для будущего руководства страны. Более того, принцип предлагает ввести в действие Кодекс этики применительно к управлению задолженностью.
Полагаем, что в данном случае принцип не отражает случаев навязывания тех или иных условий со стороны кредиторов и требует доработки.
- Обязывающий характер соглашений (Binding agreements). Предполагается, что договоры о суверенном заимствовании являются обязательными и должны строго соблюдаться. Тем не менее, могут быть исключительные ситуации, когда должник будет не в состоянии обслуживать или погасить долг. В таком случае, как указано в данном принципе, стороны должны прибегнуть к реструктуризации или обратиться в компетентную судебную инстанцию.
Проблемы, возникающие в связи с применением государством иммунитета в свете долговых отношений, а также проблема исполнения решений судов по долговым спорам - активно обсуждаются как в российской, так и в зарубежной правовой доктрине. Тем не менее, действенных механизмов по преодолению проблем, связанных с государственным долгом, еще не найдено. Государства, как справедливо отмечает Е. Бруно, - «просто может не выплачивать долг, ссылаясь на иммунитет и, полагая, что ответственность за подобные действия наступит, но в отдаленной перспективе».
- Прозрачность (Transparency). В соответствии с данным принципом - государства должны предпринять меры для того, чтобы обеспечить прозрачность процесса заимствования и выполнения долговых обязательств. С этой целью государства должны создать и ввести в действие всеобъемлющую законодательную базу, четко определяющую полномочные органы, процедуру, сферу ответственности и порядок отчетности по вопросам государственного долга.
Принцип прозрачности предписывает, что налогоплательщики, а точнее их представители в законодательных органах, должны участвовать в принятии решений о привлечении кредита. Тем не менее, о парламенте как таковом, в принципах не упоминается ни слова.
- Открытость информации и публикация сведений (Disclosure and publication). Под открытостью и обязанностью публикации понимается необходимость обеспечения государством доступности заключенного кредитного соглашения, а также возможность бесплатного оперативного доступа к соответствующей базе данных. Законодательные ограничения на предоставление открытой информации, в свою очередь, должны обосновываться очевидными причинами, затрагивающими общественные интересы. Более того, подобные ограничения должны применяться в разумных пределах.
Отметим, что пределы разумности не конкретизированы в принципах, равно как и место или язык, на котором должны быть опубликованы соответствующие соглашения.
- Проектное финансирование (Project financing). Основная идея, заключающаяся в данном принципе, предписывает ответственность заемщика за отсутствие тщательного анализа финансовых, гражданских, экологических и иных последствий проекта, а также способов его финансирования. Заем, предназначенный для финансирования проекта, подлежит погашению, даже если государство-заемщик не удовлетворено результатом проекта.
Т.е. принцип предписывает строгое целевое назначение кредита. Тем не менее, возникает вопрос - что будет при нецелевом его использовании? Полагаем, что лица, виновные в нецелевом использовании средств, скорее всего, будут отвечать согласно национальному законодательству той или иной страны-заемщика.
- Надлежащее управление задолженностью и мониторинг (Adequate management and borrowing). Принцип предполагает разработку государственной стратегии по управлению задолженностью и поддержанию устойчивости долга. Независимые аудиторские организации должны проводить проверку портфеля долговых обязательств стран с целью количественной и качественной оценки займов. Более того, предлагается создать отделы по управлению долгом (ОУД). При возникновении сложностей с созданием таких отделов, международные финансовые институты готовы оказать соответствующую помощь и техническое содействие.
Идеи, заложенные в принцип надлежащего управления задолженностью, вызывают множество вопросов. Кто должен выбирать аудиторов для проверки - кредитор или должник? Возможно ли вообще привлечение аудитора, если государство-должник не заинтересовано в подобном?
- Недопустимость чрезмерного уровня задолженности (Avoiding incidents of over-borrowing). Государство-заемщик, как гласит данный принцип, должно производить оценку всех рисков и выгод, связанных с привлечением внешнего финансирования. Кредит следует брать только в том случае, если он послужит стимулом для дополнительных государственных или частных инвестиций, которые принесут положительный экономический эффект. Указано, что при использовании заимствований только лишь с целью покрытия существующего «хронического» дефицита бюджета - это отрицательно скажется на кредитном рейтинге страны, что приведет к проблемам с дальнейшим привлечением займов и заметно повысит уровень налогообложения будущих поколений граждан.
- Реструктуризация задолженности (Restructuring). Принцип гласит, что при необходимости реструктуризации внешнего долга государства, ее следует проводить быстрым, эффективным и справедливым способом. Обслуживание долга, как утверждается, должно являться приоритетной задачей для государственных органов страны-должника. Тем не менее, при возникновении проблем, государство обязано инициировать переговоры с кредиторами о реструктуризации, а те, в свою очередь, на основе консенсуса должны прийти к взаимовыгодному решению об урегулировании долговой проблемы.
Хочется отметить, что на практике все сложнее. Некоторые исследователи предлагают включать оговорку «о коллективных действиях» в подобного рода соглашения. Но оговорка о коллективных действиях не учитывает интересов меньшинства и не позволяет урегулировать проблему «несогласных» кредиторов.
Выводы
Резюмируя рассмотрение принципов ЮНКТАД о поощрении ответственной практики суверенного заимствования и кредитования, следует отметить, что на уровне ООН - это первый и довольно положительный шаг к реформированию сферы долговых отношений, когда должником выступает государство. Принципы впервые декларировали ответственность не только заемщиков, но и кредиторов в увеличении долгового бремени государства. Было недвусмысленно отмечено, что уполномоченные лица государства действуют в качестве представителей (агентов) своей страны и народа.
Тем не менее, в рассмотренных принципах очевидно наличие «туманных» формулировок, которые оставляют «лазейки» для сторон при урегулировании долговых проблем. Считаем, что подобные формулировки следует изменить, а суть принципов, где они содержаться - прояснить.
Наконец, следует отметить, что принципы ЮНКТАД дополняют такие принципы международного права как принцип сотрудничества или принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
КИЦМАРИШВИЛИ Давид Элгуджаевич
аспирант кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития России