В статье рассматривается понятие и сущность контрактной системы, анализируются подходы к трактовке понятия контрактной системы, делаются выводы о несовершенстве существующего определения.
В Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодателем предпринята попытка унифицировать законодательство о контрактной системе, однако автор статьи отмечает, что Закон № 44-ФЗ так и не смог урегулировать все правовые вопросы и проблемы правового регулирования в рассматриваемой сфере остаются актуальными.
Ключевые слова: закупка, контрактная система, закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещение государственного или муниципального заказа, эффективность закупок.
KLIMOVA Olesya Valerjevna
Ph.D. in Law, associate professor of General and special legal disciplines sub-faculty of the Pacific State University, Khabarovsk
THE CONCEPT AND SIGNIFICANCE OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT FOR PUBLIC OR MUNICIPAL NEEDS
The article discusses the concept and essence of the contract system, analyzes approaches to the interpretation of the concept of the contract system, and draws conclusions about the imperfection of the existing definition. In the Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs”, the legislator attempted to unify the legislation on the contract system, however, the author of the article notes that Law No. 44-FZ has not been able to settle all legal issues and problems of legal regulation in this area remain relevant.
Keywords: procurement, contract system, procurement for state and municipal needs, placement of a state or municipal order, procurement efficiency.
Современный период развития Российской экономики характеризуется активно возрастающим объемом государственных закупок и закупок юридических лиц, учредителем которых выступает государство либо муниципальные образования. Государственные или муниципальные закупки оказывают существенное воздействие на экономическое развитие государства, а также являются важнейшим направлением деятельности государства.
До 2011 года термин «закупка» в России почти не применялся. Активно использовалось понятие «государственный (муниципальный) заказ».
В первоначальной редакции статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 2000 г., под государственным заказом понималась совокупность заключенных государственных контрактов за счет средств соответствующего бюджета (в настоящее время данный пункт утратил силу) [9]. Данное определение государственного заказа негативно оценивалось учеными и специалистами и из законодательства России было исключено.
По мнению Е. П. Губина, «совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой правовую форму опосредования общественных отношений, вытекающих из государственного заказа, а также используемое государством частноправовое средство для регулирования рыночной экономики страны» [8]. Файберг Т. В., в свою очередь, отмечал, что определение заказа как совокупности контрактов сужало круг бюджетных отношений, включаемых в определение понятия «заказ» [7].
В специальной отечественной литературе встречается множество определений государственного заказа. Обобщенно, под государственным заказом можно понимать - потребности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, закрепленные в законодательном документе, который удовлетворяет с помощью размещения заказа в закрепленном порядке с заключением контракта, содержащем определенные требования к таким работам, товарам и услугам, а также условия выполнения работ, продажи товаров и оказания услуг в целях обеспечения государственных нужд.
Важное практическое значение имеет понимание термина «размещение государственного или муниципального заказа» как юридического состава, который состоит из совокупности правовых фактов, побуждающих заключение государственного или муниципального контракта, а в некоторых случаях иного гражданско-правового договора с целью обеспечения государственных либо муниципальных нужд.
Размещение заказа необходимо понимать, как сложный юридический состав, поскольку в судебном порядке такое понимание облегчает определение недействительности размещения заказа. Так, в судебном порядке для признания размещения заказа недействительным достаточно признать отсутствие хотя бы одного из элементов юридического состава. Согласно статьи 2 Типового закона ЮНСИТРАЛ о публичных закупках, под термином «закупки» понимается «приобретение закупающей организацией товаров, работ или услуг».
Схожее понятие содержится в приложении № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе[1], где под термином государственные (муниципальные) закупки понимается приобретение заказчиками работ, товаров, услуг и иные закупки за счет бюджетных и иных средств, а также отношения, которые связанны с исполнением договоров или контрактов.
Указанные в рассматриваемых международных актах определения понятия «закупка» являются абстрактными в связи с неопределенностью слова «приобретение», под которым отдельные ученые понимают не только переход по гражданско-правовой сделке права собственности на имущество, но также иные формы «получения» данного имущества [6].
В отечественном законодательстве легальное определение термина «закупка» появилось только в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и содержится в пункте третьем статьи 3 указанного закона.
Вступление в силу с 01 января 2014 г. Закона № 44-ФЗ и одновременная утрата силы Закона № 94-ФЗ поставили целый ряд вопросов перед правоприменителями и учеными, основными из которых являются: понятие и значение вновь создаваемой контрактной системы, правовое регламентирование контрактной системы, а также механизм реализации законодательно закрепленных норм о контрактной системе, существенно отличающихся от ранее существующих правил.
Переход на контрактную систему предполагает применение системного подхода к регулированию всего процесса формирования и реализации государственного или муниципального заказа. Если до введения в действие Закона № 44-ФЗ считалось, что формирование заказов осуществляется на основании бюджетного законодательства России, размещение
- на основании специального Закона № 94-ФЗ, а исполнение
- на основании положений гражданского законодательства России, то с введением в действие Закона № 44-ФЗ считается, что все указанные отношения регулируются, прежде всего, самим Законом № 44-ФЗ.
Словосочетание «контрактная система» включает в себя в первую очередь слово «система», означающее применение системного подхода для обеспечения правового регулирования всех существующих стадий процесса закупок, и слово «контрактная», определяющее договорный характер взаимодействия участников процесса государственных и муниципальных закупок.
Определение «контрактная система» содержит следующие элементы:
- перечень участников контрактной системы;
- указание на осуществление участниками контрактной системы действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных потребностей, в соответствии с законодательством России;
Пример HTML-страницы - единая информационная система, которая содержит информацию обо всех этапах закупок и составляет основу информационного обеспечения контрактной системы.
Дополнительно, необходимо отметить, что легальное определение контрактной системы в литературе подвергается критике.
Так, Л. В. Андреева считает, что целесообразно было бы в определении контрактной системы указать отдельные этапы государственных или муниципальных закупок, в том числе планирование, прогнозирование и финансирование, а также отметить их взаимосвязанный характер [1].
Косарев К. В. по данному вопросу отмечает следующее: «не совсем правильно контрактную систему сводить исключительно к ее участникам. Сам термин «контрактная система» заимствован из законодательства США, где Федеральная контрактная система рассматривается в целом как закупочная деятельность, поэтому представляется правильным воспроизведение господствующего в США подхода» [2].
Вновь созданная контрактная система включает в себя несколько групп субъектов, которые осуществляют правовое регулирование процесса закупок, а также контроль, заказчиков, участников закупок и иных лиц, действия которых в совокупности обеспечивают государственные или муниципальные нужды.
В этой связи следует отметить системный подход к организации государственных или муниципальных закупок обеспечивается созданием единой информационной системы и проявляется в объединении взаимосвязанных между собой стадий закупок, включая планирование, определение поставщиков, подрядчиков либо исполнителей, заключение контрактов, их исполнение, а также мониторинг закупок, аудит и контроль за соблюдением законодательства РФ. Правовое регулирование рассматриваемых отношений носит межотраслевой, сложный характер и способствует обеспечению взаимосогласованного регулирования на различных этапах процесса закупок и, в конечном счете, обеспечит баланс интересов всех участников контрактной системы.
В статье 6 Закона 44-ФЗ провозглашаются принципы контрактной системы, а в статьях 7 - 12 раскрывается их содержание.
В Законе 44-ФЗ впервые в качестве принципа осуществление деятельности в сфере закупок предусмотрено привлечением квалифицированных специалистов, которые обладают необходимыми практическими навыками и теоретическими познаниями в области закупок. При значительных объемах закупок у заказчиков для обеспечения закупочной деятельности создается контрактная служба или назначается специальное лицо, именуемое контрактным управляющий.
Провозглашений в статье 10 Закона № 44-ФЗ принцип стимулирования инноваций предусматривает необходимость заказчикам при осуществлении закупок должны, в первую очередь, исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных потребностей путем осуществления закупок высокотехнологичной, а также инновационной продукции.
В Законе 44-ФЗ принцип ответственности за результативность обеспечения государственных или муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок сформулирован как единый принцип. Так как содержание эффективности осуществления закупок в рассматриваемом законе не раскрывается, соответственно эффективность закупки необходимо понимать, как применение конкурентного способа определения поставщика и наилучшее соотношение цены закупки и качества предоставляемых работ (услуг, товаров).
Создание в Российской Федерации общенациональной контрактной системы, безусловно, является задачей, стратегического значения. Так, по экспертным оценкам, ежегодно до 50 процентов всех средств федерального бюджета расходуется в рамках государственных закупок [5].
Согласно официальным данным в единой информационной системе закупок в 2019 году размещено извещений о закупках на сумму более 6,5 триллиона руб. Также общий объем заключенных контрактов составил около 5,3 триллиона руб., что на 2,4 процентов меньше соответствующего показателя 2015 года (приведенные данные показаны без учета контрактов, содержащих государственную тайну). Среднее снижение цен при проведении конкурентных закупок составило около восьми процентов. Экономия бюджетных средств достигла 419 400 миллионов руб. Среднее количество участников закупок на торгах составило около 2,7[2].
Основываясь на статистических данных и анализе существующего состояния контрактной системы, можно выделить три основные тенденции в развитии контрактной системы в Российской Федерации.
- Увеличение роли государства приводит к усилению требований к процедурам проведения государственных закупок, что отражается в первую очередь на законодательстве, и как следствие, приводит к разрастанию нормативной правовой базы.
Разрастание судебной практики нередко мотивирует необходимость развития законодательства о контрактной системе в целом, а также необходимость внесения технических правок, направленных на устранение правовых пробелов и коллизий. Это, в частности, касается, уточнения порядка возврата обеспечения исполнения контракта, уточнения сроков внесения изменений в планы-графики, конкретизации положений о заключении контрактов с единственным поставщиком и прочее.
- Следующая тенденция заключается в ужесточении правовых мер борьбы с коррупцией, что обусловливает повышение прозрачности закупочных процедур и усиление контроля за расходованием бюджетных средств.
В настоящее время активно используется Интернет и внедряются различные электронные процедуры. Так, например, в соответствии с Приказом Казначейства России от 30 декабря 2015 г. № 27н,[3] все заказчики в целях размещения информации о размещении заказов должны зарегистрироваться в единой информационной системе. Также проводится оптимизация деятельности контрольных органов в сфере закупок, включая повышение эффективности контроля и перераспределение полномочий.
- Третья тенденция связана с защитой национальных интересов России.
Например, приняты нормы, направленные на поддержку импортозамещения. В частности, были введены запреты на закупку отдельных видов иностранных товаров, установлены ограничения, а также в отдельных сферах определены дополнительные условия допуска иностранных поставщиков.
КЛИМОВА Олеся Валерьевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры общих и специальных юридических дисциплин Тихоокеанского государственного университета