Защита прав человека является достижением цивилизованного мира. Вместе с тем, защита прав и свобод определенной категории уязвимых групп людей остается настоящим вызовом для мирового сообщества.
Одну из таких групп представляют собой коренные народы. Декларация ООН о правах коренных народов 2007 года не дает определения того, что представляют собой коренные народы, что часто приводит к различным толкованиям понятия «коренной народ» и, соответственно, к проблемам эффективной защиты их прав. В этой связи понятие «коренные народы» в Африке долгое время было объектом разбирательства между правозащитниками и политиками, которые отрицали наличие коренных народов в пределах своей национальной юрисдикциии, соответственно, ущемляя права последних. В этой связи Решение Африканского суда по правам человека и народов (далее - Суд) по делу Африканской комиссии по права человека и народов (далее - Комиссия) против Республики Кения, квалифицировавшее народ Ожек как один из коренных народов, позволяет сделать значительный вклад в определние понятия коренных народов в мире в целом и частности в Африке, а также способствует дальнейшей защите их прав.
Суть дела состоит в том, что 14 ноября 2009 года в Африканскую комиссию по правам человека и народов поступила жалоба от Центра развития прав меньшинств (далее
- ЦРПМ) совместно с Международной группой прав меньшинств (далее - МГПМ), действующих от имени сообщества народа «Ожек» (далее - Ожек) в составе около 20000 человек, из которых 15000 проживают на «территории заповедника
- леса Мо» (далее- Мо) в Республике Кения. В жалобе сообщается об Ордере на принудительную высылку в течение 30 дней сообщества Ожек и проживающих с ними других народов. Данный Ордер был издан Кенийской лесной службой (далее - КЛС) и ссылался на то, что Мо, который занимает около 400000 гектаров земли, является «зоной привлечения дождей» и участком государственной земли согласно части четвертой государственного земельного Акта Республики Кения.
Таким образом, государство намерено сохранять Мо в качестве «зоны привлечения дождей», иными словами по экологической причине, по мнению заявителя.
23 ноября Комиссия ввиду политического, социального и экономического значения Мо для выживания Ожеки во избежание необратимого негативного процесса высылки приняла превентивные меры о приостановлении действия Ордера КЛС. 12 июля в связи с отсутствием ответа со стороны государства-ответчика(Республики Кения) и на основания ст. 5(1)(а) Протокола Комиссия передала дело на рассмотрение в Суд.
Заявитель (Комиссия), таким образом, считает, что ответчиком нарушены ст. 1 (обязательства государств по защите прав, обязанностей и свобод, закрепленных в Хартии), 2 (недискриминация), 4 (неприкосновенность личности), 8 (свобода мысли, профессии и религии), 14 (право собственности), 17 (2) и (3) (свобода участия в культурной жизни и обязательства государств по защите моральных и культурных ценностей), также 21 (право распоряжения своими ресурсами) и 22 (право на развитие) Африканской хартии по правам человека и народов (далее - Хартия). В своей жалобе Комиссия просит Суд:
- Приостановить высылку Ожек из Мо и государству-от- ветчику воздержаться от угроз, запугивания или вмешательства в традиционный уклад жизни Ожек;
- Признать историческую землю Ожек, государству-от- ветчику выдать право на исконную землю и провести демаркацию государственной земли от Ожевской, пересмотреть свое законодательство путём признания коллективного права собственности; и
- Выплатить компенсацию Ожек за все понесенные убытки в связи с потерями собственности, ущемлением права на развитие, утратой природных ресурсов, а также ограничением права свободного вероисповедания и развития своей культуры.
Комиссия также просит Суд принять временные меры в связи с тем, что Министерство по земельным делам 9 ноября 2012 сняло ограничительные меры по продаже участка Мо в размере не более пяти гектаров.
Суд на своей 28 ординарной сессии принял следующие временные меры:
- Ответчику приостановить ордер о снятии ограниченных мер по продаже участка Мо до окончательного принятия решения по делу и
- Сообщить Суду в течение 15 суток с момента получения данного Решения о принятых мерах в этих целях.
Страна ответчика отвергла претензии Комиссии по следующим мотивам:
- М1ПМ и ЦРПМ не исчерпали внутренние правовые механизмы защиты Республики Кения;
- Обязательства Суда провести предварительную проверку информации о компетенции Суда и приемлемости дела на основании пункта 40 его Регламента, как закреплено в статьях 50 и 56 Хартии;
- Возможность заявителей просить обеспечительные меры на неопределенный срок. Каждый заявитель может обращаться в Верховный суд по определенной процедуре, который на основании своей конституционной юрисдикции принимает временные меры.
- Бремя доказывания вины и определение времени судебного разбирательства лежит на заявителе по кенийскому процессуальному законодательству, следовательно, нет никаких ограничений для своевременного рассмотрения дела;
- Процедура получения судебной защиты и конституционная процедура Верховного суда не требует устного слушания и, следовательно, является упрощенной;
- Дело находится на рассмотрении Комиссии, которая должна принять решение о приемлемости или его отклонении, поэтому передача дела на рассмотрение Суда не приемлема и нарушает принцип комплементарности между Судом и Комиссией;
- Страна присоединялась к Хартии в 1992 году, а предполагаемое нарушение прав Ожекимело место до указанной даты.
После исчерпывания условий приемлемости суд приступил к рассмотрению дела по существу.
По существу страна-ответчик вновь подтверждает свое заявление в Комиссию interalias: ввиду значения Мо для страны и региональной экологии, биоразнообразия, ресурсов и экономики колониальных и постколониальных правительств всегда предпринимались меры по их защите. Представители Республики Кения отмечают переход Ожек с работы охотников-собирателей на скотоводство и фермерство. В этой связи в 2001 году правительство выделило 61586 гектаров земли в Мо для переселения Ожек,что способствовало посягательству других этнических групп на Мо и, соответственно, массовому обезлесению комплекса Мо. В ответ на это обезлесение правительство в 2008 году сформировало целевую группу по сохранению Мо на основании сделанных ему рекомендаций о реабилитации парка. Целевая группа была одобрена в 2009 году парламентом. Группа дала рекомендации, среди которых значилось переселение Ожек. Правительство работало в этих целях совместно с представителями Ожек, признавая, таким образом, их право на свою землю.
Несмотря на все попытки страны-ответчика отклонить выдвинутую против неё претензии, Суд пришел к выводу, что она нарушила статьи 1,2,8,14,17(2) и (3), 21 и 22 Хартии.
Данное судебное решение имеет важное значение, и заключается оно в следующем.
Во-первых, для принятия решения Суду пришлось определить статус народа Ожек, с чем связан спор, являются ли они коренными народами. Для принятия подобного решения Суд исходил из того,что Африканская хартия по правам человека и народов не дает определение, что такое коренный народ и нет универсального, общепринятого понятия данного термина в других международных инструментах по правам человека. Таким образом,Суд исходит из подхода рабочей группы Комиссии по правам человека и народов, согласно которому коренные народы определяются по следующим критериям:
- самоидентификация таковым,
- специальная привязанность к исконной земле или территории предков имеет существенное значение для физического и культурного существования последних,
- быть жертвой рассуждения, исключения, маргинализации, дискриминации, изъятия земли и др. из-за особенностей культуры и традиционной формы жизни и производства от общенациональной и доминирующей модели жизни.
Суд также исходит из других особенностей идентификаций коренных народов, представленных специальным докладчиком ООН по делам коренных народов:
- Коренные народы составляют племена, населяющие определенную территорию до колониального захвата, отличающиеся от основной массы населения, желающие сохранить свою территорию и традиционные формы жизни для будущих поколений, включая культуру и форму социальной организации.
- Коренной «человек» - это лицо, принадлежащее к коренным народам через самоидентификацию как таковую и признающее себя членом данного сообщества. Коренные народы имеют право самостоятельно определять, кто является членом их сообщества без всякого вмешательства со стороны государства.
Таким образом, суд считает, что все эти критерии имеют место для признания Ожек как коренного народа.
Во-вторых, это первое признание коренных народов в Африке региональным судебным органом в лице Африканского суда по правам человека и народов. Ранее в Африке было вынесено подобное решение Африканской комиссией по правом человека по делу Центра по развитию прав меньшинств Кении и Группы по правам меньшинств (от имени Совета по благосостоянию народа Эндороис) против Республики Кения. Однако на практике данное решение носит лишь рекомендательный характер, несмотря на его историческое значение для коренных народов Африки, поскольку решение Комиссии не имеет обязательной юридической силы.
В-третьих, данное решение имеет большое политическое значение, так как долгое время африканские политические лидеры отвергали признание подобных народов и связанных с ними прав.
В-четвертых, данное судебное дело подчеркивает ком- племетарность между Африканской комиссией по правам человека и Судом по правам человека.
В-пятых, тандем между Африканской комиссией по правам человека и Судом может послужить стимулом индивидуальным лицам для обращения в Суд ввиду того, что мало стран признают юрисдикцию Суда рассматривать индивидуальные жалобы. В настоящее время только 7 стран сделали соответствующее заявление, признав компетенции Суда рассматривать индивидуальные жалобы от своих граждан. Хотя Комиссия имеет права рассмотреть любое индивидуальное обращение от любых граждан стран-участников Африканской хартии по правам человека и народов. В настоящее время Африканская хартия по правам человека и народов ратифицирована всеми странами-членами Африканского союза (54 из 55) за исключением Марокко.
В заключение хочется отметить, что Африканский суд по правам человека и народов, несмотря на все трудности, все чаще рассматривает громкие важные дела, которые укрепляют его статус на африканском континенте. Он также постепенно находит правовую базу обхода недоброжелательного отношения государств к сотрудничеству для принятия важных решений. Всё это становится возможным благодаря плодотворному взаимодействию между Судом и комиссией по правам человека и народов и может послужить основанием для укрепления доверия граждан стран Африканского союза к Африканской системе защиты прав человека.
АДУ Яо Никэз
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов