Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Версальско-Вашингтонская система – 20 лет мира

ФАРХУТДИНОВ Инсур Забирович доктор юридических наук, главный редактор Евразийского юридического журнала, ведущий научный сотрудник Института государства и права (сектор международного права) Российской академии наук

ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА - 20 ЛЕТ МИРА. ОПЫТ ДОКТРИНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Моей Матери и всем Матерям Мира, которые пережили кошмар и тяжелые времена Второй мировой войны, а также последующих локальных войн, во имя своих стран и народов.

Инсур Уран. Из предисловия к книге

В новой статье из цикла «Воина и мир в контексте международного права» автор рассматривает проблемы формирования Версальско-Вашингтонской системы. Начало новой модели международных отношений были заложены Версальским мирным договором 1919 г. Пакт Лиги Наций был включён в состав Версальского договора и вступил в силу 10 января 1920 года. Но это не стало гарантией стабилизации отношений. В ряде европейских стран продолжали идти гражданские войны. Решения Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. считается началом новой Версальско-Вашингтонской модели отношений между странами. В рассматриваемый период мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную с активно развивающимся международным правом.

Ключевые слова: Парижская мирная конференция, Устав Лиги Наций репарационные требования, «14 пунктов Вильсона», доктрина Монро, Антанта в Советской России, Рапалльский договор

FARKHUTDINOV Insur Zabirovich
Ph.D. in Law, Editor-in-chief of the Eurasian Law Journal, leading researcher of the Institute of State and Law (sector of international legal studies) of the Russian Academy of Sciences

VERSAILLES-WASHINGTON SYSTEM - 20 YEARS OF PEACE. EXPERIENCE IN DOCTRINAL RESEARCH ON THE PROBLEMS OF THE FORMATION OF A CONTEMPORARY MODEL OF INTERNATIONAL RELATIONS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL LAW

To my Mother and all the Mothers of the World, who survived the nightmare and hard times of World War II, as well as subsequent local wars, in the name of their countries and peoples

Insur Uran. From a foreword to the book

In a new article from the series “War and Peace in the Context of International Law”, the author considers the problems of the formation of the Versailles-Washington system. The beginning of a new model of relations was laid by the Versailles Peace Treaty of 1919. The League of Nations pact was included in the Treaty of Versailles and entered into force on January 10, 1920. But this did not become a guarantee of stabilization of relations. Civil wars continued to take place in several European countries. The decisions of the Washington Conference, 1921-1922, are considered the beginning of a new Versailles-Washington model of relations between countries. The world gradually ceases to be Eurocentric, the international system begins to turn into a global one with actively developing international law.

Keywords: Paris Peace Conference, Charter of the League of Nations reparation requirements, “14 Wilson Points”, Monroe Doctrine, Entente in Soviet Russia, Rapallo Treaty.

СКАЧАТЬ В PDF

1.   Десять миллионов жизни ради мировой гегемо­нии

Как рассматривалось в предыдущей статье, Первая ми­ровая война осталась незаживающей раной на теле Европы, что продемонстрировало насколько бесчеловечной могут быть радеющие на словах за свои народы правители ведущих стран. Свыше 10 млн. человек сложили головы на полях сра­жений, еще 20 млн получили различные ранения. Можно было особо отметить невыносимые страдания матерей, жен, детей, потерявших своих близких. Война прямо или косвенно коснулась большинства мирного населения стран-участниц, разрушила семьи, лишила крова множество семей, сделала инвалидами здоровых мужчин, женщин - несчастными вдо­вами, а детей - сиротами. Потери в Первой мировой войне были несопоставимы с жертвами конфликтов, которые про­исходили ранее.

...Немецкие подводные лодки беспощадно топили бри­танские корабли. Англия, владычица морей, потеряла 70 % только торгового флота. Пояс кладбищ британских моряков, проходивший от Северного моря до Соммы и далее, пред­ставляет собой идеализированный мемориал всем тем, чья смерть на Великой битве ничем не отмечена. Тела свыше 500 тысяч британских солдат так никогда и не были обнаружены, а если и были найдены, идентифицировать их было невоз­можно.

Экономические позиции двух ведущих европейских держав-победителей - Англии и Франции были основатель­но подорваны. Первая потеряла около трети национального богатства. Англия задолжала США 850 млн. ф.ст. В британ­ских колониях начался кризис. Начались антиколониальные выступления в Индии, Египте. Не меньшие убытки понесла и другая страна-победительница. Страна-рантье превратилась в страну инвалидов, живущих на государственные пособия. Франция потеряла значительную часть заграничных инвести­ций и окончательно утратила позиции мирового кредитора[4]. В общем, военная разруха и революции ослабили Европу.

И вот главы государств, уничтоживших миллионы не повинных ни в чем людей, собрались на Парижскую мир­ную конференцию для послевоенного устройства мира. В роскошных залах Версальского дворца всесильные западные лидеры перекраивали карту мира.

Парижская мирная конференция продолжалась целый год с 18 января 1919 г. по 21 января 1920 г., то есть ровно год. На ней участвовало 31 государство, официально объявившее войну Германии и ее союзникам, а также 13 государств, не принимавших непосредственного участия в войне, но обя­завшихся принять решения конференции. Это уже был не дипломатический конгресс только великих держав, которые неизменно завершали европейские конфликты в прошлом столетии.

Во Францию на пароходе приплыл президент США Ву­дро Вильсон, который стал первым президентом США, по­сетившим официально Европу. И пробыл в Париже Виль­сон без малого шесть месяцев. В отличие от большевиков, которые всерьез намеревались раздуть пожар мировой ре­волюции, Вильсон надеялся построить такую систему меж­дународных отношений, при которой возможность войн сво­дилась бы к минимуму

Германия и Россия - ключевые участники Первой миро­вой войны - не были даже допущены к обсуждению условий мира. Ни большевики, ни белое движение не были признаны сторонами, способными представлять интересы Российской империи. Кроме того, Москву упрекали в предательстве - 3 марта 1918 года Советская Россия подписала сепаратный мир с Германией и её союзниками. Хотя перед этим Россия обращалось к странам Антанты с предложением мира.

Еще 5 января 1918 года президент Вудро Вильсон изло­жил в Сенате свою программу поддержания мира. Это была программа будущего мироустройства, которая содержала четырнадцать положений и поэтому именуется «Четырнад­цатью пунктами». Во многом это было реакцией на ленин­ский Декрет о мире от 25 октября 1917 г., в соответствии с которым были опубликованы все тайные договоры европей­ских держав, которые были перепечатаны всеми ведущими газетами мира.

Лидеры США, Великобритании и Франции принимали все главные решения по перекраиванию границ в разных ча­стях света. Мирные переговоры обнаружили наличие глубо­ких противоречий в победном лагере союзников. Воевавшие стороны начали с взаимных обвинений: кто первым начал ужасную войну, в которой, мы добавим, было пролито океан невинной крови. Представление об остроте империалистиче­ских противоречий между её участниками дают "Архив пол­ковника Хауза» и мемуары английского премьер-министра Ллойд-Джорджа, возглавлявшего английскую делегацию.

Первая мировая война полностью изменила мир. Она способствовала превращению США в страну-кредитора ми­рового масштаба, имеющего исключительное влияние на страны Старого Света. Страны Антанты размещали огром­ные военные заказы в Америке, богатевшей на так назы­ваемых «кровавых деньгах». Впрочем, США в годы войны поставляли продукцию не только странам Антанты, но и членам Тройственного союза. В качестве посредников высту­пали нейтральные государства. Горе и страдания одних обо­рачивались удачей других: за годы войны в США появилось 17 тысяч новых миллионеров. В 1920 г. США производили половину мировой промышленной продукции и 85 % миро­вых автомобилей. Активный торговый баланс способствовал двукратному увеличению золотых резервов, составивших к концу войны почти половину всего мирового золотого запа­са. Страна из должника превратилась в крупнейшего между­народного кредитора.

28 апреля 1919 г. Устав Лиги Наций Парижской мир­ной конференции был подписан, все вздохнули облегченно, передел мира получил легитимный характер. Теперь мож­но было приняться за решение германской проблемы. Идеи американской стороны легли в основу Версальского догово­ра.

В Германии знали о разногласиях в лагере Антанты и по­пытались этим воспользоваться. Несколько месяцев герман­ская делегация не подписывала мирный договор. 21 июня германское правительство сообщило, что готово подписать мирный договор, не признавая, однако, что «германский на­род» является ответственным за войну. На следующий день премьер-министр Франции Клемансо ответил, что союзные страны требуют либо подписать мир, либо отказаться от подписания. 23 июня Национальное собрание Веймарской республики (наименование Германии в 1919-1933 гг.), новый парламент страны впервые с участием социал-демократов, приняло решение подписать мир без всяких оговорок. 28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца от име­ни Веймарской республики подписан мирный договор, по­лучивший название Версальского мира. Формально под пер­вой мировой войной была подведена черта.

Версальский договор торжественно провозглашал, что Германия несет ответственность за войну. Соответственно, она должна была понести наказание. Германия обязана была провести демилитаризацию Рейнской зоны. Эльзас-Лота­рингия, которую Франция уступила Пруссии в силу Франк­фуртского мирного договора 1871 г., возвращалась. Германия уступала Франции угольные копи Саарского бассейна, которые на 15 лет переходили под управление комиссии Лиги на­ций.

Виновниками начала войны были определены Германия и её союзники. При определении размера репараций у со­юзников возник конфликт, так как США и Великобритания не желали накладывать слишком жесткие условия, которые могли привести если не к краху, то к заметному ослаблению Германии. Тем не менее, по настоянию Франции, стремя­щейся занять лидирующие позиции в континентальной Ев­ропе, были назначены огромные репарации Германии. США и Великобритания приняли решения выделить ей кредит для этого. Национальное унижение, через которое по итогам Первой мировой войны пришлось пройти Германии, разо­жгло в немецком народе жажду реванша, на чём затем и сы­грал Адольф Гитлер.

Репарационный вопрос и его попытки решения оказали существенное влияние на формирование картины междуна­родных отношений в ХХ веке. Именно репарационные требо­вания к Германии и попытки торможения экономического развития Германии стали одним из основных направлений при формировании принципов Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

Итак, Парижская мирная конференция повлияла на судьбы многих стран мира. Было предусмотрено создание новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Версальско-Вашингтонская система в результате подпи­сания серии договоров между странами Антанты и Германи­ей, а также между державами-победительницами создава­лась как первая реальная глобальная модель миропорядка. Европа пошла новым курсом, пытаясь сохранить стабиль­ность посредством коллективной безопасности, а не при по­мощи традиционного европейского подхода, проявлявшего­ся в создании альянсов и установлении равновесия сил.

2.   Вудро Вильсон - основоположник американской геополитики

Доктрина Вудро Вильсона возникла в условиях Первой мировой войны. США, по словам 28-го президента, вступали в Первую мировую войну для того, «чтобы закончить все во­йны».

Вудро Вильсон, кстати сказать, как и Барак Обама, при­шел в большую политику из университетской среды. Это во много определило его блестящую карьеру. Будущий прези­дент США Вудро Вильсон родился в 1856 г. на севере шта­та Виргиния. У мальчика были ирландские и шотландские корни. Отец Вудро стал пресвитерианским богословом. Он являлся сторонником рабовладения и после начала Граждан­ской войны поддержал конфедератов.

В 1875 г. Вудро Вильсон поступил в Принстонский уни­верситет, где увлекся историей и политической философией. Уже в начале XX в. в этой среде было распространено убеж­дение, что будущее планеты — это либеральная демократия и что Соединенные Штаты обязаны нести её всем странам мира. Он, еще будучи профессором, активно отстаивал ли­берально-империалистскую внешнеполитическую идеоло­гию. Молодой ученый, завершив аспирантуру университета Джонса Хопкинса в 1886 г., получил степень доктора философии за книгу «Правление конгресса», затем преподавал в Уэс­лианском университете. В 1890 г. Вильсон стал профессором юриспруденции и политической экономии Принстонского университета, а впоследствии - его президентом (1902-1910 гг.). В стенах этого заведения была написана фундаменталь­ная пятитомная «История американского народа».

Через Атлантический океан на европейский театр во­енных действий было переброшено 2 млн. американцев (!!!), что стало переломным моментом в войне. Британский пре­мьер-министр Ллойд Джордж озвучил это так: «Сознание, что миллионы человек будут переброшены из Америки, когда это станет необходимым, позволило французам и ан­гличанам бросить в бой свои последние резервы и нанести немцам тот «удар топором», который заставил их рухнуть».

Вудро Вильсону пришлось быть президентом в бес­покойную для всего человечества эпоху. Он верил в особую роль США на послевоенной международной арене, которая основывалась на превращении страны в главную промыш­ленную и финансовую силу мира. Именно поэтому доктри­на «открытых дверей» была выдвинута США как универсаль­ный принцип организации мировой экономики. И именно поэтому в ней было гораздо больше трезвого, рационального расчета и гораздо меньше идеализма, чем принято полагать.

Первые размышления Вильсона о «новом мировом порядке» во главе с Соединенными Штатами во многом за­ложили основы его внешне-политической концепции. В принципе он также придерживался рамок так называемой «дипломатии доллара» и был убежден, что «... если мир действительно хочет мира, он должен следовать моральным предписаниям Америки». Именно эти базовые принципы позднее будут трансформированы в конкретные действия ад­министрации США под его руководством.

Вудро Вильсон всегда подчеркивал, что все его идеи об американском экспансионизме возникли под влиянием бе­сед с Тэрнером, который утверждал, что «американский континент уже завоеван Соединенными Штатами и служит целям нашей цивилизации, поэтому США должны теперь обратить свой взор на новые границы». Поэтому «вильсон- ский универсализм» можно считать уже доктриной «откры­тых дверей» в мировом масштабе.

После заключения Версальского договора США начина­ют переосмысливать свое место в мире. Если стратегический проект ограничивался независимостью от европейских дер­жав и контролем над странами Центральной и Латинской Америки, то теперь США почувствовали, что готовы распро­странить свои интересы и свои ценности и за пределы аме­риканского континента - соучастие в победе над Германией открывало для этого историческую перспективу. К тому же дряхлеющая Британская империя на глазах теряла влия­ние над колониями. Американская экономика переживала, напротив, бурный подъем, и США принялись постепенно перекупать английские колонии, устанавливая в них под видом независимости и демократии свой экономический и политический контроль. Так родилась доктрина Вильсона, развившая доктрину Монро. Отныне территорией, предна­чертанной для установления американского стратегического контроля и распространения американских ценностей (де­мократии, прав человека, свободного предпринимательства), становился теоретически весь мир.

США уже к окончанию первой мировой войны отвергли принцип баланса сил, на чем держался мир в течение все­го XIX в. На смену баланса сил они стремились установить систему решающего перевеса силы США, умело используя идеалы свободы народов.

В сентябре 1919 г. Вудро Вильсон совершил поездку по США с выступлениями о решениях Версальской конферен­ции. За 22 дня он проехал 8 тыс. миль и произнес 33 речи. Однако поездка окончилась трагически: 25 сентября в горах штата Колорадо президент перенес первый инсульт. Второй инсульт парализовал левую сторону тела президента.

3.  «Четырнадцать гвоздей» на гроб международного династийного права

Веками суверенное государство, как мы уже доказывали, олицетворялось с личностью монарха, международные отно­шения находились в руках династий, которые имели гораздо больше общего друг с другом, чем с населением собственной страны. Классическое международное династийное право, если так можно выразиться, и международные отноше­ния, сохраняли династический характер, поскольку они по- прежнему оставались прерогативой монархических дворов. Впоследствии по решениям Венского конгресса 1815 г. уста­новился так называемый "европейский концерт", балансиру­ющий отношения между монаршими домами Европы.

В начале XX в. венская система регулирования межгосу­дарственных отношений уступила межблоковому противо­стоянию Антанты и Тройственного союза. Государственные институты олицетворялись прежде всего с личностью монар­ха, поэтому Первая мировая война была начата по сути по велению трех императоров. В 1917-1918 гг. все три империи (Российская, Германская, Австро-Венгерская) пали, что при­вело к коренной ломке политического правопорядка не толь­ко Европы, но и в целом в мире.

Как уже подчеркивалось, в преддверии вступления США в Первую мировую войну, 8 января 1918 президент США Вудро Вильсон на совместном заседании обеих палат американского парламента обратился, как и почти сто лет назад Джеймс Монро со своей доктриной, с посланием, кото­рое в политической истории более известно под названием «14 пунктов Вудро Вильсона». Однако официальное наиме­нование этого акта - «Послание Конгрессу с указанием целей войны и условий мира для Соединенных Штатов».

В рамках знаменитых «14 пунктов Вильсона» представ­ления о мире нашла отражение некая модель идеального международного правопорядка, которая предлагала реше­ние наиболее острых проблем мировой политики. До насто­ящего времени его основные концептуальные положения в той или иной мере являются одним из основополагающих документов внешней политики США, где изложены взгляды на послевоенный миропорядок.

14 пунктов Вильсона окончательно похоронили Венскую систему и создали принципиально новую систему междуна­родных отношений, определив на десятилетия вперёд судь­бу Европы. Вошедшие в историю «Четырнадцать пунктов», ставшие международно-правовым документом, ознаменова­ли собой начало коренного поворота в американской внеш­ней политике. В этих тезисах впервые оформилось стремле­ние Соединённых Штатов к мировой гегемонии.

Всевозрастающая экспансия США - сначала на амери­канском континенте, а затем и за его пределами, направлен­ная к мировому господству, основывалась на доктрине Мон­ро в нарушение принципов международного права.

Союзники восприняли «Четырнадцать пунктов» в це­лом позитивно и даже позже согласились взять их за основу Версальского мирного договора, хотя предложения и призы­вы Вильсона практически многими оценивались как «идеа­листические».

Первый пункт плана мирного сосуществования наций Вильсона предусматривал запрет на тайные переговоры и союзы между государствами. Вашингтон настаивал на откры­тости как ключевом принципе дипломатии. Американская сторона, в частности, хотела предупредить повторение сде­лок, подобных негласному соглашению европейских держав - Великобритании, Франции, Российской империи и Италии от 1916 г. - по разделу зон влияния на Ближнем Востоке. Но нельзя не отметить и то, что первый пункт почти дословно повторяет слова ленинского «Декрета о мире» — о честном и публичном обсуждении всех вопросов, связанных с междуна­родными делами.

Следующие два пункта посвящены свободе морепла­вания и торговли. Лозунг «свободы морей», закрепленный в пункте 2 был призван ограничить морскую гегемонию вели­ких держав, в первую очередь, Британии. Пространства ми­рового океана в будущем не должны были попадать в зависи­мость от ограниченных национальных интересов. Речь шла об абсолютной свободе торгового судоходства, как в мирное, так и в военное время. Логическим продолжением принципа свободного морского товарообмена следует рассматривать и требование об «уничтожении всех экономических барьеров» (п. 3).

Третий пункт плана был также направлен на поддержа­ние американского экспорта - предлагалось устранить, «на­сколько это возможно», экономические барьеры и устано­вить равные условия торговли.

В общем, речь идет о ликвидацию препятствий для международной торговли и создание равных условий для всех участвующих в ней сторон. Само слово «глобализация» в документе не значится, но свободная торговля, свобода пе­ремещения людей, универсальность ценностей либеральной демократии, а также международное принуждение отдель­ных стран к исполнению договоров и правил в тезисах Виль­сона прописаны.

В конечном счете политика «открытых дверей» была направлена на создание таких условий, при которых США, опираясь на обретенное по результатам Первой мировой войны финансово-экономическое и даже силовое превос­ходство, будут в состоянии распространить американскую систему политических идей и принципов на всю сферу меж­дународных отношений

4. Антанта в Советской России

Каковы причины военной интервенции? Как известно, большевики в 1917-1918 гг. провели крупномасштабную на­ционализацию иностранной собственности. Вопрос этот очень сложный и противоречивый. Выдвигаются разные оценки. По некоторым средним подсчетам общая сумма национализированных после Октябрьской революции ино­странных предприятий и активов оценивалась в 1,3 млрд царских золотых рублей. Причем пострадал не только круп­ный зарубежный капитал. Например, свои деньги потеряли 2 млн. простых, скажем так, французских акционеров. Кроме того новая власть отказалась выплачивать долг Российской империи в 9 млрд царских рублей.

Кроме того, над всей Европой, по мнению западных стран, неумолимым роком висел призрак большевизма. Для этого было достаточно оснований.

Большевики считали, что без поддержки европейского пролетариата им не удастся долгое время удержаться у вла­сти, и были готовы идти на большие жертвы ради победы революции в других странах. Большевистский Коминтерн, следуя теории перманентной революции, спровоцировал восстания рабочих в Германии, Венгрии... В 1919 г. возникла Советская республика в Баварии. Более четырех месяцев 1919 г. существовала Советская республика в Венгрии. Летом 1919 г. была провозглашена Советская республика в Словакии. В 1923 г. послевоенный подъем завершился крупными клас­совыми битвами в Германии, Болгарии и Польше,которые были потоплены в крови.В восстании в Гамбурге, кстати, ак­тивное участие принял Рихард Зорге, видный агент Комин­терна.

Примечательно, что в «14 пунктах Вудро Вильсона» было объявлено о невмешательстве иностранных держав во вну­тренние дела России (п.4). Американский президент также выступил против иностранного вмешательства во внутрен­ние дела Советской России и за освобождение всех её тер­риторий от германских войск. России было обещано право свободного самоопределения в вопросах внутренней полити­ки. Россия может рассчитывать на «радушный приём в сооб­ществе свободных наций», а также «всяческую поддержку», говорилось в шестом пункте. Но дело в том, что «Послание Конгрессу с указанием целей войны и условий мира для Со­единенных Штатов» было провозглашено только ровно через два месяца после захвата власти большевиками.

Однако программа В.Вильсона пришла в полное про­тиворечие с более практичными целями европейских со­юзников. У каждой страны были свои интересы. Поэтому идеалистические программы В.Вильсона могли быть только иллюзиями в мире финансовых воротил, которые рвались к приобретениям, контрибуции, аннексиям. Американский монополистический капитал быстро образумел президента США.

23 декабря 1917 года (т.е. за два с половиной месяца до подписания Брестского мира) представители Франции и Великобритании заключили тайную конвенцию о разделе сфер влияния в России, согласно которой в английскую зону входили Кавказ и казачьи территории рек Дона, Кубани, во французскую - Бессарабия, Украина и Крым.

США формально не принимали участия в подписании этого тайного договора, но они были в курсе дела. Любому здравому человеку понятно, что в условиях интервенции Антанты в Россию США не могли остаться в стороне. Для американского монополистического капитала «14 пунктов Вудро Вильсона» оказались не указом. Вслед за Англией и Францией США готовились к расчленению России, но в от­личие от них Вашингтон был нацелен на более крупную до­бычу - Сибирь и Дальний Восток. Американский историк Д. Кеннан позже писал: «Едва большевики взяли под кон­троль Петроград, как союзники возложили свои надежды на сепаратизм».

23 ноября 1918 началась широкомасштабная интервен­ция войск Антанты на юге России. В этот день англо-фран­цузская эскадра вошла в Черное море. Десанты захватили Одессу и Севастополь и вторглись на Украину. В конце ноя­бря английская эскадра вошла в Таллинн, доставив орудия и боеприпасы белогвардейцам. Подкрепления были посланы на Север, Кавказ, Среднюю Азию, на Дальний Восток. Всего в Советскую Россию вторглось более 250 тыс. интервентов.

Как же повели себя Германия и ее союзники после за­ключения Брестского мира? С первых дней после заключения мирного договора Германия и ее союзники стали грубо нару­шать его условия. Германское правительство осуществляло захваты под самыми различными предлогами. Прежде всего, немцы воспользовались отсутствием твердо установленной границы между Советской Россией и Украиной. Используя марионеточное правительство украинских националистов, немцы оккупировали Украину и превратили ее в базу для продвижения в глубь России. Германская армия, находивша­яся на Украине, а также в Крыму насчитывала почти мил­лион человек. Территория Бессарабии была аннексирована и включена в состав Румынского королевства.

18 января 1919 года появляется на свет аналитическая записка главного командования союзными армиями «О не­обходимости интервенции союзников в России», в которой подробно изложен план ликвидации России как великой державы: «Если Антанта хочет сохранить плоды своей побе­ды, добытой с таким трудом, она сама должна вызвать пере­рождение России путем свержения большевизма и воздвиг­нуть прочный барьер между этой страной и центральными державами. Интервенция, преследующая эту цель, является для нее жизненной необходимостью, а политические труд­ности, которые она порождает, не могут иметь решающего значения, чтобы отказаться от проведения интервенции или отложить ее осуществление...».

5.   Устав Лиги Наций: первое международно-право­вое закрепление доктрины Монро

В 1919 г. на Парижской мирной конференции была соз­дана Лига наций, международная организация, устав кото­рой подписали 45 государств-участников. Пакт Лиги Наций был включён в состав Версальского договора и вступил в силу 10 января 1920 года. Учреждение Лиги Наций стало ключе­вым решением, реализованным согласно программе амери­канского президента. Эта международная организация ока­залась первой в своем роде. Сегодня ее закономерно считают предшественницей ООН.

2 января 1917 года Вудро Вильсон заявил, что не име­ет намерения вести внешнюю политику в европейском стиле. Он сказал, что все нации должны принять доктри­ну Монро как доктрину всего мира. Ни одна нация не должна пытаться распространить свой общественный и государственный устав на другое государство или на­род. В то же время все страны должны избегать союзов, которые приведут к вооруженному противостоянию. По­сле того как президент Вильсон провозгласил доктрину Монро в качестве универсально применимой концепции, а политику «открытых дверей» основным принципом ор­ганизации мирового экономического пространства, стар­товал процесс гомогенизации мира при решающей роли, а фактически под прямым руководством США. Как го­ворилось выше, доктрина Монро была закреплена в Вер­сальском мирном договоре. Однако слова Вудро Вильсона не оказали должного влияния на мировые нации. Как и прежде, страны пытались захватить больше земель и уве­личить свои владения. Это относилось и к США.

Для нашего исследования наиболее примечательной яв­ляется статья 21 Устава Лиги Наций, которая допускала для доктрины Монро исключение: «Международные обязатель­ства, такие, как договоры о третейском разбирательстве, и со­глашения, ограниченные пределами известных районов, как доктрина Монро, которые обеспечивают сохранение мира, не рассматриваются, как несовместимые с каким-либо из по­становлений настоящего Устава».

Из данного положения напрашивается вывод, что лю­бые нарушения со стороны США международных обяза­тельств, если они не противоречат доктрине Монро, не могут вызвать международно-правовую ответственность и не рас­сматриваются, как несовместимые с каким-либо из постанов­лений настоящего Устава.

Заметим, исключение для невыполнения Соединенны­ми Штатами своих международных обязательств касается договоров с участием США о третейском разбирательстве, и соглашений, ограниченные пределами известных районов, которые обеспечивают сохранение мира.

Статья 22 устава Лиги наций устанавливала мандатную систему управления державами Антанты в отношении гер­манских колоний, захваченных ими в итоге первой мировой войны, а также арабских территорий бывшей Османской им­перии.

Версальский мирный договор не был ратифициро­ван Конгрессом во время президентства Вильсона (с по­правками республиканцев он был ратифицирован во время правления следующего президента У. Гардинга), а проект договора о Лиге Наций не был ратифицирован в США вообще.

Следующие два президента-республиканца считали, что Верховный суд в Гааге важнее, чем Лига Наций.

Также вне Лиги Наций из-за недопуска оказалась Герма­ния. Советский Союз был принят в организацию в 1934 году, но уже в 1939-м — исключён из неё. Причиной изгнания Мо­сквы стала советско-финская война. Как отмечают историки, Лига Наций не попыталась ни предотвратить, ни остановить конфликт, выбрав наиболее простой путь — исключение СССР из своих рядов.

США не смогли установить полный контроль над Лигой Наций, поэтому они стали воспринимать эту структуру как политическое орудие колониальных держав - Великобрита­нии и Франции. Американский истэблишмент склонился к отходу США от активного участия в международных делах, выключив таким образом одну из мощнейших экономик мира из Лиги. Неудивительно, что Лига Наций довольно бы­стро потеряла вес и была упразднена, а США впоследствии вошли в ООН на правах не просто участника, а одного из ключевых игроков.

Концепция многополюсного баланса сил - иными слова­ми возврат к Вестфальской системе - расходился с американ­ской геополитической доктриной. Согласно этой доктрине, на место традиционного баланса сил должна прийти одно­полюсная мировая империя, которая явилась бы логическим завершением американского пограничного тезиса - доктрина Монро для всего мира.

Версальско-Вашингтонская система просуществовала всего лишь два десятилетия - это была самая недолговечная модель миропорядка. Ее быстрый крах был связан с рядом существенных просчетов, допущенных при послевоенном урегулировании. Тем не менее, Версальско-Вашингтонская система, как небывалая до этого институционализация меж­дународных отношений, ознаменовала собой чрезвычайно важный этап истории современного мира.

6.   Рапалльский договор: почему Советская Россия отказалась от германских репараций

В Советской России еще гремели последние залпы Граж­данской войны, когда по инициативе западноевропейских держав, прежде всего Франции и Великобритании, в Генуе 10 апреля 1922 г. открылась международная конференция по финансовым и экономическим вопросам. В ней участвовали представители 29 европейских государств. Приглашение на конференцию получила и РСФСР, что было первым круп­ным успехом на пути к международному признанию совет­ского государства. США передали союзникам ноту с требова­нием реставрировать капиталистические порядки в России как предварительное условие для экономических перегово­ров.

Интерес к Генуэзской конференции во всем мире был огромный. Гостиницы и частные дома старинного итальян­ского города заполнили прибывшие из разных стран журна­листы, банковские деятели, представители промышленных монополий и торговых фирм, всякого рода агенты, посред­ники, разведчики, русские белые эмигранты.

Западные державы были готовы признать право совет­ской России на получение репараций в соответствии со ст.116 Версальского договора, которые составляли 16 млрд. царских рублей — невообразимо существенная для Германии того времени сумма. Первой предлагалось признать и выплатить долги царской России, а также выплатить компенсации за национализацию Советами иностранных предприятий и активов. Как уже писалось выше, долг Российской империи составлял 9 миллиардов дореволюционных золотых рублей.

1.3   миллиардов рублей стоили иностранные предприятия и активы, конфискованные большевиками.

Версальский договор устанавливал обязанность Герма­нии возместить воевавшим против неё государствам убытки за войну. Сумма репараций с Германии, на которые могла рассчитывать Россия, оценивалась в 16 млрд рублей. Кроме того, страны Антанты обещали вернуть, в случае принятия этих условий, часть золотого запаса России, общей стоимо­стью более 600 млн рублей, вывезенную в годы Первой миро­вой войны в залог закупок Россией вооружения и других ма­териалов. Чистая прибыль советской России могла составить 6.3   млрд рублей.

РСФСР выдвинула принцип полного отказа РСФСР от всяких обязательств царской России и от тех прав, которые ей могли принадлежать как её правопреемнице. Советская делегация предложила также снять с Германии бремя ре­параций, а также высказалась за всеобщее разоружение. Единственный вопрос, который РСФСР была готова обсудить — выплату компенсаций иностранным государствам и ком­паниям за национализацию, при условии предоставления советской России западных кредитов, это выглядело вызыва­юще.

Встретив неприятие Западом этих условий, советские дипломаты буквально в одну ночь, неожиданно для других делегаций, сумели уговорить представителей Германии за­ключить с РСФСР всеобъемлющий договор. Он был подпи­сан в местечке Рапалло в ночь на 16 апреля 1922 г. и содержал в себе взаимный отказ от всяких претензий за Первую миро­вую войну и немедленное восстановление дипломатических и консульских отношений в полном объёме. Рапалльский договор открывал широкий простор для тесного экономи­ческого, культурного и военного сотрудничества Германии и Советской России.

Известие о том, что в курортном городке Рапалло на шестой день конференции два государства-изгоя - Россия и Германия - подписали договор, который фактически ставил крест на всех планах организаторов Генуэзской конферен­ции, произвел ошеломляющий эффект.

Но зададимся вопросом, насколько был выгоден наро­дам России Раппальский договор? В 1922 г. страну охватил невиданный голод. Как раз в дни Генуэзской конференции в Поволжье от голода умирали сотни тысяч людей, милли­оны страдали от болезней. Поднимали ли большевистские правители этот вопрос в Генуе, чтобы спасти миллионы со­граждан? Конечно же, нет. Они решали только далекие ком­мунистические перспективные цели. Да и впоследствии чая­ния простых людей никогда не были приоритетной задачей вождей страны.

7.   Пролог ко Второй мировой войне

Мир вступал в новый период своей истории. На смену старой эпохи пришел новый миропорядок. Новой модели отношений между странами положила начало Версальская система или Версальско-Вашингтонская система междуна­родных отношений.

В результате Версальской системы возникли новые цен­тры силы между государствами, которые смогли наладить международные взаимоотношения. Была снята послевоен­ная напряженность в отношениях между великими держа­вами. Ее характерной чертой была антисоветская направлен­ность.

По мнению известного германского политолога К. Шмидта, образование Лиги Наций означало распад господ­ствующих ранее принципов международного права, исто­рически сформировавшихся в период между Вестфальским миром и Венским конгрессом и действовавших до конца Пер­вой мировой войны. Теперь на смену Вестфальской пришла новая универсалистская Версальско-Вашингтонская система, в основу которой легли вильсонианские принципы мирно­го урегулирования. Отныне американский либеральный универсализм покоился на уверенности США в собственной правомочности, моральной обоснованности и технической способности мягко навязывать всем прочим субъектам миро­вой политики правила игры и нормы нового международно­го права. Последовательно применяя политику «открытых дверей» США намеривались распространить принципы док­трины Монро на весь мир».

Версальская система мира ускорила формирование международного права. Следуя невольно принципам меж­дународного права, президент США Вильсон в своих «Че­тырнадцати пунктах» считал, что каждая страна, большая или маленькая, имеет право на суверенитет. Международное право должно гарантировать территориальную целостность и политическую независимость стран Лиги Наций (ст. 10). Декларировалось, что самоопределение и суверенитет - это право каждого государства как члена Лиги Наций. Эта про­грамма содержала много положений из теории и практики международного права, без которых не могло быть прочного мира. Они звучали прекрасно, но, к сожалению, но они в зна­чительной степени остались благими пожеланиями.

Лига наций явилась первым в истории опытом объеди­нения государств в интересах поддержания всеобщего мира. Хотя этот опыт впоследствии был в определенной мере ис­пользован при создании ООН, он в целом оказался неудач­ным. Она, впервые в истории задуманная как универсальная международная организация, не смогла предотвратить гонку вооружений со стороны нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии, которые и развязали но­вую мировую войну.

В 1919 г. президент В. Вильсон был удостоен Нобелевской премии мира за идею организации Лиги Наций. В послед­ний год своего президентства из-за тяжелого недуга Вудро Вильсон практически не мог руководить страной. В январе 1920 г. президент начал вставать с кровати, передвигаться в каталке, иногда принимал министров в Белом доме. Он про­должал настаивать на одобрении Конгрессом Версальского мирного договора.

Республиканцы предлагали новую редакцию договора и поправки к ст. 10 Версальского мирного договора, но прези­дент не принял их поправки. Биографы считают, что болезнь помешала ему закончить редактирование мирного договора и согласовать его с сенаторами-республиканцами. Для одо­брения проекта надо было получить две трети голосов в се­нате, проект договора о Лиге Наций не был ратифицирован в США вообще.

Примечательно, что В. Вильсон продолжал выступать против интервенции США в Советской России, где шла гражданская война. Об этом писал историк Хэкшер в био­графии В. Вильсона.

Вудро Вильсон не смог своевременно и в полной мере претворить свою программу в жизнь. Соединенные Штаты, президентом которых был Вильсон, так и не вошли в состав Лиги Наций. Однако со временем стало ясно, что Вильсон просто опередил свое время и некоторые важные пункты его программы были реализованы спустя четверть века, уже по­сле Второй Мировой войны.

Система Лиги Наций охватывала не все мировые дер­жавы. В первую очередь в нее не входили США и СССР. Без этих двух стран невозможно было обеспечить стабильность в Европе.

Одной из главных слабостей Версальской системы счи­тается неразвитая схема экономического международного взаимодействия. Новая система полностью рвала экономи­ческие связи между Восточной и Центральной Европой. От­сутствовал один единый экономический рынок, вместо него было десятки обособленных рынков. Возник экономический раскол в Европе, преодолеть который экономически разви­тые страны так и не смогли.

Кроме того для Версальско-Вашингтонской системы ха­рактерной была асинхронность в трансформационных про­цессах в двух основных подсистемах (европейской и дальне­восточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы. Эти и другие противоречия при­вели ко Второй мировой войне. Лига Наций не смогла ее предотвратить.

Вудро Вильсон, 28-й президент США, вписал свое имя в историю, подготовив принципы организации Лиги Наций, и предупреждал, что если их не соблюдать, то через 20 лет начнется новая мировая война. И в этом большой политик оказался, к величайшему сожалению, прав.

В ней погибло 70 млн. человек. Такую цену заплатило международное сообщество за то, что не смогло предотвра­тить Вторую мировую войну.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - печатное издание "Евразийский юридический журнал".
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 46472 от 02.09.2011 г.,  выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Инсур Забирович

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК РФ.

Яндекс.Метрика

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания): EURASIALAW.RU
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 67559 от 31.10.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Д.И.
Тел.: +7 917 40-10-889
e-mail: info@eurasialaw.ru

© 2007 - 2020 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.