В рамках настоящей научной статьи подвергается анализу роль Азиатского банка развития (АБР) в устойчивом развитии государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Отдельное внимание уделяется проведенной работе АБР по реализации Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН 2000 г. (Целей развития тысячелетия, ЦРТ), которые заложили крепкую основу для реализации ЦУР с 2015 г.
Одним из объектов критического авторского анализа является принятая в 2018 г. Азиатским банком развития Стратегия 2030, устанавливающая оперативные задачи на основе ЦУР, содействуя и поддерживая государства-члены в достижении их целей. В частности, в нынешней критической ситуации, вызванной пандемией COVID-19, АБР оперативно отреагировал на необходимую поддержку государствам-членам. В статье предлагаются дальнейшие пути совершенствования деятельности АБР и его государств-членов по достижению ЦУР и Стратегии 2030.
Ключевые слова: Азиатский банк развития, Цели развития тысячелетия, Цели в области устойчивого развития, Стратегия 2030, международные организации, интеграция.
TRINH Minh Duyen
postgraduate student of International law sub-faculty of the Institute of Law of the Peoples' Friendship University of Russia
ASIAN DEVELOPMENT BANK AND THE 2030 SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS
This article analyzes the role of the Asian Development Bank (ADB) in the sustainable development of Asia-Pacific countries. Special attention is given to ADB’s work on the 2000 UN Millennium Development Goals, which have provided a solid foundation for the implementation of the SDGs since 2015. One of the objects of the author’s critical analysis is the Asian Development Bank’s 2018 Strategy 2030, which sets operational objectives based on the SDGs, facilitating and supporting member states in achieving their goals. Particularly in the current critical situation caused by the COVID-19 pandemic, ADB has responded quickly to provide needed support to member states. The article suggests further ways to improve ADB’s and its member states’ efforts to achieve the SDGs and Strategy 2030.
Keywords: Asian Development Bank, Millennium Development Goals, Sustainable Development Goals, Strategy 2030, international organizations, integration.
ЦРТ - это набор из восьми амбициозных международных целей, направленных на сокращение вдвое бедности и повышение благосостояния бедных слоев населения мира к 2015 г. Данные Цели рассматриваются как беспрецедентное обещание мировых лидеров решить проблемы мира, безопасности, развития, прав человека и основных свобод. Цели развития тысячелетия затрагивали в период своего действия ключевые международные финансовые организации, такие как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития и др.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе АБР является одним из важнейших участников инициатив и программ по борьбе с бедностью и его роль заключается в оказании помощи государства-членам в разработке программ макроэкономической стабилизации, которые могут быть связаны с льготным кредитованием и сокращением внешнего долга. В этой связи Азиатский банк развития получил новые мандаты от государств-членов, а также право голоса в формировании идей, лежащих в основе этих мандатов.
Для содействия достижению Целей развития тысячелетия АБР запустил ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных стратегий, включая Долгосрочные стратегические рамки (2001-2015), Среднесрочную стратегию I (MTS I, 20012005) и Среднесрочную стратегию II (MTS П, 2006-2008).
Долгосрочные стратегические рамки АБР на период 2001 - 2015 гг. определили следующие цели развития:
- Экономический рост и устойчивость;
- Всестороннее социальное развитие;
- Эффективное институциональное и политическое управление;
- Повышение роли частного сектора в развитии;
- Региональное сотрудничество и интеграция;
- Экологическая устойчивость.
Долгосрочная стратегия Азиатского банка развития на 2008-2020 гг. (Стратегия 2020) заменила указанную стратегию на период 2001-2015 гг. с изменением ориентира на инклюзивный рост. В частности, Стратегия 2020 подтвердила поддержку АБР инклюзивного роста через инвестиции в инфраструктуру, которая соединяет бедные слои населения с рынками и расширяет их доступ к основным производственным актива, таким как образование, вода и санитария, и другим экономическим ресурсам. Особый акцент в Стратегии 2020 был сделан на гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин, как основополагающий фактор достижения инклюзивного роста. В данном случае, необходимо отметить важность трех столпов Стратегии АБР по сокращению бедности 1999 г. [1] - устойчивый экономический рост в интересах бедных, социальное развитие и надлежащее управление в соответствии с Целями развития тысячелетия.
Указанные три столпа тесно связаны между собой, поэтому государствам необходимо было принять политические рамки, которые должны были их укрепить. Вместе с этим, АБР и его государства-члены активно участвовали в разработке конкретных стратегий для каждого столпа в зависимости от потребностей и обстоятельств каждого конкретного государства.
Азиатский банк развития в начале нового тысячелетия был полностью сосредоточен на оказании помощи государствам-членам в достижении ЦРТ. В 2003 г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе разразилась эпидемия тяжелого острого респираторного синдрома (SARS), в результате чего было выявлено, что борьба с инфекционными заболеваниями требует эффективного регионального сотрудничества [2]. АБР предпринял действия по оказанию помощи на государственном и региональном уровнях, чтобы помочь государствам более эффективно реагировать на «птичий грипп» и растущую угрозу распространения ВИЧ/СПИДа.
Отдельно АБР принял меры по реагированию на беспрецедентные стихийные бедствия с выделением более 850 млн долларов США на восстановление районов Индии, Индонезии, Мальдив и Шри-Ланки, пострадавших от цунами в декабре 2004 г. [3]. Кроме этого, АБР была создана линия поддержки в размере 1 млрд долларов США для помощи пострадавшим от землетрясения в Пакистане в октябре 2005 г., а в 2009 г. Совет управляющих Азиатского банка развития принял решение увеличить базу капитала АБР в 3 раза - с 55 до 165 млрд долларов США, что позволило создать дополнительные финансовые ресурсы для реагирования на глобальные и региональные кризисы.
К концу 2015 г. стало объективным, что большинство государств не достигло большинства Целей развития тысячелетия в виду многочисленных проблем. Глобальный финансовый кризис затронул все государства Азиатско-Тихоокеанского региона [4], наиболее сильно отразившись на беднейших государствах [5], что сделало перспективу достижения ЦРТ призрачной. Однако, нельзя отрицать усилия и положительные результаты, которые АБР привнес в достижение Целей развития тысячелетия:
- АБР разработал совместные механизмы по реализации ЦРТ;
- АБР предложил общие стратегии для всего региона и индивидуальные стратегии, разработанные с учетом особенностей каждого государства;
- АБР внес существенный вклад в социальное развитие и развитие человеческого потенциала в регионе - по искоренению голода, сокращению бедности, борьбе с болезнями, расширению прав и возможностей женщин.
Вместе с этим, хотя Азиатский банк развития и развитые государства-члены приложили существенные усилия, не все цели были достигнуты по определенным причинам:
- Предлагаемые стратегии по социальному развитию, развитию человеческого потенциала, искоренению голода и сокращению бедности не включали факторы, которые влияют на развитие - экономическое развитие, конфликты, нюансы национального управление;
- Стратегии АБР стали довольно сложными для наименее развитых государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
Генеральная Ассамблея ООН в 2015 г. приняла Повестку дня на период до 2030 г., заменившая собой Цели развития тысячелетия и состоящая из 17 Целей в области устойчивого развития и 169 задач по искоренению бедности, борьбе с неравенством и несправедливостью, а также борьбе с изменением климата к 2030 г. ЦУР явились универсальными целями, призванными положить конец бедности, защитить планету и обеспечить каждому человеку мир и процветание к 2030 г. в каждом государстве-члене ООН [6].
Срок выполнения задач, заложенных в ЦУР определен 2030 г. с определенными показателями к 2020 и 2025 гг. В целом, снижение уровня бедности является главной целью ЦУР, однако в сравнении с ЦРТ в них помимо ранее существующих областей - достоинство, люди, процветание, наша планета - появились еще две - справедливость и процветание.
Все проблемы, поднятые в ЦУР, являются неотложными для Азиатско-Тихоокеанского региона. Достижение этих целей зависит в основном от успеха всего региона, требуя серьезной финансовой поддержки со стороны мира, усилий отдельных государств и международных организаций. Азиатский банк развития играет важную роль в удовлетворении меняющихся потребностей региона. В частности, очень важной является роль АБР в поддержке и продвижении государств-членов в развитии инфраструктуры для достижения
ЦУР, которая прописана в Стратегии 2030: Создание процветающего, инклюзивного, жизнестойкого и устойчивого Азиатско-Тихоокеанского региона (Стратегия 2030).
На данном этапе Азиатский банк развития сосредоточился на 7 ключевых видах деятельности:
- Решение проблемы хронической бедности и уменьшение неравенства;
- Содействие прогрессу в области гендерного равенства;
- Борьба с изменением климата и стихийными бедствиями, создание климатической устойчивости, экологической устойчивости;
- Продвижение концепции устойчивых городов более пригодных для жизни;
- Содействие развитию сельских районов и обеспечению продовольственной безопасности;
- Укрепление управления и институционального потенциала;
- Содействие региональному сотрудничеству и интеграции.
Как можно справедливо отметить, семь операционных приоритетов Стратегии 2030 тесно связаны со всеми 17 ЦУР. Таким образом, Азиатский банк развития адаптировал свою стратегию к Целям устойчивого развития на период до 2030 г., основываясь на реалиях Азиатско-Тихоокеанского региона.
Помимо этого, в целях конкретизации своей деятельности по достижению ЦУР, АБР постоянно прилагает усилия в каждой области в рамках Стратегии 2030:
- АБР помогает своим государствам-членам приблизиться к реализации задач по ЦУР;
- АБР отслеживает связь между своими проектами и ЦУР, а также контролирует поддержку ЦУР финансируемыми АБР проектами;
- АБР сотрудничает с ООН, международными финансовыми организациями, гражданским обществом и другими партнерами по ЦУР.
В частности, в области гендерного равенства, неравенство в Азиатско-Тихоокеанском регионе формируется под влиянием ряда социальных, экономических, политических и экологических тенденций, включая растущее неравенство доходов, участившиеся стихийные бедствия, изменение демографической ситуации, развитие технологий и влияние экстремистских групп. Азиатский банк развития прекрасно понимая это, разработал способы противодействия этим тенденциям и продвижения прогресса в направлении гендерного равенства в регионе.
В Пакистане АБР поддержал Верховный суд Лахора, чтобы оспорить нормы о гендерном насилии. АБР организовал судебный тренинг по гендерной чувствительности; для 220 судей был организован курс по гендерному насилию, чтобы расширить доступ женщин к правосудию. В последствии, в Пенджабе был создан первый специализированный суд по вопросам насилия, которые рассматривает дела с учетом гендерных особенностей [7].
В Непале проект «Агробизнес и улучшение средств к существованию в высокогорье» (HIMALI) осуществляется при поддержке АБР с целью повышения доходов и занятости горного населения путем развития цепочек создания стоимости сельскохозяйственного скота, лекарственных препаратов и ароматических растений. Женщины зачастую владеют сельскохозяйственным бизнесом и имеют меньше возможностей для адаптации к изменению климата. Проект АБР поддерживает женщин в управлении малым бизнесом и сельскохозяйственными кооперативами, особенно в части выращивания кардамона и фруктовых деревьев. Данный проект расширяет возможности трудоустройства женщин [8].
Кроме этого, АБР постоянно расширяет сотрудничество с другими международными организациями, помогая своим государствам-членам открывать новые возможности для реализации ЦУР.
Азиатский банк развития и Агентство ООН по гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин (ООН Женщины) в июне 2016 г. подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором обе организации обязались укреплять связи партнеров и партнерские отношения для продвижения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В 2018 г. ЮНИСЕФ и АБР подтвердили свои обязательства по борьбе с бедностью и содействию здоровью и благополучию детей и молодежи в Азиатско-Тихоокеанском регионе, подписав в Индонезии Меморандум о взаимопонимании [9].
В нынешней «стрессовой» ситуации, в условиях, когда пандемия COVID-19 превратилась в беспрецедентный медицинский, экономический и политический кризис, более серьезной стала проблема гендерного равенства в регионе и за его пределами. Азиатский банк развития предпринял срочные действия, чтобы отреагировать на ситуацию в АзиатскоТихоокеанском регионе.
К апрелю 2020 г. АБР запустил экономический пакет поддержки в борьбе с пандемией COVID-19 в размере 20 млрд долларов США, чтобы помочь правительствам развивающихся государств-членов преодолеть кризис в рамках цикла, направленного на смягчение последствий пандемии COVID-19, оказание помощи бедным и особо уязвимым слоям населения, удовлетворение потребностей государств-членов и частного сектора в медицинском оборудовании [10].
Азиатский банк развития 24 августа 2020 г. утвердил проект «Укрепление системы здравоохранения для решения и ограничения COVID-19» общей стоимостью 125 млн долларов США, в рамках которого выделил 25 млн долларов США на помощь правительству Филиппин в приобретении вакцины против коронавирусной инфекции в 2021 г. АБР также одобрил кредит в размере 250 млн долларов США для помощи правительству Мьянмы в борьбе с коронавирусной инфекцией [11]. Помимо этого, АБР объявил о выделении 3,2 млн долларов США в виде грантов для оказания помощи государствам-членам - Фиджи, Науру и Ниуэ в Тихоокеанском регионе на борьбу с COVID-19 [12].
АБР осуществляется эффективное сотрудничество с другими международными организациями, в том числе совместно с ЮНИСЕФ в рамках поддержки в Азиатско-Тихоокеанском регионе государств-членов, были выделены гранты на общую сумму 7,9 млн долларов США на борьбу с пандемией COVID-19 [13].
Также АБР предоставил пакет поддержки развивающимся государствам в размере 260 млн долларов США, включая ресурсы софинансирования и техническую помощь, и тесно сотрудничает как в регионе, так и за его пределами по предоставлению своевременной финансовой помощи, поддержке частного сектора, включая кредиты и гарантии, предоставляемые финансовым учреждениям для стимулирования торговли и цепочек поставок, а также организации тесного сотрудничества в с другими международными организациями.
В нынешних условиях Азиатский банк развития играет важную роль в координации и подготовке действий по восстановлению в новом контексте, сложившемся после окончания пандемии COVID-19, что ставит перед АБР необходимость выработки новых подходов в своей работе:
- Необходимо проявить большую гибкость в расширении доступных финансовых ресурсов и принять более гибкие методы поддержки антикризисных мероприятий, усилив роль в финансировании страховочной сети региона;
- АБР необходимо продолжить утверждать свою роль для государств-членов, включая финансовые и политические консультации, а также работать с государствами-членами над разработкой стратегий социально-экономического восстановления постпандемического объединения;
- АБР необходимо определить операционные приоритеты на предстоящий период в направлении Стратегии 2030 и Целей в области устойчивого развития на период до 2030 г., например, создание мер и систем реагирования на эпидемии и стихийные бедствия, восстановление сильно пострадавших секторов экономики в период COVID-19, таких как туризм.
С момента завершения ЦРТ Азиатский банк развития претерпел очевидные изменения в политике и стратегии деятельности. Более того, это изменения подкрепляются тем, что ЦУР лучше согласуются с миссией АБР: так на уровне пяти столпов - люди, процветание, планета, мир и партнерство, так и конкретно - в частности, для ЦУР, связанных с сокращением бедности, уменьшением неравенства, достойной работой, прочным институциональным строительством и изменением климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В нынешних условиях для бедных государств важно иметь как можно больше поддержки со стороны международного сообщества для освоения и управления растущими потоками помощи по мере их увеличения. АБР играет важную роль в качестве международного многостороннего финансового учреждения для своих государств-членов, что ставит в особый приоритет необходимость оперативной подготовки к конкретным действиям в ответ на глобальные изменения и вызовы в мире в целом, и в Азии в частности.
ЧИНЬ Минь Зуен
аспирант кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов