НАЗАРОВ Александр Дмитриевич
доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Юридического института Сибирского федерального университета
КОСТЕНКО Дмитрий Сергеевич
магистр права, выпускник магистерской программы «Досудебное производство по уголовным делам» Юридического института Сибирского федерального университета
В статье выполнен анализ роли технических средств контроля по отношению к подозреваемым и обвиняемым при избрании в отношении них отдельных мер пресечения. Отмечены особенности и пробелы законодательного регулирования указанного вопроса в России. С учетом сравнительно-правового анализа работы аналогичных институтов права зарубежных государств сделан вывод о возможностях и способах совершенствования законодательства России.
Ключевые слова: меры пресечения, цифровизация, технические средства контроля, домашний арест, запрет определенных действий.
NAZAROV Aleksandr Dmitrievich
Ph D. in Law, associate professor, Head of Criminal process and criminalistics sub-faculty of the Institute of Law of the Siberian Federal University
KOSTENKO Dmitriy Sergeevich
master of law, postgraduate of master's program «Pre-trial criminal proceedings» of the Institute of Law of the Siberian Federal University
THE SIGNIFICANCE AND METHODS OF IMPROVING DIGITAL CONTROL IN PRETRIAL PROCEEDINGS IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF AN INSTITUTION OF PREVENTIVE MEASURES IN THE RUSSIAN FEDERATION
This article presents an analysis of significance of using electronic monitoring as a preventive measure referring to accused and suspected persons. Particular qualities and gaps of Russian law were presented. Through comparative legal research of similar institutions of foreign countries, the conclusion about the possibilities and methods to improve the legislation of Russia has been made.
Keywords: preventive measures, digitalization, electronic monitoring, house arrest, prohibition of certain actions.
В качестве одной из устойчивых тенденций современного уголовного процесса можно выделить тенденцию к развитию и совершенствованию института мер пресечения. Будучи встроенной в общее направление по гуманизации уголовно-процессуального законодательства, эта тенденция находит свое выражение особенно ярко в том числе в контексте создания новых мер пресечения или идеи формирования института следственных, а также в иных направлениях.
В свою очередь, подобный вектор развития в условиях цифрового общества накладывает особую специфику, связанную с необходимостью широкого, обоснованного, законодательно закрепленного применения технических средств контроля. С учетом реалий современности средства цифрового контроля в уголовном процессе следует воспринимать в качестве обстоятельств содействующих реализации целей уголовного судопроизводства, а не в качестве излишних правоограничительных воздействий на отдельных участников уголовного процесса. В рамках рассмотрения данного вопроса некоторыми исследователями были выделены специальные критерии оценки необходимости внедрения цифровых технологий. К ним относятся: объективные характеристики уголовного судопроизводства; возможность формализации отдельных элементов законодательства без ущерба назначению уголовного судопроизводства; возможность обеспечить и усилить гарантии прав человека, вовлекаемого в процессуальную деятельность.
С выделенными критериями можно согласиться, а на их основании сделать выводы о значении применения средств цифрового контроля в уголовном процессе; способах их совершенствования, изучив при этом опыт зарубежных государств с широкой практикой использования мер процессуального контроля.
Интересно отметить, что характерной особенностью последних этапов эволюции института мер пресечения является параллельное развитие функционала средств технического контроля за подозреваемым/обвиняемым и совершенствование набора мер пресечения в целом. Таким образом, исследователи этого вопроса выделяют шесть периодов становления института мер пресечения, начиная от их первоначального выражения в Уставе уголовного судопроизводства XIX в., заканчивая настоящим днем.
Именно в шестой, самый поздний на данный момент период, который по данной классификации берет отсчет с 2001 г., были добавлены новые меры пресечения. К таковым относятся домашний арест, запрет определенных действий, залог, их реализация при помощи средств технического контроля представляется наиболее эффективной и рациональной.
Применение технических средств контроля при реализации данных мер пресечения в России регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 г. № 134 (далее - Постановление). Данный документ закрепляет перечень технических средств, используемых для контроля подозреваемых и обвиняемых, а также правила их применения. В качестве доступных для применения технических средств отмечены: электронный браслет, стационарное и мобильное контрольные устройства, ретранслятор, персональный трекер, а также устройства региональных информационных центров.
Следует отметить, что до принятия данного Постановления контроль за исполнением меры пресечения в виде домашнего ареста осуществлялся через непосредственное посещение сотрудником службы исполнения наказания или участковым места жительства подследственного. Таким образом, использование технических средств контроля позволяют создать дополнительное удостоверение в соблюдении условий запретов меры пресечения. Данное обстоятельство является положительным фактором для лиц, принимающих решение об избрании отдельных мер пресечения; подследственных добросовестно соблюдающих возложенные на них запреты, а также потерпевших, опасающихся угрозы причинения по отношению к ним негативного воздействия.
Положительная оценка способности контролировать возложенные запреты для целей уголовного судопроизводства подтверждается ростом частоты применения домашнего ареста после введения постановления о средствах технического контроля в 2013 г. Наблюдается устойчивый рост в удовлетворении ходатайств об избрании домашнего ареста. По статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2013 г. удовлетворено 2552 таких ходатайств, в 2014 г. - 3761; в 2015 г. - 5423, в 2016 г. - 6056, в 2017 г. - 6453 ходатайств.
Следует отметить, что мера пресечения в виде запрета определенных действий предусматривает схожее по сущности с домашним арестом ограничение - запрет покидать пределы жилого помещения в определенное время (п. 1 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ); а также иное ограничение, контроль за реализацией которого наиболее эффективно осуществлять при помощи технических средств - запреты находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов (п. 2 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ).
Согласно п.3 Постановления электронный браслет со стационарным устройством, ретранслятором и устройством аудиовизуального контроля применяется при запрете на выход за пределы жилого помещения. В соответствии с п. 4 Постановления контроль за перемещением вне жилого помещения, а также дистанции до определенных объектов осуществляется при помощи электронного браслета с мобильным контрольным устройством, ретранслятором, пертехнических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, а также за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в виде меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог».
Помимо правил применения технических средств действует регламентированный порядок их применения. Данный порядок предусмотрен совместным приказом Министерства Юстиции РФ, МВД России, Следственного комитета РФ, ФСБ России и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 11.02.2016 № 26/67/13/105/56 (далее - Приказ). Приказом предусмотрен подробный порядок регламентации действий сотрудников правоохранительных органов при контроле домашнего ареста, однако его положения не регламентируют ограничения заперта определенных действий. Примечательно, что Министерством Юстиции разработан проект совместного приказа для ведомств от 01.10.2018 г., учитывающий запрет определенных действий. На сегодняшний момент проект обновленного приказа прошел общественные слушания, антикоррупционную экспертизу. Однако, согласно информации федерального портала нормативных актов проект приказа находится на стадии завершения разработки и на данный момент не вступил в силу.
Изучив перечень технических средств и порядок их применения в России, закономерно разобрать зарубежный опыт применения технических средств при реализации правовых ограничений.
Примечательно, что Шведским советом по предотвращению преступлений была проанализирована практика применения средств технического контроля в Европе и США. Шведские исследователи этого вопроса подразделяют все средства контроля на две группы. В первую относят группу средств стационарного мониторинга, осуществляемого посредством приема радио частот. Наиболее широко применяемым устройством этой группы является электронный браслет, который связан сигналом со станцией, установленной в доме подследственного лица. Предусмотрены также системы двустороннего мониторинга, когда станция приема сигнала установлена в жилище лица, находящегося под защитой. Как правило допустимой для соблюдения дистанцией является расстояние в 150 м.
Особо интересно отметить, что подобные ограничительные средства находили свое применение в Швеции ещё в конце XX в., в 1999 году. Тогда данные ограничения были отмечены крайне положительно, в том числе из-за возможности автоматического и немедленного уведомления полиции о нарушении условий возложенных запретов.
Во вторую группу средств характеризуют как «отслеживающие», технически устройства данной группы передают GPS сигнал через спутники. Данное устройство, передающее GPS сигнал, по размеру не больше сотового телефона. Однако его ношение при себе не отменяет ношение электронного браслета.
При этом исследователи выделяют разные способы обработки информации в группе устройств GPS. Одним из таких отмечают ретроспективный мониторинг, при котором данные о передвижениях лица передаются на отслеживающую станцию единожды в день. Подобный способ наиболее подходит для ситуаций, при которых маловероятно чрезвычайное реагирование на действия подследственного. Следующим способом является продолжающийся мониторинг, при котором информация передается постоянно через короткие временные промежутки. Отмечается, что данный способ является наиболее ресурсозатратным и требует постоянного нахождения обученного персонала для приема и обработки потока информации. Еще одним способом обработки информации является смешанный мониторинг, который совмещает особенности двух предыдущих способов. Этот способ подразумевает выделение так называемых «зон отчуждения» (exclusion zones), посещать которые подследственному запрещено.
Немаловажно привести данные о финансовых затратах государств на осуществление электронного мониторинга. В Соединенных Штатах, согласно статистике, они составляют 10$ США за один день наблюдения. Непрерывный мониторинг в течение года составляет около 3.650$ США. Характерно, что в некоторых штатах США бремя по оплате расходов за наблюдение возлагается на самого подследственного.
Системы цифрового контроля подследственных в США посредством визуального наблюдения не прекратили совершенствоваться. В настоящее время в качестве иных средств контроля используется система анализа дыхания (Breathalyzer Monitor). Это устройство устанавливается в жилище подследственного и может быть активировано в любой момент для того, чтобы подследственный прошел дыхательный тест и подтвердил свое присутствие в помещении.
На основе анализа дыхания предусмотрена также блокировка замка зажигания в автомобиле подследственного (Ignition Interlock). Устройство не позволит запустить двигатель автомобиля нетрезвому водителю. Подобные средства контроля особенно актуальны в силу наличия в Уголовнопроцессуальном законе России запретов на управление транспортных средств (п.6 ч.6 ст.105.1 УПК РФ) и отсутствия конкретных способов их контроля. Помимо этого, существуют устройства с датчиками на коже подследственного по контролю наличия алкоголя в крови (SCRAM).
Указанные сведения о зарубежном опыте применения технических средств может быть полезной в организации технического контроля и перечня средств по контролю за подследственными в Российской Федерации. Особенно, учитывая постоянное совершенствование института мер пресечения.
В заключение важно подчеркнуть, что основой соблюдения возложенных запретов является воля подследственного лица, его личные подсознательные установки. Таким образом, грамотно назначенная и обоснованная мер пресечения в частности и производство предварительного расследования в целом являются ключевыми элементами контроля, а технические средства и нововведения являются важным и рациональным вспомогательным элементом.