Истоки института добровольного отказа от преступления можно найти еще в дореволюционном периоде развития уголовного права и уголовного законодательства.
В правовой литературе отмечается, что примерно к концу девятнадцатого - началу двадцатого века в российской теории уголовного права оформилась теория преступной деятельности, которая не привела к результату. Эта концепция мало отличается от взглядов на неоконченное преступление, которые существуют в настоящее время. Аналогично настоящему времени, преступление рассматривалось как оконченное, если в нем (в деянии, которое было совершено) можно было выделить все необходимые признаки состава преступления.
Поскольку в случае добровольного отказа уголовной ответственности не наступает, следовательно, речь не идет об освобождении от нее - самого факта уголовной ответственности еще нет и не будет, если поведение субъекта добровольного отказа удовлетворяет установленным уголовным законом критериям. Также разными учеными называются разные признаки добровольного отказа.
В частности, исследователи полагают, что добровольный отказ имеет главными своими признаками его добровольность и окончательность. По нашему мнению, такой признак, как осознание самой возможности довести преступление до конца, можно включить в состав другого признака - добровольности отказа. Добровольность предполагает такое осознание и без него невозможна, следовательно, выделение данного признака дополнительно является излишним. Никаких дополнительных условий объективного характера не ставится как обязательные условия добровольного отказа.
Таким образом, лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с добровольным отказом в том случае, если оно «добровольно приняло решение» об отказе от преступления только по той причине, что осознало объективную невозможность его совершения, наличие препятствий для его совершения.
Спорным является вопрос о том, что считать «доведением преступления до конца» и сам «конец преступления». Представляется, что в данном случае первостепенное значение должно иметь выяснение умысла преступника, а также исследование объективной стороны, которая может указать, каким был этот умысел. При этом необходимо выяснить, не содержат ли действия субъекта признаки иного состава преступления, поскольку как устанавливает защитник, если преступник хитростью попытается избежать наказания, заявляя, что хотел совершить какое-то иное, более тяжкое преступление, и не совершил его, это не позволит ему избежать уголовной ответственности за уже содеянное.
Добровольный отказ имеет существенные отличия от неоконченного преступления. Статья 29 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что преступление можно считать оконченным, если в деянии, которое совершило лицо, есть признаки состава преступления, которое предусматривает УК РФ. Необходимо иметь в виду, что, если преступление неоконченное, все же преступление с юридической точки зрения имеет место быть, хотя оно и не доведено до конца (не окончено). Однако добровольный отказ предполагает, что в принципе нет состава преступления, следовательно, преступления с юридической точки зрения нет (если нет состава другого преступления - но тогда речь идет о законченном преступлении другого состава).
Правовая природа добровольного отказа и неоконченного преступления различается и по сути, и по ряду важных критериев. В связи с изложенным выше еще одной проблемой института добровольного отказа можно назвать то, что статья 31 «Добровольный отказ» УК РФ помещена в главу 6 «Неоконченное преступление». Представляется, что разная правовая природа и критерии, о которых речь шла выше, позволяют сделать вывод о некоторой нелогичности такой структуры кодекса. В литературе высказывалась точка зрения о том, что наличие значительной разницы между институтом добровольного отказа и институтом неоконченного преступления приводит к тому, что неоправданно рассматривать их в одной и той же главе Уголовного кодекса. Они являются взаимоисключающими.
По данным причинам предлагается выделить институт добровольного отказа и поместить его в самостоятельной главе УК РФ.
Различные ученые соглашаются, что, добровольно отказываясь, лицо должно осознавать, что имеет возможность продолжить свои преступные действия и довести преступление до конца. Именно по субъективному характеру окончательности добровольного отказа определяется момент прекращения неоконченного преступления, только он позволяет выяснить психическое отношение лица к своему деянию.
Действительно, данный признак по своей природе является именно субъективным, поскольку окончательное прекращение преступления, прежде всего, предполагает факт окончательного отсутствия умысла на совершение в будущем действий по продолжению начатого преступления, то есть лицо, добровольно отказалось и уже не вернется к ранее начатой деятельности.
Рассматривая добровольный отказ соучастников, важно учитывать тот момент, что любой из участников преступной деятельности может быть не ограничен функциями, присущих только одному виду соучастников. Это связанно с тем, что соучастники в совместной преступной деятельности могут выполнять одновременно роли исполнителя и подстрекателя, в то же время и пособника и исполнителя, либо же пособника и подстрекателя.
Добровольный отказ при неоконченном преступлении является довольно распространенным явлением. Однако на практике определить его признаки довольно тяжело. Такая ситуация обусловлена сложностью данного института, не способствует решению этой проблемы и отсутствие единых позиций по поводу некоторых вопросов добровольного отказа в теории. В советский период большинство ученых считали, что следует выделять только два признака исследуемого понятия: добровольность и окончательность.
В правовой литературе отмечается, что примерно к концу девятнадцатого - началу двадцатого века в российской теории уголовного права оформилась теория преступной деятельности, которая не привела к результату. Эта концепция мало отличается от взглядов на неоконченное преступление, которые существуют в настоящее время.
Также выделяли так называемое обнаружение умысла, которое понималось как выражение умысла в словах преступника или даже в письменной форме. При этом в теории уголовного права осуществлялся поиск границ покушения, в которых эта стадия преступления, являющаяся предварительной, могла становиться наказуемой. Признак осознания возможности доведения преступления до конца по своей природе является субъективным и зависит от отражения в сознании человека внешних обстоятельств (наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих доведению преступления до конца, должна охватываться сознанием лица), однако это не должно означать полное исключение объективных факторов.
Исследование объективных условий совершения преступления позволяет правоприменительным органам правильно определять наличие или отсутствие добровольного отказа в действиях лица.
Но неправильно считать, что только рассмотрение внешних условий позволяет сделать правильный вывод о добровольности отказа от совершения преступления. Третий признак раз и навсегда прекращения преступного посягательства. Если обратиться к зарубежному законодательству, то можно заметить, что добровольный отказ от преступления регламентирован несколько иначе чем, в российском уголовном законе.
Временная индивидуализация или добровольный отказ, рассматривается в уголовном праве зарубежных стран как ситуация, когда индивидуальный субъект может потенциально отказаться от дальнейшего совершения преступления. Однако необходимо сделать несколько предварительных замечаний, чтобы рассмотреть концептуальную структуру института добровольного отказа от совершения преступления, которая применяется в уголовном праве зарубежных стран, согласованной с соответствующим редук- тивным уголовным преследованием.
В УК многих зарубежных стран институт добровольного отказа поляризован вокруг двух различных обоснований: (а) стимул для человека отказаться от преступного пути и способствовать предотвращению преступлений или(б) отражение уменьшения виновности и/или социальной опасности лица, совершившего преступление.
Стимулирование оправдания лица в связи с добровольным отказом от совершения преступления заключается в том, что оно дает человеку возможность пересмотреть свои поступки и их возможные последствия, что, соответственно, может снизить вероятность совершения преступления. Презумпция заключается в том, что социально желательно предоставить намеренным правонарушителям возможность предотвратить последствия своих действий. Рационализация, как, заключается в том, что отказ от преступления частично опирается «на политику закона, направленную на обеспечение стимула для отказа от преступных замыслов тем, кто осуществляет их до того, как они причинят вред». Таким образом, это своеобразный иммунитет от наказания.
Реальность, однако, выглядит совсем иначе в том смысле, что это конкретизированное теоретическое обоснование предполагает знание закона для получения оправдательного эффекта. Таким образом, этот признак должен сочетаться с убеждениями, связанными с предшествующей возможностью совершить преступление и сопутствующей неосознанной ответственностью за возможные последствия.
Квази-оправдательный характер стимулирования при добровольном отказе от преступления в зарубежном законодательстве, предполагает, что лицо изменяет свое преступное поведение в зависимости от критериев дефиниции преступления, и тех возникших обстоятельств, которые подталкивают к отказу от преступного поведения.
Реальность такова, что модель снижения социальной опасности личности в связи с отказом отражает суть любой потенциальной защиты и обоснования оправдания лица отказавшего совершить преступление.
Так согласно Главе 40.10 штата Нью-Йорк добровольный и полный отказа от преступной деятельности признается при обстоятельствах, если обвиняемый вышел из соучастия до совершения посягательства и предпринял все усилия для его предотвращения.
Глава 31 УК ФРГ гласит - не наказывается тот, кто добровольно:
- отказался от попытки склонить к преступлению и предотвратил преступное деяние, совершаемое другим лицом;
Однако даже при наличии данных препятствий, которое лицо фактически не может преодолеть, отказываясь от совершения преступления, считает, что мог бы довести его до конца, институт добровольного отказа, по мнению многих авторов, от совершения преступления должен применяться. Если же, наоборот, препятствия для совершения преступления существуют исключительно в воображении лица и лицо, таким образом, не видит практической возможности продолжить преступное посягательство, нельзя говорить о добровольности подобного отказа [1, с. 47].
Добровольность отказа заключается, прежде всего, в отсутствии принуждения со стороны других лиц, в частности, признается вынужденной, а не добровольным отказ лица, вызванная угрозой со стороны потерпевшего обратиться в правоохранительные органы.
Роль внешних обстоятельств при добровольном отказе довольно ограничена: они косвенно способствуют возникновению у человека желания добровольно отказаться от совершения преступления [2, с. 82].
Кроме того, рассматривая добровольный отказ соучастников, важно учитывать тот момент, что любой из участников преступной деятельности может быть не ограничен функциями, присущих только одному виду соучастников. Это связанно с тем, что соучастники в совместной преступной деятельности могут выполнять одновременно роли исполнителя и подстрекателя, в то же время и пособника и исполнителя, либо же пособника и подстрекателя.
Поэтому при добровольном отказе лицо обязано соответствовать поведению, характерному для тех функций, которые оно выполняло. Что же касается соисполнителя, то действующий уголовный закон в настоящий момент не предусматривает отдельной нормы, указывающей на особенности добровольного отказа исполнителя (соисполнителя).
По своим формам добровольный отказ исполнителя совпадает с добровольным отказом самостоятельно лица. Практическая значимость унификации положений о добровольном отказе соисполнителя преступления, по нашему мнению, необходима, поскольку добровольно отказаться от выполнения преступного замысла могут не все соисполнители.
АБДУЛАЕВ Абдула Магомедович
магистр Северо-Кавказского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), филиал в г. Махачкала
ТАИЛОВА Айша Габибовна
кандидат юридических наук, доцент Северо-Кавказского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), филиал в г. Махачкала