В правовых положениях Федерального закона «О коммерческой тайне» отсутствует понятие «допуск к информации, составляющей коммерческую тайну».
Такую ситуацию нельзя считать противозаконной, так как в правовых положениях Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон об информации), который в соответствии с пунктом 3 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 25-П является базовым законом, устанавливающим правовые основы осуществления права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применения информационных технологий, обеспечения защиты информации, так же отсутствует понятие «допуск к информации».
Однако следует понимать, что процессу предоставления заинтересованным лицам доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, должен предшествовать процесс допуска таких лиц к такой информации. В деле организации охраны конфиденциальности информации при обеспечении коммерческой тайны не может быть одного процесса без другого. Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Дело в том, что не может быть предоставление определенным лицам конфиденциальной информации (процесс доступа) без соответствующей процедуры оформления им права на такой доступ к этой информации (процедура допуска). Такая логика вещей основывается на том, что не каждый человек способен хранить тайну, работать в условиях конфиденциальности (негласности). Процедура допуска лица к конфиденциальной информации, прежде всего, предполагает осуществление со стороны обладателя такой информации проверочных мероприятий в отношении конкретного лица, которому намечается оформление права на доступ к сведениям конфиденциального характера.
Необходимо отметить, что отсутствие на законодательном уровне такой правовой категории, как допуск к информации, составляющей коммерческую тайну, приводит к уменьшению, а порой и пренебрежению значения в организации охраны конфиденциальности информации процесса доступа лиц к такой информации. Обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, важно знать, что процедура допуска лица к конфиденциальной информации должна состоять из следующих стадий (этапов):
- стадия проведения в отношении конкретного лица проверочных мероприятий в целях выяснения наличия у него необходимых умений, способностей, личных и деловых качеств работать с конфиденциальной информацией;
- стадия оформления права лиц на доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.
Следует отметить, что понятие «допуск к информации (сведениям, сообщениям, данным)» встречается на законодательном уровне только в правовых положениях Федерального закона «О государственной тайне»[4].
Наряду с понятием «допуск к государственной тайне» в правовых положениях указанного Федерального закона дается юридическое определение понятия «доступ к сведениям, составляющим государственную тайну», под которым подразумевается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. В вопросе о государственной тайне законодатель логично и четко разграничил два процесса (процедуры):
- процедура допуска к государственной тайне;
- процесс доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.
Что касается вопроса о процедуре допуска лиц к другим видам тайн, то здесь законодатель ограничился лишь указанием на процесс доступа таких лиц к конфиденциальной информации. Так, в статье 2 Федерального закона об информации дается юридическое определение понятия «доступ к информации», под которым понимается возможность получения информации и ее использования. Если обратиться к словарю русского языка С. И. Ожегова, то под понятием «возможность» следует понимать средство, условие, необходимое для осуществления чего-нибудь, возможное обстоятельство [1]. Следовательно, по мнению законодателя, процесс доступа лица к конфиденциальной информации обусловлен определенными средствами и условиями, под которыми, на наш взгляд, необходимо понимать процедуру допуска этого лица к такой информации.
Содержание процедуры допуска лиц и граждан к государственной тайне регламентирована в статье 21 Закона РФ «О государственной тайне». Проведем сравнительный анализ правовых положений законодательства о государственной и коммерческой тайнах в целях раскрытия содержательной стороны процедуры допуска лиц к интересующей информации.
В целом можно констатировать, что правовые положения анализируемых законодательных актов, регламентирующих вопросы процесса допуска и процедуры доступа лица к сведениям, составляющим государственную и коммерческую тайны, во многом перекликаются между собой. Важно понимать, что допуск лиц к конфиденциальной информации определяет не просто процедуру оформления им права на доступ к таким сведениям, а характеризует само это право, которое может быть у лица (предприятия, учреждения, организации) или не быть, в связи с отсутствием или прекращением данных правоотношений. Например, в статье 23 Закона РФ «О государственной тайне» определены условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне. Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в следующих случаях:
- расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
- однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
- возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
В данной ситуации, по нашему мнению, речь идет не о прекращении «процедуры оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну ...», так как логично предположить, что эта процедура давно уже была проведена со стороны «руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации», а именно о прекращении права лица на его доступ к соответствующим сведениям, т. е. прекращение установленных ранее с этим лицом правоотношений доступа к государственной тайне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что допуск к конфиденциальной информации - это процесс установления правоотношений лица (физического, юридического) по поводу его доступа к конфиденциальной информации, а доступ к конфиденциальной информации - это процедура непосредственной реализации данных правоотношений в целях получения и использования конфиденциальной информации. Допуск к конфиденциальной информации является первичной субстанцией, а доступ к конфиденциальной информации - вторичной. Так, при прекращении допуска лица к конфиденциальной информации «автоматически» прекращается его доступ к такой информации. Однако прекращение доступа лица к конфиденциальной информации не всегда может «автоматически» вести к прекращению его допуска к этой информации (например, доступ к конфиденциальной информации ограничивается временем ознакомления с ней в специальной библиотеке учреждения, организации). Необходимо отметить, что процесса доступа лица к конфиденциальной информации не может существовать без процедуры допуска его к такой информации, и когда в правовых положениях Федерального закона «О коммерческой тайне» законодатель упоминает процесс доступа, то тем самым он одновременно подразумевает наличие процедуры допуска лица к информации, составляющей коммерческую тайну. Нельзя отождествлять между собой рассматриваемые понятия, так как такое отождествление данных понятий не ведет к положительным результатам в деле организации системы охраны конфиденциальной информации в компании.
Принцип добровольности лица в его работе с соответствующей информацией в условиях конфиденциальности (негласности) является важным обстоятельством в деле организации системы охраны конфиденциальной информации. Добровольность лица, его добрая воля и согласие работать в указанных условиях ко многому его обязывает. Однако, если речь идет о государственной тайне, то добровольность лица, его согласие на работу в соответствующих условиях оформляется на стадии процедуры его допуска к соответствующим сведениям, и это положение является правильным и логичным. Но если речь идет о коммерческой тайне, то добровольность лица, его согласие на работу в условиях конфиденциальности (негласности) оформляется на стадии процесса его доступа к соответствующей информации. Данное положение не является однозначно верным и логичным, так как законодатель здесь о допуске не говорит, можно лишь предположить, что он включает эту процедуру в процесс доступа лица к конфиденциальной информации. Добровольность лица, его согласие работать в условиях конфиденциальности (негласности) должны быть определены и оформлены соответствующим образом не на стадии непосредственного «ознакомления определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну...» (ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне»), а на более ранней стадии - процедуры оформления права граждан на доступ к конфиденциальной информации, т.е. процедуры допуска.
Прежде чем допустить лицо к ознакомлению с содержанием конфиденциальной информации, первоначально компетентным должностным лицам компании (фирмы) надо удостовериться в наличии у интересующего лица соответствующего права на такой доступ, т. е. наличие у него допуска к определенной тайне. Данное положение достаточно ясно и четко регламентировано в статье 53.1 Трудового кодекса Российской Федерации, где определяется порядок участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса. Так, в указанной статье определено, что, если для участия в заседании коллегиального органа управления организации требуется наличие допуска к соответствующей тайне, указанные представители работников должны получить такой допуск в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[5].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что допуск к конфиденциальной информации - это процесс установления правоотношений лица (физического, юридического) в части его доступа к конфиденциальной информации, а доступ к конфиденциальной информации - это процедура непосредственной реализации данных правоотношений в целях получения и использования конфиденциальной информации.
МАЛЫШЕВ Сергей Яковлевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики предпринимательства Уфимского государственного авиационного технического университета
КИСЕЛЕВ Николай Николаевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД Уфимского юридического института МВД России