Преступления против человечества относятся к юрисдикции международного уголовного права.
Оправдать возможность вмешательства других государств, помимо того, на чьей территории указанные преступления были совершены, может их особая жестокость, массовый характер последствий.
Как отмечал Н. Н. Полянский, наименование «преступлений против человечности содержит благородную идею: несмотря на все границы, которые разделяют человечество - территориальные, национальные, классовые - есть требования, которым, по крайней мере, в представлении всех цивилизованных народов, должен удовлетворять человек для того, чтобы быть достойным называться человеком».
Рассматривая и анализируя указанную категорию преступлений необходимо расставить некоторые акценты в применяемой терминологии, поскольку помимо термина «преступление против человечества», используется также термин «преступления против человечности».
Являются ли эти термины синонимичными - на наш взгляд, вопрос не праздный, поскольку категория рассматриваемых преступлений носит международный характер, а национальное законодательство государств основано на общепризнанных нормах международного права, в связи с чем, унификация понятийного аппарата достаточно важна для единообразного понимания и отражения в национальных правовых системах международных норм и принципов.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова под человечеством понимается совокупность «людей, человеческий род».
Термин «человечность» имеет несколько иное смысловое содержание. Толковый словарь слово «человечный» определяет как «достойный человек, отзывчивый, гуманный». Таким образом, на первый план выступает моральное качество, выражающее принцип гуманизма. Как противоположность безжалостности, жестокости, бессердечности, то есть -бесчеловечности.
Несомненно, обе категории имеют схожую природу. Преступления против человечества также можно охарактеризовать как бесчеловечные, конкретизируя сущность указанных деяний.
Анализируя тексты официальных международных документов, можно прийти к выводу, что термины «преступления против человечества» и «преступления против человечности» несут одну смысловую нагрузку, а расхождения, по мнению Л. В. Иногамовой-Хегай связано со спецификой перевода слова «humanity» с английского языка. Однако, при официальном переводе текстов международных документов, желательным бы было использование единого понятия, в связи с чем, предлагается рассматривать понятия как синонимы, поскольку на основе проведенного анализа генезиса в русском языке английского термина «humanity», «преступления против человечества», и «преступления против человечности» обозначают одну группу преступлений, направленных против человечества как совокупности людей, человечности.
Мировое сообщество последовательно показывает решительность в борьбе с данного рода преступлениями, что подтверждает принятие различных международно-правовых документов. Так, критерии преступлений против человечности, позволяющие отграничить данные составы от общеуголовных деяний, определены в Римском статуте Международного уголовного суда (ч.1 ст. 7):
- тяжесть, обусловленная объектом преступления - жизнь, здоровье человека и его физическая неприкосновенность в массовом масштабе (убийство, истребление, пытки, изнасилование, преступление апартеида и др.);
- массовый характер, обусловленный многочисленностью жертв;
- наличие умысла, то есть осознанность совершаемых действий.
Единообразная юридическая оценка преступлений, совершаемых отдельными государствами и направленных против мира и безопасности человечества, без всяких сомнений должна быть основана на принципах, принятых в международном праве, которые устанавливают основания и условия ответственности за особо опасные преступления, борьба с которыми может быть эффективна только при условии международного сотрудничества. В этой связи государства-участники принимают на себя обязательства установления уголовно-правовых запретов и наказаний за признанные международным сообществом преступные деяния.
По мнению профессора А.В. Малько, функция межгосударственной интеграции - важное направление внешнеполитической деятельности, поскольку проблемы национальной и международной безопасности приобретают первостепенное значение для международного сотрудничества. «В современном мире потребность в безопасности проявляется, прежде всего, в плоскости права, поскольку с его помощью происходит определение критериев безопасности, выработка комплекса мер и механизмов в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны и иных областях». Вместе с тем, межгосударственная интеграция реализуется параллельно с процессом правовой интеграции, которую можно охарактеризовать как объединение правовых систем государств на базе общих правовых принципов, целей, стандартов, методов и средств правового регулирования. Правовая рецепция - объективный фактор правового прогресса, который невозможен без взаимосвязей, взаимообогащения правовых культур.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Аналогичным образом нормы международного права включены в национальную правовую систему в ряде стран романо-германской системы права (Германии, Испании, Франции).
На основе указанного принципа происходит имплементация норм о преступлениях международного характера в национальные правовые системы.
Согласно ст. 6 Устава Нюрнбергского международного военного трибунала преступлениями против человечности признаются: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены.
Преступления, перечисленные в указанном Уставе условно можно разделить на три группы: 1) преступления против мира - планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров; 2) военные - нарушение законов и обычаев войны, дурное обращение, увод в рабство гражданского населения, убийства или истязания военнопленных. Заложников, грабеж, разграбление и разрушение населенных пунктов, не оправданное военной необходимостью; 3) преступления против человечности - убийство, истребление, порабощение, высылка, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам в связи с совершением преступления, подлежащим юрисдикции Международного военного трибунала.
Вместе с тем, даже среди схожих правовых систем существует неоднозначный подход к имплементации указанных норм. Отличаются как составы преступлений, включенных в перечень (он может быть расширен, конкретизирован по сравнению с нормами международного права), так и правила относительно действия в пространстве норм об ответственности за преступления международного характера. По мнению Ку- банцева С. П. подобные расхождения в закреплении международных норм права не препятствуют эффективному противодействию и превенции преступлений международного характера, но наоборот, способствуют обогащению практики имплементации норм международного уголовного права в национальное законодательство, предоставляя разным государствам с неодинаковыми правовыми традициями возможность воспользоваться любым из имеющихся механизмов имплементации норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества.
Российское законодательство закрепляет ответственность за совершение международных преступлений, основываясь на общечеловеческих принципах, ценностях, мировой судебной практике и международных договорах. Составы преступлений, включенные в главу 34 Уголовного кодекса, являются по большей части конвенционными.
Так, ст. 353 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны; ст. 354 УК РФ запрещает публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, имеет схожую природу с предыдущим преступлением, рассматривается как элемент подготовки агрессивной войны; ст. 356 УК РФ предусматривает ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны; наемничество - ст. 359 УК РФ; геноцид - ст. 357 УК РФ и др.
Необходимо отметить, что анализируемые нормы Уголовного кодекса РФ являются бланкетными и требуют толкования с использованием специальных понятий, установленных как иными отраслями российского права, так и нормами международного права. В этой связи, для правильной квалификации преступлений против мира и безопасности человечества требуются четкие определения в международно-правовых актах, позволяющие достигнуть единообразного понимания формулировок и терминов всеми государствами и обозначить единые подходы в правоприменительной практике.
Кроме того, различия в политике правоприменения международного законодательства в области охраны мира и безопасности человечества, по мнению профессора В.Е. Новичкова, связаны со следующими причинами: 1) различия в правовых системах государств мира; 2) различия в государственно-политическом устройстве; 3) различия в концептуальных положениях внешней и внутренней политики государств; 4) различия в понимании конкуренции государственных систем между собой и средствах реализации конкурентной борьбы (соревновании, партнерстве и т.п.), вплоть до крайних форм; 5) различии геополитических интересов, методов и средств реализации геополитики.
Вместе с тем, именно бланкетный характер норм уголовного права позволяет достигнуть единообразного их применения, используя возможности международного права.
Помимо проблем, которые могут быть вызваны различным пониманием применяемой терминологии, существуют не решенные вопросы, связанные с определением составов преступлений данной категории.
Объекты исследуемых преступлений достаточно сложны, и включают жизнь, здоровье, достоинство людей, имущество, условия существования и само существование определенной группы людей и др.
Сложно сформулирована объективная сторона преступлений против мира и безопасности, содержащая в себе как указание на действие и его результат.
Таким образом, составы этих преступлений, с одной стороны, являются формальными, а с другой - материальными (термины, обозначающие действия, указывают одновременно и на последствия, результат деяния): «ведение агрессивной войны», «применение оружия массового поражения», «разграбление».
Кроме того, Уголовный кодекс РФ в качестве субъекта уголовной ответственности признает иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве (ч. 3 ст. 12 УК РФ).
Этот принцип основан на международных обязательствах Российской Федерации по борьбе с наиболее опасными преступлениями, такими как терроризм, геноцид, угон воздушного судна, преступлениями, связанными с незаконными действиями с наркотическими средствами, а также другими опасными преступлениями. Государства - участники соответствующих международных соглашений принимают на себя соответствующие обязательства по противодействию им, в целях наиболее эффективной координации действий и организации совместной борьбы с международными преступлениями.
Таким образом, поскольку борьба с преступлениями против мира и безопасности человечества может быть эффективна только при условии международного сотрудничества, существует необходимость выработки общих принципов, устанавливающих основания и условия ответственности за особо опасные преступления для обеспечения единообразной юридической оценки данных деяний отдельными государствами.
Поскольку подход к имплементации норм о преступлениях международного характера в национальные правовые системы неоднозначен (отличаются как составы преступлений, включенных в перечень, так и правила относительно действия в пространстве норм об ответственности) для правильной правовой квалификации преступлений против мира и безопасности человечества требуются четкие определения в международно-правовых актах, унификация понятийного аппарата, позволяющие достичь единообразного понимания дефиниций и терминов, а также обозначить на международном уровне единые подходы правоприменительной практики.
БЕГЛАРЯН Кристина Степановна
преподаватель кафедры теории и истории государства и права Российско-Армянского (Славянского) Университета, г. Ереван