Конституционные и политические реформы, свидетелем которых был Ирак после 2003 года, привели к принятию новой Конституции Ирака, которая представляет собой явную иллюстрацию федеративных систем правления и обширной административно-политической децентрализации.
Так, ст. 1 Конституции Ирака, принятой в 2005 году, провозглашает Республику Ирак «федеративным государством». Ст. 112 гласит: «Федеральная система Республики Ирак состоит из децентрализованных столицы, областей, административных округов, а также органов местного самоуправления».
Исходя из этого, Конституция Ирака наделила административные округа, не объединенные в области, федеральными полномочиями, приравнивая их этим к областям, придерживаясь тем самым подхода, не свойственного Конституциям федеративных государств. Мы можем объяснить это тем, что конституционный законодатель Ирака в этом аспекте стремился установить своего рода равенство между областями и административными округами, не объединенными в области.
Что касается темы данного исследования, то органами власти, осуществляющими административную и исполнительную функцию, являются следующие: Федеральные органы власти:
Конституция определила исключительные полномочия федеральных властей и предоставила им право на совместное ведение между ними и властями областей и административных округов, не объединенных в области, в противном случае все полномочия принадлежат властям областей и административных округов, не объединенных в области. Ст. 107
Конституции раскрывает компетенции федеральных органов власти: «Федеральное правительство должно иметь исключительные полномочия по следующим вопросам:
- Формирование внешней политики и дипломатического представительства; обсуждение, подписание и ратификация международных договоров и соглашений; обсуждение, подписание и ратификация займов и формирование внешней независимой экономической и торговой политики.
- Организация и ведение политики национальной безопасности, включая формирование и управление вооруженными силами, с целью обеспечения порядка, гарантий безопасности границ и защиты Ирака.
- Формирование финансовой и таможенной политики; эмиссия валюты; регулирование коммерческой политики в областях и пограничных административных округах Ирака; составление национального бюджета государства; формирование валютной политики; а также учреждение Центрального Банка и управление им. Регулирование различных стандартов, в том числе - мер и весов.
К числу федеральных органов власти относятся:
- Президент Республики. В рамках новой федеративной системы Президент Республики не имеет больших полномочий. В действительности исполнительную власть осуществляет не действующий Президент Республики, а действующий Премьер-министр. Ст. 64 Конституции дает следующее определение: «Президент республики есть Глава государства, символ единения страны и лицо, представляющее ее суверенитет. Он гарант Конституции и охраны независимости, суверенитета, единения и сохранности территорий Ирака, в соответствии с положениями Конституции». Из текста статьи становится очевидным, что пост Президента Республики является почетным. Президент Республики избирается Советом Представителей большинством в 2/3 голосов от общего числа своих членов.
- Кабинет министров.
Кабинет министров состоит из Премьер-министра и Министров, ответственность которых перед Советом Представителей носит как коллективный, так и индивидуальный характер (ст. 83). Конституция наделила Премьер-министра широкими полномочиями, которые указаны в ст. 78 Конституции: «Премьер-министр - должность в прямой исполнительной власти. Он отвечает за основные направления политики государства и является главнокомандующим вооруженными силами государства. Премьер-министр определяет основные направления в работе Кабинета Министров, председательствует на его собраниях и обладает правом на отстранение министра от должности с согласия Совета Представителей». Из текста статьи становится ясным, что Премьер-министр является главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами государства, осуществляет наблюдение за работой всех министерств и обеспечивает регулярное и непрерывное функционирование общественных служб.
Конституция определяет административные компетенции, которые реализуются совместно центром и административными округами, а также разрешает делегирование исключительных полномочий центра и превращает их в одну из прерогатив административных округов. Административные компетенции, установленные для центра, распространяются на все остальные субъекты государства и не принадлежат какому-либо субъекту. Следовательно, это национальные интересы, которые должны находиться в ведении администрации центра. Они отличаются от местных интересов, которые лучше оставить в ведении избранной администрации органов местного самоуправления. Абсолютное их делегирование в ведение Советов административных округов приведет к стиранию различий между местными интересами, которые принадлежат отдельному субъекту государства и затрагивают граждан, проживающих на территории этого субъекта, и национальными интересами, которые учитывают все субъекты государства и затрагивают население страны в целом. Это значит, что управление национальными интересами и их реализация должно носить целостный характер и соответствовать потребностям и интересам всего населения страны, а не исходить из видения потребностей местного населения или конкретного региона. В противном случае это предвещает крах в сфере управления или отсутствие административной согласованности в реализации интересов того или иного региона, что приведет к административному дисбалансу и нестабильности.
Между федеральными и региональными властями существуют совместные компетенции, закрепленные в ст. 110 Конституции. В совместную компетенцию федеральных и региональных властей входит:
- Управление таможней, совместно с правительствами областей и административных округов, не объединенных в области. Данное урегулируется законом.
- Контроль за основными источниками электроэнергии и ее распределением.
- Формирование, совместно с областями и административными округами, не объединенными в области, политики в отношении окружающей среды с целью обеспечения ее защиты от загрязнения и сохранения ее чистоты.
- Формирование политики генерального планирования и развития.
- Формирование, совместно с областями и административными округами, не объединенными в области, политики национального здравоохранения.
Из текста данной статьи можно заметить, что в осуществлении этих совместных полномочий доминирующая роль отводится властям областей и административных округов. Также следует отметить, что такая совместная компетенция ограничена многочисленными нормами. И это не считается самоуправством в силу независимости административного округа или области. Поскольку в Конституции довольно четко прописано, что нефть и газ полностью принадлежит народу, то эта совместная компетенция касается только нефтяных и газовых месторождений и не относится к другим месторождениям полезных ископаемых, таких как сера, ртуть, фосфор и других не нефтяных ресурсов. Можно сказать, что местная администрация компетентна управлять месторождениями полезных ископаемых, кроме нефти и газа, на том основании, что эта юрисдикция не относится к исключительной компетенции центральной администрации (центрального правительства), и в Конституции нет положения о том, кто является владельцем административной компетенции в отношении месторождений и природных полезных ископаемых, за исключением нефти и газа,
Поэтому необходимо сказать, что эта компетенция предназначена для местной администрации и для правительств областей, добывающих ресурсы.
К числу других совместных компетенций федерального правительства и административных округов и областей относится управление таможней. В Конституции ясно сказано, что управление таможней представляет собой согласованное управление между центральной администрацией и администрацией областей и административных округов, не объединенных в области. Естественно, что эта совместная компетенция не относится к формированию политики торговли через границы областей и административных округов, потому как это является одной их исключительных компетенций центра. Здесь под таможней понимаются пропускные таможенные пункты государства Ирак с соседними государствами. Следовательно, под административными округами с совместным управлением понимаются административные округа, граничащие с соседними государствами и имеющие в пределах своих административных границ таможенный пункт или департамент.
Следует отметить Административные округа стали настоящими юридическими лицами. Ими управляют полностью независимые от центрального правительства органы (Советы). Такой же правовой статус после принятия в 2005 году Конституции получили провинции и волости. Совет административного округа получил законодательную и надзорную власть. Исполнительную власть возглавляет губернатор административного округа, который избирается Советом административного округа и он может быть как членом так и не членом Совета. До сих пор процедура избрания губернатора не установлена.
Губернатор является высшим должностным лицом исполнительной власти в административном округе. Он отвечает за исполнение федеральных законов и решений Совета административного округа. Губернатор имеет право присутствовать на заседаниях Совета административного округа, но не имеет права голосовать. Губернатор подотчетен Совету административного округа.
В соответствии со ст. 7 Закона № 21 от 2008 года «О Советах административных округов», Председатель Совета и его заместители избирается абсолютным большинством голосов на первом заседании Совета.
Административным округам, не объединенным в области, должны быть предоставлены широкие административные и финансовые полномочия с целью обеспечения для них возможности внутреннего регулирования согласно принципу децентрализованного управления таким образом, чтобы это не противоречило Конституции и законам.
В ст. 2 Закона № 21 от 2008 года «О Советах административных округов», действующем в отношении формирования провинций и волостей, говорится: «Каждый административный округ включает в себя группу провинций и волостей, которые являются юридическими децентрализованными лицами, и каждая провинция и волость имеет местный Совет. Совет провинции состоит из десяти мест. Совет волости состоит из семи мест».
Что касается роспуска Совета, то законодатель должен был дать указания на неисполнение Советом административного округа, провинции или волости своих обязанностей и конституционно-правовые нарушения, а также разработать пути решения подобных вопросов. Именно это законодатель сделал в ст. 20-21 Конституции. В ст. 20 указаны причины и процедура роспуска Совета административного округа:
- грубое нарушение возложенных на него обязанностей;
- нарушение Конституции и законов;
- утрата 1/3 членов условий членства.
Роспуск Совета административного округа осуществляется либо решением Совета абсолютным большинством, либо решением Совета представителей абсолютным большинством по просьбе губернатора.
Подтверждена независимость Советов административных округов, отменен какой-либо контроль за ними со стороны любого министерства.
Некоторые считают, что Конституция отменила контроль за Советами административных округов со стороны любого министерства, но не лишала надзора за ними на том основании, что в тексте Конституции нет буквальной отмены надзора и что контроль не означает надзор. Контроль означает наблюдение за Советом определенным образом или означает подчинение членов Совета административного округа центральной администрации с возможностью их изоляции или роспуска Совета по ее инициативе.
Контроль подразумевает собой подчинение деятельности Совета административного округа и его решений взглядам и курсу центральной администрации, когда последняя предопределяла решения или в последующем их утверждала. Поэтому можно прийти к выводу, что Конституция запрещает контроль, но не запрещает надзор.
Мы считаем, что стремление конституционного законодателя состоит в том, чтобы сделать Совет административного округа реальной альтернативой центральной администрации в административном округе.
Надзор, который осуществляет центральная власть, затрагивает другие не административные сферы. Он заключается в следующем:
- Законодательный надзор: Совет представителей Ирака имеет право осуществлять надзор над избранными местными Советами, включая Совет административного округа, а именно:
а) Совет представителей вправе опротестовать решения Советов административного округа, если они противоречат Конституции или действующим законам. В случае если нарушение не будет устранено, Совет представителей может отменить данное решение простым большинством (п. 2 ст. 3 с поправками). Целью данной поправки являлось стремление законодателя усилить надзор центральных властей за деятельностью местных властей для подтверждения традиционного курса центральной системы.
б) Совет представителей вправе распустить Совет административного округа абсолютным большинством от общего числа своих членов по просьбе губернатора или просьбе числа членов, согласно п. 1 ст. 30 с поправками.
в) Совет административного округа имеет право распустить местные Советы абсолютным большинством от общего числа своих членов по просьбе главы волости, согласно п. 3 ст. 30.
- Административный надзор: Совет представителей Ирака наряду с Советом административного округа осуществляет административный надзор за главами органов местного самоуправления:
а) Совет представителей имеет право снять с должности губернатора абсолютным большинством по предложению Премьер-министра в соответствии со ст. 7/8/0.
б) Совет административного округа может допросить губернатора или одного из его заместителей по просьбе 1/3 его членов и отстранить его от должности при наличии некоторых причин, указанных в ст. 7/8/0.
в) Совет административного округа вправе распустить местные Советы абсолютным большинством по просьбе главы волости в соответствии со ст. 03/03/2.
- Технический надзор: согласно ст. 37 Закона, ведомства административного округа и местные Советы подвергаются техническому контролю по следующим пунктам:
а) Бюро аудита осуществляет аудиторские проверки. Централизованные доходы государственных ведомств являются конечными доходами государства на основании Закона об общем бюджете, Закона № 16 от 2003 года «О финансовом управлении и общественном долге», Закона № 40 2012 года «О продаже и аренде государственных фондов» (решение Государственного совета 72/0031). Регулирование (ограничение) всех доходов государства, централизованно поступающих в федеральный бюджет, позволит центральной власти реализовать стратегические проекты, которые принесут пользу административному округу в рамках общей политики в области строительства вместо несбалансированного распределения этих доходов. Вместе с тем будет учтена необходимость того, чтобы Ирак направлял государственные расходы на развитие всех административных округов, которые различаются по своим природным и человеческим ресурсам, таким образом, чтобы была соблюдена социальная справедливость и устойчивое развитие.
Суд принимает свои решения простым большинством, за исключением особых решений, касающихся разрешения споров, возникающих между федеральным правительством и правительствами областей и административных округов, муниципалитетами, органами управления на местах, которые должны выноситься большинством в две трети голосов. Решения Верховного Суда Федерации являются обязательными для всех органов власти. Суд должен соблюдать процедуры, установленные внутренним уставом Суда.
Ни в законе, ни в статьях Конституции не указано, кто имеет право обращаться с иском в Суд, как не определены процедура и условия для принятия иска. Только в п. 3 ст. 90 Конституции гарантировано право на прямое обращение к Верховному Суду каждого члена Кабинета Министров, заинтересованных граждан и других лиц.
Мы считаем, что это право ограничивается иском по вопросу, указанному в п. 3 ст. 90 Конституции, а именно: «Урегулирование дел, связанных с применением федеральных законов, постановлений, предписаний, директив и процедур, изданных федеральными властями». Было бы лучше, если бы конституционный законодатель обобщил этот текст так, чтобы обращение в Суд стало правом федеральных или региональных властей, а также физических и юридических лиц.
На основе проведенного исследования следует сформулировать несколько выводов и рекомендаций:
Отношения между органами федеральной власти и органами местного самоуправления представляют собой делегирование полномочий, которое подразумевает передачу ответственности и административных функций органам местного самоуправления, которые в свою очередь продолжают оставаться частью единого государства10. Это означает, что органы местного самоуправления автономного региона реализуют свои компетенции и полномочия в рамках установленных центральным правительством правил.
Административные округа, не объединенные в области, согласно действующей Конституции, не смогут разделять власть с федеральным правительством в соответствии с разграничением власти и полномочий между ними. Таким образом, административные округа будут маргинализированы, что усугубит процесс их раскола и подтолкнет на путь разделения. Сохранение их в статусе административных округов означает, что по сравнению с областью они будут на уровень ниже в плане независимости принятия решения.
Положения, заложенные действующей Конституцией Ирака в основу разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти, относят некоторые вопросы исключительно к юрисдикции федеральных органов власти, а другие вопросы - к совместной компетенции федеральных и региональных властей. В случае разногласий компетенции должны быть переданы региональным властям.
Таким образом, мы видим необходимость внести поправки к действующей Конституции, чтобы четко разграничить полномочия областей и федеральных органов власти исходя из общепризнанных в федеративных системах норм, и не следует связывать административные округа, не объединенные в области, с федеральным правительством центральной системой. Их необходимо объединить в области как нормальное явление в федеративной системе. Также прописать в действующей Конституции, что в случае противоречий и разногласий по поводу совместных компетенций между федеральным правительством и регионами, приоритет отдается положениям Федеральной Конституции и принять закон, определяющий полномочия Федерального Суда, процедуру и условия обращения в него, а также правообладателя обращения.
ДЖААФАР Насер Абдулрида
аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета, ассистент лектора юридического колледжа университета Албасра Республики Ирака