Статья содержит в себе анализ бюджетного законодательства о проблемах, которые так или иначе препятствуют стабильному развитию бюджетного права.
Большая часть проблем основана на слишком узком понимании предметного состава науки и права, а также недостатка в едином методологическом факторе познания, следует учесть и отсутствие определенности в научных критериях познания. Задачами данной статьи в указанном исследовании является построение наиболее эффективного пути решения в модернизации бюджетного законодательства. В исследовании авторы использовали следующие методы исследования: логический метод, системный и формально-правовой анализ, сравнительный и обобщающий методы.
Ключевые слова: бюджетное право, бюджетное законодательство, бюджетный кодекс, бюджетная ответственность, бюджетное правонарушение, отрасль, право, юриспруденция, наука, закон, субъект, противоправность, виновность.
АЗАРХИН Алексей Владимирович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и философии, доцент кафедры организации борьбы с экономическими преступлениями Института права Самарского государственного экономического университета
ЗОТОВА Ангелина Александровна
магистрант 1 курса Института права Самарского государственного экономического университета
AZARKHIN Aleksey Vladimirovich
Ph.D. in Law, associate professor, associate professor of Organization of combating economic crimes sub-faculty, associate professor of Theory
of law and philosophy sub-faculty of the Institute of Law of the Samara State University of Economics
ZOTOVA Angelina Aleksandrovna
magister student of the 1st course of the Institute of Law of the Samara State University of Economics
BUDGET VIOLATION AS A BASIS FOR BRINGING TO BUDGET RESPONSIBILITY
The article contains an analysis of budget legislation on the problems that, to one degree or another, hinder the stable development of budget law. Most of the problems are based on a too narrow understanding of the subject composition of science and law, as well as a lack of a single methodological factor in cognition; one should also take into account the lack of certainty in the scientific criteria of cognition. The objectives of this article in this study is to build the most effective solution to the modernization of budget legislation. In the research, the authors used the following research methods: logical method, systemic and formal-legal analysis, comparative and generalizing methods.
Keywords: budget law, budget legislation, budget code, budget responsibility, budget offense, industry, law, jurisprudence, science, law, subject, illegality, culpability.
В Российской Федерации установлены постулаты для привлечения к действующему законодательству бюджетного права за нарушение Бюджетного кодекса РФ.
Значимым юридическим фактом, благодаря которому и происходит процесс возникновения отношений по применению мер юридической ответственности, является правонарушение.
Во многих научных исследованиях правовая природа правонарушения рассматривалась, как основание применения мер юридического принуждения, как в общей теории права, так и в отраслевых правовых науках.
Важно заметить, что Бюджетный кодексе РФ не трактует понятие "бюджетное правонарушение". Однако, данный кодекс заменил данное понятие на термин "бюджетное нарушение"[1]. Некоторые положения глав Бюджетного Кодекса РФ закрепляют и определяют меры принуждения и виды нарушений в бюджетном праве.
Существует мнение, что понятия "бюджетное правонарушение" не идентично термину "бюджетное нарушение" [1]. Подобное расхождение концепций могло произойти из-за нехватки в области юридической техники.
Рассмотрим признаки присущие бюджетному праву. Первый признак - противоправность. Данный признак означает, что нормы бюджетного права были нарушены, что неотъемлемо повлечет опасность для общества, которая находит свое отражение в том, что обществу и государству был нанесен ущерб.
Следующий признак - это признак вины. Виновность выражается непосредственно в бюджетном правонарушении, которое совершается с умыслом либо по неосторожности. Существует мнение, что субъективное состояние правонарушителя не относится к обязательным основаниям ответственности.
Рассмотрим позицию, которая заключается в том, что ответственность без вины недопустима. Например, Годин А. М. повествует о том, что существует мнение, которое из первостепенных характеристик бюджетной сферы исключает виновность. Данная позиция объясняется тем, что имеет место быть возможность, благодаря которой меры принудительного характера будут применены без внимания вины. Следовательно, недопустимо говорить о совершении бюджетного правонарушения, так как получается, что признак вина не имеет значения, который не предусматривает мер для реализации ответственности [3].
В российском законодательстве все еще существуют проблемы правового регулирования бюджетной ответственности.
Например, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют ссылки, определяющие сторону деяния со стороны субъекта. На наш взгляд, это серьезная недоработка законотворца. Так как, формирование виновности — это существенная предпосылка для принятия мер ответственности в бюджетном праве.
С другой стороны, проступок со стороны субъекта бюджетной сферы можно трактовать подобно проступку юридических лиц в правоотношениях административного права. Разумеется, с совокупностью субъективных и объективных условий.
Следующей недоработкой, на наш взгляд, Российского законодателя является то, что существует недостаток в области регулирования права в отрасли бюджетной ответственности. Процедура, прописанная в законодательстве, на данный момент времени не носит характер детального регулирования, то есть выражена в рамочной предпосылке. Соответственно, процессуальная форма отсутствует [7].
Круг субъектов, имеющих право применять меры бюджетной ответственности, также вызывает ряд вопросов. Не совсем понятно, почему законодатель не расширяет круг субъектов, уполномоченных осуществлять меры фискальной ответственности [5].
Кроме того, на наш взгляд, существует необходимость в расширении карательных санкций. Например, в сфере нецелевого расходования бюджета должностными лицами. Помимо данного предложения, так же было бы целесообразным решением ввести запрет для данных лиц на право занимать должность руководителя в бюджетных органах.
В процессе исследования бюджетного законодательства было установлено, что существует срок (30 календарных дней), в течение которого меры принуждения со стороны налогового органа должны быть применены. То есть, после получения сведений экономическим органом о реализации в действие мер налогового принуждения.
Таким образом, на основании вышесказанного, считаем целесообразным внести предложение о сокращение данного срока. Так как, данные действия, для устранения нарушений, должны применяться сразу, не растягивая процедуру применения к нарушениям законодательства бюджетного права.
В свою очередь, при написании данной научной работы были выявлены упущения в регулировании финансово-налоговой сферы, которое заключается в законе, регулирующем оказание государственных услуг населению. Необходимо повысить финансовую ответственность и дисциплину.
Суммируя вышесказанное, нельзя не обратить внимания, что на сегодняшний день существует острая потребность в улучшении Бюджетного кодекса Российской Федерации, путем включения трансформаций в законодательство. Таким образом, институт бюджетной ответственности приобретет структурированность[2].