Реализация народами права на самоопределение является одним из самых актуальных и изучаемых вопросов в современном мире.
С каждым годом количество народов, претендующих на реализацию данного права, увеличивается. В их числе уже давно борющиеся за свою независимость баски, каталонцы, курды, а также иные многочисленные народы, так или иначе стремящиеся к самоопределению. В настоящее время на полноценную реализацию этого права претендуют также народы Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Гренландии, Квебека, Северного Кипра, Приднестровья. Некоторым народам из приведенного списка в той или иной степени удалось осуществить свои намерения, чаще всего при осуждении большей частью мирового сообщества. Также не стоит забывать о двух весьма ярких примерах реализации дефакто права на самоопределение народами Крыма и Косово.
Как отмечается выше, указанные народы сталкиваются с массой проблем на пути к реализации права определять свою судьбу. Помимо очевидного нежелания государств, в составе которых находятся такие народы, допускать все большую автономность народов в составе государства или даже нарушение целостности своей территории, главной проблемой является отсутствие надлежащей практики реализации права на самоопределение в рамках действующего международного и национального права мирным способом. В этом контексте пример Шотландии представляет повышенный интерес для изучения и может послужить полезной моделью для любого народа, желающего реализовать свое право на самоопределение.
Принцип самоопределения народов (и право народов на самоопределение, являющееся его производной) впервые был закреплен в международном праве после Второй мировой войны (пункт 2 статьи 1 Устава ООН). Однако на тот момент данный принцип имел иную смысловую нагрузку и правовое значение и, в первую очередь, был направлен на постепенную деколонизацию мира, а также освобождение порабощенных народов. Ярким свидетельством такого подхода может служить Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, утвержденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г.
Однако с течением времени и постоянным уменьшением количества колониальных стран и народов принцип самоопределения народов начал трансформироваться. Данный принцип начал приобретать значение, близкое к нынешнему, а также началось формирование двухступенчатого механизма реализации данного принципа, состоящего из двух этапов. Первым этапом, или внутренним самоопределением, является реализация права на самоопределение внутри существующего государства. Второй этап, или внешнее самоопределение, предусматривает изменение политического статуса путем отделения от нынешнего государства и формирования своего отдельного независимого государства или же включение в состав иного существующего государства.
Такой трансформации сопутствовало закрепление рассматриваемого принципа в многочисленных новых международных договорах и документах. В первую очередь стоит отметить статьи 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах, которые устанавливают, что все народы имеют право на самоопределение и в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Как можно увидеть из приведенных положений, право на самоопределение стало распространяться на все народы без исключения и приобрело комплексный характер, теперь включая в себя права экономического, культурного и социального характера.
Наконец, свой современный вид принцип самоопределения народов обрел с принятием Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. В соответствии в указанной Декларацией «в силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава». Декларация также подтверждает возможность реализации права народа на самоопределение путем изменения своего политического статуса: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение». Более того, Декларация содержит в себе окончательно сформированный двухуровневый механизм реализации права на самоопределение, позволяющий определить, в каком случае возможно отделение от существующего государства. Данный механизм получил название «защитная оговорка»: «Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».
Несмотря на тот факт, что документы, принимаемые Генеральной Ассамблеей ООН, не имеют обязательного характера, они служат неоспоримым свидетельством выражения единой воли государств-членов Организации Объединенных Наций. Это, в свою очередь, вкупе с последующей деятельностью государств в соответствии с данной Декларацией и предшествовавшими ей документами, подтверждает наличие главных элементов, формирующих международно-правовой обычай: практики государств и opinio juris.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное международное право содержит в себе детально разработанный и полностью сформированный принцип, наделяющий народы правом осуществлять самоопределение, реализация которого осуществляется с помощью двухступенчатого механизма сначала на внутреннем уровне, а при невозможности такой реализации - на внешнем уровне.
Попробуем теперь спроецировать анализируемые правовые нормы на события, имевшие место в Шотландии.
Для начала необходимо отметить, что шотландское движение за независимость - явление вовсе не новое и имеющее серьезный исторический контекст. Первые выступления за независимость в Шотландии начались буквально сразу после объединения с Англией. В 1707 году Между Королевством Шотландия и Королевством Англия был заключен Акт об Унии, по результатам которого обе страны сформировали новое союзное государство - Великобританию. Парламент Королевства Шотландии был упразднен и уступил свое место объединённому британскому парламенту, большинство в котором принадлежало англичанам. Эмблемы и флаги двух стран также были объединены. Независимость сохранили только шотландская пресвитерианская церковь, а также законодательная и судебная системы.
Однако со временем и эти сферы влияния также стали переходить к централизованным властям. Более того, законодателями Шотландия воспринималась лишь как одна из административно - территориальных единиц Великобритании. Все это не могло не вызвать народные возмущения в Шотландии. Однако такие движения не только не привели к увеличению автономности, а наоборот - возымели обратный эффект. Реакцией властей Великобритании было усиление централизации и максимальное сокращение управления на местах. Принимались акты законодательства, ограничивавшие население Шотландии в культурной, социальной и экономической сферах. В том числе ограничивалось или полностью запрещалось употребление гаэльского языка, ношение традиционных нарядов (таких как «килт»), использование традиционных музыкальных инструментов (волынок), проводилась политика разоружения и вводились все новые и новые налоги, загонявшие население в экономическую кабалу.
Как можно наблюдать, в XVIII-XIX веках положение шотландского народа было весьма плачевным. Существуй на тот момент сформированная система международного права в ее современном виде, можно было бы утверждать, что шотландский народ имел полное право потребовать реализации принципа самоопределения народов через отделение от территории Великобритании.
При этом попытки британской власти подавить идентичность шотландцев не произвели должного эффекта. Национальное самосознание шотландцев только укреплялось, а с течением времени запреты постепенно снимались.
С новой силой вопрос самоопределения в Шотландии встал после Первой мировой войны. На территории Шотландии появились различные политические партии, выступавшие за независимость от Великобритании. Самой крупной из них стала левоцентристская Шотландская национальная партия. Стоит отметить, что на тот момент основной целью левоцентристов было не отделение от Великобритании, а расширение своей автономии в рамках существующей государственной системы.
В 70-х годах XX века у берегов Шотландии было открыто крупное нефтяное месторождение. Обнаружение большого количества такого ценного ресурса послужило катализатором новых движений за приобретение независимости. Для разрешения вопроса о независимости Шотландии была создана специальная Королевская комиссия по вопросам деволюции (комиссия Килбрендона). Целью Комиссии было изучить проблему возникновения движений за независимость в Великобритании (помимо Шотландии за свою независимость боролся также и Уэльс) и предложить возможные варианты решения этой проблемы. По итогам деятельности Комиссии и дальнейшей разработки предложенных ей идей в британский парламент был внесён законопроект, получивший название «Билль о Шотландии и Уэльсе». Позже по итогам множественных дискуссий и споров в британском парламенте указанный законопроект был разделен на два: «Билль о Уэльсе» и «Билль о Шотландии». В соответствии с ним предполагалось проведение референдума на территории Шотландии по вопросу создания парламента на ее территории, который был бы наделен хоть и ограниченными, но все же законодательными полномочиями, а также возможностью регулировать некоторые финансовые вопросы, в частности, распоряжение доходами от продажи нефти. Это означало бы первый за более чем два с половиной века созыв шотландского парламента.
Тем не менее, часть британского парламента была настроена против всякого увеличения автономии Шотландии и добилась включения в «Билль о Шотландии» положения, в соответствии с которым для принятия решения о создании шотландского парламента и увеличения автономии требовались голоса как минимум 40 % от всех допущенных к голосованию избирателей. Из-за данной нормы все усилия шотландских борцов за независимость были приложены впустую. Несмотря на довольно высокую явку в 63,6 %, из которых 51,6 % проголосовало за расширение автономии, общее количество проголосовавших «за» составило всего 32,9 % от общего количества избирателей в Шотландии.
После такого чувствительного поражения движения за независимость в Шотландии перешли в вялотекущий режим и продолжались скорее по инерции вплоть до 90-х годов ХХ века, после чего последовал очередной всплеск выступлений за независимость. Создаются многочисленные националистические организации разной степени радикальности, также все большую поддержку получают выступления за автономность и среди нейтрального населения. С приходом к власти лейбо- ристкой партии во главе с Тони Блэром активистам удалось добиться проведения второго референдума 11 сентября 1997 года. На референдум в этот раз было вынесено два вопроса. Первый вопрос касался необходимости создания шотландского парламента. Второй вопрос был посвящен наделению указанного парламента полномочиями регулировать изменение ставок различных налогов. Несмотря на меньшее количество участников референдума (60,4 %), поддержка населения была намного более существенной. За создание парламента проголосовали 74,3 % избирателей, а за наделение парламента полномочиями в сфере налогообложения - 63,5 % проголосовавших. По итогам референдума был принят очередной «Акт о Шотландии», в соответствии с которым учреждался Парламент Шотландии. В компетенцию Парламента входила разработка и принятие законодательных актов в определённых для Парламента сферах деятельности, а также принятие подзаконных актов, расширяющих и конкретизирующих акты национального законодательства Великобритании.
Подведем промежуточный итог нашего исследования. На момент начала XXI века шотландский народ существенно продвинулся в сфере реализации своего права на самоопределение. Помимо права принимать непосредственное участие в распоряжении своими природными ресурсами, шотландцы получили возможность свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Более того, шотландцам даже удалось изменить свой политический статус, определив себя как автономный народ в рамках существующего государства и приобретя значительное количество инструментов и институтов для дальнейшей имплементации своего самоопределения. Можно утверждать, к началу нового тысячелетия право шотландского народа на самоопределение было реализовано на внутреннем уровне и, что самое главное, практически бескровно.
Финальным же этапом в нашем исследовании является период со второй половины 2000-х годов по настоящее время. Начиная с 2007 года, в Парламенте Шотландии не утихали дебаты между сторонниками и противниками проведения референдума за полную независимость Шотландии от Великобритании. Однако с каждым годом поддержка движения за отделение от Великобритании среди населения возрастала. Окончательно идея о проведении референдума начала превращаться в жизнь в 2011 года, когда Шотландская национальная партия, выступавшая за независимость, получила большинство в шотландском парламенте, а ее лидер Алекс Салмонд стал первым министром правительства Шотландии. 15 октября 2012 го ветствии с которым осенью 2014 года на территории Шотлан да им и премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном было подписано соглашение, в соотдии должен был быть проведен референдум о независимости. В ходе референдума голосующим было необходимо ответить на один вопрос: «Должна ли Шотландия быть независимым государством?» При этом противники независимости, как на территории Шотландии, так и во всей остальной Великобритании, активно пропагандировали свою позицию. Власти Великобритании даже выдвинули предложение значительно расширить автономию Шотландии при условии, что она останется частью существующего государства.
18 сентября 2014 года референдум состоялся. По его итогам за независимость Шотландии высказалось 44,7 % избирателей при явке в 84,5 %. Таким образом, полученного количества голосов не хватило для получения независимости и Шотландия осталась частью Великобритании.
Однако этот факт не должен никоим образом отражаться на понимании главного: народу Шотландии было предоставлено право определять свою судьбу, и они сделали свой выбор. Сущность принципа самоопределения народов не в обязательном приобретении независимости или присоединении к новому государству. Его суть заключается в самой возможности выбора, причем выбора не только политического, но и экономического, социального и культурного. И поэтому пример Шотландии является столь уникальным и значимым для изучения. Конечно, в период с XVII по XX век до зарождения и формирования международного права борьба за автономность в Шотландии не всегда была мирной. Однако эта длительная и упорная борьба со временем и сформировала тот правопорядок, в соответствии с которым право на самоопределение шотландцев теперь реализуется в полной мере. И это происходит в полном соответствии с двухступенчатой моделью реализации указанного права. Более того, реализация права на самоопределение шотландского народа продолжается и сейчас. После очередного судьбоносного референдума в Великобритании было принято решение покинуть состав Европейского союза. При этом на территории Шотландии подавляющее большинство населения проголосовало против такой инициативы. Это повлекло за собой очередную волну движений за независимость Шотландии во главе с новым лидером Шотландской национальной партии - Никола Стерджен. В настоящий момент между действующими правительствами Великобритании и Шотландии существует договоренность решить рассматриваемый вопрос после завершения процедуры выхода Великобритании из ЕС. Каким будет результат предсказать невозможно. Единственное в чем можно быть уверенным - право народа Шотландии на самоопределение будет реализовано, и при этом реализовано в рамках и в соответствии с действующим национальным законодательством Великобритании и международным правом.
ЧИЛИНГАРЯН Павел Вячеславович
аспирант Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития России, консультант Правового департамента Министерства экономического развития России