Прежде чем обратиться к анализу испанского законодательства, регулирующего организацию и структуру исполнительных органов власти, необходимо дать краткую характеристику нормативной базе и видам источников в испанском праве, с тем, чтобы в последующем определиться с терминологией.
Поскольку переводов испанского законодательства на русский язык не так много, особенно в части подзаконного регулирования, то автор столкнулся с необходимостью самостоятельного поиска наиболее адекватных русскоязычных эквивалентов для терминов и понятий.
Многие понятия трудны не столько для перевода, сколько для поиска именно таких слов и выражений, которые бы с одной стороны, были наиболее близки к оригиналу, а с другой, не вызывали бы когнитивного диссонанса у читателя, знакомого с русскоязычной юридической терминологией. Однако, при всем этом, в данной работе мы постарались осуществить перевод если не буквально, то наиболее близко к тексту оригинала. Конечно, сложно было избежать некоторых ассоциаций, мешающих восприятию, например, названия государственных должностей, такие как Генеральный секретарь или Государственный секретарь - непроизвольно ассоциируются с известной советской номенклатурной должностью или же с наименованием главы внешнеполитического ведомства в США, но по нашему мнению, здесь было необходимо переводить понятие буквально, чтобы в дальнейшем избежать путаницы.
Однако вернемся к классификации нормативных правовых актов в Испании. Здесь надо прояснить ряд моментов. Даже поверхностный взгляд на эту систему создает впечатление чего-то знакомого. Действительно, можно явно проследить сходство с российской системой актов. Конечно, прямые параллели, учитывая разницу в государственном устройстве, не совсем уместны. Но все же...
Помимо Конституции Испании 1978 года, как основного документа высшей юридической силы, существует система актов, принятых законодательной властью и исполнительной. Акты Парламента делятся на законы конституционные (ley organica) и законы ординарные (ley ordinaria). Первые регулируют и разъясняют наиболее важные вопросы государственного устройства, обозначенные в положениях Конституции, вторые - практически все остальные значимые вопросы жизни страны от экономики до образования.
Подзаконные акты, принятые органами исполнительной власти, в общем носят название декретов и делятся на Декреты, имеющие ранг закона и Декреты не имеющие такого ранга (также они могут называться ординарными декретами и регламентами). Декреты издаются Советом Министров. Регламенты - акты более низкого ведомственного уровня, они издаются министерствами (также как и различные циркуляры, резолюции, инструкции, приказы).
Среди декретов в ранге закона выделяются - королевские декреты (Real Decreto) - называемые так потому, что после их издания они подлежат санкционированию Королем Испании (статья 91 Конституции Испании). Королевские декреты - законы (Real Decreto Ley) (статья 86 Конституции) это временные акты, которые принимаются Правительством в срочных и экстраординарных случаях, однако в последующем, в любом случае требующих утверждения Конгрессом.
Надо сказать, что во времена правления Франко и непосредственно перед принятием Конституции Испании 1978 года в испанском административном праве - ни в доктрине, ни в законодательстве - не было столь обычного сегодня употребления термина Генеральная администрация государства. Присутствовало лишь разделение администрации на центральную и локальную. Однако уже через пять лет после принятия Конституции этот термин появился в законе 10/1983 и стал применяться и в других актах, например в известном законе о правовом режиме административных процедур 30/1992 года., статья 2 которого гласит, что к так называемой «публичной администрации» относятся: Генеральная администрация государства, администрации автономных областей, и локальные (местные) администрации.
В законе LOFAGE термин Генеральная администрация государства используется в двояком смысле. В узком - она включает в себя центральные органы власти (например, министерства), а также органы, представляющие Правительство в регионах - делегации в автономных областях, а также администрацию за рубежом (например, посольства).
В широком смысле - все перечисленное выше плюс так называемые автономные организмы или публичные организмы. Однако, к сожалению в законодательстве нет ответа на вопросы - что же это за автономные организмы, и, второе - куда в данной системе следует отнести Правительство.
Далее, также не совсем ясно - составляет ли Правительство часть Генеральной администрации государства? На первый взгляд логично предположить, что большая часть деятельности Правительства по своей природе. Поэтому однозначно - Правительство - это часть Генеральной администрации.
Что же это за специальные администрации, которые могут оставаться вне системы Генеральной администрации государства?
Эта проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Откуда вообще возник данный вопрос, - а возник он по той причине, что следуя логике, если существует администрация генеральная (общая), то должна быть и специальная. В начале надо выяснить, есть ли критерий разделения администрации на общую (генеральную) и специальную. К сожалению, анализ законодательства показывает, что в нормативной базе нет единых критериев и это приводит к серьезной путанице. Напрашивается вывод, что когда-то термин «Генеральная» был употреблен просто как синоним слова «Центральная».
Некоторые авторы вообще предлагают убрать это понятие, как вносящее неразбериху или как недочет юридической техники.
Генеральной линией новой конституционной эпохи после 1978 года стало реформирование исполнительной власти. Первоначально было определено, что Правительство будет состоять из Председателя, его заместителей, министров и других членов, точное количество которых не определено.
Если буквально ориентироваться на положения конституции, то может сложиться впечатление, что Правительство находится в подчиненном положении по отношению к парламенту и его значение вторично. Но это не так
Что касается положения и роли министерств, то надо заметить, что органы исполнительной власти в Испании демонстрируют тенденцию к постоянному увеличению их количества. - как в горизонтальном плане (рост количества министерств), так и в вертикальном - (количество подчиненных ведомств внутри министерских структур также возрастает).
Среди основных нормативный актов, составивших костяк испанского законодательства в сфере регулирования деятельности и структуры исполнительной власти, следует назвать:
Закон 6/1997 от 14 апреля « Об организации и функционировании Генеральной администрации государства»
Закон 50/1997 от 27 ноября « О Правительстве»
Закон 28/2006 18 июля «О государственных агентствах в сфере оказания государственных (публичных) услуг.
Закон 40/2015 с изменениями от 2017 года от 1 октября «О правовом режиме публичного (государственного) сектора»
Все это многообразие, к сожалению, не устраняет необходимости создавать более упорядоченную систему нормативных актов, с учетом заявленных целей административной реформы.
Масштабная реформа имеет перед собой две главные цели - упорядочение внешних связей и отношений государственных органов исполнительной власти с гражданами и организациями, и с другой стороны регулирование внутренней структуры и функций каждого уровня управления.
Структура Генеральной администрации государства должна отвечать принципам функционального разделения полномочий между министерствами, а также территориального разделения на центральные и периферийные (региональные) органы - делегации в автономных областях Испании.
Структурно Генеральная администрация государства состоит из:
- Центрального организма (министерства).
Центральные органы названы в законе вышестоящими
и руководящими. К вышестоящим относятся - Министры и Государственные секретари. К руководящим - Заместители секретарей (вице секретари), генеральные секретари; генеральные технические секретари и генеральные директоры; генеральные вице директоры.
- Территориального организма. К нему относятся делегации Правительства, представленные Делегатами в ранге Вице секретарей, а также Субделегации в провинции, которыми руководят должностные лица в ранге генеральных вице директоров.
- Генеральной администрации государства за рубежом. Это послы и постоянные представители в международных организациях.
Все остальные существующие органы исполнительной власти являются подчиненными и зависимыми от указанных выше.
Внутренняя организация министерств выглядит следующим образом.
Должностные лица министерств имеют ранги государственных секретарей и генеральных секретарей. В структуре министерств выделяются Субсекретариаты и Генеральные технические секретариаты, осуществляющие обеспечение административной работы.
Генеральные дирекции в составе министерств подразделяются на генеральные субдирекции.
Создание, преобразование и ликвидация всех органов во внутренней структуре министерств осуществляется путем издания Королевских декретов (real decreto) Советом Министров, по инициативе заинтересованного министра и с одобрения Министра финансов и публичной администрации.
Органы более низкого уровня создаются и ликвидируются самим министром путем издания приказа.
Министры возглавляют свой сектор административной работы и выполняют такие функции:
- Осуществляют управление и регулирование.
- Определяют цели министерства, утверждают планы, распределяют ресурсы ( в пределах выделенного бюджета).
- Утверждают бюджеты (расходы) министерства и передают их в Министерство финансов.
- Определяют внутреннюю структуру министерства.
- Поддерживают связи с автономными областями и созывают и проводят секторальные конференции.
- Разрешают административные конфликты.
Государственные секретари напрямую ответственны за
деятельность Правительства в соответствующей сфере. Они управляют секретариатами и генеральными дирекциями, находящимися в их подчинении и отвечают за их деятельность перед министрами. Также они координируют проекты и программы в своих секторах, осуществляют надзор.
Вице секретари содействуют вышестоящим органам с точки зрения технического сопровождения, помогают министру в контроле эффективности работы министерства, отвечают за рационализацию и упрощение процедур и методов работы.
Делегации от правительства координируют деятельность Генеральной администрации в регионах, осуществляют надзор, работают в тесном сотрудничестве с местными органами. Делегаты назначаются и отстраняются от должности посредством реального декрета Совета министров по представлению Председателя Правительства.
В каждой автономной области Испании, где существует несколько провинций - обязательно присутствуют субделегации от центральных органов исполнительной власти. Они при необходимости могут быть созданы даже в автономиях, имеющих только одну провинцию в своем составе. Основной их компетенцией является именно осуществление совместной работы с местной властью, особенно в сфере финансирования различных программ.
Субделегации в провинциях на своем более локальном уровне выполняют все предыдущие функции, но также и дополнительно осуществляют контроль соблюдения прав, свобод, обеспечения безопасности граждан. А также управляют объектами государственной собственности в регионах (недвижимость).
Правительство в целом руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной службой, а также безопасностью государства. Правительство осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и законами. Состоит из Председателя, заместителей председателя и министров. Члены Правительства совместно образуют Совет Министров и уполномоченные правительственные комиссии (comisiones delegadas del gobierno).
Председатель Правительства координирует осуществление всех функций. Министры находятся в его прямом подчинении. Он также представляет правительство Испании во внутренней политике и за рубежом, ставит перед Конгрессом вопрос о доверии Правительству, руководит обороной государства в рамках предусмотренных полномочий, визирует нормативные акты, издаваемые Королем. Председатель может подать жалобу о неконституционности, создавать, изменять и удалять министерские департаменты посредством издания реал декрета. Он также предлагает королю кандидатуры на должности заместителей Председателя.
Совет Министров - это коллегиальный орган, осуществляющий следующие функции:
- Готовит проекты нормативных правовых актов и передает Генеральным кортесам.
- Готовит проекты законов о государственном бюджете.
- Объявляет чрезвычайное положение и предлагает конгрессу объявить военное положение.
- Руководит государственным долгом
Кабинеты - это вспомогательные органы, осуществляющие техническую и административную поддержку. Они помогают и содействуют Председателю и заместителям Председателя Правительства, Министрам и Государственным секретарям.
ГРИГОРЬЕВА Мария Александровна
старший преподаватель кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова