Процессы гармонизации правовых норм, регламентирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, в последние десятилетия приобретают наибольшую интенсивность.
Унифицирующим значением, несомненно, обладают принятые на международном уровне универсальные конвенции. Однако значительные результаты достигнуты и на региональном уровне, в первую очередь, в Европейском союзе (далее - ЕС).
Поскольку территориальная природа исключительных прав вступает в противоречие с целями создания Единого рынка ЕС, на региональном уровне стало формироваться коммунитарное право интеллектуальной собственности. В качестве стратегической задачи рассматривается унитарное действие исключительных прав. На сегодняшний день уже созданы региональные системы правовой охраны в отношении таких объектов, как товарный знак, промышленный образец, а также сорта растений. Комиссия ЕС осуществляет регистрацию географических указаний и наименований мест происхождения сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров. В ближайшее время планируется введение системы регистрации унитарного патента ЕС на основе регламентов 2012 г. Она будет существовать параллельно с национальными системами патентования изобретений и региональной патентной системой, которая действует на основе Конвенции о выдаче европейских патентов 1973 г. Однако прежде чем эта глобальная цель будет полностью достигнута, ЕС стремится к гармонизации и унификации национальных законодательств путем установления единых требований, касающихся объектов правовой охраны, перечня исключительных прав, сроков их действия, единообразного толкования и защиты.
Законодательство ЕС в области интеллектуальной собственности включает широкий круг источников, в том числе вторичных - директив и регламентов. Кроме того, сформировалась обширная практика судебных органов, и прежде всего, Европейского суда справедливости (The European Court of Justice). Своеобразие права ЕС состоит в том, что оно рассматривается в качестве наднационального (надгосударственного) права.
Наиболее императивным средством регулирования является регламент. Следует согласиться с мнением А.В. Асоскова о том, что фиксация унифицированных норм с использованием регламентов имеет целый ряд преимуществ, в частности, непосредственное применение на территории всех стран ЕС, обеспечение единообразного толкования Европейским судом, невозможность совершения оговорок. Директивы служат в качестве основного инструмента гармонизации законодательств государств-членов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для сторон спора и подлежат исполнению государствами-членами и органами ЕС.
Таким образом, в ЕС существуют два вида прав интеллектуальной собственности. Отдельные права интеллектуальной собственности, предоставленные национальными законами государств-членов, несмотря на гармонизацию посредством директив, по существу имеют территориальную сферу действия, в пределах соответствующего государства. Кроме того, созданы права интеллектуальной собственности ЕС путем принятия специальных регламентов. Они обязаны своим существованием не национальному суверенитету, а суверенитету ЕС, они создаются в соответствии с регламентами, которые применяются непосредственно и тем самым должны превалировать над любым национальным нормативным правовым актом, который может быть принят в целях их дополнения. Сфера применения регламентов - не совокупность территорий государств-членов, а территория всего ЕС.
На первом этапе формирования унитарного права интеллектуальной собственности в ЕС были подготовлены рабочие документы, в которых обозначались основные направления гармонизации. Например, в области авторского права была принята Зеленая книга «Авторское право и вызов технологии» (1998 г.). На следующем этапе (1991-2001 гг.) был принят ряд директив о гармонизации авторского права, в том числе комплексная директива об авторском праве в информационном обществе. В 2006 г. были приняты директивы о праве на прокат, праве на ссуду и некоторых правах, смежных с авторскими правами, а также о сроках охраны авторского права и некоторых смежных прав. (Они заменили соответствующие Директив 1992 г. и 1993 г.). В 2008 г. Комиссией ЕС была предложена Зеленая книга «Авторское право в экономике знаний». Целью этого документа являлось стимулирование обсуждения вопросов распространения знаний для исследований, науки и образования в режиме онлайн. Впоследствии были приняты новые директивы, в частности, об определенных разрешенных способах использования сиротских произведений (2012 г.), о деятельности организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами (2014 г.).
Гармонизация и унификация права интеллектуальной собственности в ЕС осуществляется параллельно с совершенствованием правового регулирования на международном уровне и, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на национальное право стран-членов ЕС. Вместе с тем, процессы гармонизации выходят за рамки ЕС. В результате определенное воздействие оказывается на внутригосударственное право стран, не входящих в ЕС, в том числе и на российское гражданское законодательство.
Следует отметить, что влияние происходящих процессов гармонизации на российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности происходит в различных формах. Во-первых, вследствие участия в международных договорах на основе уже существующих международных обязательств. Во- вторых, в рамках планируемого участия в международных договорах. Например, еще до присоединения к Договору ВОИС по авторскому праву правила о доведении произведения до всеобщего сведения были инкорпорированы в российский закон, в результате чего в содержание исключительного авторского права было включено соответствующее правомочие. В-третьих, осуществляется сближение и, в ряде случаев, унификация российского законодательства с правом интеллектуальной собственности ЕС.
В процессе унификации правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности учитывались международные обязательства, принятые Россией в результате заключения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство и сотрудничество между Российской Федерацией и Европейским Сообществами и их государствами-членами. Россия приняла на себя обязательство «стремиться к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества» (п.1. ст. 55 Соглашения), в том числе обеспечить адекватную и эффективную защиту и охрану интеллектуальной собственности. В Соглашении нашло отражение обязательство России присоединиться до конца 2002 г. к Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Значительные изменения и дополнения были внесены в 2003-2004 гг. в Патентный закон РФ, в закон «Об авторском праве и смежных правах». В дальнейшем соответствующие положения составили нормативное содержание Раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» части четвертой Гражданского кодекса РФ.
Помимо юридических обязательств некоторые изменения в законодательстве можно обосновать и практическими соображениями. Например, интересами обеспечения охраны прав российских авторов за рубежом, в том числе в ЕС. Например, охрана авторских прав российских правообладателей обеспечивается в странах ЕС положениями Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. При этом охрана в ЕС в определенной степени зависит от той, которая предоставляется на территории России. Как правило, срок охраны произведений иностранных авторов в какой-либо стране не может превышать срока охраны в стране происхождения. Поэтому увеличение срока охраны до 70 лет после смерти автора в российском законодательстве привело к тому, что российские авторы получают в странах ЕС такую же длительную охрану, какая предоставляется собственным гражданам в этих странах. Это связано с тем, что страны ЕС инкорпорировали в свое законодательство положения Директивы 1993 г., в которой предусматривалось соответствующее увеличение срока охраны.
Директивы и регламенты ЕС приняты по различным вопросам авторского права и смежных прав, а также права промышленной собственности. Правовое регулирование охватывает изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, топологии интегральных микросхем, базы данных, авторское право и смежные права при спутниковом вещании и передаче по кабелю, компьютерные программы, а также затрагивает вопросы защиты прав интеллектуальной собственности. Влияние на российское гражданское законодательство прослеживается по многим из этих направлений. Так, в области авторского права и смежных прав, кроме унификации срока действия исключительного права, можно отметить появление некоторых новых прав. Введение с 1 января 2008 г. охраны прав публикатора, как отмечает И. А. Близнец, представляет собой заимствование положений, действующих в Европейском союзе, хотя и в несколько измененном виде[6]. Согласно ст. 4 Директивы 2006/116/ЕС любое лицо, которое после истечения срока авторско-правовой охраны впервые законным образом публикует или доводит до публики ранее неопубликованное произведение, должно получить выгоду от охраны, эквивалентной имущественным правам автора. Срок охраны действует в течение 25 лет. В целом сходные положения закреплены в ст. 1337 ГК РФ.
Срок охраны смежных прав согласно положениям Директивы 2006/116/EC составляет 50 лет. В соответствии со ст. 3 Директивы, права исполнителя должны сохраняться 50 лет с даты исполнения. Однако если фиксация исполнения законно опубликована или законным образом сообщена публике в течение этого периода, права должны сохраняться 50 лет с даты первой такой публикации или первого сообщения публике, в зависимости от того, какой срок истекает ранее. В российском законе предусмотрены более высокие стандарты охраны, поскольку срок действия исключительного права не может быть меньше времени жизни исполнителя. Как отмечает О.А. Руза- кова, это обусловлено такими ситуациями, когда исполнитель стал известен еще в юности, а права прекращались в период жизни исполнителя. Права вещательных организаций охраняются 50 лет после первой передачи в эфир, включая передачу по кабелю или через спутник (п.4 ст. 3 Директивы). Согласно п.1 ст. 1331 ГК РФ исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение пятидесяти лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю. Таким образом, в российском законодательстве так же, как и в Директиве ЕС, предусмотрен более длительный срок охраны некоторых смежных прав, чем в Римской конвенции 1961 г., в которой было принято смешанное решение: минимальный срок охраны для артиста-исполнителя 50 лет и 20 лет для вещательных организаций.
В отношении таких объектов, как компьютерные программы и базы данных, в ЕС приняты специальные директивы, касающиеся их охраны. Директива ЕС «О правовой охране баз данных» (1996 г.) предусматривает двойную систему охраны - базы данных как собрания сведений, отличающегося отбором и расположением материала, охраняемого авторским правом, и базы данных с точки зрения ее содержания, для которой предусмотрена охрана «особого рода» («sui generis»). Базы данных защищаются авторским правом, если они оригинальны, причем, по словам П. Сиринелли, «российское законодательство это отмечало еще до всякой Директивы».
В ЕС осуществляется единообразное регулирование патентной охраны изобретений в области биотехнологий. Директива Европейского парламента и Совета ЕС 1998 г. «О правовой охране биотехнологических изобретений» устанавливает запрет на патентование способов клонирования человека. В Директиве содержится перечень объектов, которые не могут быть запатентованы, включая изобретения, коммерческое использование которых противоречит публичному порядку или добрым нравам. Идентичные положения содержатся в ст. 1349 ГК РФ.
Значительный интерес может представлять европейский опыт, касающийся введения товарного знака ЕС на основании Регламента Совета ЕС 1993 г. о товарном знаке Сообщества. В настоящее время действует кодифицированный Регламент 2017 г. о товарном знаке Европейского союза. Товарный знак ЕС обладает одинаковым действием на всей территории ЕС.
Известно, что образцом для создания евразийской региональной патентной системы, действующей в странах СНГ на основании Евразийской патентной конвенции 1994 г., послужила европейская патентная система. Представляется, что аналогичным образом право и практика ЕС были приняты во внимание при разработке положений о товарных знаках ЕАЭС и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС в рамках Союза. Иными словами, в ЕАЭС будет функционировать региональная система регистрации указанных средств индивидуализации, что предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, ред. от 08.05.2015). При этом регистрация товарного знака ЕАЭС и наименования места происхождения товара ЕАЭС в одной из стран-участниц приведет к тому, что правовая охрана будет предоставляться во всех других странах Союза.
Подводя итог рассмотрению вопросов, касающихся специфики законодательства ЕС в области интеллектуальной собственности, следует подчеркнуть, что правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере осуществляется, с одной стороны, путем гармонизации национального права, чему способствуют принятые директивы, а, с другой - путем введения региональных объектов интеллектуальной собственности, регламентация которых осуществляется на уровне регламентов. Указанные процессы оказали и продолжают оказывать непосредственное влияние не только на законодательство государств-членов ЕС, но также и на российское гражданское законодательство, касающееся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также на право интеллектуальной собственности ЕАЭС, которое формируется в настоящее время.
ШУГУРОВА Ирина Викторовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии