Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

О некоторых особенностях законодательства о банкротстве Австралии

О некоторых особенностях законодательства о банкротстве Австралии

№ 8 (159) 2021г.

СУРЖАНОВ Сергей Витальевич
магистр юриспруденции, экономист-менеджер по специальности «Антикризисное управление», соискатель кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов, арбитражный управляющий Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального Федерального округа» («ПАУ ЦФО»)

В данной статье рассмотрена первая, вступительная, часть австралийского Закона о банкротстве 1966 № 33. Затронута проблема вступления в силу Закона о банкротстве 1966.

Проведено сравнение структуры Закона о банкротстве 1966 со структурой Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от «26» октября 2002 (далее - «Закон о несостоятельности (банкротстве)»). Рассмотрены различия в порядке отражения вносимых в Законы изменений, а также особенности отражения в Законе о банкротстве 1966 вносимых Первым парламентским советником поправок и так называемых «неправильно описанных поправок». Раскрывается суть и значение данного термина.

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, прокламация, поправка в закон, Первый парламентский советник, неправильно описанная поправка, реформа законодательства о банкротстве.

SURZHANOV Sergey Vitaljevich
master of law, Economist-manager, specialty “Anti-crisis Management", competitor of Civil law and process and international private law sub­faculty of the Institute of Law of the Peoples' Friendship University of Russia, arbitration manager of the Association “Self-Regulating Organization of Arbitration Managers of the Central Federal District" (“PAU Central Federal District")

ABOUT SOME FEATURES OF THE BANKRUPTCY LEGISLATION OF AUSTRALIA

This article discusses the first part (Preliminary) of the Bankruptcy Act 1966 No. 33. The problem of the entry into force of the Bankruptcy Act 1966 is touched upon. The structure of the Bankruptcy Act 1966 is compared with the structure of the Federal Law «About Insolvency (Bankruptcy)» No 127-FZ of October 26, 2002. The differences in the order of reflection of the amendments made to the Acts, as well as the peculiarities of reflection in the Bankruptcy Act 1966 of the amendments made by the First Parliamentary Counsel and the Misdescribed amendments are considered. The essence and meaning of this term is revealed.

Keywords: insolvency, bankruptcy, proclamation, amendment to the law, First parliamentary counsel, misdescribed amendments, insolvency law reform.

Для достижения озвученной в аннотации цели мной был взят за основу действующий на момент подготовки к пу­бликации настоящей статьи Закон о банкротстве 1966, опу­бликованный в Сборнике № 85, в котором приведен текст закона с поправками, вступившими в силу «25» марта 2020 (зарегистрирован «22» апреля 2020). В соответствии со ста­тьей 1 Закона о банкротстве 1966 данное сокращенное наи­менование закона является его официальным названием и может применяться к нему без соответствующего пред­варительного обозначения. За всю историю существования Закона о банкротстве 1966 данная статья не подвергалась внесению в нее каких-либо поправок. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от «26» октября 2002 приводится с изменениями и дополнениями, внесенны­ми «13» июля 2015 (далее - «Закон о несостоятельности (бан­кротстве)»). В настоящее время влияние законодательства о несостоятельности и банкротстве на экономическую нацио­нальную систему в Австралийском Союзе признано на самом высоком уровне, и проводится активная государственная по­литика в данной области.

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве 1966 на­стоящий Закон вступает в силу в день, который будет установ­лен Прокломацией. С момента принятия Закона о банкрот­стве 1966 никакие поправки в данную статью не вносились. Как будет сказано ниже, Закон о банкротстве 1966 вступил в законную силу «04» марта 1968 года. Действие во времени законов и других нормативно-правовых актов представляет собой одну из важных проблем теории права, от решения которой зависят особенности применения конкретных норм и положений. Касательно Австралии, данная проблема яв­ляется абсолютно неизученной и представляет высокую практическую и научную ценность для российской правовой компаративистики. В связи с тем, что предметом изучения настоящего исследования является Закон о банкротстве 1966, а не обозначенная в настоящем абзаце проблема, вынужден ограничиться призывом в адрес коллег, изучающих соответ­ствующую отрасль права, обратить свое внимание на австра­лийскую правовую систему в общем, а также на суть и значе­ние понятия Прокламации в частности.

Изначально содержание (или оглавление) Закона о банкротстве 1966 определялось статьей 3. При введении в действие одной или нескольких новых статей в законе, вно­сящем соответствующие изменения, указывалось о внесении поправки в статью 3 Закона о банкротстве 1966 с перечнем новых статей. Единственным примером внесения такой по­правки можно привести статью 3 Закона о банкротстве №122 от 1970 (Закон о банкротстве 1970), в соответствии с которой в статью 3 Основного закона (подразумевается Закон о бан­кротстве 1966) были вносены поправки путем добавления по­сле слов — «Часть XI — Управление имуществом умерших лиц, находящихся в состоянии банкротства (статьи 244-253)», следующих слов — «Часть XIa — Помощь фермерам в по­гашении долгов (статьи 253a-253f)». Далее, статья 17 Закона о банкротстве 1970 дополняет Закон о банкротстве конкрет­ными статьями. После этого данный подход был признан малоэффективным и неудобным, и в соответствии со статьей 3 Закона № 216 от 1973 статья 3 Закона о банкротстве 1966 утратила законную силу, а оглавление было выведено в на­чало настоящего закона перед его основным текстом.

В настоящее время структура Закона о банкротстве 1966 подразумевает его деление на части (parts), являющиеся верхними уровнями в его внутренней иерархии. Данные ча­сти выступают аналогами глав в Законе о несостоятельности (банкротстве). Следующим структурным уровнем являются разделы (division) и подразделы (subdivision), которые при­сутствуют не в каждой из частей Закона о банкротстве 1966. Их аналогом в российском законе могут являться параграфы. Далее, Закон о банкротстве 1966 содержит статьи (sections), которые, в свою очередь, делятся на пункты (subsections), ана­логично Закону о несостоятельности (банкротстве).

Помимо этого, Закон банкротстве 1966 содержит два так называемых пакета приложений (Schedule). Приложение 1, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве 1966, содержит перечень законов, утративших силу принятием За­кона о банкротстве 19665. В данную статью лишь единожды, Законом о внесении поправок в Закон о банкротстве №12 от 1980, были внесены поправки, лишь незначительно изменив­шие формулировку данной статьи без изменения ее смысла и значения. Из Приложения 1 следует, что все ранее принятые законы, регулировавшие правоотношения в сфере банкрот­ства, утрачивают силу. Всего их было принято тринадцать, начиная с 1924 года. Таким образом за сорок два года, пред­шествующих принятию действующего Закона о банкротстве 1966, законодательство о банкротстве в Австралии претерпе­ло существенную реформу.

При этом нужно учитывать, что в соответствии с пун­ктом 2 статьи 4 Закона о банкротстве 1966 несмотря на от­мену Закона о банкротстве 1958 или Закона о банкротстве 1959, осуществленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, положения статьи 7 Закона о банкротстве 1958 с по­правками, внесенными в него Законом о банкротстве 1959, продолжают применяться относительно вопросов продле­ния процессуальных сроков или установлению времени, к которому эти положения применялись непосредственно до начала действия настоящего Закона, а также положения ста­тьи 5 Закона о банкротстве 1959 продолжают применяться к печати или штампу, к которым эти положения применя­лись непосредственно перед началом действия настоящего Закона так, как если бы данные Законы не были бы признаны утратившими законную силу. Вышеприведенные нормы не включены в действующую редакцию Закона о банкротстве 1966, но их необходимо учитывать при его рассмотрении и исследовании. Подробно вышеназванные нормы и проблема их практического применения будут рассмотрены в последу­ющих публикациях.

Приложения 2 Закона о банкротстве 1966 содержит по­ложения о практическом применении норм в сфере несосто­ятельности (банкротства). Данный пакет приложений являет­ся очень содержательным и объемным, он имеет собственную обособленную структуру, аналогичную рассмотренной выше для самого закона (т.е. делится на части, разделы, подраз­делы и статьи с собственной сквозной нумерацией). Данное Приложение вводится в действие статьей 4А Закона о бан­кротстве 1966.

Статья 4А Закона о банкротстве 1966 и Приложение 2 были добавлены в настоящий закон в процессе существен­ной реформы законодательства о банкротстве, прошедшей в 2015-2016 годах и завершившейся принятием Закона о ре­форме законодательства о несостоятельности №11 от 201 6. Данный закон был утвержден «29» февраля 2016 года, а всту­пил в законную силу «01» марта 2017 года. Выше было отме­чена важность и значение введенных в действие положений о практическом применении норм в сфере несостоятельности (банкротства). При этом их тщательное рассмотрение и из­учение выходит за рамки поставленных перед нами целей в настоящем исследовании. В связи с этим, более подробно по­ложения данного пакета приложений будут рассмотрены в последующих публикациях.

Существенным отличием между Законом о банкротстве 1966 и Законом о несостоятельности (банкротстве) является принцип отражения в законах вносимых в них изменений и дополнений. Так, в частности в Законе о несостоятельности (банкротстве) Список изменяющих документов приводится перед текстом самого закона. В нем указывается дата приня­тия и номер вносящего изменения федерального закона. По данным реквизитам можно найти интересующий федераль­ный закон, в котором отражены все внесенные его приняти­ем поправки и разъяснен порядок их вступления в законную силу. Одновременно с этим, внесение изменений в изначаль­ную редакцию какого-либо пункта отражается после текста данного пункта в виде примечания в скобках с указанием даты и номера федерального закона, которым были внесены данные поправки. Таким образом, в последней редакции тек­ста Закона о несостоятельности (банкротстве) пользователь видит информацию о внесении только последней поправки.

Немного иначе обстоят дела в австралийской зако­нотворческой практике в общем и в Законе о банкротстве 1966, в частности. В конце закона приводятся примечания (endnotes), которые включают информацию о законах, вно­сящих изменения в положения данного закона, а также со­держат историю внесения таких изменений. Данный раздел Примечаний состоит из четырех частей:

  1. Общая информация о Примечаниях;
  2. Расшифровка сокращений;
  3. История законодательства;
  4. История поправок.

Для данного исследования интерес представляют 3 и 4 часть Примечаний. В истории законодательства и истории поправок аннотированы законы, принятием которых были внесены поправки. Раздел Примечаний 3 - История законо­дательства содержит информацию о каждом законе, кото­рый внес или внесет изменения в настоящий закон. Раздел содержит сведения о начале действия законов, вносящих по­правки, а также сведения о положениях, которые не включе­ны в сам Закон о банкротстве 1966.

Примечания 3 представляют собой таблицу, состоящую из пяти столбцов. В первом столбце содержится наименова­ние нормативно-правового акта, внесшего поправки в насто­ящий закон. Во втором - указывается его номер и год приня­тия. В третьем содержится точная дата утверждения данного нормативно-правового акта. Четвертый столбец указывает на дату вступления в законную силу указанных поправок. Пятый содержит указание на статью, в которую вносится по­правка.

История законодательства в Приложении 3 располага­ется в хронологической последовательности, и Первым зако­ном, указанным в данной таблице, является сам Закон о бан­кротстве 1966. Из таблицы мы узнаём, что утвержден данный закон был «01» июня 1966 года, а вступил в законную силу лишь «04» марта 1968 года. Пятый столбец в данном случае остается пустым, так как настоящий закон не внес изменений в какую-либо статью, а заменил собой все ранее принятые за­коны и нормы, за исключением случаев, установленных на­стоящим законом (были рассмотрены выше).

История поправок в Примечаниях 4 содержит инфор­мацию об изменениях на уровне конкретного положения (обычно статьи или эквивалентной ей нормы). Здесь также включена информация о любом положении настоящего за­кона, которое было отменено соответствующим нормативно­правовым актом. Примечание 4 представляет собой таблицу, состоящую из двух столбцов. Первый содержит номер ста­тьи, в которую была внесена одна или несколько поправок. Второй - краткое указание на суть поправки, а также номер и дату нормативно-правового акта, которым в указанную ста­тью была внесена данная поправка. Информация в Примеча­нии 4 расположена в соответствии с порядковыми номерами указанных в таблице статей Закона о банкротстве 1966.

Закон о законодательстве 2003 уполномочивает Перво­го парламентского советника вносить изменения в настоя­щий закон при его подготовке для регистрации. Изменения вступают в силу с даты регистрации настоящего закона и не должны менять его действие. Если статья настоящего закона содержит редакционные изменения, внесенные Первым пар­ламентским советником, то в Примечаниях содержится их краткое описание в общих чертах. Полную информацию о любых изменениях можно получить, обратившись непосред­ственно в Офис парламентского советника.

Помимо этого, Закон о банкротстве 1966 содержит такое понятие, как неправильно описанные поправки (Misdescribed amendments). Неправильно описанная поправка - это по­правка, которая недостаточно точно описывает суть вносимо­го в закон изменения. При этом законодатель устанавливает, если, несмотря на не правильное описание, данная поправ­ка может быть введена в действие по назначению, поправка включается в настоящий закон, а в историю поправок добав­ляется аббревиатура "(md)" к деталям такой поправки. Если неправильно описанная поправка не может быть введена в действие должным образом, в историю поправок добавляет­ся аббревиатура "(md not incorp)" к деталям такой поправки.

Эффективность правоприменения существенно зависит от способности субъектов нормотворчества учитывать право­мерные фактические и перспективные возможности практи­ки правоприменения. Структура Закона о банкротстве 1966 представляется более сложной с точки зрения применения конечными пользователями. Для более точного и лучшего понимания каждой конкретной статьи нельзя ограничивать­ся толкованием самой нормы закона, необходимо проверять наличие не вошедших в него положений, содержащихся в законах, внесших изменения в каждую конкретную статью. Одновременно с этим, некоторые положения утративших законную силу предыдущих законов, регулировавших отно­шения в сфере несостоятельности (банкротства) в Австралии, также продолжают действовать и их необходимо учитывать в исследовании закона и его правоприменительной практики. Законодатель в Австралии предусмотрел возможность внесе­ния в Закон о банкротстве 1966 поправок Первым парламент­ским советником, а также наличие в нем так называемых «не­правильно описанных поправок» (Misdescribed amendments), которые могут усложнить для понимания принцип практи­ческого применения нормы, в которой такие поправки име­ются.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях