Современное международное право и его основные принципы.
За последние годы усилились нападки на основные принципы и нормы международного права. Это связано, главным образом, с резким обострением межгосударственных отношений и попытками оправдать нарушения действующего международного права.
Современное международное право, провозглашенное Уставом ООН, на протяжении более чем 70 лет после его принятия проходило через многие кризисы и испытания. Однако каждый раз, преодолев очередной кризис, оно укреплялось и развивалось. Тем не менее, некоторые государственные деятели и ученые неизменно пишут о кризисе международного права и даже предрекают его гибель. Этот кризис они связывают, главным образом, с нарушением Устава ООН, закрепленных в нем принципов и норм. Другие авторы считают ключевой причиной такого кризиса «неравнозначность» общепризнанных принципов, предлагают выстроить иерархию между ними или, вообще, отказаться от некоторых из них. Более того, они предлагают начать процесс «формирования нового международного права».
Наряду с подобными высказываниями раздаются и совершенно парадоксальные утверждения. Так, профессор Томсинов В.А. пишет, что «сложившаяся система норм, принципов и доктрин международного права, а также процедур и механизмов, обеспечивающих его функционирование, предполагает стабильное состояние международных отношений, она совершенно не приспособлена для использования в условиях геополитических конфликтов». Поэтому он считает, что «наряду с ординарным международным правом» должно существовать «экстраординарное международное публичное право». Он фактически оправдывает произвол в международных отношениях, заявляя, что «полного соответствия той или иной ситуации или какого-либо действия государства конкретным нормам международного права чаще всего не бывает. А это значит, что не бывает в международном праве и в полной мере законных действий».
Совершенно очевидно, что «слабость» международного права объясняется не недостатками Устава ООН или противоречивостью его основных принципов, а отказом ряда стран в целях навязывания мировому сообществу своих геополитических, национальных и иных интересов соблюдать существующие договоренности.
В современном термоядерном мире особо важно строго придерживаться Устава ООН, общепризнанных принципов и норм, пресекать преступные нарушения международного права, а не оправдывать их под любыми предлогами, способствуя, тем самым, разрушению достигнутых договоренностей.
Современное международное право непрерывно развивается, обогащаясь все новыми межгосударственными договоренностями, содержащими различные принципы и нормы. Это - функционирующая система, основанная не на застывших понятиях и нормах, а на постоянном их совершенствовании, которая определяется рядом факторов, получивших свое воплощение в середине XX века.
Окончание Второй мировой войны, принятие Устава ООН, распад колониальной системы и резкое увеличение субъектов международного права привели к созданию фактически нового современного международного права.
В противовес старому международному праву, которое базировалось, главным образом, на обычаях и оправдывало применение вооруженной силы в межгосударственных отношениях, оно носит, в основном, договорный характер и отличается системой и содержанием его принципов и норм, которые являются общепризнанными и запрещают угрозу силой или ее применение. Несмотря на происходящие кризисы, временные осложнения межгосударственных отношений, международное право после принятия Устава ООН непрерывно развивается, его принципы и нормы наполняются прогрессивным содержанием.
Особо важное значение для соблюдения международного права имеют его основные принципы. Они устанавливают общие основы поведения государств на международной арене, которые конкретизируются в договорных нормах международного права. Именно общепризнанные основные принципы, как высшие и императивные, являются критерием законности других норм международного права.
Они состоят из целой системы норм международного права, каждая из которых носит императивный характер и содержит обязательства erga omnes, то есть обязательства относительно всех членов международного сообщества.
Основные принципы всегда нормативны, поскольку они налагают на государства обязательные правила поведения более общего характера по сравнению с обыкновенными нормами.
Каждый из основных принципов состоит из различных норм. Так, например, принцип мирного разрешения международных споров требует от государств разрешать свои споры «путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными спорами средствами по своему выбору» (ст. 33 Устава ООН).
Как следует из содержания названного принципа, он состоит из системы норм, относящихся к различным средствам урегулирования разногласий между государствами. Это не означает, что нормы международного права обязательно относятся к тем или иным принципам. Многие из них имеют самостоятельное значение и к принципам не относятся. Они - в отличие от основных принципов - более конкретны. Каждый принцип международного права состоит из системы как общих, так и конкретных норм, объединенных в единое целое. Принцип является как бы каркасом международного права, на котором нанизаны те или иные отдельные нормы.
Любая норма международного права образуется в результате согласования позиций двух или более государств, которые либо участвовали в переговорном процессе по ее созданию, либо признали ее позднее. В отличие от норм международного права его основные принципы всегда универсальны и их обязательная сила распространяется на все государства. Они устанавливают общие основы поведения государств на международной арене, которые конкретизируются в договорных нормах международного права. Именно общепризнанные принципы как высшие и императивные являются критерием законности других норм международного права.
Ни один двусторонний или многосторонний договор не может отменить или даже поставить под сомнение всеобщую обязательность основных принципов международного права. Здесь не действует правило, согласно которому специальный закон отменяет общий закон.
В международном договоре могут содержаться принципы и нормы, источником которых является не только данный договор, но и заключенные ранее международные соглашения. В случае прекращения или денонсации данного договора, его участники обязаны выполнять любые зафиксированные в договоре обязательства, которые возлагают на них общепризнанные принципы международного права.
Следует иметь в виду, что любой международный договор является ничтожным, если он противоречит общепризнанным принципам международного права.
Иногда ставится знак равенства между принципом и нормой, а также высказывается мнение, что «принципы международного права - общепризнанные нормы международного права наиболее важного и общего характера». При этом общепризнанные нормы характеризуются «как понятие более широкое, чем общепризнанные принципы международного права».
В данном случае происходит смещение понятий «принцип» и «норма», причем понятие «норма» автоматически переносится из внутригосударственного права. «Как и любая правовая норма, - подчеркивается в одном из учебников международного права, - норма международного права состоит из трех элементов, образующих ее структуру: гипотеза (указание на условия, при которых она применяется), диспозиция (определение поведения участников межгосударственных отношений, которым она адресована в соответствующих условиях) и санкции (указание на меру ответственности участников межгосударственных отношений, поведение которых не будет соответствовать предусмотренному в диспозиции)».
Специфика норм международного права (в отличие от внутригосударственного права) состоит в том, что его нормы обычно не имеют указаний на санкции. Что же касается принципов международного права, то все они состоят только из диспозиции и гипотез.
Основные принципы международного права были первоначально зафиксированы в Уставе ООН, а затем развиты во многих международных документах. Именно с принятием Устава ООН начался новый этап в развитии международного права, его принципов и норм.
Принятие Устава ООН свидетельствовало о тех громадных изменениях, которые произошли в международном праве. За весьма короткий отрезок времени коренным образом изменилось содержание международного права, складывающегося в течение многовековой истории человеческого общества.
Старое международное право, в силу взаимопротиворечащего толкования его обычных принципов и норм, не представляло собой согласованную единую систему, а сфера его действия была ограничена небольшой группой государств, принадлежащих, к так называемым, «цивилизованным народам».
Устав ООН фактически создал современное новое международное право, которое из обычного превращается в договорное, а после ликвидации колониальной системы становится всеобщим. Устав ООН явился первым международным договором, содержащим принципы международного права, которые стали обязательными для всех государств мира (п. 6 ст. 2 Устава ООН). Более того, обязательства государств по Уставу ООН имеют преимущественную силу перед всеми другими международными соглашениями (ст. 103 Устава ООН).
Принципы, закрепленные в Уставе ООН, по своему содержанию и обязательной силе коренным образом отличаются от тех из них, которые ранее провозглашались в старом международном праве. Устав ООН дал ясное и четкое изложение принципов международного права, сформулировав их содержание, исключил или сузил возможность их различных толкований, содействовал единообразному применению в международных отношениях.
Кодификация обычных норм международного права всегда сталкивалась со значительными трудностями, которые состояли в необходимости устранять расхождения по вопросу существования тех или иных норм, их различных формулировок и толкования, неспособности участников переговорного процесса добиться согласования позиций по обсуждаемым вопросам.
Даже после устранения всех этих расхождений точное изложение содержания обычной нормы исключительно затруднялось, поскольку государства продолжают толковать по-своему такую норму для обоснования своей внешнеполитической позиции. Договорное же изложение норм придает им более ясное и четкое выражение.
Любой международный договор, содержащий соответствующие принципы и нормы, заменяет ранее существовавшие обычные нормы ограниченного действия, включенные в данный договор и трансформирует их в договорные. Они становятся в этом качестве обязательными для всех государств- участников.
Что же касается других государств, не ставших участниками данного договора, то указанные нормы не могут рассматриваться как обычные и обязательные, распространявшиеся на все государства.
Противоположная точка зрения, высказываемая некоторыми учеными, противоречит ст. 34-35 Венской конференции о праве международных договоров (1969 г.) о том, что письменное согласие государства необходимо во всех случаях, когда оно желает быть обязанным по договору, участником которого не является.
Международное право должно четко и ясно отражать потребности быстро меняющихся международных отношений. Для этого требуется постоянное его развитие, адаптация существующих принципов и норм к новым реалиям, их изменение и, при необходимости, замену, фиксирование новых правил поведения. Совершенно очевидно, что обычные нормы не отвечают таким потребностям.
Устав ООН, запретив угрозу силой и ее применение, принципиальным образом изменил характер и содержание таких «старых» принципов, как:
- принцип уважения государственного суверенитета;
- принцип равноправия государств;
- принцип невмешательства во внутренние дела государств.
Указанные принципы по своему юридическому содержанию стали совершенно новыми, приобрели универсальный и императивный характер. На основе принципов, зафиксированных в Уставе ООН, разрабатывались и совершенствовались нормы международного права, которые не могли уклониться от их предписаний.
По своему содержанию Устав ООН представлял собой кодификацию принципов и норм международного права с учетом опыта второй мировой войны и необходимости прогрессивного развития международного права.
Нельзя согласиться с теми учеными, которые утверждают, что Устав ООН только кодифицировал международное право путем «письменного изложения уже существовавших норм», не принеся ничего нового в этом отношении.
Этот основополагающий международный договор не только кодифицировал существовавшие обычаи и договорные положения, но и фактически создал современное международное право, зафиксировав новые принципы и нормы, придав ранее действующим иное прогрессивное содержание.
С принятием Устава ООН обычное право постепенно отмирает, а кодификация и прогрессивное развитие международного права приобретает особое значение в деятельности Организации Объединенных Наций и многочисленных международных конференций. Тем самым международное право постоянно развивается, способствуя более полноценному осуществлению целей и принципов Устава ООН, его основных положений, создавая и совершенствуя новые отрасли права.
Принципы международного права обычно создаются договорным путем. Однако, нельзя исключать их принятие и в результате одобрения определенных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.
В литературе по международному праву уже длительное время ведутся споры по вопросу юридической силы резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно ст. 10 Устава ООН, резолюции Генеральной Ассамблеи имеют характер рекомендаций и не являются обязательными для государств. Однако, многие ученые считают, что подобные резолюции, толкующие Устав ООН и принятые голосами всех членов ООН, являются обязательными. Такая точка зрения наиболее четко выражена в «Курсе международного права», в котором отмечается, что имеются «такие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые подтверждают те или иные положения Устава ООН, иные общепризнанные принципы и нормы международного права или дают им толкование, развивают их. Эти резолюции выходят за рамки обыкновенных рекомендаций и приобретают обязательную силу для членов ООН».
К ним обычно относят Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.). Однако, надо четко различать, что принципы и нормы, содержащиеся в названной Декларации, стали обязательными не в результате одобрения резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, а в силу договорной практики государств и принятия Пактов о правах человека и других международных соглашений в этой сфере.
Профессор А. П. Мовчан к числу обязательных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН относит Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. «Эта декларация, - пишет он, - представляет собой толкование современных принципов Устава ООН и поэтому обязательна в силу юридического характера этих принципов и общепризнанного толкования их содержания в свете развития международных отношений и международного права».
Анализируя подобные высказывания, профессор Г. И. Тункин справедливо приходит к выводу, что по «внутреннему праву» Организации Объединенных Наций (прием правил процедуры, утверждение бюджета и другие) Генеральная Ассамблея принимает обязательные постановления.
«Однако по основным вопросам своей деятельности, - подытоживает он, - которые касаются отношений государств с ООН или государств между собой, Генеральная Ассамблея, как это предусмотрено ст. 10 Устава, принимает только рекомендации».
С этим выводом можно в целом согласиться, но с одним важным уточнением. Речь идет о практике государств, которые самостоятельно могут определить отношение к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН и придать некоторым их положениям обязательный к исполнению характер.
К таким решениям можно отнести резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 от 15 марта 2006 г. «Совет по правам человека». Согласно данной резолюции создавался механизм универсального периодического обзора (далее - УПО).
Как подчеркивалось в резолюции Генеральной Ассамблеи 60/251, Совет «на основе объективной и достоверной информации должен проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанности в области прав человека, таким образом, который обеспечивает универсальность охвата и одинаковое отношение ко всем государствам; такой обзор должен быть механизмом сотрудничества, основанном на интерактивном диалоге с соответствующей страной и при ее активном участии и учете ее потребностей в создании потенциала; такой обзор должен дополнять, а не дублировать работу договорных органов».
Отныне 193 государства-члены ООН, а не только участники основных международных соглашений, в соответствии с которыми созданы конвенционные контрольные органы, проходят такой контроль в виде обзора в Совете по правам человека. Следовательно, резолюцией Генеральной Ассамблеи был провозглашен новый принцип современного международного права - принцип всеобщего контроля над соблюдением государствами основных прав и свобод человека.
Характерно, что за указанную резолюцию проголосовали 170 государств, т.е. подавляющее большинство стран-членов ООН. Ряд государств голосовали против: США, Израиль, Палау, Маршалловы Острова; воздержались Беларусь, Венесуэла и Иран. Объясняя мотивы голосования, они указывали, что целый ряд положений, принятой резолюции, не в полной мере учитывали их пожелания. Однако, все названные ранее государства участвуют в УПО, признав, таким образом, обязательность рассматриваемой резолюции в этой части и всеобщность принципа универсального контроля над соблюдением основных прав и свобод человека.
К обязательным положениям ряда резолюций Генеральной Ассамблеи следует отнести ее толкование Устава ООН, принципов и норм международного права, если принятое толкование является общепризнанным и признается в практической деятельности государств. Такая обязательность некоторых положений резолюций Генеральной Ассамблеи не отменяет их в целом рекомендательный характер, как это и предусмотрено Уставом ООН.
Мнение ряда ученых о том, что для признания каких-либо принципов и норм международного права в качестве общепризнанных и обязательных требуется всеобщее признание их всеми государствами мира, опровергается практикой международных отношений.
Мир сегодня исключительно сложен и противоречив. В международных отношениях участвуют почти две сотни государств с различными геополитическими, экономическим, торговыми и иными интересами.
Добиться в таких условиях «поголовного» признания всеми государствами принципа или даже отдельной нормы не всегда представляется возможным. Между тем, многие из них имеют существенное значение для поддержания международного мира и развития добрососедского и взаимовыгодного сотрудничества между государствами. Поэтому совершенно очевидно, что согласие с определенными принципами и нормами подавляющего большинства стран мира придают им общепризнанный и обязательный характер.
Можно смело утверждать, что современное международное право не сможет развиваться, если добиваться признания его принципов и норм всеми государствами мира, включая страны-изгои, и теми из них, в которых господствуют диктаторские режимы власти.
В доктрине международного права, длительное время отстаивалась точка зрения, согласно которой страна, освободившаяся от колониальной зависимости, не связана с действующим международным правом. Более того, высказывалось предположение, что возникающие новые государства могут даже требовать изменения и пересмотра многих положений международного права, сложившихся до их появления и не отвечающих их интересам.
Однако, практика международных отношений сложилась по-иному. Подавляющее большинство развивающихся стран с первых же дней своего существования признали Устав ООН, действующие принципы и нормы международного права. Они выступали за дальнейшее развитие международного права, его кодификацию и прогрессивное развитие. Именно развивающиеся страны внесли значительный вклад в разработку и принятие Венской Конвенции о праве международных договоров, Пактов о правах человека и других международных соглашений, значительно улучшив их содержание.
Устав ООН перечисляет как те принципы международного права, которые складывались задолго до его принятия, так и те, которые получили всеобщее признание только в связи с принятием этого основополагающего межгосударственного договора. При этом следует учитывать, что такие принципы международного права, как принцип невмешательства или принцип суверенного равенства государств до принятия Устава ООН носили, в основном, обычный характер, и закреплялись в различных договорах, которые, однако, и не имели всеобщего и однозначного значения. Лишь Устав ООН обязал все государства мира действовать в соответствии с перечисленными им принципами и придал последним качественно иной договорный и обязательный характер.
Ни в коем случае нельзя отождествлять принцип государственного суверенитета или принцип невмешательства в трактовке международных документов XVIII-XIX в.в. с одноименными принципами, существующими в современном международном праве, которое предоставляет каждому государству определенные юридические гарантии их соблюдения. В отличие от Устава ООН старое международное право провозглашало указанные принципы (которые не признавались всеми участниками межгосударственных отношений), одновременно не запрещая любые формы принуждения, в том числе и агрессивные войны, объявленные вне закона только Уставом ООН.
Перечень основных принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН, не является исчерпывающим. С развитием современного международного права не только изменяется их содержание, но и происходит формирование новых принципов.
В литературе по международному праву дается различный перечень основных принципов. Большинство авторов относят к их числу принципы, содержащиеся в Уставе ООН. Некоторые из них добавляют к ним принцип территориальной целостности и принцип нерушимости границ, которые вытекают из принципа, обязывающего государства «воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций» (п. 4 ст. 2 Устава ООН).
Известно, что советские ученые подразделяли международное право на общее и социалистическое. Исходя из такой трактовки, они к принципам международного права причисляли принципы социалистического интернационализма, действующие, якобы, между социалистическими странами. К основным принципам международного права указанные ученые относили также принцип мирного сосуществования, принципы разоружения и ненападения и ряд других. Центральным принципом в этой системе, по их мнению, являлся принцип мирного сосуществования, который включал в себя обязательства государств признавать существование государств с различными социальными системами
Как эти, так и некоторые другие высказывания советских ученых во многом диктовались «холодной войной», которая проходила во второй половине XX века между социалистическими и капиталистическими странами, и идеологической борьбой на внешнеполитической арене. Однако постепенно по многим вопросам точки зрения советских и западных ученых сближаются, исчезают ссылки на существование социалистического международного права, получает всеобщее признание точка зрения о существовании общего международного права, которое применяется всеми государствами мира. Этому во многом способствовала ликвидация колониальной системы и появление на мировой арене новых развивающихся стран. Именно в тот период происходит бурный процесс кодификации и прогрессивного развития международного права.
Тем не менее, в литературе по международному праву и в настоящее время иногда высказываются теории, отражающие сущность международных отношений периода «холодной войны». Так, профессор Б.М. Аршавский считает, что «основные принципы международного права, по существу, представляют собой принципы мирного сосуществования, за укрепление которых вело борьбу Советское государство, и Декрет о мире был их исходным документом... Мирное сосуществование государств, независимо от их политических и социально-экономических различий, стало центральным принципом общего международного права после Второй мировой войны. Именно в это время оно нашло отражение в Уставе Организации Объединенных Наций».
Совершенно очевидно, что Устав ООН не мог содержать принципы и нормы, отражающие позицию одного или нескольких государств, которые базировались на социалистической идеологии. Устав ООН создал фактически новое международное право, которое отражало позицию государств, принадлежащих к различным социально-экономическим системам.
Среди западных ученых широко распространена точка зрения, согласно которой основные принципы международного права носят не договорный, а обычный характер. После принятия Устава ООН они длительное время отстаивали концепцию о существовании особого права Организации Объединенных Наций и общего международного права, которые, по их мнению, существуют одновременно и, зачастую, противоречат друг другу. В основу такой теории была положена концепция, согласно которой международное право является, в основном, обычным, а не договорным. Более того, преобладало мнение, что обычай является обязательным и для государств, которые в момент его возникновения еще не существовали.
За последние годы позиция многих западных ученых в данном отношении существенным образом изменилась, и они стали признавать важную роль не только обычая, но и договора в современных международных отношениях. Тем не менее, обычаю все еще иногда отводится приоритет в международных отношениях. Этот приоритет признается и некоторыми российскими авторами. Они исходят из того, что в ряде конкретных международно-правовых ситуациях применение обычая вместо существующего договора отвечает интересам России.
Некоторые из них видят «преимущества» обычая по сравнению с договором, в частности, в том, что «он более прямо выражает интересы государств: участвуя в соответствующей практике, государства руководствуются только своими интересами и могут не учитывать интересы других».
В отличие от внутреннего права, которое создается каждым государством для защиты существующей политической и социально-экономической системы, международное право может развиваться лишь путем согласования позиций большинства членов международного сообщества, а не отдельных его участников. Признание «приоритета» или «преимущества» обычая перед международным договором в целях защиты интересов того или государства может привести лишь к кризису международного права и его разрушению.
Многие российские ученые, признавая преобладающую роль договора в развитии международного права, считают, что обычай до настоящего времени играет важную роль в международном праве.
Признавая его «стихийность и неустойчивость» они, тем не менее, полагают, что обычаи составляют «значительную часть» современного международного права. Нельзя согласиться с утверждениями о какой-либо значительной роли обычая в современном международном праве.
Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН для признания обычая требуется «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Это означает, во-первых, что обычай должен быть признан всеми государствами или подавляющим большинством из них; во-вторых, обычай должен рассматриваться ими в качестве обязательной правовой нормы.
Трудно представить существование какого-либо значительного числа обычаев в современном международном праве, отвечающим двум вышеупомянутым критериям. Международные отношения, которые, как правило, характеризуются наличием серьезных противоречий между его участниками и различным подходом к решению тех или иных вопросов, вряд ли могут базироваться на обычных нормах. Согласовать противоречивые позиции государств на основе неясного и шаткого обычая практически невозможно.
Ни мнения ученых, ни судебные решения, о которых говорится в ст. 38 Статута Международного Суда, не могут изменить устоявшую позицию государств в отношении непризнания приоритета обычая или его роли в современном международном мире. При этом особо следует иметь в виду, что частые ссылки ученых на решения Международного Суда по поводу признания того или иного обычая в качестве источника права, следует оценивать в контексте содержания ст. 59 его Статута, которая гласит: «Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу».
Во второй половине XX века международное право становится, главным образом, договорным, а к обычаю в межгосударственных отношениях стали обращаться редко.
Как справедливо пишет профессор Дж. Старк, «преобладание обычных норм по сравнению с прошлым уменьшилось в результате заключения «создающих право» договоров и будет прогрессивно уменьшаться до незначительной пропорции в результате происходящего процесса кодификации».
Как было отмечено, Устав ООН фактически создал новое международное право, которое стало вытеснять обычай из практики межгосударственных отношений. После его принятия происходит ускоренный процесс кодификации и прогрессивного развития международного права. Принимаются сотни многосторонних договоров, которые трансформируют обычные нормы в договорные. Они утрачивают свой обычный характер вследствие ратификации этих договоров и вступления их в силу. Многие принципы и нормы вступивших в силу договоров становятся постепенно общепризнанными, создаются новые отрасли международного права, целиком являющиеся договорными. Указанные процессы особенно интенсивно происходят в сфере прав человека. К таким договорам можно отнести ключевые конвенции по правам человека. Договорные нормы постепенно становятся преобладающими в международном праве, а обычные нормы исчезают из его содержания.
При оценке происходящего процесса следует учитывать то немаловажное обстоятельство, что межгосударственные отношения во второй половине XX века и в текущем столетии значительно осложнились. Государства, исходя из своих геополитических и других интересов, и пытаясь оправдать свои противоправные действия, зачастую извращенно толкуют даже те или иные договорные нормы. Они значительно реже стали ссылаться на обычные нормы, существование которых часто ставится под сомнение. Когда возникает необходимость сослаться на обычай, необходимо доказывать не только его существование, но и конкретное содержание. Поэтому при отсылке к обычаям, как правило, возникают споры относительно их толкования. Можно смело утверждать, что в XXI веке обычай постепенно исчезает из государственной лексики, а международное право, в основном, становится договорным. Ссылки на обычай, зачастую, употребляются лишь в международных судебных органах.
Следует особо подчеркнуть, что все основные принципы носят договорный характер и развиваются в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Трудно представить их общепризнанность, нормативность, обязательный характер и общее толкование, если бы они носили обычный характер.
Многие основные принципы современного международного права зафиксированы в Уставе ООН или вытекают из его содержания. Некоторые из них, как было отмечено, начали складываться задолго до принятия Устава Организации Объединенных Наций, но получили всеобщее признание только после его одобрения. Кардинально изменилось и их содержание.
К числу основных принципов, зафиксированных в Уставе ООН, следует относить следующие:
- принцип суверенного равенства государств (п. 1 ст. 2);
- принцип добросовестного выполнения обязательств (п. 2 ст. 2);
- принцип мирного разрешения международных споров (п. 3 ст. 2);
- принцип воздержания от угрозы силой или ее применения (п. 4 ст. 2);
- принцип, обязывающий государства сотрудничать и оказывать помощь Организации Объединенных Наций (п. 5 ст. 2);
- принцип, обязывающий все государства мира действовать в соответствии с принципами ООН (п. 6 ст. 2);
- принцип невмешательства (п. 7 ст. 2);
- принцип самоопределения народов (п. 2 ст. 1);
- принцип уважения прав человека (п. 1 ст. 3).
Последние два принципа провозглашаются в Уставе ООН
в качестве цели Организации и стали общепризнанными после закрепления в договорной практике государств.
Все эти принципы не остаются статичными, а постоянно изменяются. Наряду с ними происходит становление и создание новых основных принципов современного международного права.
К ним следует отнести принцип территориальной целостности, принцип нерушимости границ, принцип демократии, принцип индивидуальной уголовной ответственности за международные преступления и др. Эти принципы следует рассматривать как основные принципы современного международного права.
В отличие от основных принципов после принятия Устава ООН широкое развитие получило создание новых отраслей права. Каждая из этих отраслей состоит из системы отраслевых принципов. При этом некоторые из этих отраслевых принципов получили «всеобщее» значение и действуют во всех отраслях международного права. Другие отраслевые принципы действуют лишь в каждой определенной отрасли права.
К всеобщим принципам можно отнести, например, принцип недискриминации. Указанный принцип фактически стал и основным принципом современного международного права. В этой связи следует отметить, что между основными и отраслевыми принципами существует тонкая грань. По мере всеобщего признания отраслевых принципов, многие из них превращаются в основные, действующие во всех отраслях международного права.
Все принципы современного международного права следует подразделять на:
основные принципы, закрепленные в Уставе ООН;
новые принципы, сложившиеся после принятия этого основополагающего международного договора;
отраслевые принципы, закрепленные в многосторонних межгосударственных соглашениях.
Указанные принципы составляют существо современного международного права и на их основе происходит его развитие.
КАРТАШКИН Владимир Алексеевич
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, заслуженный юрист Российской Федерации