Введение
Изучение истории европейских государств во второй половине XX века позволяет идентифицировать две тенденции их развития. С одной стороны, речь идет о расширении и углублении интеграционных процессов между европейскими странами, с другой - о децентрализации территориальной организации публичной власти в них. Характеризуя данную тенденцию, И. А. Алебастрова отмечает, что в современном мире «расщепление властных полномочий происходит в двух противоположных направлениях: посредством их перетекания из единого государственного устья как «вверх», так и «вниз». Иначе говоря, некоторые полномочия государство передает надгосударственным структурам, другие - субгосударственным, т.е. региональным и даже муниципальным». Одной из таких над- национальнональных структур и является Европейский Союз, в рамках которого в 1994 г. был создан Комитет регионов.
Собственно создание указанного выше органа - есть проявление стремления к построению в рамках ЕС «Европы на принципах демократии, децентрализации власти и субсидиарности». Можно с уверенностью говорить, что учреждение Комитета регионов стало одним из стимулов углубления процессов децентрализации власти во многих европейских государствах, о чем свидетельствуют многочисленные исследования отечественных конституционалистов и политологов.
Однако, несмотря на указанную позитивную тенденцию, ряд российских авторов высказывает мнение относительно целесообразности существованиях данного органа. Так, например, Е.Ф. Троицкий утверждает, что «при всей символической значимости КоР его реальный вес в принятии решений в ЕС невелик, а эффективность представительства Комитетом интересов субнациональных единиц сомнительна. Помимо сугубо консультативного статуса, роль КоР подтачивается внутренней «размытостью» этого института, в котором заседают и представители «сильных» регионов (Германии, Бельгии, Испании), и представители органов местного самоуправления, и делегаты «слабых» регионов, являющихся административными конструкциями (например, Франции, Нидерландов, Венгрии)». Позволим себе не согласиться с такой позицией - сомнения относительно нее были высказаны нами в предыдущих исследованиях. Скорее, ее существование - есть результат слабой изученности Комитета регионов в отечественной гуманитарной науке. Именно этот пробел мы и постараемся восполнить в рамках предлагаемого небольшого исследования, рассмотрев некоторые аспекты, касающиеся учреждения, развития и деятельности Комитета. На наш взгляд, данный орган является одним из наиболее удачных структурных элементов ЕС, несмотря на свое сравнительно недавнее учреждение.
Исследование
Уже в 70-е годы XX века европейские интеграционные объединения начали задумываться о роли регионов в европейских политических процессах. Несмотря на стремление самостоятельно формулировать и осуществлять политику Европы по всем вопросам на уровне институтов, органов, представляющих сообщества как единое целое, интеграционные объединения (прежде всего, Европейское экономическое сообщество, а затем и Европейский Союз) уже тогда осознали необходимость включения регионов государств в процесс европейской интеграции. Во-первых, такое нововведение должно было способствовать ускорению европейских политических процессов, усилению влияния самих наднациональных структур на региональную политику. Во-вторых, сами регионы начали искать новые варианты развития сотрудничества между собой: организация сотрудничества в области политики, культуры, экономики с участием органов государственной власти национального уровня отнюдь не всегда является эффективной и целесообразной. Более того, территориальные единицы европейских государств становятся более требовательными, когда вопросы европейской повестки дня касаются региональной политики.
В силу этого обстоятельства в 1994 году появился новый орган ЕС, играющий важную роль в подготовке, обсуждении проектов новых правовых актов ЕС и оказывающий влияние на содержание большей части нормотворческой деятельности Союза — Комитет регионов. Консультативный орган был призван обеспечить принятие решений, ориентированных на учет требований и интересов регионов и направленных на приближение ЕС к народам Европы.
Рассматриваемый орган ЕС был учрежден Договором о Европейском союзе от 7 февраля 1992 года, подписанном в нидерландском Маастрихте (ДЕС), и регулируется положениями главы 3 «Консультативные органы Союза» части шестой «Институциональные и финансовые положения» Договора о функционировании ЕС (ДФЕС). Так в соответствии с п. 1 ст. 300 ДФЕС Комитет регионов (один из двух формально признанных консультативных органов) оказывает содействие Европейскому парламенту и Совету ЕС, а также Европейской комиссии путем осуществления консультативных функций. Так указанные органы, если считают это необходимым, обязывают Председателя Комитета созвать орган и назначают последнему срок для представления своего заключения. Однако по истечении назначенного срока акт может быть принят и при отсутствии заключения, что собственно подтверждает консультативную природу Комитета регионов.
В то же время стоит отметить, что благодаря новеллам проекта Конституции Европейского союза 2004 г., воспринятым Лиссабонским договором 2007 г., Комитет регионов приобрел важное право — обращаться с исками в Суд Европейского союза. Иски могут подаваться комитетом к институтам ЕС с целью защиты своих прерогатив (ст. 263 ДФЕС), например, с целью отмены законодательного акта, изданного Европейским парламентом и Советом без проведения консультации с Комитетом регионов, когда таковая является обязательной согласно учредительным документам. Комитет регионов также получил возможность оспаривать в Суде Европейского союза законодательные акты ЕС, которые, по его мнению, нарушают указанный принцип.
Важно отметить, что Комитет регионов имеет право собираться и принимать различные рекомендации и заключения по собственной инициативе («во всех случаях, когда Комитет регионов считает это полезным»), которые направляются Европейскому парламенту, Совету и Комиссии.
Комитет регионов на основании п. 2. ст. 306 ДФЕС устанавливает Правила процедуры, т.е. внутренний регламент. Система внутренних органов Комитета следующая: председатель и Бюро Комитета избираются на два с половиной года. Также постоянно функционируют пленарное собрание, конференция председателей и комиссии. В состав Комитета регионов входят «представители региональных и местных коллективов, которые являются обладателями выборного мандата в рамках регионального или местного коллектива и несут политическую ответственность перед выборным собранием» (п. 3 ст. 300 ДФЕС). В составе Комитета находятся представители как субъектов федерации и других крупных территориальных образований, так и муниципалитетов, включая первый уровень местного самоуправления.
Общее число членов Комитета регионов не должно превышать 350 человек. Члены Комитета регионов (как и их заместители) назначаются Советом ЕС квалифицированным большинством голосов на основании представленного каждым государством-членом списка кандидатур на пять лет. При осуществлении своих обязанностей члены Комитета обладают независимостью от государств-членов и обязаны осуществлять свои задачи только в общих интересах Союза (п. 4 ст. 300 ДФЕС). Срок полномочий члена или заместителя прекращается после их отставки, окончания избирательного мандата, на котором основывается их назначение в Комитет, или их смерти. Преемник назначается Советом ЕС на оставшуюся часть срока полномочий. И члены, и заместители членов могут быть назначены членами Комитета повторно, однако им запрещено одновременно быть депутатами Европейского парламента (ст. 305 ДФЕС), поскольку они занимают должности в региональных и местных органах власти.
Комитет регионов на протяжении всего периода своего существования ставил цель — зарекомендовать себя органом, без которого невозможно осуществление эффективной региональной политики. 10 декабря 1994 года Комитет обратился к главам государств и правительств ЕС, собравшимся на саммите в Эссене, чтобы дать разъяснение определению принципу субсидиарности, согласно которому Союз не должен вмешиваться в дела отдельных государств, если действия Союза в данном вопросе не могут быть более эффективными, чем действия национальных, региональных или местных властей. 21 апреля 1995 Комитет регионов дал заключение о пересмотре ДЕС, более известном как «Отчет Пуйоля» — по имени его докладчика Джорди Пуйоля (Испания), президента Женералитета Каталонии, в котором говорится о том, что Комитет регионов должен стать «наблюдателем за субсидиарностью» в ЕС и получить право обращаться в Суд ЕС, если Комитет считает, что его собственные права или принцип субсидиарности подвергаются нарушению.
Отметим, что за счёт сильных региональных и местных политиков, которые руководили Комитетом, консультативный орган постепенно занимал все более значимое место в механизме ЕС. Доказательство этому то, что, согласно Декларации о будущем Европы (которая была установлена саммитом в Лаакене 14 декабря 2001 года для последующей разработки текста Конституции ЕС), Комитет регионов официально признавался «институциональным собеседником» в дебатах о будущем Европы; а 28 февраля 2002 г. Жо Шафер (Бельгия) представили Комитет на инаугурационном совещании по Конвенции о будущем Европе.
В тексте Конституции были отражены новое определение принципа субсидиарности, ключевая роль Комитета в контроле за применением принципов субсидиарности и пропорциональности, а также право инициировать разбирательство в Европейском суде, когда Комитет посчитает, что законодательный акт нарушил принцип субсидиарности. Более того, в соответствии с «Конституцией Европы» Комитет получил бы статус института, к которому стремился два десятилетия.
Несмотря на то, что Конституция не была ратифицирована всеми государствами-членами ЕС и не вступила в силу, у Комитета регионов был план по реализации намеченного, заключавшийся в осуществлении различных видов деятельности как совместно с Европейским парламентом и/ или другими структурными элементами ЕС, так и самостоятельно. Такая стратегия способствовала и способствует как решению задач Комитета, так и проведению активной политики по приобретению статуса института.
Так, под председательством Жо Шабера (министра общественных работ в правительстве Брюсселя) уже 30 марта 2000 года состоялась первая официальная Конференция председателей Европейского парламента и председателей политических групп Комитета регионов. Данное мероприятие имеет важное историческое значение, так как с данного момента роль региональных политических групп стала признаваться вне организации деятельности Комитета регионов.
Что касается структурных изменений, то с 29 сентября 2004 г. организация консультативного органа еще более походит на внутренний механизм Европарламента: для получения мест на пленарном заседании в соответствии с политической принадлежностью члены Комитета голосуют по системе абсолютного большинства (как это происходит в Европейском парламенте), а не в алфавитном порядке.
Однако лишь благодаря Лиссабонскому договору Комитет регионов и вовсе рассматривается в качестве гаранта представления региональных и местных интересов на политической арене всего Союза общий мандат Комитета стал составлять не четыре года, а пять лет (как и в Европейском парламенте), а председатель и бюро стали осуществлять свои функции два с половиной года.
Что касается сотрудничества органа с Европейским парламентом, отметим, что, во-первых, 4 февраля 2014 года Европейский парламент принял ряд рекомендаций от Комитета в отношении законотворчества (рекомендации — в докладе лорда Грэма Топа (Великобритания)). Законодательный орган согласился с тем, что нормотворчество должно осуществляться в духе «многоуровневого управления», то есть посредством скоординированных действий ЕС и национальных учреждений, местных и региональных властей. Кроме того, в докладе подчеркивалась важность упрощения регулирующей среды, особенно для местных и региональных органов власти, ресурсы которых (например, на внедрение и осуществление нового законодательства) часто ограничены. Кроме того, 5 февраля 2014 года председатель Комитета Рамон Луис Валкарсел и председатель Европейского парламента Мартин Шульц подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на укрепление политических отношений. Условия соглашения не только направлены на дальнейшее участие членов Комитета в парламентской деятельности и оптимизации административных ресурсов, но также закрепляют важность автономии и независимости Комитета регионов. Данное соглашение лишь еще раз подтверждает высокий статус Комитета и позитивное развитие отношений с Европейским парламентом.
Важно отметить и тот факт, что Комитет регионов самостоятельно организовывает различные мероприятия, направленные на развитие региональных политических процессов. Одними из новых направлений для изучения и предложения инициатив Комитетом стали предпринимательство, климат и экология. 7 октября 2009 г. по случаю ежегодных дней открытых дверей в Брюсселе, Комитет запускает премию Европейского предпринимательства (EER), которая направлена на выявление и поощрение регионов ЕС с помощью инновационной и перспективной стратегии предпринимательской политики. Схема EER поощряет внедрение Закона о малом бизнесе для Европы на региональном и местном уровнях. Каждый год вплоть до трех регионов ЕС с момента запуска программы имели право называть себя «предпринимательским регионом года» на основе критериев качества, эффективности и долгосрочности успеха в предпринимательском деле. Что касается климата и экологии, Комитет регионов на Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата (COP15 — 7-18 декабря 2009 г.), состоявшейся в Копенгагене, представил доклад «Мобилизация граждан: регионы и города, работающие вместе для защиты климата». Комитет обязался выступать в качестве площадки для обмена передовым опытом между регионами и городами, стремящимися сократить свой углеродный след.
Однако флагманским мероприятием Комитета регионов все же остается Европейский саммит регионов и городов, обыкновенно проводящийся раз в два года (исключением стал 5-ый Европейский саммит регионов и город, который состоялся 22-23 марта 2012 года в Копенгагене). 7-8 марта 2014 года был организован 6-ой саммит в Афинах, по завершении которого Комитет принял Афинскую декларацию, в которой излагается семиступенчатый план реформы для Европы. В Декларации говорится, что ЕС должен пересмотреть свой подход и изменить свое направление, если он хочет сохранить свое обещание создать «разумную, устойчивую и всеобъемлющую экономику» к 2020 году. Таким образом, мы видим, что Комитет полностью сформировался как независимый орган, который имеет свою позицию по ключевым вопросам развития ЕС, не говоря уже о развитии регионов.
Заключение
На протяжении более двадцати лет своей деятельности Комитет зарекомендовал себя в качестве компетентного органа, без которого невозможно полностью отстаивать интересы регионального и местного населения государств-членов Европейского союза, и, таким образом, идти по пути углубления европейской интеграции в целом. Отдельно стоит отметить и тот факт, что Комитет регионов фактически приблизился к институтам ЕС: как отмечалось в данном небольшом исследовании, его компетенция неоднократно расширялась, а количество областей, в которых Комитет дает обязательные для институтов ЕС заключения, возросло. Важно и то, что институты Союза прислушиваются к Комитету, например, как в случае одобрения Европейским парламентом мнения органа, основанного на докладе Павла Бранды от 29 ноября 2013 года. Нет сомнений, что консультативный орган продолжит свое развитие вполитическом плане, в том числе благодаря проведению мероприятий (таких как ежегодный Европейский саммит городов и регионов), обладающих отличительными для Комитета чертами. По нашему мнению, работу стоит завершить словами бывшего председателя Комитета регионов Р.Л. Валкарсела: «Комитет заслуживает место в более сильной Европе, которая будет еще лучше связана с ее регионами и городами».
МОЛЧАКОВ Никита Юрьевич
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного права МГИМО (У) МИД России
ЧУГУНОВ Даниил Константинович
студент 4-го курса Международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России