Принципы суверенитета и национального самоопределения являются одними из основополагающих принципов международного права и включены в ряд важнейших международных документов:
Устав и Декларации ООН, Хельсинский акт ОБСЕ и др. Однако в силу равной значимости этих принципов, а также отсутствии четкого разграничения и трактовки как их самих, так и областей их применения, возникают значительные разночтения на теоретическом уровне, что приводит к конфликтам на практике. Тем не менее, есть ряд документов, в которых была предпринята попытка разграничить сферы применения принципов.
Одним из таких документов является Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (резолюция 2625). Декларация объединяет и уравнивает оба принципа: суверенитета и нерушимости территориальных границ государства и права народов на самоопределение. Одна из основных причин реализации права на самоопределение состоит в том, чтобы «незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций». Это положение предполагает ограничения в применении принципа права на самоопределение - речь идет только о народах, которые находятся в колониальной зависимости. Важным аспектом Декларации является формулировка форм самоопределения: «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом». Таким образом, документ предоставляет право на «внешнее» самоопределение (в форме независимости и создания суверенного государства) только народам, которые находятся в иностранной или колониальной зависимости. Право на внутреннее самоопределение (культурное, языковое и др. самоопределение группы внутри государства без нарушения суверенитета и государственных границ) само по себе не несет угрозы столкновения с принципом суверенитета.
К более поздним документам, закрепляющим право народов на самоопределение на пространстве европейской и евразийской интеграции и стремящимся решить конфликт принципов, относятся Декларация о критериях признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе (от 17.12.1991 г) и Московская Декларация о защите интересов многонациональных государств (от 30.06.1994 г.) Первый документ был разработан ЕС и основной его целью было систематизировать процесс признания новых государств, которые возникали в результате распада СССР и смене режимов в государствах Восточной Европы. Его правовой основой являлись принципы ООН, СБСЕ и Парижской Хартии. Процесс признания новых государств должен был осуществляться только путем переговоров, включая арбитраж при необходимости; изменение границ становилось возможным только в результате мирных переговоров и взаимного согласия сторон, если их непосредственно затрагивает изменение границ. Если государства возникали путем агрессии, ЕС отказывался их признавать.
Московская Декларация затрагивает интересы многонациональных государств (в том числе и России), для которых вопрос права народов на самоопределение стоит особенно остро. Базовым принципом декларации является нерушимость территориальных границ и уважение суверенитета. «Дестабилизация отношений между этническими и религиозными группами» рассматривается как одна из ключевых угроз миру и стабильности международных отношений. Право народов на самоопределение упоминается в нестандартном контексте: народы России, реализуя это право, образовали суверенные и свободные государства. При этом не уточняется к чему относится термин «народ» - ко всему населению государства или же к отдельным этническим группам. Страны-участники соглашения берут на себя ответственность за защиту культурного и религиозного разнообразия своих «обществ».
Проблема вышеуказанных концептов тесно связана с вопросом сопоставления политики и права. Такое столкновение принципов в международных отношениях не является исключительным; например, широко известны коллизии, возникающие между принципом соблюдения и уважения прав человека и принципом невмешательства. В XX веке в связи с территориальными и этнополитическими конфликтами появилось понятие «гуманитарной интервенции», которое фактические ограничивает существование принципа невмешательства в дела государства, ставя его на менее значимое место по сравнению с принципом соблюдения прав человека. В своем действии гуманитарные интервенции опираются на концепцию «ограниченного суверенитета» и «приоритета безопасности личности над безопасностью государства». Правового механизма по реализации таких столкновений нет, при этом международное право не предусматривает ущемление одного принципа за счет другого, что регулярно происходит в политике. Проблема разночтения заключается не только в разных подходах к вопросам, но и в том, что политика и право используют разные категории, причем эти категории не являются противоречащими друг другу, они сами по себе разные и несопоставимые. Так, например, с точки зрения права все понимается в рамках терминов «легитимно-нелегитимно», соответствует что-либо нормам права или нет. Политика такими категориями не мыслит, в политике существует деление на «свой» - «чужой», на национальные интересы своего государства и интересы противника. С точки зрения права легитимными могут быть как «свои» действия, так и «чужие», а значит одна и та же ситуация может соответствовать праву, но при этом быть политически недопустимой, и наоборот. К одному и тому же фактору может существовать политический и правовой подходы, и результаты выводов после использования каждого из этих подходов могут быть разные. Политизация правовых вопросов снижает эффективность существования норм права как таковых, это может быть следствием того, что «развитие международно-правовых норм отстает от развития международных отношений». В рамках неолиберальных концепций существует подход, который в теории могу бы решить такие разночтения. Речь идет о создании единого «мирового права», в рамках которого не будет существовать норм суверенных государств, а все мировое сообщество будет регулироваться с помощью норм надгосударственного и транснационального характера, при этом, например, не будет существовать границ для международного преследования преступников. Теоретически такое положение вещей действительно должно разрешить ряд противоречий, более того, можно даже сказать, что начало этому пути уже положено с помощью создания международных организаций, объединяющих все страны мира (ООН), однако говорить об успешности работы этих органов как надгосударстванного суверена, который может регулировать все происходящее в мировой политике, пока рано. В случае создания такой системы стоит также учитывать, что любые изменения, особенно в рамках общемирового масштаба, могут привести к серьезной дестабилизации международных отношений и усложнению уже существующих проблем.
В рамках принципа права наций на самоопределение отдельным вопросом стоит сопоставимость терминов «нация», «национальность», «народ» в различных сферах. Так, например, по мнению некоторых специалистов международного права, международное право, использует только термин «народ» и совсем не мыслит категориями «нация», «национальность». И с такой точки зрения в Испании существуют народы басков и каталонцев, которые борются за самоопределение, при этом также существует испанский народ. А с точки зрения испанской Конституции 1978 года общности басков и каталонцев обозначаются как nacionalidad (национальность или народность), которые существуют в рамках испанской нации (nacion). А, например, в риторике многих стран, в том числе и в России, «национальность» осознается как гражданство страны. Проблема возникает не только в виду различных точек зрения, но также и ввиду возможности разного перевода одного и того же слова. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проблема с четкостью определений существует также с составными частями принципа права наций на самоопределение.
Некоторые ученые (например, Jose Antonio Perea Unceta (Universidad Complutense de Madrid) указывают на важный аспект, который необходимо учитывать при изучении самоопределения: принцип права на самоопределение касается, прежде всего, колониальных стран и разрабатывался именно с этой целью, он исключает этническую трактовку народа, оставляя главным в этом понятии характеристику территориального сообщества. Также согласно системе ООН, реализация права на самоопределение внутри государства возможна лишь в случае нарушения прав меньшинств и прав человека. На наш взгляд такое мнение все же является спорным в силу того, что, хотя на это условие и указывает ряд резолюций ООН (например, №1514 от 1960 года и №2625 от 1970), однако в ряде основополагающих документов он провозглашается без учета этих условий, что говорит о возможности его применения без них.
Принципы суверенитета и национального самоопределения являются универсальными для всех акторов мировой политики. В связи с процессами глобализации структура этих акторов значительно усложнилась: согласно Вестфальской системе международных отношений акторами были только государства, а сегодня мы видим среди акторов также международные организации, ТНК и др. Этот факт усложняет процесс принятия решении по ряду конфликтных ситуаций. В случае с автономными сообществами Каталонии и Страны Басков в Испании ранее этот вопрос решался бы либо внутри Испании, либо между Испанией и Францией (так как государства были единственными акторами). На сегодняшний день в решении этого вопроса принимает участие еще, как минимум, ЕС, как новый актор, что налагает дополнительные сложности. Этот факт является следствием того, что ряд наднациональных институтов «приобрели в отношении суверенных государств-членов определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий».
Указанная выше проблематика принципов суверенитета и национального самоопределения оказывает значительное влияние на процессы интеграции, в том числе на европейскую и евразийскую интеграции. Сегодня мы можем видеть, что в случае с ЕС результаты этого влияния более значительны, чем для ЕАЭС, по нескольким причинам. Во-первых, ЕАЭС на данном этапе является только экономическим объединением, в отличие от ЕС, где интеграция идет также по политическим аспектам. Однако, существуют планы об образовании политического объединения на базе ЕАЭС, и в этом случае проблема суверенитета и национального самоопределения может стать более актуальной. Во-вторых, в ЕАЭС на современном этапе существует только одна точка возможной дестабилизации по вопросу права наций на самоопределение: Нагорно-Карабахский конфликт. В случае с ЕС проблема стала особо актуальна после событий 2017 года в Каталонии. И, хотя, на взгляд автора, пока рано говорить о ближайших перспективах образования новых государств на пространстве ЕС, процесс, запущенный референдумом в Каталонии и событиями до него, может привести к значительной дестабилизации в нескольких регионов ЕС. Представители Нагорного Карабаха на данном этапе скептически относятся к результатам референдума в Каталонии и не стремятся проводить параллели, аргументируя, что причины нынешнего этапа каталонского конфликта скорее экономические, чем политические, как это происходит в Нагорном Карабахе. Несмотря на эти различия, стоит отметить, что препятствия, с которыми сталкиваются процессы интеграции в обоих регионах схожи. Процесс глобализации, помимо интеграционных процессов, несет с собой дезинтеграционные процессы и стремление некоторых государств сохранить и укрепить свои суверенитеты: подобный пример мы видели в ЕС с Францией, а в ЕАЭС идея возможной будущей политической интеграции по-прежнему не поддерживается Белоруссией и Казахстаном.
ФРОЛОВА Юлия Николаевна
соискатель Санкт-Петербургского государственного университета