Основную часть территории Бразилии покрывают самые обширные в мире тропические леса.
Сложно переоценить влияние леса на сохранение глобальных биосферных процессов, однако постоянное увеличение антропогенной нагрузки и уменьшение площади лесопокрытых территорий, может привести к самым неблагоприятным последствиям.
Исследователи утверждают, что в период с 2005 по 2015 годы, ежегодное уничтожение и незаконная вырубка лесов сократилась в четыре раза, таким образом за последние годы масштабы уничтожения тропических лесов сократились на 80 %. Такие значительные успехи в сохранении тропических лесов были достигнуты благодаря оптимизации правового регулирования этого процесса, которая предполагает целую систему продуманных мер по охране природы. В настоящее время продолжение формирования современной системы лесного природопользования является одной из приоритетных задач государства.
Аспекты реализации лесной политики содержатся в различных бразильских законах, регулирующих вопросы управления ресурсами окружающей среды и лесным хозяйством. К таким отраслевым законам можно отнести следующие:
- Закон № 6.938 о национальной экологической политике в отношении окружающей среды от 21 августа 1981 года;
- Закон № 9.985 о Национальной Системе Охраны Природы от 18 июля 2000 года;
- Декрет, утверждающий Регламент по применению Закона № 9.985;
- Закон № 11.284 об управлении государственными лесами в целях устойчивого производства от 2 марта 2006 года;
- Закон № 11.428 об использовании и охране коренной растительности Биома Атлантического леса от 22 декабря 2006 года;
- Декрет, утверждающий Регламент по применению Закона № 11.428;
- Лесной кодекс Бразилии 2012 года.
Однако основным источником, регулирующим систему контроля и использования лесных ресурсов в Бразилии, устанавливающим правила защиты местной растительности и налагающим ограничения на землепользование, в настоящее время, является Лесной Кодекс 2012 года.
Лесной кодекс Бразилии состоит из 14 глав плюс глава Ш-А, включающих в себя 84 статьи:
Глава I. Общие положения;
Глава II. Постоянно охраняемые территории;
Глава Ш. Территории ограниченного использования;
Глава Ш-А. Устойчивое использование окружающей среды;
Глава IV. Территории обязательного резерва;
Глава V. Вырубка растительности при альтернативном использовании земель;
Глава VI. Сельский экологический реестр;
Глава VII. Использование лесов;
Глава VIII. Контроль лесной продукции;
Глава Ш. Пожарный контроль;
Глава Х. Программы развития и поддержки сохранения и восстановление окружающей среды;
Глава Х! Контроль обезлесения;
Глава ХП. Семейная ферма;
Глава ХШ. Переходные положения;
Глава Х1У. Заключительные и дополнительные положения.
Правовое регулирование лесного природопользования, регламентируемое в соответствии с действующим Лесным кодексом, имеет ряд актуальных обязательств, отличающих Лесной Кодекс 2012 года от предшествующего Лесного Кодекса 1965 г. Наиболее значимы, следующие аспекты: поддержание и сохранения местной растительности в районах постоянной хозяйственной деятельности; поддержание местной растительности на территориях земель частной собственности сельскохозяйственного назначения; устойчивое использование в зонах ограниченного пользования земельными ресурсами; предварительное разрешение компетентного экологического агентства на вырубку растительности для альтернативного землепользования.
Важным моментом для сохранения растительности, является введение регламента на подавление естественной растительности для ведения альтернативного землепользования. Владелец должен гарантировать эффективное использование уже преобразованных областей, поскольку закон не позволяет подавлять растительность присущую территории. Кроме того, агентство по окружающей среде требует принятия компенсационных мер по смягчению последствий негативного влияния на фауну. В дополнение к правилам сохранения местной растительности Лесной кодекс обеспечивает инструменты для управления и регулирования сохранения качества окружающей среды.
Особое значение имеют Сельские экологические регистры (CAR, аббревиатура на португальском языке) и Программа соблюдения природоохранных норм (PRA, аббревиатура на португальском языке), которая предусматривает восстановление, исторически незаконно обезлесенных районов. Цель CAR заключается в предоставлении интегрированной базы данных с информацией об экологической ситуации на территориях, которая позволяет муниципалитетам, штатам и федеральному правительству контролировать, проводить мониторинг, определять нанесенный вред окружающей среде, проводить экологическое и экономическое планирование, вести борьбу с обезлесением (ст. 29 Закона 12.651/12). CAR поможет землевладельцам и владельцам защитить природные ресурсы и улучшить планирование их производства. Система CAR является национальной электронной системой, находящаяся в ведении Министерства окружающей среды, которая обеспечивает высококачественные спутниковые изображения, которые землевладельцы могут использовать для поиска и регистрации своего имущества. Ответственность за ведение CAR лежит на штатах. CAR должен содержать информацию, связанную с географическими объектами, такую как местоположение объекта, его границы, а также идентификацию областей постоянной защиты (APP), правовых резервов и областей ограниченного использования. APP - это охраняемая территория, покрытая или не покрытая природной растительностью, обладающие экологическими функциями по сохранению водных ресурсов, ландшафта, геологической стабильности и биоразнообразия, способствующие увеличению количества флоры и фауны, охране почв и обеспечивающие рост благосостояния народа. (п. II ст. 3 Лесного Кодекса). Примерами APP являются прибрежные районы, водные источники, вершины холмов, горные склоны и мангровые заросли.
Правовые резервы (согласно п.Ш ст. 3) - это участки земли, находящиеся в собственности или сельскохозяйственном владении и имеющие функции обеспечения устойчивого экономического использования природных ресурсов землевладения, на которых должна сохраняться природная растительность, биологическое разнообразие, экологические процессы, должна обеспечиваться защита местной флоры и фауны.
Также этом кодексе были введены новые инструменты, которые после эффективного осуществления позволят улучшить мониторинг землепользования, который будет иметь решающее значение в борьбе с обезлесением и в обеспечении соблюдения природоохранных норм, а также в достижении целей Бразилии в отношении сокращения выбросов парниковых газов.
Новый Лесной кодекс является результатом консенсуса между различными интересами, и поэтому в законе прослеживаются несоответствия, которые препятствуют его пониманию и соблюдению.
Новый Лесной кодекс разрешает дальнейшее обезлесение коренных мест обитания. Около 880 000 квадратных километров находятся под угрозой обезлесения. Это несмотря на то, что при условии восстановления деградировавших земель Бразилия может увеличить сельскохозяйственное производство без дальнейшего обезлесения до 2040 года.
Одним из самых противоречивых моментов нового кодекса было помилование штрафов и санкций за незаконное обезлесение, которое имело место до 2008 года. Для устранения этого противоречия, инициативной группой было передано обращение в Федеральный Верховный Суд Бразилии. По шести голосам против пяти суд постановил, что амнистия является конституционной. Также суд счел конституционным: разрешение на осуществление сельскохозяйственной деятельности в АРР на вершинах холмов; возможность получения новых разрешений на вырубку леса, лицам, совершившим незаконное уничтожение растительности до 2008 года; возможность использования до 50% экзотических видов лесных заповедных территорий.
Правовое регулирование процессов лесного природопользования Бразилии, главный рычаг управления в сохранении лесных территорий. Лесной кодекс 2012 года, а также внесенные в него изменения, являются важным шагом на пути к сохранению и рациональному использованию лесного ресурса, в том числе, как к части окружающей природной среды для обеспечения благоприятных условий жизни населения. К сожалению, предпринятые действия, не решают в полной мере проблем, связанных с обезлесиванием и уменьшением площади лесопокрытых территорий.
ДЖАНДУБАЕВА Татьяна Зурабовна
кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры земельного и экологического права Российского университета дружбы народов
ЕРОФЕЕВА Карина Юрьевна
ассистент кафедры земельного и экологического права Российского университета дружбы народов.