Сегодня процессы вынужденной миграции как никогда становятся актуальными.
Впервые данная проблема была поднята на I сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) в 1945 году. В частности, было обозначено, что проблема беженцев является международной проблемой. При этом было указано на то, что ни один беженец или перемещенное лицо, которые высказали веские причины своего нежелания возвращаться на родину, не могут быть к этому принуждены. Таким образом, основной задачей всего международного сообщества стало поощрение и содействие возвращению мигрантов в покинутые ими страны.
Сегодня значительную обеспокоенность потоками вынужденных мигрантов испытывают страны Европейского союза, в которых вынужденная миграция с Ближнего Востока приобретает неконтролируемые размеры. Таким образом, как никогда актуальной становится необходимость переоценки применяемых теорий и практик, из чего следует необходимость выработки четкого понимания феномена вынужденной миграции.
Проблемы вынужденной миграции не чужды и для российской действительности, о чем говорят следующие цифры: в последние несколько лет в России за статусом беженца обратились порядка 275 000 человек. Данные показатели включают в себя 7 000 просьб о предоставлении статуса беженцев, и 267 800 лиц обратилось к РФ с просьбой предоставить им временное убежище. Как отмечается в Докладе Верховного комиссара ООН, ранее число просьб о предоставлении статуса беженцев в России не превышало 5 000. Такой высокий показатель, который отмечается в последнее время, в большей степени связан с конфликтом на Украине. Например, только в 2014 году 99 % всех просьб об убежище и статусе беженцев поступило именно от граждан Украины. В 2016 году Россия установила своеобразный рекорд, приняв на своей территории 228990 беженцев, заняв в Европе пятое место.
В числе беженцев оказываются и граждане Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Сирии, которые стремятся не только получить временное убежище на территории РФ, но и желают на ней остаться. И если граждане Украины и Сирии объективно запрашивают статус беженцев, так как вполне обоснованно опасаются стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства и национальности, то граждане Узбекистана и Таджикистана в большей степени покидают свои страны из-за экономического неблагополучия и ищут возможности в России зарабатывать достойные деньги. Однако по данной причине они не попадают под статус беженцев, а являются в этом отношении трудовыми мигрантами.
Учитывая изложенное, прежде всего следует определиться с понятиями «беженец» и «перемещенные лица».
В то же время для понимания сути понятия «беженец» следует рассмотреть его, опираясь на понятия «убежище». По мнению Е. В. Киселевой, под убежищем следует понимать «предоставление государством возможности въезда на его территорию лицу, которое преследуется в государстве его гражданства или постоянного проживания за политические, религиозные, научные взгляды, общественную деятельность».
Понятие «убежище» довольно детально регламентировано в международных документах. Например, в ст. 1 Декларации ООН 1967 года отмечается, что убежище, предоставляемое в осуществлении суверенитета, должно уважаться всеми государствами. Также Всеобщая декларация прав человека 1948 года закрепляет право каждого искать убежище и пользоваться им.
В ст. 63 Конституции Российской Федерации 1993 года отмечается, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Как правильно отмечает Е. В. Киселева, такое положение Конституции РФ указывает на то, что «государство может в добровольном порядке на внутригосударственном уровне повысить планку своих гуманитарных обязательств, сделав предоставление убежища своей обязанностью, а не правом. Убежище, в силу его телеологически гуманитарного характера, не должно рассматриваться как недружественный акт и должно уважаться всеми государствами».
В соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года под последними следует понимать лиц, которые по тем или иным опасениям становятся жертвами преследований по признаку их расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к той или иной социальной группе или политическим убеждениям, не могут пользоваться защитой своей страны вследствие подобных опасений, или лица, которые не имеют определенного гражданства, находятся за пределами страны обычного пребывания и не желают в нее возвращаться вследствие такого рода опасений.
Официальное понятие «беженец» в российском законодательстве появилось после ратификации Конвенции о статусе беженцев 1951 года с принятием Федерального закона от 19.02.1993 года № 4528-1 «О беженцах». В соответствии с данным законом, под беженцам следует понимать «лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».
Таким образом, законодательство Российской Федерации в отношении понятия «беженец» полностью восприняло нормы международного права, в частности, нормы Конвенции о беженцах 1951 года.
В международно-правовой литературе существует мнение о том, что только при наличии в совокупности всех указанных в Законе о беженцах 1993 года признаков лицо может быть признано беженцем. Отсутствие же одного из них означает «невозможность вывода о применимости международноправового понятия «беженец» к рассматриваемому случаю или индивидуальному делу» При этом указывается на четкую формулировку данного понятия в Конвенции о беженцах 1951 года.
Однако позволим себе не согласиться с такими выводами, тем более что Конвенция о беженцах 1951 года не содержит четкого указания на то, что для признания беженцем лицо должно в обязательном порядке соответствовать всем указанным признакам, а также в Конвенции использованы соединительные союзы «или» между указанными выше признаками, в частности, «...вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений». Таким образом, можно сделать вывод о том, что при наличии хотя бы одного из перечисленных признаков к лицу должно применяться понятие «беженец».
Следует также обратить внимание на то, что в качестве беженцев не могут рассматриваться лица, совершившие преступления против мира, военные преступники, лица, совершившие преступления против человечества или тяжкие преступления, не носящие политического характера, за пределами страны, которая дала им убежище, а также лица, деятельность которых противоречит целям и принципам ООН.
Следующей категорией вынужденных мигрантов признают лиц, перемещенных внутри страны, то есть лица, которые покинули свои дома, спасаясь от вооруженных конфликтов, насилия или нарушения прав человека, или по причине природных катастроф, как это имело место при Цунами в ЮгоВосточной Азии в 2004 году и при землетрясении в Пакистане в 2005 году.
Как правило, государства, которые обременены военными конфликтами не в состоянии справляться с трудностями по жизнеобеспечению перемещенных внутри страны лиц. Еще в прошлом веке правительства таких стран как Пакистан в 1949 году, Судан в 1972 году, Гватемала, Никарагуа и Сальвадор в 1988 году обратились к мировому сообществу с просьбой узаконить оказание помощи внутренним мигрантам посредством международного права, как это имеет место в отношении беженцев. Результатом данной просьбы стало Заключение Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, по проблемам лиц, перемещенных внутри страны от 07.10.1994 г., которое было принято в 1994 году, в котором была установлена степень ответственности государств за защиту своих перемещенных лиц и были утверждены принципы необходимости оказания гуманитарной помощи таким государствам со стороны всего мирового сообщества.
Впоследствии были приняты Руководящие принципы ООН 1998 года, составленные Представителем Генерального секретаря по вопросу о перемещенных лицах внутри страны, в соответствии с которыми под перемещенными внутри страны лицами следует понимать «лиц или группы лиц, которых заставили или вынудили бросить или покинуть свои дома или места обычного проживания, в частности, в результате или во избежание последствий вооруженного конфликта, повсеместных проявлений насилия, нарушений прав человека, стихийных или вызванных деятельностью человека бедствий, и которые не пересекали международно признанных государственных границ».
Особое внимание к таким лицам объясняется тем, что, хотя они и перемещаются внутри страны своего проживания и не всегда могут оказаться в более худшем положении, чем не перемещенные лица, тем не менее данная категория лиц требует особой защиты, так как такое перемещение создает определенные потребности и факторы уязвимости.
Например, перемещенные лица внутри Украины в связи с конфликтом в Донбассе оказались в гораздо худшем положении чем лица, которые не были перемещены. В частности, значительные проблемы сегодня возникают в связи с необходимостью предоставления данным лицам жилья, при этом многие из них не в состоянии оплачивать жилищно-коммунальные услуги, в результате чего их пытаются выселить. Значительные сложности возникают и при трудоустройстве данных лиц, так как их стараются не принимать на работу (негласно). Возникают определенные проблемы и с восстановлением документов, и с медицинским обслуживанием, и пр.
По состоянию на апрель 2017 года в Украине официально было зарегистрировано более 1,5 миллионов внутренне перемещенных лиц. Мировая статистика показывает, что сегодня внутренне перемещенные лица составляют 40,3 миллиона человек, к концу прошлого года вынужденно покинули свои дома 65,6 млн. человек, что по сравнению с 2015 годом больше на 0,3 миллиона человек.
Очень часто понятия «беженец» и «перемещенное лицо» отождествляют, что неверно. Если обратиться к международным документам, то различие данных понятий становится очевидным. Беженец - это лицо, обращающееся за защитой к государству, гражданином которого он не является в связи с опасениями стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. В то время как лицо, перемещаемое внутри страны, как правило, является ее гражданином, не покидает ее пределов и продолжает пользоваться защитой страны своего гражданства или постоянного проживания. Например, в качестве беженцев следует признавать лиц, которые сегодня покидают Сирию, в первую очередь, из-за военных действий, однако, статус беженца они могут приобрести исключительно в том случае, если будет доказано, что возвращение их в страну невозможно в связи с преследованиями по признакам, указанным выше. Более ярко признаки беженцев выражены у жителей Донбасса, которые просят статус беженца на территории России, так как обоснованно боятся возвращаться в страну постоянного проживания из-за возможных преследований по признаку национальности и политических убеждений. В то же время лица, которые перемещаются из Донбасса на подконтрольной Украине территории, являются лицами, перемещенными внутри страны, поскольку не испытывают преследований по признаку национальности или по политическим убеждениям, желают пользоваться защитой государства Украины и не покидают ее территории.
Больше всего споров вызывает понятие «перемещенные лица» в контексте Резолюции ООН 1946 года «О беженцах», где под перемещенным лицом понимают лиц, которые в результате тех или иных действий власти высылаются из страны своего гражданства или места жительства, или которые вынуждены покинуть страну по религиозным, политическим или иным причинам. Также в контексте приведенного документа под данными лицами понимают и лиц, которые стали жертвами военных действий, промышленных аварий или стихийных бедствий (голода, наводнения, землетрясения и пр.). Однако следует обратить внимание, что данные лица не могут рассчитывать на получение статуса беженца, так как не обладают необходимыми признаками, предусмотренными Конвенцией о статусе беженцев 1951 года, хотя они находятся в сфере внимания международных организаций. Именно по этой причине лица, бежавшие из Сирии вследствие военных действий, сегодня не получают статус беженца, они имеют право временного проживания на территории страны пребывания, но при отсутствии причин, вызвавших их бегство, будут вынуждены вернуться в страну, из которой прибыли. Представляется, что сегодня есть необходимость на международном уровне и внутри России определиться с правовым статусом таких лиц, так как они находятся в более невыгодном положении по сравнению с беженцами и лицами, перемещенными внутри страны, и формально продолжают оставаться под юрисдикцией своего правительства, пребывая при этом на территории иностранного государства.
Таким образом, рассмотренные выше понятия позволяют выделить следующие основные признаки вынужденной миграции:
- наличие в отношении лица преследования на территории постоянного проживания;
- признаки расы, вероисповедания, гражданства (национальности);
- принадлежность лица к той или иной социальной группе;
- политические убеждения;
- отсутствие защиты со стороны страны происхождения.
Представляется, что вынужденная миграция в большей
степени является и социальным, и политическим явлением. Она может носить насильственный характер, когда человек вынужден покинуть территорию своего места проживания ввиду применения в его отношении насилия по расовым или национальным признакам, а может носить и ненасильственный характер в случае социальных бедствий, войн, природных катастроф, катастроф техногенного характера и пр.
Вынужденная миграция является объективным процессом перемещения людей через границы независимо от принадлежности их к тому или иному гражданству в силу сложившихся в их стране обстоятельств, носящих для них реальную угрозу.
Общепризнанным является следующее понятие вынужденной миграции - «территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершения в отношении них или членов их семей насилия или преследования либо реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие экстраординарных обстоятельств экономического, природного, техногенного или другого характера».
В энциклопедическом словаре под вынужденной миграцией предлагается понимать «совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по независящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию (стихийные бедствия, экологические катастрофы, военные действия, нарушение основных прав и свобод граждан)».
Н. А. Зорин под вынужденной миграцией понимает «перемещение лиц через государственные границы с целью поиска убежища в каком-либо государстве по причине наличия у таких лиц обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в стране своей гражданской принадлежности».
Представляется, что ни одно из этих определений не соответствует реалиям сегодняшней жизни. Кроме того, нет необходимости в дефиниции приводить конкретные признаки вынужденной миграции, так как в разный период времени и под влиянием различных обстоятельств они могут дополняться или естественным образом становиться неактуальными, что со временем приведет к необходимости изменения самой дефиниции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня миграционные процессы в большей степени выражены новыми обстоятельствами и иным характером проявления. Прежде всего, это относится к проблемам межнационального характера. Сегодня национальные конфликты все больше и больше охватывают весь мир, вовлекая в конфронтацию между собой различные этнические группы и социальные слои, что и порождает в мирное время явление беженцев.
Кроме того, миграционные процессы, особенно в странах Европейского союза, приобретают стихийный характер. Сотни тысяч прибывающих в страны ЕС мигрантов требуют финансовой и материальной помощи, объем которой сегодня начинает превышать возможности этих государств, а возможность, при которой вынужденные мигранты могли бы обеспечить себя самостоятельно, практически отсутствует, что в большей степени связано с отсутствием знания языка страны пребывания, соответствующего образования и пр.
Сегодня вынужденная миграция становится политической и гуманитарной проблемой, что требует изыскания особых ресурсов и объединения сил всего мирового сообщества.
Обращает на себя внимание то, что вышеизложенные понятия не учитывают признаков принудительной миграции. Представляется верным тот факт, что вынужденная миграция не всегда обусловлена исключительно нарушением прав человека в стране проживания или расовыми, этническими чистками, стихийными бедствиями или экологическими катастрофами. Вынужденная миграция - это и принудительное выдворение из того или иного государства определенных слоев населения, при этом гражданам может не причиняться никакого вреда, как это имеет место при этнических чистках, в то же время они не могут воспользоваться защитой в своей стране и вынуждены ее покинуть. И хотя принудительная миграция в большей степени касается исторических этапов развития общества, тем не менее ее нельзя исключать и в современном мире.
Таким образом, учитывая вышеизложенное и принимая во внимание современное состояние миграции, под вынужденной миграцией предлагается понимать объективный процесс территориального перемещения людей, связанный с пересечением границы и обусловленный совершением в отношении данных лиц и (или) членов их семей насилия или преследования, носящего реальную угрозу для человека либо реальную возможность подвергнуться насилию или преследованию, или вследствие принуждения покинуть страну, а также вследствие экстраординарных обстоятельств экономического, природного, техногенного или другого характера, что приводит к изменению места жительства на постоянной или временной основе, сопровождаемое изменением правового статуса мигранта.
Исходя из вышеприведённого, по нашему мнению, существует необходимость внести определенные поправки в содержание текста Конвенции о беженцах 1951 года. В частности, мы предлагаем п. 2 ст. 1 Конвенции о статусе беженцев 1951г. дополнить следующим: в случае, когда в отношении мигранта имеет место хотя бы один из указанных выше признаков, к лицу следует применять международно-правовое понятие «беженец». На наш взгляд, такое положение в большей степени позволит соблюсти права мигранта и исключит возможность усмотрения в данном вопросе.
КВАЧАХИЯ Рональд Гиевич
начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства управы района Печатники города Москвы, аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов