Принципиальными требованиями к реализации схемы проведения последовательного контроля, обеспечивающими минимизацию времени проведения контроля и максимально эффективное использование кадровых ресурсов таможенных и иных контролирующих органов, являются:
осуществление контроля в рамках единого пункта пропуска, совместно используемого государственными контролирующими органами сопредельных государств в целях минимизации времени проведения контроля и совместного или поочередного использования объектов таможенной инфраструктуры;
формирование утвержденных уполномоченными органами сопредельных государств технологической схемы проведения контроля с четкой регламентацией последовательного порядка прохождения всех видов государственного контроля, фиксации начала и окончания каждого этапа контроля;
организация движения одновременно по нескольким полосам первичной проверки, с выделением одних из них для легковых автомобилей и автобусов, а других - для грузового автотранспорта;
реализация технологии «зеленого коридора» для легковых транспортных средств, которые принадлежат физическим или юридическим лицам; не сняты с учета; не являются объектом внешнеэкономических контрактов и используются исключительно для перемещения через государственную границу личных вещей граждан и товаров (не подлежащих обязательному письменному декларированию и обложению налогами).
формирование единого документа (талона контроля), обеспечивающего фиксацию результатов контроля таможенными и пограничными органами сопредельных государств.
В условиях интеграционных процессов традиционные для всех государств-участников ЕАЭС задачи по обеспечению соблюдения таможенного законодательства, пополнению бюджета государства, пресечению правонарушений в сфере таможенного дела трансформируются с учетом формирования единой таможенной территории, изменения порядка уплаты таможенных пошлин, унификации законодательства государств-участников интеграционного процесса, что предполагает изменение приоритетных направлений модернизации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.
Евразийский интеграционный процесс призван стать частью политики экономического развития, включающей активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала стран постсоветского пространства, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства.
В рамках согласованной модернизации экономик России и других стран ЕАЭС появляется возможность решить проблемы, которые ранее не могли решаться на основе их двустороннего и многостороннего сотрудничества:
- возможность организовать процесс расширенного воспроизводства преимущественно на базе собственных ресурсов и внутреннего спроса при одновременном расширении взаимодействия с внешним миром и повышении конкурентоспособности всего региона;
- решение стратегической задачи преодоления совместными усилиями периферийного характера экономики региона и устранении в нем чрезмерной экономической и социальной дифференциации, оказании адресной помощи менее развитым участникам и обязательствах последних по участию в общих проектах;
- формирование в рамках интегрируемого сообщества системы перераспределения выгод и компенсации потерь от интеграционных проектов.
Создание Евразийского экономического союза позволяет обеспечить новые возможности развития национальных экономик государств постсоветского пространства. Вступление в союз обеспечивает, во-первых, гарантированное развитие регионального рынка, смягчающего последствия колебаний мировой экономической конъюнктуры, во-вторых, проведение активной экспортно-импортной политики по обеспечению торгово-экономических интересов общего таможенного пространства в ВТО и других международных организациях, в-третьих, создает предпосылки для формирования экономической модели единого экономического пространства. С созданием ЕАЭС формируется единый масштабный рынок со свободным движением факторов производства, со значительным экономическим потенциалом, дающим новый импульс процессу либерализации условий для ведения ВЭД, и позволяющим государствам-участникам и выйти на более интенсивные темпы экономического роста.
Государства-члены ЕАЭС рассматривают внутренние рынки друг друга с позиций доступного и емкого экспортного рынка, тогда как свои национальные рынки предусматриваются для замещения импорта, в том числе из государств-членов ЕАЭС, собственной продукцией.
Вместе с тем, создание Евразийского экономического союза предполагает согласование основных принципов и инструментов таможенно-тарифной политики, системы запретов и ограничений во внешней торговле, которое должно привести к повышению уровня диверсификации экспорта и повышению в экспорте доли инвестиционных товаров, способствовать модернизации экономик стран ЕАЭС и увеличению инновационной активности предприятий государств-членов союза. В настоящее время основные направления таможенно-тарифной политики формируются государствами-членами ЕАЭС разрозненно, отсутствует единая концепция проведения таможенно-тарифной политики. Именно на данный аспект обращают внимание исследователи, полагающие, что только при наличии «позитивной интеграции», предусматривающей согласование общих интересов государств-членов ЕАЭС возможно дальнейшее продвижение интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Отсутствует унификация также и в сфере информационно-технической таможенной политики, необходимой для эффективного функционирования единого механизма таможенного регулирования ВЭД ЕАЭС в современных условиях. На основе наработанного государствами- членами ЕАЭС опыта Евразийской экономической комиссией во взаимодействии с таможенными и иными государственными органами государств-членов ЕАЭС, представителями бизнес-сообщества разработан проект Основных направлений развития таможенного администрирования в Таможенном союзе, предполагающий развитие технологий таможенного декларирования товаров, совершенствование инфраструктуры пунктов пропуска и технологий работы контролирующих органов на границе, создание условий для повышения товарооборота, обрабатываемого уполномоченными экономическими операторами. Вместе с тем при определении данных направлений не проведен сравнительный анализ концепций развития таможенного регулирования, утвержденных в государствах-членах ЕАЭС, не сделан акцент на необходимости устранения различий в правоприменительной практике таможенных органов государств-членов ЕАЭС, не проведен анализ положительных наработок в практической деятельности и развитии таможенных технологий таможенных служб Армении, России, Белоруссии и Казахстана с целью использования в других государствах-членах положительного опыта.
В настоящее время в рамках ЕАЭС осуществляется разработка Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного Союза (ИИСВВТ), в рамках которой должны быть автоматизированы процессы в сфере осуществления контролирующими органами государств - членов Евразийского экономического союза пограничного, таможенного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного, транспортного и других видов государственного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Значительная часть из 56 приоритетных для реализации в интегрированной системе общих процессов затрагивают вопросы таможенного регулирования ВЭД, в частности вопросы: 1) использования баз данных «разрешительных документов» при регулировании внешней и взаимной торговли; 2) информационной поддержки ведения классификаторов товаров, товарных номенклатур и Единого таможенного тарифа Таможенного Союза; 3) информационного обеспечения в сфере технического регулирования, применения санитарных и ветеринарно-санитарных мер, транспортного контроля; 4) обмена информацией по вопросам налогообложения, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин. Одновременно в рамках ЕАЭС ведутся работы по созданию Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств - членов ЕАЭС, которая предусматривает возможность информационного взаимодействия с ИИСВВТ.
Характерной отличительной особенностью процесса модернизации механизма таможенного регулирования в государствах-членах ЕАЭС является необходимость постоянного поиска компромисса между последовательным повышением степени единообразия в таможенном регулировании на всей территории ЕАЭС и обеспечением точного и своевременного исполнения различающихся стратегических задач, которые ставят национальные Правительства в рамках решения стратегических задач социально-экономического развития.
Анализ практики таможенного регулирования ВЭД и стратегий развития национальных таможенных служб государств-членов ЕАЭС свидетельствует о том, что белорусская таможенная служба ориентирована на сохранение экономической стабильности и протекционистскую защиту национальной промышленности, таможенная служба Республики Казахстан - на обеспечение прорывного развития экономики и создание максимально льготных условий для развития национального бизнеса и реализацию обязательств по вступлению в ВТО. Федеральная таможенная служба Российской Федерации ориентирована на широкое внедрение информационных технологий, содействие модернизации экономики, увеличение экспортно-ориентированных производств, повышение инвестиционной привлекательности, при ключевом императиве - сохранении высокого уровня поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.
Для государств-членов ЕАЭС характерен различный объем обязательств, принятых при присоединении к международным конвенциям, наличие двусторонних договоров с третьими странами, регулирующих двустороннюю торговлю и таможенные правоотношения. На момент образования Таможенного Союза и формирования его договорно-правовой базы приоритетом являлось создание единого таможенного законодательства, а наличию обязательств государств в рамках отдельных международных договоров, заключенных с другими государствами, не было уделено должного внимания. Так, Россия, Белоруссия и Казахстан, являясь договаривающимися сторонами Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г., присоединились к указанной Конвенции по отдельности и в различном объеме обязательств (к различным приложениям Конвенции). Практика работы на единой таможенной территории показала, что наличие таких отдельных и различных международных обязательств государств, также является барьером взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств - членов ЕАЭС.
Для повышения эффективности принятия решений в рамках механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на первый план выходит качество интеграции национальных информационных ресурсов таможенных органов и эффективность взаимодействия различных подсистем, используемых на следующих объектах (в группах) взаимодействия: таможенных органов (функциональных подразделений) между собой, таможенных органов с другими федеральными и территориальными органами государственной и исполнительной власти; таможенных органов с коммерческими организациями, физическими лицами. Международные нормы и практика применения информационных систем и технологий в сфере таможенного регулирования ВЭД, закрепленные Киотской конвенцией и Рамочными стандартами безопасности и обеспечения мировой торговли, обусловливают необходимость модернизация информационного блока механизма таможенного регулирования ВЭД в соответствии со следующими принципами:
открытость и информационная прозрачность деятельности таможенных органов;
сокращение издержек участников ВЭД и таможенных органов при применении информационных технологий;
применение унифицированных технологий и форматов информационного взаимодействия, унифицированных программно-технических средств;
обеспечение целостности и достоверности передаваемой информации за счет применения электронной подписи и обеспечения приоритета использования электронных документов;
однократный ввод и многократное использование информации государственными контролирующими органами;
обеспечение функционирования информационных систем в режиме времени, близком к реальному;
минимизация вероятности нарушения работоспособности информационных систем ЕАЭС, вызванного техническими сбоями, человеческим фактором, техногенными катастрофами, террористическими актами и иными действиями.
Таможенный досмотр является одной из наиболее сложных и обременительных форм таможенного контроля как для участников ВЭД, так и для таможенных органов. Критериями эффективности (положительного результата) таможенного досмотра в рамках оценки данного показателя должны быть определены: выявление расхождений (нарушений), не влияющих на сумму подлежащих уплате таможенных платежей, и составляющих признаки состава административного правонарушения; выявление расхождений (нарушений), влияющих на сумму подлежащих уплате таможенных платежей и составляющих признаки состава административного правонарушения; выявление признаков преступления, сообщение о котором зарегистрировано таможенным органом в установленном порядке; принятие решения о классификации товаров, повлекшего увеличение суммы подлежащих уплате таможенных платежей; принятие решения о запрете выпуска товаров; заявление о реэкспорте товаров, зарегистрированное таможенным органом после начала применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профиле риска; таможенным органом дано разрешение на отзыв таможенной декларации на основании письменного заявления лица, зарегистрированного таможенным органом после начала применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профиле риска.
Не менее значимым направлением реализации транзитного потенциала ЕАЭС является совершенствование приграничной таможенно-логистической инфраструктуры. Являясь частью регионального социально-экономического комплекса, «слепком» фундаментальных пространственных характеристик внешнеэкономического комплекса страны, таможенные органы, в свою очередь, сами способны в существенной мере изменять параметры внешнеэкономического развития регионов, оказывать преобразующее воздействие на содержание сложившихся в конкретных пространственных структурах внешнеэкономических отношений. В условиях рыночных преобразований инструменты таможенного регулирования ВЭД становятся основным инструментов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, а ключевыми направлениями является развитие экспортного потенциала, создание инфраструктуры для осуществления внешнеэкономических операций.
Острая дискуссия по проблемам модернизации механизма таможенного регулирования ВЭД в условиях проводимых в России реформ, свидетельствует о наличии целого ряда нерешенных вопросов, требующих дальнейшей углубленной проработки этой проблемы с точки зрения теории и практики.
Историческое развитие транспортной, таможенной, логистической инфраструктуры осуществления внешнеэкономических операций в России на современном этапе ее развития привело к тому, что основные объемы товаров осуществляют таможенное декларирование на таможенных постах вблизи крупных городов и транспортных узлов. Подавляющая часть ввозимых товаров из пункта пропуска направляется по процедуре таможенного транзита во внутренние таможенные органы с последующим помещением на склады временного хранения, где товары проходят таможенное оформление, а затем реализуются конечному получателю и потребителю. При этом зачастую транспортные потоки ввозимых товаров и товаров, выпущенных в свободное обращение, направлены навстречу друг другу. Таким образом, размещение таможенных постов, производящих оформление внутри города, усиливает транспортные проблемы. Ситуация усугубляется отсутствием эффективно работающего законодательства, запрещающего или существенно ограничивающего необоснованный въезд грузового транспорта на территорию городов.
Реализация указанных задач предполагает разработку методики определения загруженности таможенных постов, которая позволит оптимизировать структуру, штатную численность и места размещения таможенных органов и обеспечить ускорение процессов совершения таможенных операций без ущерба для эффективности таможенного контроля. Основой методики является категорирование таможенных постов в зависимости от уровня их загруженности по ряду индикаторов.
Сначала осуществляется обоснование и выбор системы индикаторов загруженности таможенных постов и их весовых коэффициентов. Объективный анализ загруженности возможен исключительно при комплексной оценке таможенных постов, осуществляющих различные функции и имеющих специфику, связанную с местами их дислокации и регионами деятельности (дислокация таможенных постов в автомобильных, железнодорожных, воздушных или морских пунктах пропуска, наличие региона деятельности таможенного поста или его ограничение территорией пункта пропуска, присвоение таможенному посту статуса центра электронного декларирования). В этой связи оценка должна осуществляться по трем блокам индикаторов:
блок индикаторов, характеризующих объемы таможенного декларирования товаров (количество оформленных таможенным постом деклараций на товары, количество наименований товаров в оформленных декларациях на товары, количество оформленных деклараций таможенной стоимости, количество оформленных таможенных приходных ордеров, количество предоставленных при декларировании товаров разрешительных документов, количество статистических форм учета перемещения товаров в рамках взаимной торговли, количество деклараций на товары, оформленных по технологии удаленного выпуска товаров);
блок индикаторов, характеризующих проведение таможенного контроля (количество корректировок таможенной стоимости, количество актов таможенного досмотра, количество актов таможенного осмотра, количество корректировок электронных копий деклараций на товары, количество проведенных дополнительных проверок при определении величины таможенной стоимости);
блок индикаторов, характеризующих совершение таможенных операций в пунктах пропуска (количество оформленных транзитных деклараций, количество оформленных разрешений на прибытие/убытие с таможенной территории ЕАЭС, количество оформленных документов учета временного ввоза / обратного вывоза транспортных средств, количество проследовавших через пункты пропуска транспортных средств, количество проследовавших через автомобильные пункты пропуска физических лиц).
Также необходима реализация мер по оптимизации загруженности таможенных постов путем:
создания новых или ликвидации существующих таможенных постов;
сокращения или увеличения штатной численности таможенных постов;
оптимизации структуры таможенных постов;
изменения местонахождения таможенных постов, в том числе создания отдельных структурных подразделений таможенных постов в местах концентрации внешнеэкономических операций на объектах таможенно-логистической инфраструктуры в целях оптимизации затрат как таможенных органов, так и участников ВЭД;
взаимодействия таможенных органов с потенциальными инвесторами по вопросам создания благоприятных условий для таможенного декларирования товаров с помощью создания новых объектов таможенно-логистической инфраструктуры (складов временного хранения, таможенных складов, таможенно-логистических терминалов);
формирования предложений по перераспределению регионов деятельности таможенных постов.
МИШАЛЬЧЕНКО Юрий Владимирович
доктор экономических наук, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, профессор
КОБЛОВ Павел Павлович
магистр кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (Минюста России)