Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Внедрение инновационных разработок в таможенном деле с учётом глобализационных процессов в странах ЕАЭС

Принципиальными требованиями к реализации схемы проведения последовательного контроля, обеспечивающими минимизацию времени проведения контроля и максимально эффективное использование кадровых ресурсов таможенных и иных контролирующих органов, являются:

осуществление контроля в рамках единого пункта про­пуска, совместно используемого государственными контро­лирующими органами сопредельных государств в целях ми­нимизации времени проведения контроля и совместного или поочередного использования объектов таможенной инфра­структуры;

формирование утвержденных уполномоченными орга­нами сопредельных государств технологической схемы прове­дения контроля с четкой регламентацией последовательного порядка прохождения всех видов государственного контроля, фиксации начала и окончания каждого этапа контроля;

организация движения одновременно по нескольким по­лосам первичной проверки, с выделением одних из них для легковых автомобилей и автобусов, а других - для грузового автотранспорта;

реализация технологии «зеленого коридора» для легко­вых транспортных средств, которые принадлежат физическим или юридическим лицам; не сняты с учета; не являются объек­том внешнеэкономических контрактов и используются исклю­чительно для перемещения через государственную границу личных вещей граждан и товаров (не подлежащих обязатель­ному письменному декларированию и обложению налогами).

формирование единого документа (талона контроля), обеспечивающего фиксацию результатов контроля таможен­ными и пограничными органами сопредельных государств.

В условиях интеграционных процессов традиционные для всех государств-участников ЕАЭС задачи по обеспечению соблюдения таможенного законодательства, пополнению бюджета государства, пресечению правонарушений в сфере таможенного дела трансформируются с учетом формиро­вания единой таможенной территории, изменения порядка уплаты таможенных пошлин, унификации законодательства государств-участников интеграционного процесса, что пред­полагает изменение приоритетных направлений модерниза­ции механизма таможенного регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности ЕАЭС.

Евразийский интеграционный процесс призван стать частью политики экономического развития, включающей активизацию сохранившегося научно-производственного по­тенциала стран постсоветского пространства, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изго­товления высокотехнологической продукции с высокой добав­ленной стоимостью с широкой кооперацией и специализаци­ей производства.

В рамках согласованной модернизации экономик России и других стран ЕАЭС появляется возможность решить про­блемы, которые ранее не могли решаться на основе их двусто­роннего и многостороннего сотрудничества:

  • возможность организовать процесс расширенного вос­производства преимущественно на базе собственных ресурсов и внутреннего спроса при одновременном расширении взаимодействия с внешним миром и повышении конкурентоспо­собности всего региона;
  • решение стратегической задачи преодоления совмест­ными усилиями периферийного характера экономики реги­она и устранении в нем чрезмерной экономической и соци­альной дифференциации, оказании адресной помощи менее развитым участникам и обязательствах последних по участию в общих проектах;
  • формирование в рамках интегрируемого сообщества системы перераспределения выгод и компенсации потерь от интеграционных проектов.

Создание Евразийского экономического союза позволяет обеспечить новые возможности развития национальных эко­номик государств постсоветского пространства. Вступление в союз обеспечивает, во-первых, гарантированное развитие регионального рынка, смягчающего последствия колебаний мировой экономической конъюнктуры, во-вторых, проведе­ние активной экспортно-импортной политики по обеспече­нию торгово-экономических интересов общего таможенного пространства в ВТО и других международных организациях, в-третьих, создает предпосылки для формирования эконо­мической модели единого экономического пространства. С созданием ЕАЭС формируется единый масштабный рынок со свободным движением факторов производства, со значитель­ным экономическим потенциалом, дающим новый импульс процессу либерализации условий для ведения ВЭД, и позво­ляющим государствам-участникам и выйти на более интен­сивные темпы экономического роста.

Государства-члены ЕАЭС рассматривают внутренние рынки друг друга с позиций доступного и емкого экспортного рынка, тогда как свои национальные рынки предусматривают­ся для замещения импорта, в том числе из государств-членов ЕАЭС, собственной продукцией.

Вместе с тем, создание Евразийского экономического сою­за предполагает согласование основных принципов и инстру­ментов таможенно-тарифной политики, системы запретов и ограничений во внешней торговле, которое должно привести к повышению уровня диверсификации экспорта и повыше­нию в экспорте доли инвестиционных товаров, способствовать модернизации экономик стран ЕАЭС и увеличению иннова­ционной активности предприятий государств-членов союза. В настоящее время основные направления таможенно-тариф­ной политики формируются государствами-членами ЕАЭС разрозненно, отсутствует единая концепция проведения тамо­женно-тарифной политики. Именно на данный аспект обра­щают внимание исследователи, полагающие, что только при наличии «позитивной интеграции», предусматривающей со­гласование общих интересов государств-членов ЕАЭС возмож­но дальнейшее продвижение интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Отсутствует унификация также и в сфере информационно-технической таможенной политики, необходимой для эффективного функционирования единого механизма таможенного регулирования ВЭД ЕАЭС в совре­менных условиях. На основе наработанного государствами- членами ЕАЭС опыта Евразийской экономической комиссией во взаимодействии с таможенными и иными государственными органами государств-членов ЕАЭС, представителями бизнес-сообщества разработан проект Основных направлений развития таможенного администрирования в Таможенном союзе, предполагающий развитие технологий таможенного декларирования товаров, совершенствование инфраструкту­ры пунктов пропуска и технологий работы контролирующих органов на границе, создание условий для повышения това­рооборота, обрабатываемого уполномоченными экономиче­скими операторами. Вместе с тем при определении данных направлений не проведен сравнительный анализ концепций развития таможенного регулирования, утвержденных в госу­дарствах-членах ЕАЭС, не сделан акцент на необходимости устранения различий в правоприменительной практике тамо­женных органов государств-членов ЕАЭС, не проведен анализ положительных наработок в практической деятельности и развитии таможенных технологий таможенных служб Арме­нии, России, Белоруссии и Казахстана с целью использования в других государствах-членах положительного опыта.

В настоящее время в рамках ЕАЭС осуществляется разра­ботка Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного Союза (ИИСВВТ), в рамках которой должны быть автоматизированы процессы в сфере осуществления контролирующими органами государств - чле­нов Евразийского экономического союза пограничного, тамо­женного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного, транспортного и других видов государственного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможен­ную границу. Значительная часть из 56 приоритетных для ре­ализации в интегрированной системе общих процессов затра­гивают вопросы таможенного регулирования ВЭД, в частности вопросы: 1) использования баз данных «разрешительных до­кументов» при регулировании внешней и взаимной торговли; 2) информационной поддержки ведения классификаторов товаров, товарных номенклатур и Единого таможенного тари­фа Таможенного Союза; 3) информационного обеспечения в сфере технического регулирования, применения санитарных и ветеринарно-санитарных мер, транспортного контроля; 4) обмена информацией по вопросам налогообложения, зачис­ления и распределения ввозных таможенных пошлин. Одно­временно в рамках ЕАЭС ведутся работы по созданию Единой автоматизированной информационной системы контроля та­моженного транзита государств - членов ЕАЭС, которая пред­усматривает возможность информационного взаимодействия с ИИСВВТ.

Характерной отличительной особенностью процесса мо­дернизации механизма таможенного регулирования в госу­дарствах-членах ЕАЭС является необходимость постоянного поиска компромисса между последовательным повышением степени единообразия в таможенном регулировании на всей территории ЕАЭС и обеспечением точного и своевременного исполнения различающихся стратегических задач, которые ставят национальные Правительства в рамках решения страте­гических задач социально-экономического развития.

Анализ практики таможенного регулирования ВЭД и стратегий развития национальных таможенных служб госу­дарств-членов ЕАЭС свидетельствует о том, что белорусская таможенная служба ориентирована на сохранение экономической стабильности и протекционистскую защиту нацио­нальной промышленности, таможенная служба Республики Казахстан - на обеспечение прорывного развития экономики и создание максимально льготных условий для развития наци­онального бизнеса и реализацию обязательств по вступлению в ВТО. Федеральная таможенная служба Российской Федера­ции ориентирована на широкое внедрение информационных технологий, содействие модернизации экономики, увеличе­ние экспортно-ориентированных производств, повышение инвестиционной привлекательности, при ключевом импера­тиве - сохранении высокого уровня поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.

Для государств-членов ЕАЭС характерен различный объем обязательств, принятых при присоединении к между­народным конвенциям, наличие двусторонних договоров с третьими странами, регулирующих двустороннюю торговлю и таможенные правоотношения. На момент образования Та­моженного Союза и формирования его договорно-правовой базы приоритетом являлось создание единого таможенного законодательства, а наличию обязательств государств в рамках отдельных международных договоров, заключенных с други­ми государствами, не было уделено должного внимания. Так, Россия, Белоруссия и Казахстан, являясь договаривающимися сторонами Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г., присоединились к указанной Конвенции по отдельности и в различном объеме обязательств (к различным приложениям Конвенции). Практика работы на единой таможенной тер­ритории показала, что наличие таких отдельных и различных международных обязательств государств, также является ба­рьером взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств - членов ЕАЭС.

Для повышения эффективности принятия решений в рамках механизма таможенного регулирования внешнеэконо­мической деятельности Евразийского экономического союза на первый план выходит качество интеграции национальных информационных ресурсов таможенных органов и эффектив­ность взаимодействия различных подсистем, используемых на следующих объектах (в группах) взаимодействия: таможен­ных органов (функциональных подразделений) между собой, таможенных органов с другими федеральными и территори­альными органами государственной и исполнительной вла­сти; таможенных органов с коммерческими организациями, физическими лицами. Международные нормы и практика применения информационных систем и технологий в сфере таможенного регулирования ВЭД, закрепленные Киотской конвенцией и Рамочными стандартами безопасности и обе­спечения мировой торговли, обусловливают необходимость модернизация информационного блока механизма тамо­женного регулирования ВЭД в соответствии со следующими принципами:

открытость и информационная прозрачность деятельно­сти таможенных органов;

сокращение издержек участников ВЭД и таможенных ор­ганов при применении информационных технологий;

применение унифицированных технологий и форматов информационного взаимодействия, унифицированных про­граммно-технических средств;

обеспечение целостности и достоверности передаваемой информации за счет применения электронной подписи и обе­спечения приоритета использования электронных докумен­тов;

однократный ввод и многократное использование инфор­мации государственными контролирующими органами;

обеспечение функционирования информационных си­стем в режиме времени, близком к реальному;

минимизация вероятности нарушения работоспособно­сти информационных систем ЕАЭС, вызванного технически­ми сбоями, человеческим фактором, техногенными катастро­фами, террористическими актами и иными действиями.

Таможенный досмотр является одной из наиболее слож­ных и обременительных форм таможенного контроля как для участников ВЭД, так и для таможенных органов. Критериями эффективности (положительного результата) таможенного досмотра в рамках оценки данного показателя должны быть определены: выявление расхождений (нарушений), не влия­ющих на сумму подлежащих уплате таможенных платежей, и составляющих признаки состава административного право­нарушения; выявление расхождений (нарушений), влияющих на сумму подлежащих уплате таможенных платежей и состав­ляющих признаки состава административного правонаруше­ния; выявление признаков преступления, сообщение о кото­ром зарегистрировано таможенным органом в установленном порядке; принятие решения о классификации товаров, по­влекшего увеличение суммы подлежащих уплате таможен­ных платежей; принятие решения о запрете выпуска товаров; заявление о реэкспорте товаров, зарегистрированное тамо­женным органом после начала применения мер по миними­зации рисков, содержащихся в профиле риска; таможенным органом дано разрешение на отзыв таможенной декларации на основании письменного заявления лица, зарегистрирован­ного таможенным органом после начала применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профиле риска.

Не менее значимым направлением реализации транзит­ного потенциала ЕАЭС является совершенствование пригра­ничной таможенно-логистической инфраструктуры. Являясь частью регионального социально-экономического комплекса, «слепком» фундаментальных пространственных характери­стик внешнеэкономического комплекса страны, таможенные органы, в свою очередь, сами способны в существенной мере изменять параметры внешнеэкономического развития реги­онов, оказывать преобразующее воздействие на содержание сложившихся в конкретных пространственных структурах внешнеэкономических отношений. В условиях рыночных преобразований инструменты таможенного регулирования ВЭД становятся основным инструментов воздействия на со­циально-экономические процессы в регионе, а ключевыми направлениями является развитие экспортного потенциала, создание инфраструктуры для осуществления внешнеэконо­мических операций.

Острая дискуссия по проблемам модернизации механиз­ма таможенного регулирования ВЭД в условиях проводимых в России реформ, свидетельствует о наличии целого ряда нере­шенных вопросов, требующих дальнейшей углубленной про­работки этой проблемы с точки зрения теории и практики.

Историческое развитие транспортной, таможенной, логи­стической инфраструктуры осуществления внешнеэкономи­ческих операций в России на современном этапе ее развития привело к тому, что основные объемы товаров осуществляют таможенное декларирование на таможенных постах вблизи крупных городов и транспортных узлов. Подавляющая часть ввозимых товаров из пункта пропуска направляется по про­цедуре таможенного транзита во внутренние таможенные органы с последующим помещением на склады временного хранения, где товары проходят таможенное оформление, а затем реализуются конечному получателю и потребителю. При этом зачастую транспортные потоки ввозимых товаров и товаров, выпущенных в свободное обращение, направлены на­встречу друг другу. Таким образом, размещение таможенных постов, производящих оформление внутри города, усиливает транспортные проблемы. Ситуация усугубляется отсутствием эффективно работающего законодательства, запрещающего или существенно ограничивающего необоснованный въезд грузового транспорта на территорию городов.

Реализация указанных задач предполагает разработку ме­тодики определения загруженности таможенных постов, кото­рая позволит оптимизировать структуру, штатную численность и места размещения таможенных органов и обеспечить ускоре­ние процессов совершения таможенных операций без ущерба для эффективности таможенного контроля. Основой методики является категорирование таможенных постов в зависимости от уровня их загруженности по ряду индикаторов.

Сначала осуществляется обоснование и выбор системы индикаторов загруженности таможенных постов и их весовых коэффициентов. Объективный анализ загруженности возмо­жен исключительно при комплексной оценке таможенных постов, осуществляющих различные функции и имеющих специфику, связанную с местами их дислокации и регионами деятельности (дислокация таможенных постов в автомобиль­ных, железнодорожных, воздушных или морских пунктах про­пуска, наличие региона деятельности таможенного поста или его ограничение территорией пункта пропуска, присвоение таможенному посту статуса центра электронного деклариро­вания). В этой связи оценка должна осуществляться по трем блокам индикаторов:

блок индикаторов, характеризующих объемы таможен­ного декларирования товаров (количество оформленных та­моженным постом деклараций на товары, количество наи­менований товаров в оформленных декларациях на товары, количество оформленных деклараций таможенной стоимо­сти, количество оформленных таможенных приходных орде­ров, количество предоставленных при декларировании това­ров разрешительных документов, количество статистических форм учета перемещения товаров в рамках взаимной торгов­ли, количество деклараций на товары, оформленных по техно­логии удаленного выпуска товаров);

блок индикаторов, характеризующих проведение тамо­женного контроля (количество корректировок таможенной стоимости, количество актов таможенного досмотра, количе­ство актов таможенного осмотра, количество корректировок электронных копий деклараций на товары, количество прове­денных дополнительных проверок при определении величи­ны таможенной стоимости);

блок индикаторов, характеризующих совершение таможен­ных операций в пунктах пропуска (количество оформленных транзитных деклараций, количество оформленных разрешений на прибытие/убытие с таможенной территории ЕАЭС, количество оформленных документов учета временного ввоза / обратного вывоза транспортных средств, количество проследовавших через пункты пропуска транспортных средств, количество проследовав­ших через автомобильные пункты пропуска физических лиц).

Также необходима реализация мер по оптимизации за­груженности таможенных постов путем:

создания новых или ликвидации существующих тамо­женных постов;

сокращения или увеличения штатной численности тамо­женных постов;

оптимизации структуры таможенных постов;

изменения местонахождения таможенных постов, в том числе создания отдельных структурных подразделений тамо­женных постов в местах концентрации внешнеэкономических операций на объектах таможенно-логистической инфраструк­туры в целях оптимизации затрат как таможенных органов, так и участников ВЭД;

взаимодействия таможенных органов с потенциальными инвесторами по вопросам создания благоприятных условий для таможенного декларирования товаров с помощью созда­ния новых объектов таможенно-логистической инфраструкту­ры (складов временного хранения, таможенных складов, тамо­женно-логистических терминалов);

формирования предложений по перераспределению ре­гионов деятельности таможенных постов.

МИШАЛЬЧЕНКО Юрий Владимирович
доктор экономических наук, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, профессор

КОБЛОВ Павел Павлович
магистр кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (Минюста России)

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях