В данной работе исследовалось правовое регулирование иностранных инвестиций в период введения санкций.
Рассматривались особенности ведения инвестиционной деятельности, а также возможные проблемы, с которыми могли столкнуться инвесторы. Изучались направления и методы инвестиционной деятельности. Был проведён анализ потенциальных стран, куда следует инвестировать денежные средства, а также исследованы проблемы, которые возникли после введения в действие санкций. В ходе изучения данной проблемы были предложены некоторые способы государственной поддержки как иностранных инвесторов, так и отечественных компаний.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиции, государственная поддержка, инвестор, капитал, иностранные компании, санкции.
МИГДА Наталья Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
ДАВЫДОВА Дарья Эдуардовна
курсант Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
ДЕМЬЯНЕНКО Анна Сергеевна
курсант Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
MIGDA Natalya Sergeevna
Ph.D. in Law, associate professor of Public Law sub-faculty of the Admiral F. F. Ushakov State Maritime University
DAVYDOVA Darya Eduardovna
cadet of the Admiral F. F. Ushakov State Maritime University
DEMYANENKO Anna Sergeevna
cadet of the Admiral F. F. Ushakov State Maritime University
LEGAL REGULATION OF FOREIGN INVESTMENT DURING THE PERIOD OF SANCTIONS
In this paper, the legal regulation of foreign investment during the period of the introduction of foreign sanctions was studied. The features of conducting investment activities, as well as possible problems that investors could face, were considered. The directions and methods of investment activity were studied. An analysis was made of potential countries where funds should be invested, as well as problems that arose after the introduction of sanctions. In the course of studying this problem, some ways of state support for both foreign investors and domestic companies were proposed.
Keywords: investment activity, investments, state support, investor, capital, foreign companies, sanctions.
На сегодняшний день инвестиционной деятельностью хотят заниматься всё больше людей. Это обуславливается привлекательностью для многих людей получением в каком- то случае неосновного, но довольно стабильного дохода, потому как, в случае наступления экономического кризиса в стране, те инвесторы, которые начали постепенно инвестировать в разные компании или в недвижимость, смогут обойтись с минимальными потерями в такой период.
Конечно, заниматься инвестированием необходимо, только, обладая достаточным количеством знаний в этой области, иначе, можно просто прогореть или вообще не увидеть никакого дохода достаточно продолжительное время.
В связи с этим, исследуя данную тему, возникают некоторые проблемы в инвестиционной деятельности, которые требуют правового регулирования.
Вследствие того, что экономика нашей страны в последнее время переживает сдерживающих характер, из-за введённых в действие санкций, исходящих от иностранных государств, главной целью государственной политики должен являться вопрос эффективного и грамотного выстраивания инвестиционной политики государства.
Для того, чтобы разобраться, какие меры государственного регулирования необходимо предпринимать, необходимо понимать весь механизм работы с инвестициями.
Экономический рост в России невозможен без эффективной инвестиционной деятельности.
За последние годы произошло изменение функций инвестиционной политики. Если ранее на уровне региона занимались в основном накоплением и распределением бюджетных инвестиционных средств, то в настоящее время к ним добавились новые функции: поиск, привлечение и оптимальное использование внебюджетных и бюджетных инвестиционных ресурсов.
Региональная инвестиционная политика все больше принимает вид предпринимательства, обладая всеми признаками бизнеса, но при этом придерживаясь социальной направленности.
Одним из основных вопросов, который возникает у инвестора в начале инвестиционной деятельности, это куда приоритетнее и выгоднее всего инвестировать свои денежные средства.
В данный момент на бирже можно заметить несколько направлений, которые будут стабильно приносить прибыль, к ним можно отнести следующие направления: инвестиции в акции; инвестиции в облигации, здесь необходимо заметить, что инвестировать можно как в государственные облигации, так и в корпоративные; инвестиции в драгоценные металлы, к примеру, золото, серебро или платина; инвестиции в биржевые фонды ETF или ПИФы; также можно инвестировать посредством покупки иностранной валюты, и в производные финансовые инструменты, такие как фьючерсы, опционы, свопы и т.д.
Инвестируя в эти направления, у инвесторов появляется выбор, инвестировать пассивно или же агрессивно.
Разница между двумя этими направлениями заключается в размере прибыли, так как инвестиционная деятельность является по большей части рисковой деятельностью, то закономерно, что чем больше риск, тем больше будет и прибыль. Этот факт и определяет агрессивную инвестиционную политику.
Если инвестор считает, что выгодней и безопасней инвестировать на долгий срок в крупные сырьевые, технологические или финансовые компании, то выгода от такой деятельности тоже будет, только риск резкого падения котировок значительно ниже, часто такие компании платят дивиденды1.
Не случайно были затронуты процессы инвестиции, так как даже на начальном этапе, частному лицу, которое желает инвестировать в одно из вышеперечисленных направлениях, да и вообще в любое другое, следует найти брокера и через него открыть брокерский счёт, с помощью которого, можно будет покупать или же продавать ценные бумаги.
Именно на этапе выбора брокера и появляются первые проблемы. Многие потенциальные инвесторы, особенно те, которые не слишком разбираются в такой деятельности, могут обратиться в компании, которые не законно осуществляют свою деятельность.
Для ясности стоит сказать, что на территории Российской Федерации, могут работать и предлагать финансовые услуги только компании, которые внесены в реестры регулятора или имеют лицензию ЦБ.
А при игнорировании и нарушении таких условий компания попадает под подозрения о ведении нелегальной деятельности на финансовом рынке [1].
Проблема заключается в том, что в случае заключения договора между гражданами и такими компаниями, они лишают себя права на протекции российских регуляторов.
Следовательно, при возникновении проблем человеку придется рассчитывать на органы регулирования и законодательства той страны, с лицензией которых работает организация.
Если граждане всё же решили продолжать работу с такими организациями, у них возникают трудности с переводом денежных средств, так как банки-корреспонденты не пропустят такие переводы.
Также, помимо этого, возникает большая вероятность того, что инвестор может иметь дело с мошенниками. В случае банковского перевода на иностранный счёт, вероятность того, что гражданин сможет вернуть свои средства практически невозможна.
Для того, чтобы исключить возможность работы с непрофессиональными или нелегальными брокерами, следует тщательно изучать отчетность подобных компаний, которая поможет убедиться в их финансовой устойчивости [2].
Однако, это не все трудности, с которыми можно столкнуться при осуществлении работы с инвестициями.
Как уже было сказано, основные направления в инвестиционной деятельности, такие как инвестиции в облигации, акции отечественных акционерных обществ, которые свободно обращаются как на нашем, так и на зарубежном рынке, приносят в нашу страну зарубежные финансовые инвестиции.
Так как многие инвесторы считают выгодным взаимодействовать с иностранными компаниями в такой деятельности, при введении санкций это может негативно сказаться на их поступлениях.
Из-за того, что уже несколько лет Россия живёт в условиях санкций со стороны некоторых иностранных государств, таких как США и Евросоюз, происходит значительный отток инвестиционного капитала из страны, и как следствие, замораживаются инвестиционные проекты.
Инвестиционная привлекательность РФ заметно снизилась за последние два года. Об этом свидетельствует сокращение доли реинвестированных прямых капиталовложений.
К тому же большая часть инвестиций из-за рубежа приходится на поступления из оффшорных стран, что в свою очередь не может являться положительным явлением.
Санкции были введены и в отношении Российского фонда прямых инвестиций.
Задачей данного фонда является осуществление совместных инвестиций в долгосрочные проекты в различные секторы российской экономики, а также его задачей является привлечение иностранного капитала в экономику России.
Такое решение способствует тому, что может произойти ослабление рубля, а также снижение инвестиций и покупательской способности в стране. Что в свою очередь отразится на российском рынке и приведёт к оттоку капитала.
Исследуя данную проблему, следует сказать о том, что необходимо начать активно инвестировать в азиатские страны, так как это будет способствовать урегулированию инвестиционного фонда страны.
В том случае, если будет налажена работа с инвестиционными фондами и банками азиатских стран, таких как Китай, Сингапур и др., появится реальная возможность улучшить экономику страны, а также поддержать и отечественный бизнес.
На данный момент, в такой ситуации, необходимо обратить внимание на компании и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ, так как предлагая им государственную помощь, часть дохода от их деятельности будет поступать в бюджет государства.
По данным Банка России, в 2018-2019 годах прямые иностранные инвестиции для материкового Китая увеличились с 254 миллионов долларов США до 284 миллионов долларов США (рост составил 11%)[1].
Эти статистические данные согласуются с отчетами таможни материкового Китая и Министерства промышленности и торговли России, которые свидетельствуют о том, что двусторонняя торговля растет примерно на 20% в год, а остальная часть инвестиций происходит в виде торговых инвестиций в Китай.
Так как, такое сотрудничество приносит пользу экономики двух государств, Правительство обеих сторон выразило желание к 2024 году удвоить объемы торговли до 200 миллиардов долларов США, что в свою очередь несомненно повлияет на улучшение инвестиционного фонда.
Подведя итоги всего вышесказанного, следует сказать о том, что инвестиционная деятельность способствует как развитию экономики страны, так может и ввести её в состояние кризиса.
Несмотря на некоторые трудности в данной деятельности, она остаётся привлекательной для многих инвесторов и для людей, которые хотят обезопасить свой капитал в трудные времена.
Однако, изучая данную проблему, становится видно то, как экономика и политика взаимосвязаны между собой. Влияние как негативное, так и позитивное на ту или иную сферу, значительно может её пошатнуть или наоборот привести к процветанию.
Следовательно, в условиях санкций Евросоюза и США, а также стремительного оттока капитала из нашей страны, переориентация на укрепление связей с Востоком является приоритетным направлением российской инвестиционной политики.
На данном этапе, необходимо урегулировать вопрос с льготами для иностранного капитала, а также упростить разрешительные процедуры для иностранных инвесторов.