Борьба с терроризмом и экстремизмом на международном уровне обуславливается прежде всего из того осознания, что во многих случаях последствия от деятельности экстремистских и террористических организаций угрожают в целом международному миру и безопасности.
Следовательно, любые акты или явления затрагивающие международную безопасность становятся объектом пристального внимания прежде всего Совета Безопасности ООН, который вправе и ответственен задействовать всю систему ООН, включая правозащитную составляющую.
Нынешний этап деятельности ООН в этом направлении отличается тем, что противодействие экстремизму становится отдельной относительно самостоятельной проблемой повестки дня ООН. В 2015 году ГА ООН приняла резолюцию, в которой подчеркнута «необходимость выработки всеобъемлющего подхода в целях предотвращения насильственного экстремизма и противодействия ему и устранения условии, способствующих его распространению», и отмечено важное значение просвещения в целом, и просвещения в области прав человека в частности, как наиболее эффективного средства поощрения терпимости. В резолюции ГА ООН призывает государства, специализированные учреждения ООН, неправительственные организации вносить активныи вклад в дело предупреждения распространения экстремизма путем воспитания уважительного отношения к жизни и поощрения практики отказа от насилия, умеренного подхода, диалога и сотрудничества.
В этом деле подключился Совет ООН по правам человека (СПЧ), который является межправительственным органом подотчетным ГА ООН. СПЧ в том же 2015 году принял резолюцию, которая полностью посвящена предотвращению экстремизма. В ней отмечается, что «акты, методы и практика насильственного экстремизма во всех его формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на подрыв осуществления прав человека и основных свобод, подрыв территориальнои целостности и безопасности государств и дестабилизацию легитимно сформированных органов власти», и в связи с этим, международное сообщество призывается к принятию необходимых шагов для укрепления сотрудничества в деле предотвращения насильственного экстремизма и борьбы с ним.
Дееспособность СПЧ в борьбе с экстремизмом подкрепляется его преемственностью Комиссии ООН по правам человека в отношении сохранения специальных процедур в виде специального докладчика и рабочей группы, и в отношении накопленного опыта Комиссии по борьбе с терроризмом в контексте соблюдения прав человека.
СПЧ на основе своей резолюции подтвердил мандат Специального докладчика по поощрению и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом. Мандат Специального докладчика по поощрению и защите прав человека в условиях борьбы с терроризмом включает в себя:
- вынесение конкретных рекомендаций по поощрению и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом, в том числе по просьбе государств;
- сбор, получение и обмен информацией и сообщениями со всеми соответствующими источниками, включая правительства, соответствующих лиц и их семьи, представителей и организации, в том числе посредством посещений стран, с согласия соответствующего государства, по предполагаемым нарушения прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом;
- работу в тесной координации с другими соответствующими органами и механизмами ООН и, в частности, с другими специальными процедурами Совета, с тем чтобы активизировать работу по поощрению и защите прав человека и основных свобод, избегая при этом ненужных дублирований усилий;
- регулярное представление докладов СПЧ и Генеральной Ассамблее ООН.
Первый докладчик в качестве такого Специального докладчика Мартин Шейнин в 2005 году представил свой первый доклад. Одним из важных результатов его деятельности являются, предложенные им элементы «наилучшей практики» в сфере противодействия терроризму. «Наилучшая практика» включает в себя разработку законодательных и институциональных механизмов; проверку соответствия законодательства по борьбе с терроризмом правам человека, гуманитарному праву и беженскому праву; эффективные средства правовои защиты в случае нарушения прав человека. В его докладах особое внимание уделено жертвам терроризма, и необходимости выработать всеобъемлющее определение терроризма.
Назначение в 2011 году СПЧ нового Специального докладчика Бена Эмерсона по времени совпало с усилением потенциала международного терроризма в угрожающих масштабах, что внесло корректировки в содержательные части докладов Специального докладчика, больше внимания уделяется и борьбе с экстремизмом.
В представленном Специальным докладчиком в 2016 году докладе права человека рассматриваются в контексте предупреждения насильственного экстремизма и противодеиствия ему. В нем Специальныи докладчик уделяет основное внимание мерам принимаемым для предупреждения насильственного экстремизма или противодеиствия ему и их воздеиствию на права человека. Основные разделы, содержащиеся в докладе, посвящены изучению следующих проблем и аспектов: семантические и концептуальные проблемы; воздеиствие, оказываемое на права человека основами международной политики в области предупреждения насильственного экстремизма и противодеиствия ему; воздеиствие, оказываемое на права человека мерами, принимаемыми в целях предупреждения насильственного экстремизма и противодеиствия ему; условия, способствующие насильственному экстремизму; насильственныи экстремизм и гендерные аспекты. Специальныи докладчик особенно обеспокоен по поводу произвольного использования термина «экстремизм» несколькими государствами, а именно, не в качестве части стратегии противодеиствия насильственному экстремизму, как об этом говорится в резолюции СБ ООН 2178 (2014), а как о преступлении само по себе. У Специального докладчика возникают опасения в связи с тем, что неясность концепции борьбы с экстремизмом может привести к ее применению против членов религиозных меньшинств, гражданского общества, правозащитников, мирных групп сепаратистов и коренного населения и членов оппозиционных политических партии». Анализируя резолюцию 30/15 Совета по правам человека «Права человека и предупреждение насильственного экстремизма» Специальный докладчик также приходит к выводу, что эта резолюция может способствовать дальнеишим ограничениям пространства в котором деиствует гражданское общество. Он также обеспокоен тем, что резолюция 30/15 не признает нападки от которых страдает гражданское общество. Относительно мер направленных на конкретные группы или отдельных лиц, он ссылается на доклад своего предшественника в котором говорится, что эффективные стратегии не должны основываться на предвзятых мнениях или ложных представлениях о группах, которые наиболее восприимчивы к радикализации или насильственному экстремизму, а должны разрабатываться на основе доказательств, чтобы обеспечить правильное понимание национальных и местных проблем, влияющих на процесс радикализации. Это обеспечит не только адекватное взаимодеиствие со всеми сообществами, входящими в группу риска, но также недопущение стигматизации целых сообществ и этнических или религиозных групп.
В представленном Специальным докладчиком материале по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом, адресованном ГА ООН, он обеспокоен широким характером некоторых положении и отсутствием определения таких терминов, как «терроризм» и «экстремизм», а также правовой неопределенностью усилии по идентификации тех лиц, в отношении которых предполагается применять резолюции ГА ООН и СБ ООН.
По непонятным нам причинам в последнем докладе Бена Эмерсона, представленном в феврале 2017 года нет ни одного положения посвященного проблемам борьбы с экстремизмом.
В августе 2017 году на должность Специального докладчика была назначена г-жа Финнуала Ни Илоин, которая в сентябре того же года представила ежегодный доклад ГА ООН по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом. В этом ежегодном докладе обращается внимание на следующие аспекты, вызывающие обеспокоенность международного сообщества, а именно: определение исключительных полномочии' в сфере национальной безопасности в рамках обычных правовых систем; прояснение соответствующих правовых отношении, особенно между национальными нормами и системами национальнои безопасности и международно-правовыми нормами и системами (права человека, гуманитарное право и международное уголовное право); достижение повышеннои ясности и транспарентности в отношении всех аспектов и согласованности нормативнои деятельности, связаннои с контртеррористическими нормами и практикои в рамках архитектуры Организации Объединенных Нации; учет гендернои проблематики терроризма и борьбы с ним во всех аспектах мандата и обращение в нормотворческои деятельности повышенного внимания на гендерную проблематику; поощрение прав и защита гражданского общества и гражданского пространства для того, чтобы оградить эту неотъемлемую часть общества от нападении под предлогом борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Специальный докладчик подчеркивает необходимость учета положений резолюции 2242 (2015) Совета Безопасности ООН о гендерном факторе в качестве сквозного вопроса во всех направлениях деятельности, осуществляемои в рамках противодействия терроризму и экстремизму. По ее мнению, интеграция женщин в работу по планированию в области национальнои безопасности носит краине фрагментарныи характер, как на национальном, так и на международном уровне. В связи с этим она убеждена в том, что при обсуждении вопросов национальнои безопасности основное внимание уделяется субъектам мужского пола, в результате чего «причины» терроризма часто связаны именно с мужчинами, это происходит из-за недостаточного внимания к гендерному контексту, практике и взаимосвязи, которые обеспечивают глубокое понимание условии, способствующих распространению терроризма и укореняющих его. В частности, в контексте противодеиствия насильственному экстремизму наступает все более широкое осознание того, что вербовка в террористические организации проводится на основе идеи мужского самосознания и власти, включая беспрепятственныи доступ к женщинам в связи с институционально закрепленным гендерным неравенством и подчиненным положением женщин, чтобы эффективно предотвращать насильственный экстремизм, невозможно обходить вниманием типичные мужские ценности, которые привлекают мужчин за счет определеннои формы мужского самосознания и власти, считает Специальный докладчик.
Другой Специальный докладчик по культурным правам в 2017 году представила СПЧ доклад в котором содержатся положения об определении фундаментализма и экстремизма, о международно-правовой основе, стандартах по борьбе с экстремизмом, а также о негативном влиянии фундаментализма и экстремизма на культурные права. Специальный докладчик опирается на доктринальное определение фундаментализма и в докладе он определяется, как «политические движения крайне правых, которые в условиях глобализации ... манипулируют религией, культурой или этнической принадлежностью для достижения своих политических целей». Эти деструктивные силы обычно формулируют свои проекты в области государственного управления в соответствии с их теократическими взглядами и навязывают свою интерпретацию религиозной доктрины другим как «закон» или «государственную политику», с тем чтобы консолидировать социальную, экономическую и политическую власть в гегемонии и принуждении. «Фундаментализм - это не просто терроризм, экстремизм или даже религия, это, по сути, менталитет, основанный на нетерпимости к различию».
В докладе напоминается о том, что фундаменталистские взгляды возникают на базе основных религиозных традиции мира и поэтому в действительности трудности возникают с оспариванием таких взглядов, подчеркивается, что международное право всегда придерживается понимания, что ни одна религия не является по своеи природе фундаменталистскои, как и не следует приписывать фундаменталистские взгляды всем последователям тои или инои религии. Специальный докладчик использует термин «экстремизм» наряду с «фундаментализмом», однако подчеркивает, что «экстремизм - это более широкое и более текучее понятие, чем фундаментализм, а также более расплывчатое и склонное к злоупотреблениям». При этом она критикует широкие и расплывчатые определения экстремизма или насильственного экстремизма в национальном законодательстве, одновременно напоминая о том, что большую часть своего внимания ООН уделяет насильственному экстремизму, его «формам и проявлениям» (см. резолюцию 68/127 Генеральной Ассамблеи), однако ООН не определяет его. В сложившейся ситуации Специальный докладчик дает рекомендацию: там, где это уместно, следует использовать термин «фундаментализм», оставляя использование термина «экстремизм» для более ограниченных ситуации, которые не охватываются первым термином. По ее мнению, фундаментализм является однои из форм экстремизма, и любые конструктивные усилия по борьбе с экстремизмом должны включать повышенное внимание к фундаментализму. Вместе с тем, Специальный докладчик отмечает, что ООН уделяет мало внимания экстремистской идеологии, которая может привести к столь же серьезным последствиям или, в конечном счете, к дополнительному насилию, и до сих пор не смогла адекватно дать ссылку на фундаментализм и экстремизм как таковой, несмотря на их серьезное воздействие на права человека.
В июле 2017 ГА ООН был представлен очередной доклад20, подготовленный Специальным докладчиком в области культурных прав, в котором затронуты различные формы фундаментализма и экстремизма и указаны их серьезные последствия с точки зрения осуществления культурных прав женщин. Фундаменталистские и экстремистские идеологи, движения и правительства, которые поддерживают их, стремятся к тому, чтобы обратить вспять прогресс, достигнутыи в деле обеспечения равенства женщин и мужчин, и воспрепятствовать дальнейшему прогрессу в этои области. В рассматриваемом докладе обращается внимание, что понятие «фундаментализм» применяется в отношении субъектов, использующих якобы религиозную риторику, а понятие «экстремизм» — в отношении движении' преследующих прочие цели. По утверждению Специального докладчика нарушения фундаменталистами и экстремистами культурных прав имеют общие черты, например такие, как «нарушения связанные с попытками искусственным образом изменить культурные ориентиры с целью загнать культуру в рамки монолитного мировоззрения, в основе которого лежат такие понятия, как «чистота» и враждебность по отношению к «чужим» и которое сопровождается принудительнои пропагандои идеалов «чести» и «целомудрия», заявлениями о культурном и нравственном превосходстве, навязыванием «истиннои религии» или «подлиннои культуры»».
Специальный докладчик обращает внимание на то, что по отношению к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года имеется больше оговорок, чем по отношению к другим основным договорам по правам человека, многие из этих оговорок основываются на пропагандируемых, как это ни странно, фундаменталистами ценностях, которые оправдывают непринятие мер по обеспечению равенства между женщинами и мужчинами, что весьма выгодно для идеологов экстремизма и фундаментализма. Следовательно, по ее мнению устранение структурных дискриминационных положении и снятие оговорок, оправдываемых культурными/религиозными обычаями, представляет собои одну из приоритетных задач и требует скоординированных деиствии. Относительно экстремизма Специальный докладчик отмечает, что некоторые формы современного экстремизма, оказывающие особенно сильное влияние на культурные права женщин, основываются на мифах об однороднои нации, притязаниях на этническое или расовое превосходство или чистоту и популистском ультрарационализме, направленном против либеральнои и плюралистическои демократии. В настоящее время большая часть посягательств на культурные права женщин со стороны экстремистов, по ее мнению исходит от ультраправых политических сил, набирающих мощь или господствующих во многих странах. Вместе с тем, международное сообщество уделяет меньше внимания идеологическои составляющеи экстремизма и не учитывает надлежащим образом фундаментализм, несмотря на их серьезные последствия для прав человека, и, таким образом, не осознает тот факт, что ненасильственныи религиозныи экстремизм постепенно проникает в массовое сознание, а также создает питательную среду для дискриминации в отношении женщин.
На фоне сказанного очевидно, что существует наличие связеи между фундаментализмом и экстремизмом с однои стороны, и насильственным экстремизмом и терроризмом с другои стороны, а также то, что лежащие в основе этих течении идеи сами по себе представляют угрозу правам человека, а методы и средства воплощения этих идей являются прямой угрозой международному миру и безопасности. Некоторые фундаменталистские и экстремистские силы выдают себя за «умеренных», однако, они создают основу для деиствии экстремистов, продвигая краине дискриминационные законы и порядки. Экстремистские элементы не будут по-настоящему обезоружены до тех пор, пока не будет отвергнута их идеология, в том числе та ее часть, которая касается вопросов гендерного равенства, а дискриминационная политика в отношении женщин, со стороны экстремистов и фундаменталистов, в итоге может привести к вытеснению женщин как субъекта общественных отношений и как важного элемента современного общества, привести к потере их прав, что в целом приведет к регрессу общественной эволюции.
В представленном в январе 2017 года докладе Специального докладчика по вопросу о свободе религии или убеждении, также затронут рассматриваемый нами вопрос. В докладе отмечается, что на протяжении нескольких лет мандатарии по вопросу о праве на свободу религии или убеждении неизменно высказывали свою обеспокоенность в связи с последствиями насилия во имя религии, а также слишком широко сформулированных политики и практики государств, направленных против новых религии. По мнению Специального докладчика государства-члены обязаны не только соблюдать принцип недискриминации, но и защищать отдельных лиц от дискриминации со стороны третьих сторон - негосударственных субъектов, в том числе от угроз, исходящих от террористических или экстремистских групп, для чего могут потребоваться различные инициативы, такие как законодательная защита религиозных меньшинств от дискриминации на рабочем месте, меры по защите людеи от принудительного обращения в другую веру и стратегии борьбы с насильственным экстремизмом, самосудом или терроризмом.
В своем докладе представленном ГА ООН в августе 2017 года Специальный докладчик отмечает, что «акты насильственного экстремизма, совершаемые негосударственными субъектами, зачастую во имя религии или убеждении, представляют реальную угрозу, которои необходимо противостоять; при этом часто остается без внимания роль правительств многих стран в эскалации и нагнетании напряженности и создании условии, в которых подобныи экстремизм может процветать». Далее говорится о том, что государства должны располагать возможностями для выполнения своих обязательств по борьбе с насильственным экстремизмом, но в то же время, Специальный докладчик отмечает, что применение в борьбе с насильственным экстремизмом такого подхода, когда религиозная проблематика рассматривается сквозь призму безопасности, нередко оказывается контрпродуктивными и приводит к росту религиознои нетерпимости. Государства должны делать все для того, чтобы программы, которые осуществляются в целях национальной безопасности, не затрагивали интересы, не допускали стигматизации или профилирования определенных религиозных или конфессиональных общин и не оказывали несоразмерного и негативного воздеиствия на них.
Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мирных собрании и праве на свободу ассоциации в докладе, представленном в 2017 году затрагивает фундаментализм и его воздеиствие на осуществление прав на свободу мирных собрании и ассоциации. В докладе отмечается, что «одно лишь добровольное следование системе фундаменталистских представлении само по себе не составляет нарушения прав человека, но напомнил, что те, кто придерживается этих представлении, стремятся навязывать их путем контроля или сдерживания реализации прав других людеи, которые могут иметь иные убеждения или вести инои образ жизни, создавая тем самым угрозу для ценностеи плюрализма и широты взглядов, имеющих первоочередное значение для демократии». Согласно этому докладу, критическии момент наступает, когда фундаменталистские взгляды начинают служить основои для нарушении права на свободу мирных собрании и права на свободу ассоциации. Экстремизму в данном докладе посвящен целый раздел - «Роль прав на свободу собрании и свободу ассоциации в условиях роста экстремизма и радикализации», в котором Специальныи докладчик говорит о фундаментализме, как о широком явление, способном выражать как мнение большинства, так и меньшинства. Экстремизм же он определяет как нечто совсем иное - «выступление в пользу краиних или радикальных мер, таких как насильственное свержение правящеи власти, насилие и терроризм»[26]. Он отмечает, что экстремисты нередко придерживаются фундаменталистских взглядов и деиствуют во имя этих взглядов, но эти два явления не всегда связаны между собои. Специальный докладчик с одной стороны, указал на содержательную часть свободы ассоциации, которая позволяет людям собираться для обмена опытом, критическои оценки существующего положения вещеи, выявления и решения проблем и т.п., с другой стороны, приводит данный период 2004-2010 г., за время которого более 50 стран либо рассматривали вопрос о введении мер, либо ввели меры, ограничивающие эту свободу, а в 96 стран предприняли шаги по ограничению деятельности НПО под предлогом борьбы с экстремизмом.
Анализируя доклады Специальных докладчиков по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом, Специального докладчика по культурным правам и других Специальных докладчиков СПЧ, можно сделать выводо повышении проникновения экс- тремизмаво многие сферы общества в качестве вируса, который пагубно влияет не только на осуществление прав человека, но и способного подорвать устои бытия человечества.
МЕЛЬШИНА Ксения Юрьевна
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов