Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Актуальные правовые аспекты таможенного регулирования в ЕАЭС на этапе формирования экономического союза

Интеграция России в мировое хозяйство, необходимость сокращения времени таможенных процедур одновременно с необходимостью усиления таможенного контроля суще­ственно повышает значение таможенного законодательства.

Сегодня большинство этих вопросов решается через фор­мирование и развитие Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Практика международных отношений на со­временном этапе выдвигает на первый план наиболее эффек­тивную форму межгосударственного взаимодействия - меж­дународные (межправительственные) организации, прежде всего обеспечивающие сотрудничество в области экономики. Интеграционные процессы в современной международной экономике давно перестали быть чем-то необычным; между­народное разделение труда стало не только реальностью, но и своего рода фундаментом современной экономики - и последние события, связанные - с пандемией коронавируса COVID-19, только подтверждают внезапную хрупкость этой системы и ее неготовность к проблемам, вызванным - не си­стемными недостатками, но внешними, независимыми фак­торами [6, с. 545-549].

Международное экономическое и другие формы со­трудничества основаны на интеграции в той или иной фор­ме. Опыт успешных региональных интеграционных груп­пировок и мегарегиональных соглашений подталкивает участников международных экономических отношений к расширению данных форматов сотрудничества. На каждой из ступеней интеграции происходит устранение определен­ных экономических барьеров. В результате появляются раз­личные виды межгосударственного пространства, которое обладает большими экономическими возможностями, чем совокупность входящих в него элементов. Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок. Фор­мирование единого рынка решает многочисленные задачи за рамками непосредственно таможенного регулирования - в других областях экономики. Поэтому все существующие се­годня экономические союзы или основываются на таможен­ном союзе, или включают его образование как обязательный подготовительный этап [3, с. 15].

Финальной стадией интеграционного процесса стано­вится политическое объединение государств, предполагаю­щее переход к осуществлению единой внешней политики, включающей обеспечение вопросов безопасности и внедре­ние института единого гражданства. Политический союз, предполагающий максимальное объединение государств. Комментировать эту ступень интеграции сложнее всего, так как единственным межгосударственным блоком, его ре­ализовавшим, является Европейский Союз, столкнувшийся именно на этом этапе со столь большими затруднениями, которые вызывают один общесоюзный кризис за другим.

В современных международных отношениях междуна­родная экономическая интеграция является неотъемлемым элементом, оказывающим, влияние на экономический рост, как отдельного государства, так и в целом интеграционного объединения. Независимо от этапа международной интегра­ции, на котором находится интеграционное объединение, ему присущи трансформации, как в линейно-стадиальном развитии, так и в многомерном, многоуровневом и многовек­торном развитии.

Стратегические цели ЕАЭС можно разделить на две по­следовательные взаимосвязанные задачи. Первая - это акти­визация и приумножение скрытого потенциала экономик его членов благодаря заложенному в основу их коллектив­ного договора принципу «четырех свобод»: перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Вторая: создание на этой базе новых стимулов и возможностей для роста и мо­дернизации каждой из входящих в ЕАЭС экономик с уско­рением общего движения к более высокому уровню интегра­ции [2, с. 51].

Целевая установка всего проекта сформулирована в «Ос­новных направлениях экономического развития ЕАЭС до 2030 года» (сокращенно «ОНЭР»), утвержденных решением Высшего евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28 [1]. Разумеется, от сегодняшнего дня до 2030 г. пролегает долгий путь. К тому же он начался с осложнений геополитической обстановки и проблем экономического ро­ста во всей постсоветской Евразии, начиная с лидера ЕАЭС - России. Тем не менее, эти установки важны, поскольку в них перспективные задачи рассматриваются через призму ны­нешних проблем членов Союза и обрисовываются способы их общего решения. А потому яснее становится, в какой мере ход событий сейчас и в ближайшей перспективе отвечает ус­ловиям, которые необходимы для продвижения членов Сою­за к поставленным целям с предлагаемыми инструментами. Пример HTML-страницы

Формирование законодательства (а именно это являет­ся основой таможенного регулирования в ЕАЭС) относится к наднациональному уровню. Но сама технология обеспе­чения таможенного контроля регламентируется на уровне таможенных служб стран-членов ЕАЭС. Комиссия ЕАЭС старается не вмешиваться непосредственно в вопросы тамо­женного контроля. Первичным звеном в системе правового регулирования таможенной сферы в законодательстве ЕАЭС выступает совокупность юридических норм, регламентирую­щих порядок таможенно-тарифного регулирования, его ос­новные формы и методы.

Значимым элементом организационно-правового ре­гулирования таможенной деятельности в ЕАЭС остаются таможенные процедуры, одной из функций которых высту­пает обеспечение экономической безопасности государств, входящих в состав ЕАЭС. Проблемы ускорения процессов помещения товаров под таможенные процедуры во многом возникают в силу недостаточной развитости информацион­ных технологий [4, с. 10]. Опыт Европейского союза может оказаться достаточно полезным в части, касающейся унифи­кации законодательства государств-участников ЕАЭС отно­сительно возможностей применения информационных тех­нологий в сфере таможенного регулирования.

Вместе с тем представляется необходимым подчеркнуть, что процесс унификации таможенного законодательства государств-участников ЕАЭС не может носить тотальный характер. Не следует подвергать унификации правовые по­ложения, закрепляющие конкурентные преимущества на­циональных экономик. Реальные перспективы развития процесс унификации должен получить благодаря принци­пиально новым направлениям правового регулирования, предметом которого может выступать, например, интернет­торговля. Международная электронная торговля получила в последние годы значительный импульс развития и сегодня настоятельно требуются изменения в праве ЕАЭС, регла­ментирующие данную сферу торгового оборота. Данный процесс, тем не менее, осложняется отсутствием единого ви­дения данной сферы правового регулирования со стороны участников ЕАЭС [5, с. 41].

Перспективным направлением также является унифика­ция законодательства о совместных проверках Евразийской экономической комиссии и таможенных служб государств- участников ЕАЭС. Подобного рода институт позволил бы разрешать возникающие разногласия между национальны­ми таможенными службами, однако такой механизм до на­стоящего времени не утвержден.

Как видим, данная проблема таможенного регулирова­ния назревала в ЕАЭС достаточно давно и необходимо раз­работать общий нормативный акт ЕАЭС, регламентирую­щий порядок организации совместной работы таможенных органов различных стран-членов ЕАЭС при осуществлении пограничного таможенного контроля.

В целях совершенствования и дальнейшего развития та­моженного регулирования в ЕАЭС можно предложить сле­дующие действия:

  1. Разработка общего нормативного акта ЕАЭС, регла­ментирующего порядок организации совместной работы та­моженных органов различных стран-членов ЕАЭС при осу­ществлении пограничного таможенного контроля.
  2. Создание в рамках ЕАЭС агентства по классификации товаров с размещением его подразделений в странах-членах и определить порядок его взаимодействия с таможенными органами и установить ответственность перед участниками ВЭД в случае неправильной квалификации товара, если это повлекло привлечение участника ВЭД к ответственности.

Можно сделать вывод, что в современных междуна­родных отношениях международная экономическая инте­грация является неотъемлемым элементом, оказывающим, влияние на экономический рост, как отдельного государства, так и в целом интеграционного объединения. Основными результатами создания ЕАЭС являются гармонизация меж­государственных стандартов с международными и регио­нальными стандартами, применение единого таможенного регулирования, применение единых технических регламен­тов, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитар­ных мер, реализация общей транспортной инфраструкту­ры, функционирование внутреннего рынка товаров, прямой запрет на осуществление таможенного декларирования и государственного контроля на внутренних границах ЕАЭС и недопущение установления избыточных барьеров для ве­дения предпринимательской деятельности. Разумеется, со­вершенствование процедур свободного движения товаров - не единственная задача в рамках ЕАЭС. В ходе реализация принципа «четырех свобод» также приобретает новые черты проблема обхода установленных законов и правил трансгра­ничного перемещения товаров, услуг и рабочей силы. Разви­тие нормативно-правовой базы ЕАЭС будет способствовать повышению эффективности таможенного регулирования и защите интересов экономической безопасности государств- участников данного интеграционного объединения.

ЯНКИН Георгий Николаевич
аспирант Самарского государственного экономического университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях