Интеграция России в мировое хозяйство, необходимость сокращения времени таможенных процедур одновременно с необходимостью усиления таможенного контроля существенно повышает значение таможенного законодательства.
Сегодня большинство этих вопросов решается через формирование и развитие Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Практика международных отношений на современном этапе выдвигает на первый план наиболее эффективную форму межгосударственного взаимодействия - международные (межправительственные) организации, прежде всего обеспечивающие сотрудничество в области экономики. Интеграционные процессы в современной международной экономике давно перестали быть чем-то необычным; международное разделение труда стало не только реальностью, но и своего рода фундаментом современной экономики - и последние события, связанные - с пандемией коронавируса COVID-19, только подтверждают внезапную хрупкость этой системы и ее неготовность к проблемам, вызванным - не системными недостатками, но внешними, независимыми факторами [6, с. 545-549].
Международное экономическое и другие формы сотрудничества основаны на интеграции в той или иной форме. Опыт успешных региональных интеграционных группировок и мегарегиональных соглашений подталкивает участников международных экономических отношений к расширению данных форматов сотрудничества. На каждой из ступеней интеграции происходит устранение определенных экономических барьеров. В результате появляются различные виды межгосударственного пространства, которое обладает большими экономическими возможностями, чем совокупность входящих в него элементов. Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок. Формирование единого рынка решает многочисленные задачи за рамками непосредственно таможенного регулирования - в других областях экономики. Поэтому все существующие сегодня экономические союзы или основываются на таможенном союзе, или включают его образование как обязательный подготовительный этап [3, с. 15].
Финальной стадией интеграционного процесса становится политическое объединение государств, предполагающее переход к осуществлению единой внешней политики, включающей обеспечение вопросов безопасности и внедрение института единого гражданства. Политический союз, предполагающий максимальное объединение государств. Комментировать эту ступень интеграции сложнее всего, так как единственным межгосударственным блоком, его реализовавшим, является Европейский Союз, столкнувшийся именно на этом этапе со столь большими затруднениями, которые вызывают один общесоюзный кризис за другим.
В современных международных отношениях международная экономическая интеграция является неотъемлемым элементом, оказывающим, влияние на экономический рост, как отдельного государства, так и в целом интеграционного объединения. Независимо от этапа международной интеграции, на котором находится интеграционное объединение, ему присущи трансформации, как в линейно-стадиальном развитии, так и в многомерном, многоуровневом и многовекторном развитии.
Стратегические цели ЕАЭС можно разделить на две последовательные взаимосвязанные задачи. Первая - это активизация и приумножение скрытого потенциала экономик его членов благодаря заложенному в основу их коллективного договора принципу «четырех свобод»: перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Вторая: создание на этой базе новых стимулов и возможностей для роста и модернизации каждой из входящих в ЕАЭС экономик с ускорением общего движения к более высокому уровню интеграции [2, с. 51].
Целевая установка всего проекта сформулирована в «Основных направлениях экономического развития ЕАЭС до 2030 года» (сокращенно «ОНЭР»), утвержденных решением Высшего евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28 [1]. Разумеется, от сегодняшнего дня до 2030 г. пролегает долгий путь. К тому же он начался с осложнений геополитической обстановки и проблем экономического роста во всей постсоветской Евразии, начиная с лидера ЕАЭС - России. Тем не менее, эти установки важны, поскольку в них перспективные задачи рассматриваются через призму нынешних проблем членов Союза и обрисовываются способы их общего решения. А потому яснее становится, в какой мере ход событий сейчас и в ближайшей перспективе отвечает условиям, которые необходимы для продвижения членов Союза к поставленным целям с предлагаемыми инструментами.
Формирование законодательства (а именно это является основой таможенного регулирования в ЕАЭС) относится к наднациональному уровню. Но сама технология обеспечения таможенного контроля регламентируется на уровне таможенных служб стран-членов ЕАЭС. Комиссия ЕАЭС старается не вмешиваться непосредственно в вопросы таможенного контроля. Первичным звеном в системе правового регулирования таможенной сферы в законодательстве ЕАЭС выступает совокупность юридических норм, регламентирующих порядок таможенно-тарифного регулирования, его основные формы и методы.
Значимым элементом организационно-правового регулирования таможенной деятельности в ЕАЭС остаются таможенные процедуры, одной из функций которых выступает обеспечение экономической безопасности государств, входящих в состав ЕАЭС. Проблемы ускорения процессов помещения товаров под таможенные процедуры во многом возникают в силу недостаточной развитости информационных технологий [4, с. 10]. Опыт Европейского союза может оказаться достаточно полезным в части, касающейся унификации законодательства государств-участников ЕАЭС относительно возможностей применения информационных технологий в сфере таможенного регулирования.
Вместе с тем представляется необходимым подчеркнуть, что процесс унификации таможенного законодательства государств-участников ЕАЭС не может носить тотальный характер. Не следует подвергать унификации правовые положения, закрепляющие конкурентные преимущества национальных экономик. Реальные перспективы развития процесс унификации должен получить благодаря принципиально новым направлениям правового регулирования, предметом которого может выступать, например, интернетторговля. Международная электронная торговля получила в последние годы значительный импульс развития и сегодня настоятельно требуются изменения в праве ЕАЭС, регламентирующие данную сферу торгового оборота. Данный процесс, тем не менее, осложняется отсутствием единого видения данной сферы правового регулирования со стороны участников ЕАЭС [5, с. 41].
Перспективным направлением также является унификация законодательства о совместных проверках Евразийской экономической комиссии и таможенных служб государств- участников ЕАЭС. Подобного рода институт позволил бы разрешать возникающие разногласия между национальными таможенными службами, однако такой механизм до настоящего времени не утвержден.
Как видим, данная проблема таможенного регулирования назревала в ЕАЭС достаточно давно и необходимо разработать общий нормативный акт ЕАЭС, регламентирующий порядок организации совместной работы таможенных органов различных стран-членов ЕАЭС при осуществлении пограничного таможенного контроля.
В целях совершенствования и дальнейшего развития таможенного регулирования в ЕАЭС можно предложить следующие действия:
- Разработка общего нормативного акта ЕАЭС, регламентирующего порядок организации совместной работы таможенных органов различных стран-членов ЕАЭС при осуществлении пограничного таможенного контроля.
- Создание в рамках ЕАЭС агентства по классификации товаров с размещением его подразделений в странах-членах и определить порядок его взаимодействия с таможенными органами и установить ответственность перед участниками ВЭД в случае неправильной квалификации товара, если это повлекло привлечение участника ВЭД к ответственности.
Можно сделать вывод, что в современных международных отношениях международная экономическая интеграция является неотъемлемым элементом, оказывающим, влияние на экономический рост, как отдельного государства, так и в целом интеграционного объединения. Основными результатами создания ЕАЭС являются гармонизация межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами, применение единого таможенного регулирования, применение единых технических регламентов, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитарных мер, реализация общей транспортной инфраструктуры, функционирование внутреннего рынка товаров, прямой запрет на осуществление таможенного декларирования и государственного контроля на внутренних границах ЕАЭС и недопущение установления избыточных барьеров для ведения предпринимательской деятельности. Разумеется, совершенствование процедур свободного движения товаров - не единственная задача в рамках ЕАЭС. В ходе реализация принципа «четырех свобод» также приобретает новые черты проблема обхода установленных законов и правил трансграничного перемещения товаров, услуг и рабочей силы. Развитие нормативно-правовой базы ЕАЭС будет способствовать повышению эффективности таможенного регулирования и защите интересов экономической безопасности государств- участников данного интеграционного объединения.
ЯНКИН Георгий Николаевич
аспирант Самарского государственного экономического университета