В настоящее время актуальным является вопрос о международно-правовом регулировании труда такой категории, как домашние работники.
Это - уязвимая группа работников, которая, как правило, привлекается к работе без юридического оформления соответствующих трудовых отношений. По данным Международной организации труда (МОТ), большинство случаев использования такой рабочей силы зафиксировано в Латинской Америке, Азии, Африки, России, Европе и арабских странах и превышает более 50 миллионов человек.
Следует отметить, что МОТ не оставляет без внимания труд домашних работников. Необходимость правового регулирования данного вопроса появилась еще в 2008 году, когда на своей очередной сессии Административный совет МОТ решил выделить данную проблему для трехстороннего обсуждения данного вопроса. Это были первые предпосылки к созданию единого документа, регулирующего труд и обеспечивающего права домашним работникам. Авторы первого исследования, проведенного в рамках МОТ, показали, что наемные работники, занятые домашним трудом, трудятся гораздо больше, чем их коллеги в других сферах, что негативно сказывается на их здоровье и качестве жизни. По словам сотрудника МОТ Мартина Олца, с середицы 90-х годов до 2010 года армия домашней прислуги увеличилась на 19 миллионов человек. Домашние работники ничем не отличаются от других работников, но на практике являются уязвимой группой населения, так как помимо отсутствия у них каких-либо элементарных прав, они выходят за рамки социальных и пенсионных программ. Сложность легализации таких трудовых отношений заключается в том, что для физического лица в качестве работодателя необходимо выступить официальным страхователем в социальной, пенсионной и медицинской сфере. То есть при заключении трудового договора необходимо производить отчисления для охраны труда таких работников. Такая уже исторически сложившаяся ситуация также устраивает некоторых домашних работников, так как доход, который они получают никак не облагается налогами. При этом, по словам главы Департамента социальной защиты МОТ Изабель Ортиз, труд таких работников недооценивается и лишен защиты, а когда домашний работник достигает преклонного возраста или получает травму, его увольняют без права на пенсию или другой материальной поддержки . Труд в сфере оказания домашних услуг отличается также большей продолжительностью рабочего времени. Наиболее длительную рабочую неделю имеют домашние работники в странах Юго-Восточной Азии (например, в Малайзии - 66 часов, в Тайланде - 58 часов, в Индонезии и на Филиппинах - 52 часа) и Ближнего Востока - 64 часа. Вместе с тем, в большинстве развитых стран домашний персонал работает неполную рабочую неделю: 15 часов - в Австрии и Норвегии, 26-27 часов - в Испании, Италии.
Таким образом, в 2011 году на 100-ой сессии Международной конференции труда МОТ в Докладе IV (1) в трехстороннем порядке были предложены предполагаемые тексты новой Конвенции и комментарии правительств, работодателей и работников из 93 государств-членов, по итогам которой была принята Конвенция 189 о достойном труде домашних работников и Рекомендация 201 к ней. Принятие данных международных документов выступило в качестве правового катализатора, ведущего к большим изменениям. C помощью таких двух инструментов можно было улучшить правовое положение домашних работников в большинстве стран и изменить подход работодателей к домашнему труду. Однако в 2013 году в рамках программы «Домашние работники, объеденяй- тесь» было выявлено, что домашние работники, как правило, не имеют четкого представления об условиях их трудоустройства, не подвергаются какой-либо регистрации, работают в невыносимых для физического здоровья условиях работы и подвергаются трудовой эксплуатации. На момент проведения исследования всего лишь 10% от общей массы занятого домашним трудом работников были трудоустроены, в соответствии с законодательством их государств, а % полностью исключены из национального трудового законодательства.
Конвенция 189 устанавливает минимальные нормы в отношении прав и механизмов защиты, которыми должны пользоваться домашние работники, признавая экономическую и социальную ценность выполняемые ими работы, и подтверждая, что домашние работники имеют такое же право на достойный труд, как и все остальные трудящиеся. Государственное регулирование рабочего времени, выходных дней, минимального размера оплаты труда и предоставление права на социальное обеспечение - все эти положения защищены данной Конвенцией, которая также включает меры по предотвращению или прекращению злоупотребления и жестокого обращения с работниками. Конвенция предоставляет специальные механизмы защиты домашним работникам-мигрантам, домашним работникам, проживающим по месту работы, а также тем, кто оказался в капкане детского и принудительного труда. В настоящее время продвижением защиты прав домашних работников и социального обеспечения занимается Международная федерация домашних работников, которая в 2014 году разработала Пятилетний стратегический план на период 2016-2020 гг. В соответствии с его целями, данная организация намерена удвоить количество членов домашних работников, проводить различные кампании и мероприятия, призывающие ратифицировать Конвенцию 189, и установить международное представительство прав и интересов работников. На данный момент 22 государства ратифицировали Конвенцию № 189, предусматривающий механизмы защиты уязвимой группы населения, провели соответствующие реформы в национальном трудовом законодательстве и утвердили государственную политику. Например, в США был принят Закон о домашних работниках в семи штатах: Нью-Йорк, Гавайи, Калифорния, Массачусетс, Орегон, Коннектикут и Иллинойс. В рамках данного закона домашним работникам предоставляются права по форме не отличающиеся от работников других категорий, которое включает право на минимальную оплату труда, право на оплату неотработанных часов, право на отдых в размере не менее одного выходного дня, также американские домашние работники защищаются от домогательств и притеснений. Работающие на дому в Украине ожидают ратификации данной Конвенции, включенной в план работы правительства (Постановление Кабинета министров № 450-г (2015). В Верховной Раде зарегистрирован проект закона № 3734 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по регулированию и легализации занятости домашних работников». В Доминиканской республике домашним работникам правительство предоставило право использования своего законного ежегодного двухнедельного отпуска, а также право на 13-ю зарплату. Что касается стран Европы, то в Испании Королевским указом 2012 года устанавливается типовой договор найма, исключающий положения предоставления жилья и питания в форме оплаты труда. В Иордании правительство выработало определенную страховую схему, в соответствии с которой даже защищаются права работодателей (выплата компенсаций) в случае ухода от них домашних работников. Российская Федерация не является участницей данной Конвенции, хотя Трудовой кодекс РФ включает в себя главу 48, где закреплены особенности регулирования труда домашних работников.
Принятие Конвенции 189 нацелено на то, чтобы защита трудовых прав домашних работников осуществлялась в рамках данного международного договора и входила в сферу трудовых правоотношений. Термин, используемый в Конвенции, определяет домашний труд как работу, выполняемую в домашнем хозяйстве или для домашнего хозяйства или домашних хозяйств. То есть очевидно, что все домашние работники вне зависимости от того работают они на индивидуальных предпринимателей или на организации обязаны пользоваться правовой защитой. Для того, чтобы трудовая деятельность работника включала в себя такие понятия как «домашний труд», «домашний работник», «трудовые правоотношения домашнего работника» необходимо учитывать следующее: 1) место, где осуществляется данная работа; 2) характер предлагаемой работы; 3) домашняя работа не осуществляется с целью извлечения прибыли; 4) правовой статус работодателя (является ли он частным нанимателем или организацией); 5) письменное подтверждение существующих правоотношений (договор); 6) труд домашних работников не должен регулироваться какими-либо другими законодательными актами. Конвенция устанавливает термин "домашний работник" как любое лицо, занимающееся трудом в рамках трудового правоотношения. На территории РФ физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями могут вступать в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. То есть можно утверждать, что понятие "домашний работник" фактически закреплено в рамках трудового законодательства Российской Федерации. Трудовая функция каждого домашнего работника, как правило, зависит от потребностей работодателя, но, в соответствии с законодательством, при заключении письменного трудового договора работодатель как физическое лицо, не являющееся ИП, обязан его зарегистрировать в органе местного самоуправления, а работник обязуется выполнять не запрещенную Кодексом работу. На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что нормы ТК РФ, определяющие понятие "домашний работник", вполне соответствуют положениям Конвенции. Стоит также отметить, что физические лица имеют право привлекать к трудовой деятельности на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних или подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, иностранных граждан, законно находящихся на территории РФ. Сложность осуществления трудовой деятельности на таких условиях заключаются в том, что ввиду нежелания физического лица регистрировать такие договоровы и невозможности осуществления эффективного контроля за работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, часто нарушаются нормы трудового законодательства. В случаях нарушения прав домашнего работника или умаления его правового положения ст. 3 предусматривает свободу объединения и действенного признания права на ведение коллективных переговоров, упразднение всех форм принудительного и обязательного труда, недопущения дискриминации в области труда и занятости. Необходимо отметить, что в Российской Федерации объединение работников в профессиональные союзы, осуществляющих трудовую функцию на основании договора, заключенного с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, невозможно. Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, право на забастовку, возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсация морального вреда также не предусмотрена российским трудовым законодательством. Таким образом, на трудовые отношения домашних работников могут распространяться лишь общие запреты: запрет принудительного труда, дискриминация в сфере труда, запрет заключения трудовых договоров до достижения необходимого возраста.
По оценкам МОТ, во всем мире домашним трудом в большей степени заняты дети в возрасте до 15 лет и их численность составляет уже более 7,4 миллиона детей. Поэтому определение минимального возраста для приема детей на домашнюю работу является важной задачей для всех государств-участ- ников данной Конвенции. Согласно ст.4 минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возрастного предела, установленного законодательством государства, а в случаях если ребенок занят домашним трудом до наступления совершеннолетия (18 лет), то такая работа не должна препятствовать получению образования на разных ступенях. В российском законодательстве приняты меры для защиты легкого безвредного для здоровья детей труда, достигших пятнадцатилетнего возраста, также установлен минимальный возраст для заключения трудовых договоров и предоставлены гарантии для получения основного образования.
Большинство домашних работников, которые трудятся за закрытыми дверями, подвергаются жестокому обращению. Подобные случаи являются доказательством того, что работодатели остаются безнаказанными, отсутствует какая-либо информированность общественности о случаях жестокого нарушения прав и порой бездействие профсоюзов также негативно отражается на создание механизмов защиты трудовых прав такой уязвимой категории работников. Поэтому согласно ст.5 Конвенции государство обязано предоставить домашним работникам действенную защиту от различных злоупотреблений, домогательств и насилия. Это возможно осуществить, если домашние работники будут трудоустроены через частные агенства занятости, и тем самым можно избежать мошеннической и недобросовестной практики, к этому призывает также ст. 15. Как известно, правительства Индонезии и Филиппин все чаще содействует выездам женщин заграницу, предпочтительнее в Азию, для трудоустройства в качестве домработниц. Такими действиями они надеются предотвратить волну безработицы и снизить показатели рождаемости. Численность домработниц с Филиппин в Гонконге составляет 51, 4% от их общего числа, а 46,3 % заняты домашним трудом из Индонезии. Несмотря на содействие выезжающим, в 2017 году президент Индонезии Джоко Видодо все-таки наложил запрет на миграцию женщин в Гонконг, ссылаясь на унизительное, а порой и жестокое обращение с домашними работниками. По данным профсоюзных организаций, 82% женщин признались, что подвергаются физическому и моральному насилию, а также сексуальным домогательствам. С 2016 года российскими работодателями, которые используют труд домашних работников, выступают частные агентства занятости по предоставлению труда работников, или персонала, и выступают регуляторами таких правоотношений. Осуществлением деятельности по предоставлению труда работников (персонала) будет считаться направление временно работодателем (направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (принимающая сторона), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны. Таким образом, проведение проверок частных агентств занятости совершаются органами государственного контроля (надзора). Следует отметить, что Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию № 181 «О частных агентствах занятости».
Домашние работники, как правило, трудятся в условиях, которые им предоставляют их работодатели. Такая категория трудящихся не имеет возможности выбирать место работы, распорядок их трудового дня, периоды отдыха, в большинстве случаев наниматель предлагает свое домохозяйство и свой режим работы. В реальной жизни представляется сложным проверить лицо, использующее домашний труд в личных целях, на соответствие рабочего места трудовым стандартам. Поэтому ст. 6 Конвенции 189 обязывает принимать меры для обеспечения работников справедливыми условиями занятости, достойными условиями труда и, в случае их проживания в домохозяйстве, достойными бытовыми условиями с соблюдением неприкосновенности их частной жизни. Во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации, не осуществляется контроль за работодателем по вопросам соблюдения законодательства, когда работник выполняет работу в домашних условиях. В соответствии со ст. 303 ТК РФ, которая регулирует трудовые отношения в случае когда работодатель физическое лицо, при заключении письменного трудового договора в обязательном порядке включаются все условия, существенные для обеих сторон. В Конвенции содержится закрытый перечень наиболее важных вопросов, которые должны устанавливаться в письменном договоре, а именно: вид работы, размер вознаграждения, периодичность оплаты, оплачиваемого ежегодного отпуска и ежедневных или еженедельных периодов отдыха, предоставление питания и жилья, если это необходимо, и, конечно, сроки уведомления о прекращении трудовых отношений и условия увольнения. Примером юридически правильного подхода к вопросу заключения трудовых договоров и внесения ясности в трудовые отношения можно назвать Филиппины, где с 2013 года принятем Закона о домашних работниках устанавливается, что работодатель заключает с работником письменный договор найма, составленного на языке понятном обеим сторонам в трех экземплярах для дальнейшей регистрации документа в органах местного самоуправления. К сожалению, на практике работодатели не готовы заключать трудовые договоры с трудящимися в домашних условиях. На территории ряда стран действует «стандартный» или «типовой договор найма». Без сомнения такие трудовые договоры вносят ясность в условия работы и отношения работника и работодателя. Но стоит отметить, что типовой договор найма закрепляет только те права работников, которые существуют в национальном трудовом законодательстве. В российском законодательстве также установлено, что работодатель обязан зарегистрировать договор, затем органы местного самоуправления после ознакомления с договором на наличие положений, умаляющих правовое положение домашних работников, обязуют работодателя устранить существующие нарушения. Однако отсутствие регистрации такого трудового договора не влечет за собой никаких правовых последствий, и при возникновении споров доказать существование трудовых правоотношений будет достаточно затруднительно. По статистике российские работодатели редко заключают и регистрируют договоры, а такие отношения выведены из правовой сферы.
По данным МОТ, в 2015 году было зафиксировано 11,5 миллионов домашних работников-мигрантов, которые просто вынуждены бежать из своих стран ввиду гендерной дискриминации или из-за материальной несостоятельности. Поскольку существует практика изъятия паспортов у таких работников их работодателями, то домашние работники-мигранты являются особо уязвимыми и оказываются заключенными в принимающей стране. В соответствии со ст. 9, домашние работники имеют право хранить у себя свои проездные документы и удостоверения личности. На Ближнем Востоке «кафла» (система «покровительства») привязывает работников-мигран- тов к индивидуальным «спонсорам» на весь период договора; трудящиеся не могут расторгнуть договор найма, находятся изолированными от общества, не владеют языком страны. Как правило, в такой ловушке оказываются в основном женщины, по оценкам экспертов МОТ, численность таких «заключенных» составляет 73%. При этом Конвенция также устанавливает, что проживающие в домохозяйстве работодателя не обязаны оставаться по месту пребывания с членами домохозяйства на период своего отпуска. Данный вопрос возможно эффективно решить, если государства-члены Конвенции 189 будут проводить добросовестную государственную политику на установление норм, регулирующих наемный труд мигрантов, в своих национальных законодательствах. В Российской Федерации подобные нормы содержатся в ст. 13 и 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ, где регулируется правовое положение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ.
Особо уязвимыми, в отличие от работников, занимающихся другой трудовой деятельностью, являются домашние работники и по вопросам регулирования рабочего времени и отпусков. Данная проблема решается Конвенцией 189, которая обязывает государства принять меры для обеспечения равного обращения с домашними работниками в отношении нормальной продолжительности рабочего времени, компенсацией за сверхурочную работу, периодов ежедневного и еженедельного отдыха и оплачиваемых ежегодных отпусков в соответствии с национальными законодательства. Некоторые государства теоретически регулируют продолжительность рабочего времени, но на практике от домашних работников часто ожидают, что они будут предоставлять свои услуги круглосуточно, особенно если работник занят и проживает в домашнем хозяйстве работодателя. По этому поводу МОТ подготовила Рекомендации по ограничению продолжительности рабочего времени домашних работников, проживающих по месту работы. Данный документ нацелен на ограничение произвольного использования рабочего времени работников. Рекомендации, в частности, призывают определить целесообразное количество часов работы, установить перерывы в течение рабочего дня, определить ситуации в домашнем хозяйстве, которые предполагают использование труда домашних работников в ночное время, если это потребуется работодателю, составить рабочий график с указанием по часам сверхурочной работы. В сложившейся ситуации, помимо всех существенных условий для работника, также важно следить за продолжительностью еженедельного отдыха, который согласно Конвенции составляет не менее 24 последовательных часов. В трудовом законодательстве РФ режим труда и отдых определяется на усмотрение сторон, то есть по соглашению между работником и работодателем - физическим лицом. И поскольку в национальном законодательстве не существует специальных норм, регулирующих труд домашних работников, то в их отношении будут применяться общие правила и ограничения: продолжительность рабочего времени будет составлять до 40 часов в неделю, а отпуск будет равен 28 календарным дням.
Во многих странах мира вопрос об уровне оплаты труда домашних работников еще не урегулирован в законодательном порядке. Домашние работники признаны самой низкооплачиваемой категорией работников, если такие отчисления вообще поступают от работодателей. Согласно Конвенции, каждое государство обязано принять меры, чтобы обеспечить домашнего работника минимальным размером заработной платы, и выплаты должны производиться без гендерной дискриминации. Как правило, национальное законодательство устанавливает минимальную заработную плату для всех работников, за исключением домашних. С точки зрения законодательства правительствам стран во всем мире, как правило, не удается признать домашнюю работу как «полноценный труд». Многие домашние работники продолжают бороться за право на минимальную заработную плату. В США Национальный альянс домашних работников (НАДР) добился законодательных изменений на федеральном уровне, и принятый «Билль о правах» для домашних работников устанавливает размер оплаты труда не ниже минимальной и предусматривает оплату всех отработанных и сверхурочных часов. В Южной Африке кабинетом министров был одобрен «National Minimum Wage Bill», в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда для домашних работников был увеличен с 1 января 2018 года. Если работодатель оценивал труд наемного работника ниже установленной законом суммой, то законодатели обязали повысить размер выплат. В результате внесенных поправок домашних работников разделили на две категории: те, кто заняты домашним трудом в зоне А (городская часть) и работники, осуществляющие свою трудовую функцию в зоне B (все остальные районы). Ввиду такого деления на зоны минимальный размер оплаты труда различен. Домашние работники зоны А, занятые 27 часов в неделю, в качестве зарплаты обязаны получить сумму из расчета 13,05 южноафриканских рэндов в час, рабочая неделя, составляющая 45 часов будут вознаграждены в размере 2545, 22 рендов в месяц. Трудящиеся в остальных районах будут получать 11,89 и 2317,75 рендов соответственно. По мнению экспертов, в полном объеме установленный Национальный минимальный размер заработной платы полностью начнет эффективно регулировать оплату труда домашних работников с 1 мая 2018 года. Российский законодатель также обеспечил работников минимальным размером оплаты труда, который ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Категория работодателей «другие работодатели», что по-видимому относится к тем, кто использует домашний труд, осуществляет выплаты за счет собственных средств. Также ст. 133 ТК РФ обеспечивает работнику месячную заработную плату, который полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
Способам оплаты труда, с помощью которых домашний работник может реализовать свое право на достойное получение вознаграждение за свои трудовые обязанности, посвящена ст. 12 Конвенции 189. В ней перечислены все законные средства денежной оплаты, которая должна производится раз в месяц. Положения Конвенции также не исключают возможность получать заработную плату в натуральном выражении с согласия работника, и натуральные платежи должны быть направлены только лишь на личное пользование трудящегося. Домашние работники в России не могут получать заработную плату в предметах, которые имеют ограничения на свободный оборот. Однако по письменному заявлению работника оплата труда может производиться в неденежной форме, но с условием, что она не должна превышать 20% от начисленной месячной зарплаты. Таким образом, процентное соотношение натуральных выплат и денежных позволяет обезопасить работника от несправедливой оценки труда работодателем и его произвольных действий.
Специфика домашнего труда делает трудящегося уязвимым в части безопасности и здоровых условий его трудовой деятельности. Ст. 13 Конвенции 189 обязывает работодателей обеспечить охрану и достойные условия домашней работы. В настоящее время в связи с высокой латентностью трудовых правоотношений невозможно говорить о том, что государствами принимаются достаточные меры по обеспечению контроля условий труда домашних работников как в Российской Федерации, так и в других странах.
Что касается социальной защиты работников, то положения Конвенции в ст. 14 регулируют охрану материнства через национальные законодательства государств, при том что уязвимая категория работников должна быть включена в систему социальных выплат и страхования, то есть социального обеспечения. Некоторые промышленно развитые страны Европы включают домашних работников в отрасли социального законодательства. Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Португалия, Франция и Швейцария включили домашних работников в схемы компенсационных выплат трудящимся и пенсионного обеспечения. В соответствии с ТК РФ все работники, независимо от того, с каким работодателем они заключили трудовые договоры, имеют право на здоровье и безопасные условия труда. В случаях, когда трудовой договор с работником заключен работодателем, являющимся физическим лицом, на него в полной мере распространяются гарантии в части гарантий беременной женщине и лицам с семейными обязанностями, а также социальное страхование и обеспечение.
Помимо установления механизмов защиты трудовых прав работников, также необходимо предоставить доступ трудящихся к судебной защите. Законное письменное оформление трудовых правоотношений работника и работодателя, установление минимальной заработной платы, учет рабочего времени, упрощенные системы выплат, отчисления в Фонд социального страхования - все это помогает рассматривать дела в судебном порядке в гражданско-правовой плоскости и упрощает бремя доказывания факта нарушенного права домашнего работника. Ст. 16 Конвенции 189 наделяет домашних работников правом на получения доступа к судам, трибуналам и другим механизмам разрешения споров. В настоящее время все основания и возможности для подачи иска в суд по факту правонарушений работодателем существуют, однако таких обращений ничтожно мало. В связи с тем, что трудовые отношения с домашними работниками оформляют минимальное число работодателей, то и жалобы в государственную инспекцию труда не поступает. Согласно ТК РФ индивидуальные трудовые споры, неурегулированные сторонами, в случае когда работодатель - физическое лицо, рассматриваются в суде в общем порядке.
Для того, чтобы все механизмы правовой защиты эффективно действовали в отношении уязвимой группы населения в лице домашних работников, необходимо создание благоприятных и продуктивных условий для создания социальных партнерств. Группы домашних работников имеют право на объединения, чтобы создавать влиятельные альянсы и вступать в ряды профсоюзов и создавать такие партнерства. Конвенция призывает государства создавать и проводить консультации с представительными организациями работодателей и работников, что позволит повысить и укрепить уровень защиты такой категории трудящихся. В соответствии с нормами российского законодательства, домашние работники имеют право вступать в профсоюзные органы, но создание первичной профсоюзной организации невозможно при условии что у работодателя - физического лица трудятся всего лишь несколько работников. Совместные усилия государств, реализованные через усовершенствование национальных законодательств, скоординированность действий поможет преодолеть правовые проблемы и снизить степень уязвленности домашних работников в трудовой сфере.
На основании проведенного правового анализа, с учетом актуальности проблемы и и существующей уязвимости домашних работников, можно сделать следующие выводы. В современном мире с возрастающим спросом на труд домашних работников повышается и необходимость в признании правовых механизмов защиты трудовых прав уязвимых групп населения. Основные трудовые права и защита домашних работников от произвола работодателей закреплены в Конвенции 189 о достойном труде домашних работников, которая в достаточной мере, на наш взгяд, содержанием своих положений отражает социальную незащищенность и существующую действительность. На основе проведенного исследования, можно отметить, что легализация трудовых договоров, заключенных сторонами трудовых правоотношений, представляет собой редкое правовое явление. Нежелание работодателей официально составлять и регистрировать договоры с трудящимися не позволяет последним находиться в социальной системе государства, достойно трудиться и жить в предлагаемых домохозяйственных условиях. Благодаря социальной активности некоторых организаций, которые целями своей деятельности ставят привлечение общественного внимания мировых государств к проблеме, немалое количество домашних работников получили новые права в национальном законодательстве, включая право на минимальную оплату труда, доступ к социальной и судебной защите. Некоторые трудящиеся в связи с принятием Конвенции официально оформили свою занятость и получили право на объединение и создание профсоюзов. Реформы трудового законодательства прошли более, чем в 48 странах по всему миру. Также, проведя сравнительно-правовой анализ нормам трудового права Российской Федерации и положений Конвенции, можно утверждать, что в целом российское законодательство соответствует данному международному договору. Таким образом, исходя из вышеизложенного, домашние работники на территории России нуждаются в правовой защите в полном объеме, и ратификация Конвенции 189 о достойном труде домашних работников является целесообразной, поскольку домашних работников следует относить к слабозащищенной категории лиц и предоставить им больший объем трудовых прав.
МИКРИНА Валентина Геннадьевна
аспирант кафедры международного права МГИМО МИД России