Ликвидационный неттинг является особым механизмом прекращения обязательств по финансовым сделкам, заключаемым на биржевых торгах или на основе двухсторонних соглашений.
При наступлении банкротства или иного специального оговоренного события, заключенные сделки подлежат прекращению, оценке и взаимозачету, что приводит к образованию единого обязательства одной из сторон отношений по ликвидационному неттингу. Как правило, основания осуществления ликвидационного неттинга прямо либо косвенно свидетельствуют о снижении платежеспособности контрагента, поэтому между банкротством и неттингом существует неразрывная связь.
Более того, Ф. Вуд подчеркивает, что «неттинг преимущественно (но не исключительно) является вопросом конкурсного права, а не права, применимого к договору». В конкурсном праве существуют общие для разных стран институты, которые могут отразиться на функционировании ликвидационного неттинга. Г. Райнер относит к их числу право выбора арбитражного управляющего (cherry picking), специальные запреты на зачет при банкротстве и положения об оспаривании сделок при банкротстве. Наличие указанных ограничений делает необходимым принятие специальных положений о защите ликвидационного неттинга в условиях банкротства.
Значительный массив правовых норм, затрагивающих действие неттинга в ходе или накануне несостоятельности, существует в законодательстве Соединенных Штатов Америки. В частности, осуществление неттинга в отношении банков регулируется Законом о федеральном страховании вкладов (Federal Deposit Insurance Act), Законом об усовершенствовании федеральной корпорации страхования вкладов (Federal Deposit Insurance Corporation Improvement Act) и Законом о надлежащем ликвидационном органе (Orderly Liquidation Authority Statute). Помимо федеральных законов, существуют и законы штатов, которые распространяют свое действие на механизм ликвидационного неттинга. В частности, в штате Нью-Йорк, право которого зачастую используется для регулирования финансовых сделок, действует Закон Нью-Йорка О банковской деятельности (New York Banking Law).
Однако основным федеральным актом, содержащим нормы о банкротстве и признании неттинга в условиях несостоятельности американских юридических лиц, является Кодекс о банкротстве в редакции от 20 апреля 2005 г. (далее - Кодекс США о банкротстве).. Кодекс о банкротстве предусматривает возможность осуществления добровольной процедуры несостоятельности по заявлению самого должника, а также подачу заявления кредиторами в принудительном порядке. Дела о банкротстве рассматриваются специальными судами (bankrupt cycourts), а наиболее общими (но не единственными) процедурами несостоятельности являются ликвидация (liquidation) и реорганизация (reorganization).
В отношении сделок с деривативами, подлежащих неттингу, Кодекс о банкротстве использует термин «своп-договор» (swap agreement), включающий в себя сделки с производными финансовыми инструментами с различными базовыми активами (процентные ставки, товары, валюта, индексы, инфляция и прочее). Кодексом предусмотрены отдельные нормы, позволяющие осуществить договорные права, связанные с прекращением контрактов и неттингом обязательств по ним. В частности, процедура ликвидационного неттинга в отношении своп-договоров регулируется статьей 560 Кодекса США о банкротстве, в то время как осуществление неттинга применительно к сделкам репо предусмотрено статьей 559 данного акта.
Согласно статье 559 Кодекса США о банкротстве право сторон сделок репо в отношении ликвидации, прекращения или акселерации обязательств в случае введения банкротства или назначения ликвидатора не должно быть подвергнуто мораторию, оспорено или иным образом ограничено, если законодательством прямо не установлено иное. Аналогичное правило статьи 560 предусматривает, что императивные институты конкурсного права не должны касаться зачета и неттинга сумм, появляющихся в результате ликвидации, прекращения и акселерации обязательств, возникающих из своп-договоров. Статья 561 Кодекса США о банкротстве содержит аналогичные положения применительно к рамочным соглашениям о неттинге.
Кодекс США о банкротстве также предусматривает ряд исключений из общих правил проведения процедур несостоятельности, которые потенциально могут отрицательно повлиять на осуществление ликвидационного неттинга. К примеру, в рассматриваемом нормативном акте присутствует положение о введении автоматического моратория (automatic stay) в отношении исполнения обязательств и зачета после введения процедуры банкротства. Однако нормой статьи 362(b)(17) в отношении свопдоговоров предусмотрено исключение, согласно которому стороны своп-договоров обладают правом на зачет или осуществление неттинга любых сумм, образовавшихся в результате заключения одного или нескольких сделок данного вида, включая свопдоговоры на основе рамочных соглашений.
Кроме того, Кодекс США о банкротстве содержит специальное исключение для неттинга из общего правила об оспаривании зачета, осуществленного в течение 90 дней до даты подачи петиции о банкротстве. Полномочия администратора банкротства в отношении самих финансовых контрактов (вне зависимости от неттинга) также ограничены - правило о возврате имущества, переданного несостоятельным должником одному из своих кредиторов в течение 90 дней до даты подачи заявления о банкротстве, не действует в отношении финансовых контрактов, за исключением осуществления передачи имущества с целью обмана кредиторов.
Особенности осуществления процедур банкротства финансовых институтов, вклады в которых застрахованы Федеральной корпорацией по страхованию вкладов (FDIC), регулируются Законом о федеральном страховании вкладов[6]Как и в России, Федеральная корпорация по страхованию вкладов США выступает в качестве арбитражного управляющего для любого застрахованного банка в ходе осуществления предусмотренных американским законодательством процедур - receivership (аналог конкурсного производства) и conservatorship (аналог внешнего управления). В первом случае FDIC имеет право ликвидировать и прекратить деятельность кредитной организации, а во втором случае осуществлять текущее управление ее деятельностью. В обоих случаях у FDIC существуют обширные права, включая оспаривание (repudiation) сделок, принудительное исполнение контрактов и уступку прав требований по ним.
Однако, Закон о федеральном страховании вкладов содержит значительные ограничения прав FDIC применительно к финансовым сделкам, в отношении которых осуществляется ликвидационный неттинг. Такие сделки охватываются термином «квалифицированные финансовые контракты», включающим в себя договоры с ценными бумагами, биржевыми товарами, форвардные договоры, сделки репо и своп-договоры. Сторона квалифицированного финансового контракта имеет возможность прекратить, ликвидировать или осуществить неттинг в отношении обязательств по таким договорам, но не ранее 17.00 дня, следующего за датой назначения FDIC в качестве конкурсного управляющего (receiver). Если же причиной для неттинга послужило назначение FDIC в качестве внешнего управляющего, то право на прекращение сделок может быть осуществлено по иным основаниям, за исключением такого назначения (просрочка платежа, нарушение финансовых ковенант, снижение кредитного рейтинга).
Конституция США относит законодательство о банкротстве к предмету федерального ведения, однако некоторые аспекты банкротства могут частично регулироваться законами отдельных штатов..Примером регионального законодательства является Закон Нью-Йорка о банках который предусматривает осуществление процедур банкротства кредитных организаций, зарегистрированных на территории штата. Данный закон предусматривает, что назначение местного администратора не должно препятствовать неттингу обязательств по квалифицированным финансовым контрактам и не приводит к введению моратория в отношении прекращения таких обязательств13 Данные положения являются исключительно важными, поскольку согласно общему правилу14 администратор имеет право оспорить любой договор, стороной которого является «проблемный» банк, если исполнение такого контракта является обременительным и его расторжение будет способствовать должному осуществлению внешнего управления. Немаловажным является тот факт, что Закон штата Нью- Йорк о банках защищает принцип единого договора, согласно которому заключенные на основе рамочного соглашения сделки представляют собой единое соглашение и не могут быть расторгнуты или оспорены по отдельности.
На основе приведенного анализа можно констатировать следующее. Для финансовых сделок и ликвидационного неттинга в США предусмотрен преференциальный режим, который заключается в нераспространении на неттинг возможности введения моратория на прекращение обязательств, правила о возврате имущества и запрета на зачет. Для неттинга в отношении финансовых институтов американский законодатель предпочел установить менее льготный режим, который состоит в наличии кратковременного моратория на прекращение обязательств и запрет на осуществление ликвидационного неттинга по некоторым основаниям
Данные привилегии имеют достаточно продолжительную историю - особые преференции в отношении неттинга свопов и иных схожих сделок появились в законодательстве СТТТА в 1990 г. Отмечалось, что финансовый крах корпораций AIG, Lehman Brothers и Bear Sterns был в том числе вызван наличием льгот в Кодексе США о банкротстве. Действительно, возможность осуществления неттинга по финансовым сделкам в случае банкротства контрагента без каких-либо ограничений стимулирует американские компании и банки к заключению большого числа финансовых сделок. В условиях отсутствия льготного режима участники коммерческого оборота в США действовали бы более осмотрительно, понимая потенциальную возможность оспаривания результатов неттинга по «банкротным» основаниям.
Представляется, что сохранение преференций в конкурсном праве США в отношении ликвидационного неттинга вызвано важностью этого инструмента с экономической точки зрения. Возможность проведения взаимозачета уменьшает риски неисполнения обязательств, а также способствует стабильности финансовой системы в целом. При этом американский законодатель действует избирательно и пытается найти баланс между интересами разных участников отношений по банкротству, ограничивая осуществление неттинга при несостоятельности или финансовом оздоровлении кредитных организаций.
КЛЕМЕНТЬЕВ Алексей Петрович
аспирант кафедры публичного и международного частного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»