Отсутствие правового регулирования трансграничного банкротства требует поиска наиболее развитой модели в существующих правопорядках.
В этом плане интерес представляет правовая система Европейского Союза, регламентировавшая на международно-правовом уровне вопросы трансграничной несостоятельности (банкротства). Как известно, в рамках Европейского союза принят 20 мая 2015 года Регламент ЕС №2015/848 о процедурах несостоятельности. Как отмечает П. Р. Квашнин «история регулирования международного банкротства в европейских странах носит давний характер и, как следствие, именно в законодательстве Европейского союза и государств-членов ЕС накопился уникальный опыт разрешения споров о трансграничном банкротстве, то для отечественных практикующих юристов и исследователей кажется целесообразным обращение к европейскому опыту разрешения дел о трансграничном банкротстве» [1, c. 106].
Сфера применения Регламента 2015/848 была расширена за счет разбирательств, которые могут быть инициированы ситуациями, когда должник сталкивается с нефинансовыми трудностями, при условии, что такие трудности создают реальную и серьезную угрозу фактической или будущей способности должника погасить свои долги.
Регламент может применяться к разбирательствам, в ходе которых должник не полностью избавляется от своих активов и которые не обязательно предусматривают назначение судом арбитражного управляющего.
Производство по делу о несостоятельности в соответствии с Регламентом 2015/848 не обязательно предполагает вмешательство судебного органа.
Регламент ЕС № 2015/848 распространяется на публичные коллективные процедуры, в том числе, основанные на законодательстве о несостоятельности, при которых:
- должник полностью или частично лишен своего имущества и назначен управляющий,
- имущество и деятельность несостоятельного лица подлежат контролю или надзору со стороны судебного органа,
- по закону или судом предоставлена временная приостановка принудительных процедур с целью переговоров между должником и кредиторами.
Регламент применяется только к производству по делу о несостоятельности, открытому в отношении должника с территориальным местом нахождения центра основных интересов в границах государства-члена ЕС. Центр основных интересов определяется по основному месту нахождения должника с возможностью опровержения при помощи «критерия управления» и «критерия очевидности».
Регламент предусматривает возможность возбуждения нескольких производств в отношении одного должника. Основное производство по делу о несостоятельности в отношении должника возбуждается судом государства-члена ЕС, на территории которого должник на регулярной основе осуществляет управление своими активами.
При наличии у должника представительства на территории государства-члена ЕС, находящегося вне государства, в котором находится центр основных интересов должника, суды такого государства обладают возможностью открыть вторичное производства по делу о несостоятельности. Вторичное производство ограничивается активами должника, расположенными на территории такого государства-члена ЕС. Вторичное производство не является специальным, это обычное производство по делу о несостоятельности, к которому применяется национальное законодательство и которое сводится к реализации имущества должника.
Вторичное производство лишь дополняет основное и не имеет правовых последствий, статуса банкрота, в отношении должника. Последствия, влияющие на статус должника и на судьбу его обязательств, могут быть установлены только решением по основному производству.
При осложнении банкротства международной составляющей первоначальным практическим вопросом является выбор подсудности для разрешения возникших перед кредиторами вопросов, направленных на распределение активов должника.
В качестве критерия для разграничения компетенции между судами стран Европейского союза при рассмотрении дел по несостоятельности (банкротству) выступает территория места нахождения центра основных интересов должника (Center of Main Interests of the Debtor, сокращенно - COMI) - место осуществления управления своими интересами.
Для юридического лица таким местом признается место его нахождения, для индивидуального предпринимателя-ме- сто осуществления деятельности, направленной на извлечение прибыли, для физического лица - место его жительства.
В качестве факультативных критериев определения места осуществления управления своими интересами можно указать юрисдикцию, на которой находится большая часть имущества или реализуется деятельность должника. При невозможности установления страны, отвечающей таким признакам такой территорией может быть признана юрисдикция, в которой находится основной офис или осуществляется деятельность должника-предпринимателя, а для физического лица центром основных интересов признается та территория, в которой он обычно или преимущественно пребывает.
В вышеуказанном Регламенте ЕС международная подсудность будет определяться по территории места нахождения центра основных интересов должника, если за 3 месяца до начала процедуры банкротства не произошло изменение местонахождения юридического лица на территорию другого государства.
В отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, данное правило также применяется, то есть определение вопросов подсудности от стабильности места осуществления деятельности. Предприниматель не должен изменять место своей деятельности за 3 месяца до начала банкротных процедур.
В отношении физического лица возможность определения международной подсудности поставлено в зависимость от нахождения этого лица на территории одного из стран ЕС за 6 месяцев до начала банкротных процедур.
На суд, который рассматривает дело возложена обязанность по самостоятельному определению оснований для рассмотрения дела именно в рамках его юрисдикции. Это должно быть отражено в решении суда.
В тех случаях, когда процедура банкротства была открыта в рамках национального законодательства без решения суда, определение надлежащей компетенции в рамках Европейского союза возложено на арбитражного управляющего.
Надлежащей юрисдикцией обладают суды того члена Европейского союза, где открыта процедура банкротства в отношении любых исковых требований, связанных с ней.
Определение надлежащей юрисдикции позволяет в дальнейшем определить применимое право, которая зависит от нее. К процедуре банкротства применяется право того члена Европейского союза, в котором оно открыто. Именно коллизионная привязка lex fori concursus, то есть законодательство суда, начавшего процедуру банкротства, позволяет нам получить ответ на наличие должников, имущество, составляющее конкурсную массу, соответствующие полномочия арбитражного управляющего, возможные условия взаимозачета, правовые последствия для действующих договоров и другие вопросы.
Следует заметить, что определение юрисдикции по месту нахождения центра основных интересов должника актуальна не только для стран, входящих в Европейский союз. Прогрессивность такого критерия позволяет судам и других государств, не находящихся территориально в Европейском союзе применять его для решения вопроса о надлежащей компетенции и применимом праве. В частности, интерес представляет дело из практики Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, инициировавшего реструктуризацию долгов гражданки Украины. Так, по заявлению гражданки Украины, проживающей на территории России, она была признана банкротом. В доводах судьи отмечается, что при отсутствии в отечественном законодательстве норм, регулирующих вопросы трансграничного банкротства суд допускает обращение к «общепризнанным подходам, выработанным в международной практике». В части же распространенных в международной практике собственно критериев подсудности судам дел о банкротстве с иностранным элементом (в частности, при определении т.н. «центра основных интересов» (centre of main interests)) принимается во внимание в том числе место жительство должника [2].
В данном случае обращение российского суда к Регламенту Европейского Союза о процедурах несостоятельности несмотря на то, что он не является источником права свидетельствует о приравнивании его к обычаям. В данном случае их применение схоже с применением источников lex mercatoria судами для восполнения пробелом в регулировании обязательственных отношений, осложненных иностранным элементом [3, с. 32].
О важности и значимости выработанных в рамках Регламента ЕС о процедурах несостоятельности положений о международной подсудности, о применимом праве, о предотвращении мошеннических действий и смены юрисдикции в преддверии банкротства свидетельствует формирующаяся российская практика. Конечно же, такая практика не должна выступать в качестве альтернативы правовому регулированию трансграничного банкротства в российской правовой системе. Авторитет источников Европейского Союза о трансграничном банкротстве позволяет рассмотреть возможность использования его отдельных положений в отечественном законодательстве, в частности, пересмотреть концепцию территориализма в пользу концепции смягченного универсализма.
СПИРИДОНОВ Сергей Андреевич
аспирант Университета управления «ТИСБИ», г. Казань