Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Закон Республики Казахстан «о государственных услугах»: ключевые положения, достоинства и слабые стороны

15 апреля 2013 года в Казахстане в установленном Кон­ституцией порядке был впервые принят Закон «О государ­ственных услугах», предметом которого, как указано в его преамбуле, является регулирование общественных отноше­ний в сфере оказания государственных услуг.

Вопрос о необходимости принятия такого закона в Ка­захстане поднимался давно. По этому поводу было прове­дено большое количество круглых столов и конференций, разработаны различные варианты Концепций к законопро­екту, в соответствии с которыми рассматривались различные варианты проекта самого закона. Несмотря на прикладной характер данного процесса, оказание государственных услуг не обошло стороной и стало важнейшей темой отдельных научных исследований в стране, в том числе на системном монографическом уровне.

Решающими в судьбе рассматриваемого Закона стали 2012 и начало 2013 года, когда была проведена большая рабо­та по его разработке, обсуждению и принятию.

Итак, что представляет собой Закон «О государственных услугах». Прежде всего, вне всяких сомнений, следует отме­тить его политическую необходимость, так как с принятием этого Закона значительно усилена ответственность государ­ственного аппарата перед народом Казахстана.

В этом контексте и с учетом нарастающих результатов оказания государственных услуг возникла системная и устой­чивая организационно-правовая платформа, обеспечивающая повышение доверия гражданского общества и населе­ния к государственному аппарату в целом.

Однозначно, что с принятием Закона завершился про­цесс консолидации в единый правовой акт всех основных по­ложений, связанных с оказанием государственных услуг, что сделало удобным и доступным для восприятия и понимания населением сущности деятельности государственных органов через институт оказания государственных услуг.

В контексте изложенного, наблюдается определенная связь норм Закона с теорией оказания государственных ус­луг, то есть он проработан в научном смысле и впитал в себя лучшие правовые, институциональные достижения в области оказания государственных услуг, существующие в лучших иностранных практиках. Его нормы периодически объективно изменяются и дополняются. С момента введения в действие Закона его коррекция осуществлена 12 законами.

Итак, Закон «О государственных услугах» состоит из 6 глав, которые включают 31 статью. Его нельзя назвать боль­шим по содержанию, однако значительная фрагментарность может рассматриваться и как достоинство, и как недостаток правового акта. К сожалению, краткое содержание зако­на объективно имеет своими последствиями наличие в нем определенного количества бланкетных норм, отсылающих к отдельным нормам и положениям в ином законодательстве страны, что не совсем удобно с точки зрения пользования нормами этого закона населением страны, потребности и интересы которых он защищает.

Как это принято в правотворчестве Казахстана (см. статью 23 ЗРК «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года «Структура нормативного правового акта»), Главу 1 «Об­щие положения» (ст.ст. 1-5) традиционно открывает статья 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе», в которой дается разъяснение 19 основных понятий.

Не ставя целью их перечисление, что частично будет сде­лано ниже, приведем определение понятия «государственная услуга», под которой Закон понимает лишь одну из форм реализации отдельных государственных функций, осущест­вляемых в индивидуальном порядке по обращению услуго­получателей и направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ (п. 5 ст. 1).

Вместе с тем анализ понятийного аппарата показал, что он отражает не все определения, которые должен закре­пить, и это ослабляет его практическое и профилактическое значение. Например, на наш взгляд, в статью 1 Закона сле­довало также включить понятия «избыточной государствен­ной услуги» и «фиктивной государственной услуги». Ранее в имевших место вариантах Концепции к проекту данного закона приведенные понятия употреблялись. Включение их в Закон актуально, так как это стало бы правовым фактором противодействия необоснованному «раздуванию» штатов государственного органа, как следствие, неправомерному увеличению расходов казны, а также созданию условий для совершения коррупционных преступлений в сфере оказания государственных услуг. Более того, введение данных понятий потребует уточнения функций уполномоченных государ­ственных органов в соответствующих статьях Закона, то есть их нацеленность на выявление, устранение и предотвраще­ние появления подобных видов государственных услуг на правовом и практическом уровнях деятельности различных государственных органов как услугодателей.

Безусловно также, что нормы Закона основываются на действующем праве РК (ст. 4 Конституции РК), о чем обо­сновано указано в его статье 2.

Идеологию закона выражают 6 основных принципов оказания государственных услуг, которые закреплены в ста­тье 3. Здесь уместно привести следующие два принципа - ка­чество и доступность государственных услуг, а также постоян­ное совершенствование процесса оказания государственных услуг, что достаточно актуально в условиях ускоренного раз­вития Казахстана.

К сожалению, Закон не раскрывает содержания всех за­крепленных им принципов, что недопустимо, так как в прак­тике оказания государственных услуг это зачастую вызывает разное понимание их действия как услугодателями, так и ус­лугополучателями соответствующих государственных услуг.

Более того, предлагаемый Законом перечень принципов оказания государственных услуг явно неполон без указания в нем таких важнейших общеправовых принципов, как прин­цип законности (соблюдение всеми субъектами оказания го­сударственных услуг законов и подзаконных актов в данной сфере), принцип судебной защиты прав и свобод (возмож­ность восстановления нарушенных прав в процессе оказания государственных услуг), принцип профессионализма (оказа­ние государственных услуг компетентными людьми), прин­цип демократизма (степень участия населения и юридиче­ских лиц в этом процессе, так называемая «обратная связь» государственных органов с потребителями государственных услуг).

Приведенные исходные начала, положения, идеи, как общеправовые принципы, органично связаны с регулирова­нием общественных отношений в сфере оказания государ­ственных услуг, прямо выражают сущность и общие направ­ления правового воздействия норм закона и должны занять в нем соответствующее им место. Это также усилит взаимос­вязь принципов оказания государственных услуг с законо­дательно определенным перечнем прав потребителей госу­дарственных услуг, а также законодательно закрепленными обязанностями субъектов предоставления государственных услуг по отношению к их потребителям.

В целом, на наш взгляд, редакция статьи 3 в перспективе требует своего изменения в плане четкого закрепления всех принципов государственной политики в области государ­ственных услуг и определения их содержания.

Очень важным является закрепление в статье 4 шести ос­новных прав услугополучателей, что указывает на приоритет прав человека и гражданина в данном процессе, в частности, услугополучатели имеют право: получать в доступной фор­ме от услугодателя полную и достоверную информацию о порядке предоставления государственной услуги; получать государственную услугу в соответствии со стандартом госу­дарственной услуги; участвовать в публичных обсуждениях проектов стандартов государственных услуг в установленном законом порядке и т.д. Более того, нормами данной статьи предусмотрена широкая возможность услугополучателя (физические и юридические лица) обжаловать решения, действия (бездействие) по вопросам оказания государствен­ных услуг в административном порядке, в том числе обра­щаться в суд с иском о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере оказания государственных услуг.

В тесной связи с правами услугополучателей находят­ся права и, что особенно важно, обязанности услугодате- лей. Закон регламентирует 12 обязанностей услугодателей, в том числе обязанности по: оказанию государственных ус­луг в строгом соответствии со стандартами и регламентами, созданию необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями при получении ими государственных услуг, предоставлению полной и достоверной информации о по­рядке их оказания в доступной форме, повышению квалифи­кации работников в сфере оказания государственных услуг, а также обучению навыкам общения с инвалидами, инфор­мированию по запросу услугополучателей о стадии испол­нения государственной услуги и т.д. При этом Закон катего­рически предписывает, что в ходе оказания государственных услуг не допускается истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информаци­онных систем, а также нотариально засвидетельствованных копий документов, оригиналы которых представлены для сверки услугодателю.

Глава 2 Закона «Государственное регулирование в сфере оказания государственных услуг» (ст.ст. 6-11-1) ре­гламентирует компетенцию государственных органов в обла­сти оказания государственных услуг.

Согласно Закону, только к исключительному ведению Правительства Казахстана отнесено утверждение реестра, а также положения о Межведомственной комиссии по отбо­ру государственных услуг, подлежащих оказанию через Го­сударственную корпорацию «Правительство для народа», и ее состава (ст. 6). К примеру, Реестр государственных услуг утвержден постановлением Правительства 18 сентября 2013 года за № 983 и включает 709 государственных услуг. В По­слании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на­роду Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» постав­лена задача «В целом в 2019 году 80%, а в 2020 году не менее 90% госуслуг должно быть переведено в электронный фор­мат. Для этого необходимо в ускоренном порядке обновить Закон «О государственных услугах».

Законом вводится ряд уполномоченных органов в сфере оказания государственных услуг. Так, он различает компе­тенцию уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг (Агентство Ре­спублики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции) (ст. 7 Закона, пп. 10 п. 2 ст. 5 Закона от 23 ноября 2015 года «О государственной службе»). В частности, на данный орган возлагается разработка и ут­верждение правил государственного контроля за качеством оказания государственных услуг, а также методики оценки качества оказания государственных услуг по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации.

Кроме того, в функции данного органа входит форми­рование, реализация, мониторинг реализации и оценка результатов государственного социального заказа по про­ведению общественного мониторинга качества оказания государственных услуг, а также информационная, консуль­тативная, методическая поддержка физическим лицам и не­коммерческим организациям по проведению общественно­го мониторинга качества оказания государственных услуг и иные функции.

В свою очередь, к компетенции уполномоченного орга­на в сфере оказания государственных услуг (Министерство экономики Республики Казахстан) (ст. 8) отнесены: разра­ботка и утверждение правил ведения реестра государствен­ных услуг; разработка и ведение реестра государственных услуг; разработка и утверждение правил по разработке стан­дартов и регламентов государственных услуг по согласова­нию с уполномоченным органом в сфере информатизации; разработка и утверждение методики определения стоимо­сти государственной услуги и иные полномочия. Судя по компетенции данного уполномоченного органа, он является ключевым в части проведения мониторинга деятельности всех государственных органов по разработке стандартов и ре­гламентов государственных услуг.

Законом также определена компетенция уполномочен­ного органа в сфере информатизации (Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан) (ст. 9), в которую входят: разработка и утверждение перечня госу­дарственных услуг, подлежащих оптимизации и автоматиза­ции, и сроков их перевода в электронную форму; организа­ция и координация деятельности так называемого Единого контакт-центра по вопросам оказания государственных ус­луг; утверждение перечня государственных услуг, оказывае­мых в электронной форме на основании одного заявления, а также оказываемых посредством веб-портала «электронного правительства» и абонентского устройства подвижной сети; осуществление согласования проектов стандартов государ­ственных услуг, предусматривающих электронную форму оказания государственных услуг и иные полномочия.

Закон выделяет отдельной статьей компетенцию упол­номоченного органа, определяемого Правительством Республики Казахстан из числа центральных государ­ственных органов (Министерство информации и ком­муникаций Республики Казахстан, ст. 9-1), в обязанности которого входит: разработка и утверждение правил деятель­ности Государственной корпорации; разработка и утверж­дение правил отбора государственных услуг, подлежащих оказанию через Государственную корпорацию, по согласова­нию с уполномоченным органом в сфере информатизации; осуществление организации и контроля за деятельностью Государственной корпорации, координация деятельности Государственной корпорации и ее взаимодействие с услуго- дателями; осуществление согласования проектов стандартов государственных услуг, предусматривающих оказание госу­дарственных услуг через Государственную корпорацию, и другие полномочия.

Значительное место в рассматриваемом процессе за­нимает компетенция центральных государственных органов (министерства, ведомства, ст. 10), которые обязаны разраба­тывать и утверждать стандарты государственных услуг, раз­рабатывать и утверждать регламенты государственных услуг, обеспечивать качество и проводить внутренний контроль за качеством оказания государственных услуг, рассматривать обращения услугополучателей по вопросам оказания госу­дарственных услуг, обеспечивать повышение квалификации работников в сфере оказания государственных услуг, а также находиться в постоянном взаимодействии с уполномоченны­ми органами в сфере оказания государственных услуг, Госу­дарственной корпорацией и Единым контакт-центром.

Закон закрепляет компетенцию местных исполнительных органов всех уровней (областей, городов республиканского зна­чения, столицы, районов, городов областного значения, акимов районов в городе, городов районного значения, поселков, сел, сельских округов) за качеством оказания государственных услуг на территории соответствующей административно-территори­альной единицы (ст. 11). Характер их компетенции максималь­но привязан к потребностям и интересам населения и местного государственного управления. На данном уровне также пред­усмотрено взаимодействие со всеми уполномоченными орга­нами в сфере государственных услуг, Государственной корпора­цией, а также с Единым контакт-центром.

Кроме того, Глава 2 дополнена статьей 11-1 «Органи­зация деятельности Государственной корпорации» в соот­ветствии с Законом РК от 17 ноября 2015 «О внесении из­менений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государствен­ных услуг» (введена в действие с 1 марта 2016 года). Согласно ее нормам, Государственная корпорация является единым провайдером, осуществляющим деятельность в сфере ока­зания государственных услуг физическим и (или) юридиче­ским лицам по принципу «одного окна», регистрации за­лога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации, физических и юридических лиц, технического обследования зданий, сооружений и (или) их составляющих, государственной регистрации прав на не­движимое имущество, ведения государственного земельно­го кадастра, пенсионного и социального обеспечения. При этом иным лицам запрещается осуществление деятельности единого провайдера. Государственная корпорация создается в форме акционерного общества, является некоммерческой организацией, имеет свои филиалы. Ее единственным акцио­нером является Правительство Республики Казахстан (см. «О создании некоммерческого акционерного общества «Госу­дарственная корпорация «Правительство для граждан»: По­становление Правительства Республики Казахстан от 29 янва­ря 2016 года № 39). Уполномоченный орган Государственной корпорации, как мы отметили выше, определяется решени­ем Правительства Республики Казахстан из числа централь­ных государственных органов. Им является Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан (см. «Об утверждении Правил деятельности Государственной корпо­рации «Правительство для граждан»: Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 52).

На Государственную корпорацию Законом возложено: обеспечение повышения качества оказания государственных услуг; обеспечение соблюдения стандартов и регламентов государственных услуг; обеспечение информированности ус­лугополучателей о порядке оказания государственных услуг; рассмотрение обращения услугополучателей по вопросам оказания государственных услуг; обеспечение повышения квалификации работников в сфере оказания государствен­ных услуг; оказание государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам по принципу «одного окна» в со­ответствии с законодательством Республики Казахстан и т.д.

Глава 3 «Реестр, стандарт и регламент государствен­ных услуг» (ст.ст. 12-17) - одна из центральных в Законе. Согласно Закону, государственные услуги подлежат обяза­тельному включению в реестр государственных услуг. Иначе говоря, государственная услуга не может оказываться потре­бителю вне данного реестра. Законом закрепляется обяза­тельная структуру реестра государственных услуг (ст. 12).

Для обеспечения единых требований к качеству ока­зания государственных услуг всеми государственными ор­ганами Закон предусматривает разработку стандарта го­сударственных услуг, который также имеет определенную законом обязательную внутреннюю структуру (ст.ст. 13-14). Так, согласно Закону, его внутренняя структура включает общие положения, порядок оказания государственной услу­ги, порядок обжалования решений, действий государствен­ных органов, их должностных лиц, работников по вопросам оказания государственных услуг, иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе в электронном формате и через Государственную корпора­цию (ст. 14).

Необходимо иметь в виду, что стандарт государствен­ной услуги, разрабатываемый центральным государствен­ным органом, подчиненным и подотчетным Президенту РК, утверждается по согласованию с Администрацией Прези­дента РК. В свою очередь, стандарт государственной услуги, разрабатываемый центральным государственным органом, разрабатывается и утверждается данным органом с учетом требований, предусмотренных статьями 8-10 Закона «О го­сударственных услугах», то есть осуществления обязательной процедуры согласования данных стандартов с соответствую­щими уполномоченными органами в сфере оказания госу­дарственных услуг.

Закон в данной редакции не содержит срока, необхо­димого для разработки и утверждения центральным госу­дарственным органом проекта стандарта государственной услуги. Однако проект стандарта всегда подлежит обяза­тельному публичному обсуждению с целью учета замеча­ний и предложений их потребителей, права и законные интересы которых могут затрагиваться данными стандар­тами. В этой связи центральный государственный орган, разработавший стандарт государственной услуги, обеспе­чивает различными способами информирование услуго­получателей о проекте стандарта государственной услуги и делается это в течение пяти рабочих дней со дня вклю­чения государственной услуги в реестр государственных услуг. Собственно, на проведение уже публичного обсуж­дения проекта стандарта Закон отводит 30 календарных дней со дня его размещения на веб-портале «электронного правительства», интернет-ресурсе центрального государ­ственного органа и (или) интернет-ресурсах местного ис­полнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима района в городе, города районного значения, по­селка, села, сельского округа и т.д. По завершении данной работы проект стандарта государственной услуги, дорабо­танный по результатам публичного обсуждения, и отчет о завершении его публичного обсуждения направляются на согласование в соответствующие государственные органы. Результаты обсуждения, в том числе по результатам до­работки проекта стандарта в форме отчета обязательной формы, также размещаются на вышеуказанных инфор­мационных ресурсах заинтересованных государственных органов (ст. 15). Важно подчеркнуть, что проекты норма­тивных правовых актов по внесению изменений и (или) дополнений в утвержденные стандарты в обязательном порядке подлежат публичному обсуждению в порядке, установленном статьей 15 Закона.

В течение 30 календарных дней после введения в дей­ствие стандарта государственной услуги государственными органами соответствующего уровня разрабатываются и ут­верждаются регламенты государственных услуг. Регламент государственной услуги утверждается правовым актом соот­ветствующего государственного органа или руководителя со­ответствующего органа (ст. 16).

Регламент государственной услуги, согласно Закону, предусматривает общие положения, описание порядка дей­ствий структурных подразделений (работников) услугодате- ля в процессе оказания государственной услуги, описание порядка взаимодействия структурных подразделений (ра­ботников) услугодателя в процессе оказания государствен­ной услуги, а также описание порядка взаимодействия с Государственной корпорацией и иными услугодателями, по­рядка использования информационных систем в ходе данно­го процесса (ст. 17).

И еще об одном немаловажном вопросе. В Законе, к сожалению, отсутствуют нормы, регулирующие вопросы пе­редачи оказания отдельных государственных услуг в негосу­дарственный сектор, тогда как он различает среди субъектов оказания государственных услуг кроме государственных ор­ганов также широкий круг услугодателей в лице физических и юридических лиц. В этой связи при закреплении вышеу­казанных норм следует придерживаться следующих научных рекомендаций.

Прежде всего, должны быть определены основания ока­зания государственных услуг исключительно государством в лице государственных органов.

Далее. Государственные услуги, передаваемые в негосу­дарственный сектор, должны находиться под контролем го­сударства.

Кроме того, в данном вопросе следует также опреде­лить: критерии, на основании которых будут выявляться пу­бличные услуги, подлежащие передаче негосударственным структурам; критерии, которым должны отвечать негосудар­ственные структуры, чтобы выполнять публичные услуги; подлежат определению и условия их передачи. Именно при таком подходе будут исключены условия, способствую­щие коррупции при размежевании функций государствен­ных органов и иных услугодателей в сфере оказания государ­ственных услуг.

Глава 4 «Оказание государственных услуг» (ст.ст. 18-25) закрепляет их оказание через услугодателей, что опре­деляется соответствующими стандартами и регламентами через Государственную корпорацию, а также посредством веб-портала «электронного правительства» и абонентского устройства подвижной сети (ст. 18).

Так, услугодатель обязан принять заявление услугополу­чателя при наличии у него полного и действующего пакета документов согласно стандарту и регламенту государствен­ной услуги (ст. 19). В противном случае, то есть при предо­ставлении неполного пакета документов либо документов, срок действия которых истек, услугодатель отказывает в при­еме заявления.

После приема заявления услугодатели при наличии ос­нований могут мотивированно с дачей письменного ответа также отказать в оказании государственной услуги. Закон в этой части регулирует пять оснований отказа в оказании го­сударственной услуги, оговаривая, что законами Республики Казахстан могут устанавливаться иные основания для отказа в оказании государственной услуги (ст. 19-1).

Отдельной статьей Закон регулирует оказание государ­ственных услуг через Государственную корпорацию и в элек­тронном формате (ст. ст. 20-21).

При оказании государственной услуги через Государ­ственную корпорацию идентификация личности услугопо­лучателя возлагается на работников Государственной корпо­рации.

Результатом оказания государственной услуги в элек­тронной форме являются выдача электронного документа или документа на бумажном носителе, либо сведения из информационной системы «электронного правительства». Результаты оказания государственных услуг в электронной форме, полученных посредством абонентского устройства подвижной сети, направляются в кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства» в форме элек­тронного документа, а также по выбору услугополучателя на его абонентский номер в виде короткого текстового сообще­ния и используются услугополучателем для подтверждения фактов, имеющих юридическое значение, без необходимо­сти их представления на бумажном носителе. При оказании государственной услуги в электронной форме через Государ­ственную корпорацию на основании письменного согласия услугополучателя его запрос в форме электронного докумен­та заверяется служебной электронной цифровой подписью работника Государственной корпорации. Услугополучате­лям может быть оказано несколько государственных услуг на основании одного заявления.

Важное место в Законе занимают нормы касательно по­стоянной оптимизации процессов оказания государственных услуг, а также информирования услугополучателей о поряд­ке оказания государственных услуг (ст. 22). В этой связи не­обходимо отметить, что все государственные органы и услу- годатели обязаны ежегодно размещать в средствах массовой информации отчет о деятельности по вопросам оказания государственных услуг и не реже одного раза в год проводить публичные обсуждения данных отчетов с участием услугода- телей и заинтересованных физических и юридических лиц. Итоги публичного обсуждения используются для улучше­ния качества оказания государственных услуг и совершен­ствования стандартов и регламентов (ст. 23).

Закон особо оговаривает, что не допускается установле­ние для услугополучателя платы за оказание государствен­ных услуг, бесплатное предоставление которых гарантиро­вано законами Республики Казахстан. Из этого следует, что государственные услуги в РК могут оказываться на платной или бесплатной основе только в соответствии с законами. В данном вопросе исключается подзаконный уровень регули­рования платы за оказание государственных услуг (ст. 24).

Важное место в Законе отводится особенностям рас­смотрения жалоб услугополучателей по вопросам оказания государственных услуг, чему посвящены нормы статьи 25 За­кона.

Жалоба, согласно Закону, может быть подана в адрес соответствующего государственного органа, услугодателя, Государственной корпорации, а из числа уполномоченных органов она может быть подана в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания госу­дарственных услуг. Закон устанавливает короткие сроки в рабочих днях для ее рассмотрения со дня регистрации с воз­можностью их продления субъектами ее рассмотрения для проведения дополнительного изучения или проверки по жалобе либо проверки с выездом на место либо получения дополнительной информации.

Подача жалобы в вышеуказанные государственные ор­ганы имеет целью оперативное решение вопросов по восста­новлению нарушенных прав и законных интересов услугопо­лучателя.

Вместе с тем жалоба услугополучателя по вопросам ока­зания государственных услуг, согласно Конституции, может быть подана непосредственно в суд.

Глава 5 «Государственный контроль за качеством оказания государственных услуг. Оценка и обществен­ный мониторинг качества оказания государственных услуг» (ст.ст. 26 оценка 29) регламентирует принципы прове­дения государственного контроля, оценки и общественного мониторинга качества оказания государственных услуг; осо­бенности проведения контроля; порядок проведения оценки качества оказания государственных услуг и общественный мониторинг.

В этой части Закон лишь перечисляет принципы про­ведения контроля, оценки и общественного мониторинга, не раскрывая содержания данных принципов, что не позволяет уяснить их полное значение, содержание и может стать ус­ловием для совершения коррупционных правонарушений в ходе оказания государственных услуг (ст. 26).

Бланкетный характер носит и норма по поводу государ­ственного контроля за качеством оказания государственных услуг, который осуществляется в соответствии с законода­тельством РК (ст. 27).

Вместе с тем Закон оговаривает, что оценка качества оказания государственных услуг осуществляется уполномо­ченным органом по оценке и контролю за качеством оказа­ния государственных услуг, а оценка качества оказываемых в электронной форме услуг осуществляется уполномоченным органом в сфере информатизации (ст. 28).

За свой счет и по собственной инициативе может про­водиться общественный мониторинг качества оказания госу­дарственных услуг физическими лицами и некоммерчески­ми организациями. Кроме того, общественный мониторинг в этой сфере может также проводиться по государственному социальному заказу уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг госу­дарственными органами.

По результатам общественного мониторинга физиче­ские лица, некоммерческие организации составляют заклю­чение о соблюдении государственными органами, а также услугодателями требований законодательства в сфере оказа­ния государственных услуг, дают рекомендации по устране­нию фактов его несоблюдения, вносят предложения по по­вышению качества и предложения по внесению изменений и дополнений в стандарты государственных услуг.

К сожалению, нормы Закона не закрепляют конкретной обратной связи государственных органов, а также услугода- телей с авторами заключений общественного мониторинга качества оказания государственных услуг, что ставит под со­мнение выполнение ими рекомендаций и предложений, со­держащихся в подобных заключениях.

Завершает Закон Глава 6 «Заключительные положе­ния» (ст.ст. 30-31), которая включает бланкетную норму об ответственности (дисциплинарной, административной) за нарушение законодательства в сфере оказания государствен­ных услуг, а также порядок ведения в действие данного За­кона.

Наряду с анализируемым Законом Сенат Парламента РК также принял Закон «О внесении изменений и дополне­ний в некоторые законодательные акты РК по вопросам го­сударственных услуг». То есть одновременно с принятием основного Закона внесены изменения и дополнения в Бюд­жетный кодекс РК, Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», Закон РК «О нормативных право­вых актах», Закон РК «Об административных процедурах», Закон «О государственном социальном заказе», Закон РК «О частном предпринимательстве», Закон РК «Об информати­зации», Закон РК «О порядке рассмотрения обращений фи­зических и юридических лиц», Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

В последующие годы также производилась корректи­ровка основного и иных законов, связанных с оказанием го­сударственных услуг (см. Законы Республики Казахстан от 17 ноября 2015 года, от 6 апреля 2016 года и т.д.).

Краткие выводы и рекомендации

Первое. В Казахстане сложились политические, право­вые, институциональные основы оказания государственных услуг, как важнейшего фактора повышения доверия граж­данского общества и населения, прежде всего, к деятельности государственного аппарата и противодействия коррупции среди его должностных лиц.

Второе. В Казахстане сформирован и действует ряд вза­имосвязанных законов, в том числе самостоятельный Закон «О государственных услугах», регулирующий вопросы ока­зания государственных услуг, включая их оказание в элек­тронном формате, а также осуществление государственного контроля за деятельностью государственного аппарата, его должностных лиц и иных услугодателей в данной сфере.

Третье. Оказание государственных услуг возложено на систему государственных органов, иных субъектов права, то есть услугодателей в лице центральных государственных ор­ганов, загранучреждений Республики Казахстан, местных ис­полнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов районов в городе, городов районного значения, по­селков, сел, сельских округов, а также физических и юриди­ческих лиц, оказывающих государственные услуги в соответ­ствии с законодательством Республики Казахстан.

Четвертое. Механизм оказания государственных услуг постоянно и последовательно совершенствуется, в том числе с учетом мнения гражданского общества и населения в на­правлении повышения эффективности правовых, институ­циональных методов этой деятельности, с использованием потенциала электронных форм их оказания.

КОГАМОВА Асель Шукирбаевна
магистр права, нотариус, Казахстан, г. Астана

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях