15 апреля 2013 года в Казахстане в установленном Конституцией порядке был впервые принят Закон «О государственных услугах», предметом которого, как указано в его преамбуле, является регулирование общественных отношений в сфере оказания государственных услуг.
Вопрос о необходимости принятия такого закона в Казахстане поднимался давно. По этому поводу было проведено большое количество круглых столов и конференций, разработаны различные варианты Концепций к законопроекту, в соответствии с которыми рассматривались различные варианты проекта самого закона. Несмотря на прикладной характер данного процесса, оказание государственных услуг не обошло стороной и стало важнейшей темой отдельных научных исследований в стране, в том числе на системном монографическом уровне.
Решающими в судьбе рассматриваемого Закона стали 2012 и начало 2013 года, когда была проведена большая работа по его разработке, обсуждению и принятию.
Итак, что представляет собой Закон «О государственных услугах». Прежде всего, вне всяких сомнений, следует отметить его политическую необходимость, так как с принятием этого Закона значительно усилена ответственность государственного аппарата перед народом Казахстана.
В этом контексте и с учетом нарастающих результатов оказания государственных услуг возникла системная и устойчивая организационно-правовая платформа, обеспечивающая повышение доверия гражданского общества и населения к государственному аппарату в целом.
Однозначно, что с принятием Закона завершился процесс консолидации в единый правовой акт всех основных положений, связанных с оказанием государственных услуг, что сделало удобным и доступным для восприятия и понимания населением сущности деятельности государственных органов через институт оказания государственных услуг.
В контексте изложенного, наблюдается определенная связь норм Закона с теорией оказания государственных услуг, то есть он проработан в научном смысле и впитал в себя лучшие правовые, институциональные достижения в области оказания государственных услуг, существующие в лучших иностранных практиках. Его нормы периодически объективно изменяются и дополняются. С момента введения в действие Закона его коррекция осуществлена 12 законами.
Итак, Закон «О государственных услугах» состоит из 6 глав, которые включают 31 статью. Его нельзя назвать большим по содержанию, однако значительная фрагментарность может рассматриваться и как достоинство, и как недостаток правового акта. К сожалению, краткое содержание закона объективно имеет своими последствиями наличие в нем определенного количества бланкетных норм, отсылающих к отдельным нормам и положениям в ином законодательстве страны, что не совсем удобно с точки зрения пользования нормами этого закона населением страны, потребности и интересы которых он защищает.
Как это принято в правотворчестве Казахстана (см. статью 23 ЗРК «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года «Структура нормативного правового акта»), Главу 1 «Общие положения» (ст.ст. 1-5) традиционно открывает статья 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе», в которой дается разъяснение 19 основных понятий.
Не ставя целью их перечисление, что частично будет сделано ниже, приведем определение понятия «государственная услуга», под которой Закон понимает лишь одну из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению услугополучателей и направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ (п. 5 ст. 1).
Вместе с тем анализ понятийного аппарата показал, что он отражает не все определения, которые должен закрепить, и это ослабляет его практическое и профилактическое значение. Например, на наш взгляд, в статью 1 Закона следовало также включить понятия «избыточной государственной услуги» и «фиктивной государственной услуги». Ранее в имевших место вариантах Концепции к проекту данного закона приведенные понятия употреблялись. Включение их в Закон актуально, так как это стало бы правовым фактором противодействия необоснованному «раздуванию» штатов государственного органа, как следствие, неправомерному увеличению расходов казны, а также созданию условий для совершения коррупционных преступлений в сфере оказания государственных услуг. Более того, введение данных понятий потребует уточнения функций уполномоченных государственных органов в соответствующих статьях Закона, то есть их нацеленность на выявление, устранение и предотвращение появления подобных видов государственных услуг на правовом и практическом уровнях деятельности различных государственных органов как услугодателей.
Безусловно также, что нормы Закона основываются на действующем праве РК (ст. 4 Конституции РК), о чем обосновано указано в его статье 2.
Идеологию закона выражают 6 основных принципов оказания государственных услуг, которые закреплены в статье 3. Здесь уместно привести следующие два принципа - качество и доступность государственных услуг, а также постоянное совершенствование процесса оказания государственных услуг, что достаточно актуально в условиях ускоренного развития Казахстана.
К сожалению, Закон не раскрывает содержания всех закрепленных им принципов, что недопустимо, так как в практике оказания государственных услуг это зачастую вызывает разное понимание их действия как услугодателями, так и услугополучателями соответствующих государственных услуг.
Более того, предлагаемый Законом перечень принципов оказания государственных услуг явно неполон без указания в нем таких важнейших общеправовых принципов, как принцип законности (соблюдение всеми субъектами оказания государственных услуг законов и подзаконных актов в данной сфере), принцип судебной защиты прав и свобод (возможность восстановления нарушенных прав в процессе оказания государственных услуг), принцип профессионализма (оказание государственных услуг компетентными людьми), принцип демократизма (степень участия населения и юридических лиц в этом процессе, так называемая «обратная связь» государственных органов с потребителями государственных услуг).
Приведенные исходные начала, положения, идеи, как общеправовые принципы, органично связаны с регулированием общественных отношений в сфере оказания государственных услуг, прямо выражают сущность и общие направления правового воздействия норм закона и должны занять в нем соответствующее им место. Это также усилит взаимосвязь принципов оказания государственных услуг с законодательно определенным перечнем прав потребителей государственных услуг, а также законодательно закрепленными обязанностями субъектов предоставления государственных услуг по отношению к их потребителям.
В целом, на наш взгляд, редакция статьи 3 в перспективе требует своего изменения в плане четкого закрепления всех принципов государственной политики в области государственных услуг и определения их содержания.
Очень важным является закрепление в статье 4 шести основных прав услугополучателей, что указывает на приоритет прав человека и гражданина в данном процессе, в частности, услугополучатели имеют право: получать в доступной форме от услугодателя полную и достоверную информацию о порядке предоставления государственной услуги; получать государственную услугу в соответствии со стандартом государственной услуги; участвовать в публичных обсуждениях проектов стандартов государственных услуг в установленном законом порядке и т.д. Более того, нормами данной статьи предусмотрена широкая возможность услугополучателя (физические и юридические лица) обжаловать решения, действия (бездействие) по вопросам оказания государственных услуг в административном порядке, в том числе обращаться в суд с иском о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере оказания государственных услуг.
В тесной связи с правами услугополучателей находятся права и, что особенно важно, обязанности услугодате- лей. Закон регламентирует 12 обязанностей услугодателей, в том числе обязанности по: оказанию государственных услуг в строгом соответствии со стандартами и регламентами, созданию необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями при получении ими государственных услуг, предоставлению полной и достоверной информации о порядке их оказания в доступной форме, повышению квалификации работников в сфере оказания государственных услуг, а также обучению навыкам общения с инвалидами, информированию по запросу услугополучателей о стадии исполнения государственной услуги и т.д. При этом Закон категорически предписывает, что в ходе оказания государственных услуг не допускается истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем, а также нотариально засвидетельствованных копий документов, оригиналы которых представлены для сверки услугодателю.
Глава 2 Закона «Государственное регулирование в сфере оказания государственных услуг» (ст.ст. 6-11-1) регламентирует компетенцию государственных органов в области оказания государственных услуг.
Согласно Закону, только к исключительному ведению Правительства Казахстана отнесено утверждение реестра, а также положения о Межведомственной комиссии по отбору государственных услуг, подлежащих оказанию через Государственную корпорацию «Правительство для народа», и ее состава (ст. 6). К примеру, Реестр государственных услуг утвержден постановлением Правительства 18 сентября 2013 года за № 983 и включает 709 государственных услуг. В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» поставлена задача «В целом в 2019 году 80%, а в 2020 году не менее 90% госуслуг должно быть переведено в электронный формат. Для этого необходимо в ускоренном порядке обновить Закон «О государственных услугах».
Законом вводится ряд уполномоченных органов в сфере оказания государственных услуг. Так, он различает компетенцию уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг (Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции) (ст. 7 Закона, пп. 10 п. 2 ст. 5 Закона от 23 ноября 2015 года «О государственной службе»). В частности, на данный орган возлагается разработка и утверждение правил государственного контроля за качеством оказания государственных услуг, а также методики оценки качества оказания государственных услуг по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации.
Кроме того, в функции данного органа входит формирование, реализация, мониторинг реализации и оценка результатов государственного социального заказа по проведению общественного мониторинга качества оказания государственных услуг, а также информационная, консультативная, методическая поддержка физическим лицам и некоммерческим организациям по проведению общественного мониторинга качества оказания государственных услуг и иные функции.
В свою очередь, к компетенции уполномоченного органа в сфере оказания государственных услуг (Министерство экономики Республики Казахстан) (ст. 8) отнесены: разработка и утверждение правил ведения реестра государственных услуг; разработка и ведение реестра государственных услуг; разработка и утверждение правил по разработке стандартов и регламентов государственных услуг по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации; разработка и утверждение методики определения стоимости государственной услуги и иные полномочия. Судя по компетенции данного уполномоченного органа, он является ключевым в части проведения мониторинга деятельности всех государственных органов по разработке стандартов и регламентов государственных услуг.
Законом также определена компетенция уполномоченного органа в сфере информатизации (Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан) (ст. 9), в которую входят: разработка и утверждение перечня государственных услуг, подлежащих оптимизации и автоматизации, и сроков их перевода в электронную форму; организация и координация деятельности так называемого Единого контакт-центра по вопросам оказания государственных услуг; утверждение перечня государственных услуг, оказываемых в электронной форме на основании одного заявления, а также оказываемых посредством веб-портала «электронного правительства» и абонентского устройства подвижной сети; осуществление согласования проектов стандартов государственных услуг, предусматривающих электронную форму оказания государственных услуг и иные полномочия.
Закон выделяет отдельной статьей компетенцию уполномоченного органа, определяемого Правительством Республики Казахстан из числа центральных государственных органов (Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан, ст. 9-1), в обязанности которого входит: разработка и утверждение правил деятельности Государственной корпорации; разработка и утверждение правил отбора государственных услуг, подлежащих оказанию через Государственную корпорацию, по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации; осуществление организации и контроля за деятельностью Государственной корпорации, координация деятельности Государственной корпорации и ее взаимодействие с услуго- дателями; осуществление согласования проектов стандартов государственных услуг, предусматривающих оказание государственных услуг через Государственную корпорацию, и другие полномочия.
Значительное место в рассматриваемом процессе занимает компетенция центральных государственных органов (министерства, ведомства, ст. 10), которые обязаны разрабатывать и утверждать стандарты государственных услуг, разрабатывать и утверждать регламенты государственных услуг, обеспечивать качество и проводить внутренний контроль за качеством оказания государственных услуг, рассматривать обращения услугополучателей по вопросам оказания государственных услуг, обеспечивать повышение квалификации работников в сфере оказания государственных услуг, а также находиться в постоянном взаимодействии с уполномоченными органами в сфере оказания государственных услуг, Государственной корпорацией и Единым контакт-центром.
Закон закрепляет компетенцию местных исполнительных органов всех уровней (областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов районов в городе, городов районного значения, поселков, сел, сельских округов) за качеством оказания государственных услуг на территории соответствующей административно-территориальной единицы (ст. 11). Характер их компетенции максимально привязан к потребностям и интересам населения и местного государственного управления. На данном уровне также предусмотрено взаимодействие со всеми уполномоченными органами в сфере государственных услуг, Государственной корпорацией, а также с Единым контакт-центром.
Кроме того, Глава 2 дополнена статьей 11-1 «Организация деятельности Государственной корпорации» в соответствии с Законом РК от 17 ноября 2015 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг» (введена в действие с 1 марта 2016 года). Согласно ее нормам, Государственная корпорация является единым провайдером, осуществляющим деятельность в сфере оказания государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам по принципу «одного окна», регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации, физических и юридических лиц, технического обследования зданий, сооружений и (или) их составляющих, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведения государственного земельного кадастра, пенсионного и социального обеспечения. При этом иным лицам запрещается осуществление деятельности единого провайдера. Государственная корпорация создается в форме акционерного общества, является некоммерческой организацией, имеет свои филиалы. Ее единственным акционером является Правительство Республики Казахстан (см. «О создании некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан»: Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 39). Уполномоченный орган Государственной корпорации, как мы отметили выше, определяется решением Правительства Республики Казахстан из числа центральных государственных органов. Им является Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан (см. «Об утверждении Правил деятельности Государственной корпорации «Правительство для граждан»: Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 52).
На Государственную корпорацию Законом возложено: обеспечение повышения качества оказания государственных услуг; обеспечение соблюдения стандартов и регламентов государственных услуг; обеспечение информированности услугополучателей о порядке оказания государственных услуг; рассмотрение обращения услугополучателей по вопросам оказания государственных услуг; обеспечение повышения квалификации работников в сфере оказания государственных услуг; оказание государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам по принципу «одного окна» в соответствии с законодательством Республики Казахстан и т.д.
Глава 3 «Реестр, стандарт и регламент государственных услуг» (ст.ст. 12-17) - одна из центральных в Законе. Согласно Закону, государственные услуги подлежат обязательному включению в реестр государственных услуг. Иначе говоря, государственная услуга не может оказываться потребителю вне данного реестра. Законом закрепляется обязательная структуру реестра государственных услуг (ст. 12).
Для обеспечения единых требований к качеству оказания государственных услуг всеми государственными органами Закон предусматривает разработку стандарта государственных услуг, который также имеет определенную законом обязательную внутреннюю структуру (ст.ст. 13-14). Так, согласно Закону, его внутренняя структура включает общие положения, порядок оказания государственной услуги, порядок обжалования решений, действий государственных органов, их должностных лиц, работников по вопросам оказания государственных услуг, иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе в электронном формате и через Государственную корпорацию (ст. 14).
Необходимо иметь в виду, что стандарт государственной услуги, разрабатываемый центральным государственным органом, подчиненным и подотчетным Президенту РК, утверждается по согласованию с Администрацией Президента РК. В свою очередь, стандарт государственной услуги, разрабатываемый центральным государственным органом, разрабатывается и утверждается данным органом с учетом требований, предусмотренных статьями 8-10 Закона «О государственных услугах», то есть осуществления обязательной процедуры согласования данных стандартов с соответствующими уполномоченными органами в сфере оказания государственных услуг.
Закон в данной редакции не содержит срока, необходимого для разработки и утверждения центральным государственным органом проекта стандарта государственной услуги. Однако проект стандарта всегда подлежит обязательному публичному обсуждению с целью учета замечаний и предложений их потребителей, права и законные интересы которых могут затрагиваться данными стандартами. В этой связи центральный государственный орган, разработавший стандарт государственной услуги, обеспечивает различными способами информирование услугополучателей о проекте стандарта государственной услуги и делается это в течение пяти рабочих дней со дня включения государственной услуги в реестр государственных услуг. Собственно, на проведение уже публичного обсуждения проекта стандарта Закон отводит 30 календарных дней со дня его размещения на веб-портале «электронного правительства», интернет-ресурсе центрального государственного органа и (или) интернет-ресурсах местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа и т.д. По завершении данной работы проект стандарта государственной услуги, доработанный по результатам публичного обсуждения, и отчет о завершении его публичного обсуждения направляются на согласование в соответствующие государственные органы. Результаты обсуждения, в том числе по результатам доработки проекта стандарта в форме отчета обязательной формы, также размещаются на вышеуказанных информационных ресурсах заинтересованных государственных органов (ст. 15). Важно подчеркнуть, что проекты нормативных правовых актов по внесению изменений и (или) дополнений в утвержденные стандарты в обязательном порядке подлежат публичному обсуждению в порядке, установленном статьей 15 Закона.
В течение 30 календарных дней после введения в действие стандарта государственной услуги государственными органами соответствующего уровня разрабатываются и утверждаются регламенты государственных услуг. Регламент государственной услуги утверждается правовым актом соответствующего государственного органа или руководителя соответствующего органа (ст. 16).
Регламент государственной услуги, согласно Закону, предусматривает общие положения, описание порядка действий структурных подразделений (работников) услугодате- ля в процессе оказания государственной услуги, описание порядка взаимодействия структурных подразделений (работников) услугодателя в процессе оказания государственной услуги, а также описание порядка взаимодействия с Государственной корпорацией и иными услугодателями, порядка использования информационных систем в ходе данного процесса (ст. 17).
И еще об одном немаловажном вопросе. В Законе, к сожалению, отсутствуют нормы, регулирующие вопросы передачи оказания отдельных государственных услуг в негосударственный сектор, тогда как он различает среди субъектов оказания государственных услуг кроме государственных органов также широкий круг услугодателей в лице физических и юридических лиц. В этой связи при закреплении вышеуказанных норм следует придерживаться следующих научных рекомендаций.
Прежде всего, должны быть определены основания оказания государственных услуг исключительно государством в лице государственных органов.
Далее. Государственные услуги, передаваемые в негосударственный сектор, должны находиться под контролем государства.
Кроме того, в данном вопросе следует также определить: критерии, на основании которых будут выявляться публичные услуги, подлежащие передаче негосударственным структурам; критерии, которым должны отвечать негосударственные структуры, чтобы выполнять публичные услуги; подлежат определению и условия их передачи. Именно при таком подходе будут исключены условия, способствующие коррупции при размежевании функций государственных органов и иных услугодателей в сфере оказания государственных услуг.
Глава 4 «Оказание государственных услуг» (ст.ст. 18-25) закрепляет их оказание через услугодателей, что определяется соответствующими стандартами и регламентами через Государственную корпорацию, а также посредством веб-портала «электронного правительства» и абонентского устройства подвижной сети (ст. 18).
Так, услугодатель обязан принять заявление услугополучателя при наличии у него полного и действующего пакета документов согласно стандарту и регламенту государственной услуги (ст. 19). В противном случае, то есть при предоставлении неполного пакета документов либо документов, срок действия которых истек, услугодатель отказывает в приеме заявления.
После приема заявления услугодатели при наличии оснований могут мотивированно с дачей письменного ответа также отказать в оказании государственной услуги. Закон в этой части регулирует пять оснований отказа в оказании государственной услуги, оговаривая, что законами Республики Казахстан могут устанавливаться иные основания для отказа в оказании государственной услуги (ст. 19-1).
Отдельной статьей Закон регулирует оказание государственных услуг через Государственную корпорацию и в электронном формате (ст. ст. 20-21).
При оказании государственной услуги через Государственную корпорацию идентификация личности услугополучателя возлагается на работников Государственной корпорации.
Результатом оказания государственной услуги в электронной форме являются выдача электронного документа или документа на бумажном носителе, либо сведения из информационной системы «электронного правительства». Результаты оказания государственных услуг в электронной форме, полученных посредством абонентского устройства подвижной сети, направляются в кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства» в форме электронного документа, а также по выбору услугополучателя на его абонентский номер в виде короткого текстового сообщения и используются услугополучателем для подтверждения фактов, имеющих юридическое значение, без необходимости их представления на бумажном носителе. При оказании государственной услуги в электронной форме через Государственную корпорацию на основании письменного согласия услугополучателя его запрос в форме электронного документа заверяется служебной электронной цифровой подписью работника Государственной корпорации. Услугополучателям может быть оказано несколько государственных услуг на основании одного заявления.
Важное место в Законе занимают нормы касательно постоянной оптимизации процессов оказания государственных услуг, а также информирования услугополучателей о порядке оказания государственных услуг (ст. 22). В этой связи необходимо отметить, что все государственные органы и услу- годатели обязаны ежегодно размещать в средствах массовой информации отчет о деятельности по вопросам оказания государственных услуг и не реже одного раза в год проводить публичные обсуждения данных отчетов с участием услугода- телей и заинтересованных физических и юридических лиц. Итоги публичного обсуждения используются для улучшения качества оказания государственных услуг и совершенствования стандартов и регламентов (ст. 23).
Закон особо оговаривает, что не допускается установление для услугополучателя платы за оказание государственных услуг, бесплатное предоставление которых гарантировано законами Республики Казахстан. Из этого следует, что государственные услуги в РК могут оказываться на платной или бесплатной основе только в соответствии с законами. В данном вопросе исключается подзаконный уровень регулирования платы за оказание государственных услуг (ст. 24).
Важное место в Законе отводится особенностям рассмотрения жалоб услугополучателей по вопросам оказания государственных услуг, чему посвящены нормы статьи 25 Закона.
Жалоба, согласно Закону, может быть подана в адрес соответствующего государственного органа, услугодателя, Государственной корпорации, а из числа уполномоченных органов она может быть подана в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг. Закон устанавливает короткие сроки в рабочих днях для ее рассмотрения со дня регистрации с возможностью их продления субъектами ее рассмотрения для проведения дополнительного изучения или проверки по жалобе либо проверки с выездом на место либо получения дополнительной информации.
Подача жалобы в вышеуказанные государственные органы имеет целью оперативное решение вопросов по восстановлению нарушенных прав и законных интересов услугополучателя.
Вместе с тем жалоба услугополучателя по вопросам оказания государственных услуг, согласно Конституции, может быть подана непосредственно в суд.
Глава 5 «Государственный контроль за качеством оказания государственных услуг. Оценка и общественный мониторинг качества оказания государственных услуг» (ст.ст. 26 оценка 29) регламентирует принципы проведения государственного контроля, оценки и общественного мониторинга качества оказания государственных услуг; особенности проведения контроля; порядок проведения оценки качества оказания государственных услуг и общественный мониторинг.
В этой части Закон лишь перечисляет принципы проведения контроля, оценки и общественного мониторинга, не раскрывая содержания данных принципов, что не позволяет уяснить их полное значение, содержание и может стать условием для совершения коррупционных правонарушений в ходе оказания государственных услуг (ст. 26).
Бланкетный характер носит и норма по поводу государственного контроля за качеством оказания государственных услуг, который осуществляется в соответствии с законодательством РК (ст. 27).
Вместе с тем Закон оговаривает, что оценка качества оказания государственных услуг осуществляется уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, а оценка качества оказываемых в электронной форме услуг осуществляется уполномоченным органом в сфере информатизации (ст. 28).
За свой счет и по собственной инициативе может проводиться общественный мониторинг качества оказания государственных услуг физическими лицами и некоммерческими организациями. Кроме того, общественный мониторинг в этой сфере может также проводиться по государственному социальному заказу уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг государственными органами.
По результатам общественного мониторинга физические лица, некоммерческие организации составляют заключение о соблюдении государственными органами, а также услугодателями требований законодательства в сфере оказания государственных услуг, дают рекомендации по устранению фактов его несоблюдения, вносят предложения по повышению качества и предложения по внесению изменений и дополнений в стандарты государственных услуг.
К сожалению, нормы Закона не закрепляют конкретной обратной связи государственных органов, а также услугода- телей с авторами заключений общественного мониторинга качества оказания государственных услуг, что ставит под сомнение выполнение ими рекомендаций и предложений, содержащихся в подобных заключениях.
Завершает Закон Глава 6 «Заключительные положения» (ст.ст. 30-31), которая включает бланкетную норму об ответственности (дисциплинарной, административной) за нарушение законодательства в сфере оказания государственных услуг, а также порядок ведения в действие данного Закона.
Наряду с анализируемым Законом Сенат Парламента РК также принял Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных услуг». То есть одновременно с принятием основного Закона внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РК, Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», Закон РК «О нормативных правовых актах», Закон РК «Об административных процедурах», Закон «О государственном социальном заказе», Закон РК «О частном предпринимательстве», Закон РК «Об информатизации», Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».
В последующие годы также производилась корректировка основного и иных законов, связанных с оказанием государственных услуг (см. Законы Республики Казахстан от 17 ноября 2015 года, от 6 апреля 2016 года и т.д.).
Краткие выводы и рекомендации
Первое. В Казахстане сложились политические, правовые, институциональные основы оказания государственных услуг, как важнейшего фактора повышения доверия гражданского общества и населения, прежде всего, к деятельности государственного аппарата и противодействия коррупции среди его должностных лиц.
Второе. В Казахстане сформирован и действует ряд взаимосвязанных законов, в том числе самостоятельный Закон «О государственных услугах», регулирующий вопросы оказания государственных услуг, включая их оказание в электронном формате, а также осуществление государственного контроля за деятельностью государственного аппарата, его должностных лиц и иных услугодателей в данной сфере.
Третье. Оказание государственных услуг возложено на систему государственных органов, иных субъектов права, то есть услугодателей в лице центральных государственных органов, загранучреждений Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов районов в городе, городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также физических и юридических лиц, оказывающих государственные услуги в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Четвертое. Механизм оказания государственных услуг постоянно и последовательно совершенствуется, в том числе с учетом мнения гражданского общества и населения в направлении повышения эффективности правовых, институциональных методов этой деятельности, с использованием потенциала электронных форм их оказания.
КОГАМОВА Асель Шукирбаевна
магистр права, нотариус, Казахстан, г. Астана